Периодически попадались интересные фотографии из подземки,светотехника которой (по крайней мере московской-точно) представляет собой совершенно особое явление. Думаю,стоит собирать их в одной теме
Разгребая невесть когда скачанные фотографии в галерее обнаружил интересные кадры:
Ежик на Студенческой. 00-е. Слева свисает что-то вроде битого СППРа.
Вагоны типа B там же.
Состав из вагонов 81-715.2 и 81-716.2,так,увы и не пошедших в серию. Депо "Красная пресня",1987 год. С потолка свисают знаменитые ШОД 2х40.
Вагон 81-715.3 там же.
Вагон 81-715.1 ПСХ-60(?) в смотровой яме.
Это не СППР, это некие неизвестные подвесные светильники под ДРЛ125 со светоотражающей решёткой (предположительно сделанные по заказу Светосервисом), которыми повсеместно оснастили все открытые станции филёвской линии перед праздником 850-ти летия города, за место СК-300 (фото 2). Работали почти до недавнего времени, но теперь поголовно выпилены на светодиодники после тотальной реконструкции станций, затеянной в прошлом году.
Хм,вот как. В те года конечно не особо интересовался уличными светильниками,только потом узнал,что ЖД и метро любят всякий (полу)самопал.
Да, это либо продукция Светосервиса (МОСЗ), либо некой полусекретной "придворной" фирмы "Виско-М", которая в лихие 90-е отхватывала очень вкусные кусочки проектов освещения новых и реконструируемых станций метро. Светильники их на вид довольно сильно контрастировали с привычным советским дизайном. Делали ли они их сами или перекупали где-то за бугром, наклеивая свой лейбл – видимо, так уже и останется тайной)
В 90-е такое разве практиковали уже? Это же политика путинского
воровскогомалого бизнеса.Почему путинского? "Бизнесу" всегда перекупать чужое было в 100 раз выгоднее, чем шевелиться что-то произвести самим.
Правда в 90-е вполне могли ещё где-то в Германии/Финляндии перекупать, Кетай тогда ещё не набрал свои обороты.
Сокольники после замены освещения, 1972г.
Партизанская (тогда Измайловская) с оригинальным освещением, 50-е.
Эскалаторное освещение, 1935г.
Депо Сокол, 1966г.
Павелецкая горьковскозамоскворецкой линии до постройки центрального зала, 1947г.
Смоленская с оригинальным освещением, 1939г.
Лубянка (тогда Дзержинская) до постройки центрального зала, май 1935г.
Динамо с оригинальным освещением, 1938г.
Аэропорт с оригинальным освещением, 1938г.
Автозаводская (тогда Завод им. Сталина) с оригинальным освещением, 1952г.
Автозаводская (тогда Завод им. Сталина) с оригинальным освещением, 1950г.
Старая Первомайская (работала с 1954 по 1961г.), 1958г.
Перекупать возможно, но не наклеивать в наглую свой лейбл, эта мода пришла ближе к середине 00-х.
Путинский потому что именно Пу. в своих выступлениях и интервью усердно ратует за развитие этого самого "малого бизнеса" (слушать противно).
rft2
Фото потрясные! И похоже, я их раньше нигде не видел. Это из личных архивов?
Dr. Cortex
Ну может прямо лейбл они и не клеили, но явно по документам продукция шла как их собственного производства. Тем более demo-краты подобный "бизнес" всегда приветствовали ещё активнее.
Люстры как на Киевской? По крайней мере плафонами похожи.
Или как на ВДНХ. Которая кстати строилась примерно в те же годы.
Продолжу тему.
Киевская с оригинальным освещением (1936-37 гг.):
Парк Культуры с оригинальным освещением (1937 г.):
Охотный ряд с оригинальным освещением (1937 г.):
Комсомольская с оригинальным освещением (1937 г.):
Люстра на Комсомольской крупным планом:
Нет, это всё собрано из сети. И многое из этого у меня на ixbt.photo лежит.
Тогда едем дальше:
Вестибюль старой Первомайской
Южный вестибюль Смоленской (снесён в 1937), 1935г.
Замена освещения на Киевской, 70-е.
Измайловская эстакада, 1985г.
Экспериментальный вагон Е 3361 с люминесцентным освещением (фото раскрашено)
Полежаевская с плафонами на светильниках, 1980г.
Светильники первой очереди метрополитена (1935 г.):
Эскизы первых станций метро. "Сокольники":
"Красносельская ул.":
"Комсомольская пл.":
"Мясницкие ворота":
"Площадь Дзержинского":
"Библиотека Ленина":
"Охотный ряд":
"Крапоткинские ворота" (орфография сохранена):
Ну наконец-то! Всплыла фотка салона опытного Г:
Опытный состав из 6 вагонов Г был построен в 1940 году. В 1947 переделан в серийный.
