СПЛ-55 (ЛЗЭИ)
(10)
Тип: СПЛ-55
Изготовитель:
Страна происхождения:
Дата выпуска: 1969
Железнодорожный светильник СПЛ-55. Применялся на железной дороге и (с небольшими отличиями) в метрополитене, в вагонах типов Г, Д, Е, Еж. Имеет один патрон Е27 и два B15d. В метро такие светильники ставились по 4 на вагон, остальные были без патронов B15d и имели отражатель (фото с Молотка). Лампы аварийного освещения были 25в 26вт. Также метроверсия имела самозакорачивающийся при выкручивании лампочки патрон Е27 и самозакорачивающуюся при перегорании лампочку 60в 65вт. Всего же освещение вагонов метро этих типов состояло из двух групп таких ламп (по 15 в каждой). Лампы в каждой группе были соединены последовательно, группа включалась в сеть 825в. Допускалось перегорание не более двух ламп в каждой группе.
Из коллекции rft2. Добавлено: сб, 04.07.15, 21:57
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Ещё точно такие же светильники (с одним патроном Е27) ставились в кабины лифтов с ручным открыванием дверей (к сожалению, не в курсе их типа или иного отличительного признака). Впоследствии вместо разбитого родного стекла в такие светильники часто приделывали зарешёченную часть светильников РН-100/НСП02.
Кстати, в метро такие светильники тоже попадались двух видов: с винтовым замком как на фото (в вагонах типа Д, Е) и с пружинной защёлкой (в более новых вагонах типа Еж).
В былые времена была мечта иметь такие светильники в квартире вместо люстры.
У меня где-то валяется крашеное основание от такого светильника... была также возможность заполучить основание от люминесцентного метрошного светильника 2х36 от "номерных" вагонов (с родными микроскопическими ПРА на 400Гц), но что-то я её упустил.
Долго я не мог понять, почему звук в салоне "номерных" вагонах такой жужжащий, причём на 300 Гц, хотя инвертор питания ламп на 400 Гц вроде.
Благо в Сети появилась инструкция, где всё более-менее расписано. Оказывается звук от БПСН (Блок питания собственных нужд). Он состоит из 2 инверторов. Один из 825 В делает 80 В для питания всякой оборудки и зарядки АКБ. А другой уже, менее мощный, делает из этих 80 В, что на аккумах, 220 В 400 Гц для освещения. В этом видео его тихо слышно. Когда я слушал в вагоне - на 400 Гц не было и намёка. Так вот, первый инвертор работает на частоте 150 Гц , которую почему-то не слышно. После него стоит управляемый выпрямитель, который естественно работает на удвоенной частоте, т.е. 300 Гц. Состоит он из 2 тиристоров, дросселя и кондёра. Судя по всему, жужжит именно этот дроссель, на выходе 80 В, потому что на него идёт не синус, а "кривой" ток трапециевидной формы или хз какой там формы. Вот он и "недоволен" этим.
Я как-то включал фен для волос на пониженной скорости, где ток идёт через диод, так трансформаторы (например в бесперебойнике) начинали чрезмерно гудеть. Это от небольшого искажения синуса. А если в транс или дроссель вогнать меандр или пилообразный сигнал - они и загудят по необычному.
300Гц в метро никогда не слышал... А вот 400 ("телефонный гудок") и сейчас ещё попадается в номерных вагонах, особенно в качестве фона при включении вагонной радиотрансляции.
В интернете пишут, что такой же.
Это не винт, а ручка на пружине.
Имелся в виду тип лифта
Ясно.