Кроме расположения сидений и отсутствия поручней, всё вроде обычное?
Нет среднего ряда светильников, есть светильник над центром окна (у серийных Г его не было, он вернулся только на Д), у торцевой двери не скруглённые углы, нет ручек на окнах.
Хм... насчёт ручек тоже заметил. Окна не открывались?
Неизвестно.
И да, получается СПЛ-55 действительно довоенный.
В кругах любителей метро бытует мнение, что световые указатели появились в мосметро только к Олимпиаде-80 (т.е. года так с 1978). Однако как выясняется, это не совсем так.
Например, на этом снимке 1966 года хорошо видны световые указатели над обоими путями станции "Кропоткинская", причём на правом при желании даже можно разобрать надпись "Парк Культуры" (название следующей станции). Любопытно, что размещались эти указатели непосредственно над перронами, причём на них были светящиеся буквы на тёмном фоне, а не наоборот (как на "олимпийских"). Интересно было бы увидеть более чёткое фото этих конструкций, но похоже, на сегодняшний день это уже малореально.
У нас тоже вроде такое было, только там не столько указатель системы "Выход там-сям, пересадка туды", а технологическое табло, указывающее до какой станции идет прибывающий поезд. Два варианта, первый - конечная линии, второй - сокращенный маршрут до какой-то станции, где всех высадят и поезд уйдет в депо или под оборот. Т.е. часто практиковались сокращенные маршруты до постоянно определенной станции,в Мск, насколько я помню застал вообще по нашим меркам нонсенс - поезд переезжал на другую линию, что на табло и показывали.
У нас тоже потом стали такие финты делать между красной и зеленой, но не часто и перейти пешком иногда было быстрее, чем сидеть минут 5-10 в тоннеле и ждать нужного окна, чтобы выехать на другую линию.
Не припомню, чтобы у нас широко практиковался переход поездов с линии на линию (исключение разве что ныне закрытая Каховская линия из трёх станций, на которую начали делать специальные маршруты с ГЗЛ – и то сравнительно недавно, ИМХО). Только в последние годы это явление начало набирать обороты, с появлением всяких левых линий-"аппендиксов" и на время строительства БКЛ. Укороченные маршруты – это сколько угодно, но названия конечных станций в этом случае ставились на табличках под лобовыми стёклами головных вагонов. Вообще для этих табличек на всех вагонах (до номерных) был предусмотрен специальный верхний маршрутоуказатель, в который завод начал пихать дополнительные фары, посчитав, что по прямому назначению он не нужен.
Не представляю, чтобы на всех станциях по пути следования поезда вдруг загорались табло, указывающие его конечную. Думаю, чисто технически в 60/70/80-е это было бы очень сложно, да и не нужно. Из оперативно включаемых табло могу припомнить разве что "Посадки нет", вручную включаемые дежурной по станции, когда прибывал соответствующий поезд. Они кстати тоже висели (да и сейчас висят) над перронами и поперёк путей.
Когда я был щиглом,при выезде поезда на открытый участок очень любил вскакивать с диванчика и смотреть в окно – а то едешь,и посмотреть не на что,одни унылые лица пассажиров и тоннельная тьма,а тут – раз! И сразу ощущение,будто едешь на электричке. И от этого двойные гусаки и бетонные заборы,которые были практически на всем протяжении пути стали ассоциироваться именно с открытыми участками,тем более,что заборы там тогда еще не трогали,в отличии от других мест в городе.
Состав из вагонов типа Д около ст. Измайловская,1990
Более ранняя фотография. На опоры еще не прифигачены РСП,а на гусаках висят шляпы. Хотя когда мы ездили до ст. Выхино вроде бы еще попадались опоры с шляпами и пузатыми ЛОН в них. Также попадался вариант,когда РСП вешали прямо на гусаки.
Прибытие состава на ст. Измайловская,1994.
Перегон Пионерская – Кунцевская,1989.
Осенний пейзаж,сильно въевшийся в память. Когда еще не было тотальной вырубки каждого кустика,попадались и такие полузаброшенные образчики,мелькающие на краю поля зрения. Остановка "улица Полосухина",Малая Филёвская улица,1990.
А когда мы с родителями жили на Будановой (тех сталинских домов уже давно нет) проходя по этому мосту махали рукой машинисту проходящего внизу состава. И он всегда отвечал гудком
Вкупе с катанием зимой на горке неподалеку,можно сказать традиция щиглов района Тогда думал вырасту – стану машинистом. Но не срослось.
У нас на Площади Ильича ремонты затеяли,временное освещение замутили на ДРВ,смотрится прикольно конечно
Зачем приспичило срывать штатные светильники с ЛЛ, непонятно... или уж меняли бы тогда сразу на что-то новое.
Там диодные теперь будут 1200мм длиной, встроенные в потолок.
Видел я такие диодные, сейчас на все станции их лепят, дохнут на ура. Иногда сначала по несколько диодов, а иногда и целиком – впадают в тление или вовсе гаснут.
В ней ДРЛ же вроде бы были, не? По крайней мере когда в последний раз там был (2014г) в этой люстре горели розоватые ДРЛки.
Сегодня добрался наконец-то таки до этих фотографий.
Ещё летом сделал ещё несколько снимков одной из наиболее самобытных и живописных станций, по сей день не потерявшей свой шарм. Вкупе с измайловским парком представляющей собой нечто уникальное на столь нелюбимом некоторым востоке. На этом участке создается ощущение, что поезд едет по лесу, взлетая на измайловскую эстакаду, и спускается к этой станции, остающейся почти полностью аутентичной с момента своего открытия в начале 1960-х, по крайней мере в сравнении с полностью перекопанной ныне Филёвской линией.
Автобаланс белого правда несколько исказил свет ламп, на глаз в нем меньше оттенка.
"Метрошные" светильники треугольного сечения тут сохраняются вероятнее всего с самого момента сдачи в октябре 1961 г., но не могу исключать что и они были когда-то заменены на аналогичные.
Тут же попался ещё один интересный снимок, датируемый 1963 годом. СКЗПРы на Измайловском проспекте.
Окрестности станции и поныне утыканные опорами с двойными гусаками. Они правда давно нерабочие, зато столб увешан другим оборудованием – за освещение отвечают РСП с какими-то покоцаными отражателями, РСУ08 (10), траверсами тоннельной связи, камерами и шкафами с СЦБшными прибамбасами. А может и какими-нибудь блоками управления видеонаблюдением и/или сигналкой.
Измайловская эстакада, подсвеченная светильниками с ДРЛ с ГСК, расположенного под ней.
Саму эстакаду до сих пор освещают СКЗПРы без стекла с миллипуперными ЛОНками внутри.
Открытые участки метро действительно сколько помню были заповедниками различной светотехники 60х. Кроме Измайловского еще подобное было на участке Автозаводская=Коломенская.
"Метрошные" светильники треугольного сечения еще присутствуют на Выхино (которая бывшая Ждановская)
А станции построенные до 1953 года- вообще проектировались исключительно под освещение ЛН, люминесцентного освещения тогда не было еще, оно только при Хрущеве начало внедряться. Кстати "шарики" сохранялись с ЛН до настоящего времени почти , и только относительно недавно ЛН были заменены на КЛЛ , а сейчас наверное на светодиодные уже .
Светильники эти походу уже переделаны под Т5.
Даже удивительно что всё это до сих пор живо, а не заменено на нанотехнологии, как на Филёвской линии.
Светильники эти – действительно большие раритеты сейчас. В оригинале они были под 80-ваттную лампу с нажимными патронами и бесстартёрной(!) схемой включения, выпускались непосредственно каким-то собственным метрошным производством. Шли не только на станции метро, но и в подземные переходы (в том числе никак не связанные от метро). В основном они сохранялись в городе до ~2000-х годов, дальше стали массово исчезать при различных ремонтах и реконструкциях.
С постройки станции меняли их сильно вряд ли, а вот переделывали наверняка. Про Т5 я не в курсе, но скорее всего так и есть. Также видел, как внутрь таких корпусов засовывают обычные светильники типа БЛ-2 под сороковку. Видимо, когда родная начинка выгорела или уже была в хлам убита.
Давно уже нет. Тотально заменены на ПВЛМоподобное пластиковое гумно. А до этого часть этих светильников (под навесами платформ) заменяли на прибитые к потолку(!) РКУ06-250, которые дико ревели.
08 там. А на путях метродепо долгое время были "тапки" LBL, потом в конце 90-х их заменили на РКУ28, а затем на "Малаги". Что там сейчас – не знаю (давно не ездил).
Это НЕ СКЗПРы! Это также некие раритетные мини-консольники (да, по конструкции напоминающие СКЗПР), которые в оригинале были с мелкими лампами накаливания (по ~100 Вт), потом их пытались переделывать под ДРЛ125, но они туда толком не лезли. Точно такие же были и при выезде из тоннелей на перегоне "Текстильщики" – "Волгоградский проспект", но давно уже заменены, и не по одному разу. Но всё равно на ртуть, видимо слепить машинистов натрием не решаются)
Слепящее действие тут ни при чём, скорее финансовый фактор. Эти замены происходили ещё на рубеже тысячелетий, а в то время натрий был ещё дорогим и не всем доступным. На открытом участке перегона ныне Коломенская-Технопарк на мосту через реку эти светильники заменили на РКУ06-125, которые там были ещё в 2016г, а потом хз.