Хм... у родственников в подъезде лифты с "залипающими" кнопками заменили только пару лет назад. И кстати не сказать, чтобы новые были намного лучше
Этому я как раз-таки не удивляюсь. Не раз доводилось читать, что в настоящее время технику сознательно стали делать менее долговечной, чтобы постоянно что-то производить на замену, причём это относится не только к нашей стране. По рассказам друзей родителей, живущих в Германии, у них часто можно встретить те же лифты 1910-х - 1940-х годов выпуска, безотказно действующие и поныне, зато экземпляры, установленные в 1990-е, меняют на новые. В главном здании МГУ я ещё застал родные лифты с круглыми залипающими кнопками тёмно-бордового цвета, правда уже тогда, в 1995 году, это были только незаменённые "остатки", которые вскоре исчезли. К сожалению, не знаю, насколько качественно они работали.
А в 1983 году взамен "залипаечных" станций стали производить станции с реле регистрации вызовов / реле регистрации приказов (РРВ/РРП), которые находятся на станции и "залипают" вместо кнопок. Кнопки же как вызова, так и приказа в таких системах снабжены световым сигналом, означающим, что вызов (приказ) принят и будет исполнен. Но не стоит путать светящиеся кнопки вызова, существовавшие и до 1983 года. Они устанавливались в лифтах на этажных переключателях, а работали такие по простой схеме, то есть, не допускали попутной остановки кабины. При нажатии вызывной кнопки свеотвой сигнал загорался не только на этаже вызова, но и на всех остальных этажах, и означал он, что кабина занята, и для её вызова следует подождать, пока сигнал погаснет. Такие лифтовые станции могли быть расчитаны не более, чем на 12 остановок. Для домов с бОльшим количеством этажей были предусмотрены лифты на датчиках селекции, эта конструкция могла быть расчитана на любое число остановок. Вот станции на датчиках селекции и предусматривали с целью регистрации приказа или вызова "залипание" либо кнопок (старая, классическая схема), либо реле (более новая, выпускавшаяся с 1983), хотя по сути их конструкции не отличались друг от друга ничем.
Сейчас и в 9\12 этажей ставят с регистрацией приказов , видимо таких что работают по схеме "свободен\занят " уже не делают
А еще новые лифты существенно медленнее прежних , не в смысле скорости , а в смысле срабптывания всего и вся , после нажатия еще 15-20 секунд "думает " .
Сейчас делают лифты с электронной системой управления, а её можно настроить как угодно. В Москве в некоторых девятиэтажных домах есть работающие по схеме "свободен / занят", например, Литовский бульвар, 11, корпус 5. На этажных переключателях и датчиках селекции - это лифты с релейной системой управления.
Тип лифта с распашными дверями КМЗ-58 и его многочисленные вариации, видео.
Да, что-то очень похожее, попадалось с разными небольшими отличиями. В детстве этим лифтам было посвящено много свободного времени и исследовательских усилий
Я гляжу, там даже СПЛ-55 точно такой же, как тут – с тремя патронами! Не замечал никогда там больше одной лампочки.
На видео остальные два патрона даже не подключены.
В мою бытность электромеханика по лифтам никогда и не было таких ламп, хотя и лифтов таких у нас на участке можно было по пальцам пересчитать, плафоны переделывались на ~220, на что закрывали глаза проверяющие инспекторы, ибо лампы на 110 В были в дефиците.
Если туда для вменяемого освещения вкручивалась лампа на 220 В и эдак на 100 Ватт (штатное питание от цепей управления =110 В) - она незамедлительно перлась жильцами. Да и убитому, видавшему виды селеновому выпрямителю цепей управления тянуть такую лампочку тяжеловато, диодных трехфазных мостов тогда еще не было, перебирали "селены" вручную.
Хотя были и "гостовские" лифты подобного типа, там фаза заходила на свет "официально".
А как был сделан самозакорачивающийся патрон? Поставлен тринистор или сделано что-то одноразовое?
Окститесь - какие тринисторы в конце 40-х-начале 50-х? Самозакорачивание в лампе шло по оксидной пленке - у меня так лампочки немецкие 30-40-х работают - вата пропитаная каким-то оксидом обернута вокруг выводов. А в патроне термоконтакт был кажись - биметалическая пластиночка.. давно я читал в какой-то книге про это дело.