Да ни фига подобного. В Текстилях эти светильники по второму кругу меняли году так в 2012-13, поставили унитазы типа РКУ06М со стёклами. А недавно начался и третий круг, на бетонных столбах ставят диодники, которые уж явно подороже натрия.
Так вот оно что! А я думаю, что они какие-то диспропорциональные, натягиваю уже сову на глобус, мол версия СКЗПР может какая. А есть ли по ним какая-нибудь информация? Наверное и их тоже штамповало какое-нибудь внутриметрошное производство, корпус судя по всему стальной и стекла никогда не было.
Сейчас там и вовсе низкие опоры из труб с привешенными к ним РСП. Если в темноту ехать видно, что светят почти как с ДРЛ, но аппаратов не видно и что-то свет слишком идеально-голубоватый, без привычной зеленоватости, скорее всего в них диодники.
Ну как же. А моё почтение, Комсомольская? А ныне закрытая на ремонт эскалаторов Смоленская АПЛ? 1952 год... Люм, кстати ещё при Сталине начал внедряться – к примеру для освещения гостиницы (вроде бы Украина) были сконструированы специальные литые светильники под 30-ваттные ЛЛ, даже здесь в библиотеке вроде есть на эту тему материал.
Информации нет. По стандарту они должны были бы называться НКУ, но кроме всем известных НКУ01 ни одной официальной (=минэлектротехпромовской) модели замечено не было. Значит, их выпускало другое ведомство (МПС?), ну и как полуфантастический вариант – это был вообще импорт (если так, то 100% из "соцстран").
Корпус да, скорее всего был стальной, снаружи тёмно-серого цвета, внутри окрашен белым. Ни намёка на зеркальные отражатели, конечно, не было. Стёкол тоже не было, но была явно отстёгивающаяся рамка, намекающая на их потенциальное присутствие в конструкции.
Светильники эти были до жути редкие, встречались исключительно на открытых перегонах метро (Текстильщики, Коломенское, Смоленский метромост(?), Измайловская, может быть где-то ещё). В Текстилях в начале 90-х их временно заменили на не менее диковинные консольники многоугольной(!) формы, с ДРЛ125. Было ощущение, что сляпаны они были из плоских кусков листового железа, внутри было подобие зеркального отражателя, также "кусочного". Снаружи были окрашены в тёмно-зелёный цвет, но быстро ржавели и становились бурыми. Проработали удивительно мало, не больше 10 лет (для сравнения, те же "мини-кобры" до этого стояли там 30 лет).
В оригинале в плафонах Комсомольской стояло по 4 лампочки на 15 ватт, стартёры висели между ними на соплях, примотанные тряпочной изолентой к проводам. В конце 90-х люстры прошли реконструкцию: в плафоны установили по 2 ЛБУ30, корпуса и стёкла отмыли и они стали как новенькие. Однако опять же, не прошло и 10 лет, как ЛБУ30 сняли с производства, и пришлось всё ещё раз переделывать на КЛЛ и ЭПРА, на этот раз значительно менее аккуратно...
Не уверен на 100%, но натриевые на ЖД и в метро не используют по причине искажения цветопередачи , и возможности спутать со сигналами светофоров, а не из-за слепящего действия. По кр. мере, ЖД и метро - единственные отрасли , которые вовсю использовали и используют ДРЛ, когда везде уже давно переходили и перещли на натриевые .
Как раз есть фотография Коломенского метромоста, где они показаны крупным планом
А там разве реставрировали, а не полностью заменили люстры на реплики? По крайней мере писали про полную замену.
Используют тут кое-где. Преисподняя... Хотя и в этом что-то есть. В любом случае хорошо, что у нас подобное широко не практикуется.
В Питерском метро тоже есть одна (а может и больше ? ) с освещением ДНат
неудобный наклон автора фото добавляет постапокалипсиса ..
На наземных ЖД даже на чисто пассажирских пл . Не разу не видел что б когда использовали ДНат ..
Была такая версия, но она ничем не подтверждается. Тем более что в метро таки используют натрий (например, в тоннелях "Выхино"-"Лермонтовский проспект", "Славянский бульвар"-"Кунцевская", на открытом перегоне "Кунцевская"-"Молодёжная" и наверняка в других местах тоже. Не говоря уже про станции (Ул. Академика Янгеля например), хотя там от этого хорошего мало, если честно. Наверно, поэтому их и мало, к счастью.
Я сначала тоже думал, что это замена на новоделы (уж больно они блестели), но потом где-то попадалась статья, где утверждалось, что это была реставрация. Если попадётся ещё раз, выложу в библиотеку.
Натрий ещё на Белорусской Кольцевой есть, в сторону одного из выходов в корридоре перед эскалаторами. Светильники на стенах наподобии консольников, направленные в потолок, по ~3 штука с двух сторон. Причём поставили их относительно недавно ~2013г после реконструкции этого выхода.
Страницы