А как же термоконтакт включался? Грелся специальной обмоткой? Тогда при выворачивании лампы остальные должны начать мигать по идее...
Нет. там кжется все было от тела лампы.. или все-таки оксидная вставка с сопротивлением чуть более высшим чем лампа...
Не от такого светильника этот патрон?
А похоже на то! Раскопал фото внутренностей вагона А №1 до восстановления:
Похоже, там именно такие патроны.
Здорово, не знал, что тогда уже были самозакорачивающиеся при перегорании лампочки. Думал, что это - недавнее китайское изобретение для ёлочных гирлянд. А зачем самозакорачивающиеся при выкручивании патроны? Ведь при включении без ламп там могло получиться КЗ 825 В, должно быть, неприятная вещь... Или это ради горячей замены перегоревших ламп, чтобы остальные в этот момент продолжали гореть? При подключенном общем питании группы 825 В менять одну из ламп тоже как-то рискованно...
Меня в этой идее больше смущает то, что каждая перегоревшая лампа увеличивает напряжение на остальных и тем самым повышает вероятность начала лавинного перегорания... это и гирлянд тоже касается.
Поэтому в технической литературе с описанием этих вагонов написано: допускается перегорание не более двух ламп в каждой цепи.
Ещё бы за этим всегда бы следили бы на практике.... в лихие 90-е на ТКЛ далеко не редкостью были вагоны с негорящими 3 и более лампами, остальные при этом светились просто ослепительно. Ну и естественно, с погасшими целыми группами попадались.
В начале 90-х, на ТКЛ не редкостью было пара вагонов полностью без света, в рабочем составе на линии. Прикольно было, особенно в час-пик...
Такое и в 80-е попадалось, и не только на ТКЛ. Причём в промежуточном вагоне с кабиной, вцепленном неудачным образом ("задницей" к кабине следующего вагона) во время движения была кромешная темнота.
А вот в номерных, кстати, в таких случаях должно было работать аварийное освещение на лампах накаливания (по 2 очень тусклые лампочки на каждый светильник), и оно таки работало, но не в 90-е) Когда всё уже было полностью разворовано, и даже для основного освещения ламп остро не хватало. Как-то попадались вагоны с прозрачными или приоткрытыми плафонами, через которые было видно, что даже сами патроны под аварийный свет были демонтированы под корень.
Самозакорачивающиеся лампочки были и раньше - первые вагоны с такими светильниками (тип Г) появились в 1947 году. Зачем ставили самозакорачивающиеся патроны не знаю. КЗ 825в там бы не было, т.к. освещение было включено через предохранитель.
Наверное, всё-же оксидная вставка, ведь если от тепла лампы, то при включении освещения перед выездом произойдёт КЗ, ведь все лампы холодные и патроны должны закоротиться.
Значит, патрон выходит тоже один раз "срабатывал", потом эту таблетку меняли. Наверное так.
А насчёт для чего - я думаю, что на случай, что кто-то из пассажиров стырит лампочку (не зная, что она на 60В). Либо на случай выгорания оксида в лампе при закорачивании.
Я давно обратил внимание, что самозакорачивающиеся лампы имеют в конструкции какую-то пластинку на держателях спирали. Но в руках такие лампы держать не довелось. А между тем, они продаются, вот, к примеру:
http://www.etm.ru/ca...
Картинка там, к сожалению, не очень качественная, но что-то видно...
Да, заодно хорошая наука для воров.
Там виднеется нечто, более жирное, чем пластинка - чуть ли не брусок, плюс ниже ещё какие-то цилиндры на каждом держателе. И всё вперемешку с буквами "ЭТМ" и узорами... Короче, толком не разберёшь.
что кто-то из пассажиров стырит лампочку (не зная, что она на 60В)
А также не зная, что она самозакорачивающаяся - пассажиру не повезёт, когда он попробует её применить.
Тогда какие лампы были в вагонах типов А и Б?
Так лампочки в вагоне же последовательно включались. Стало быть, чтобы остальные горели на случай, если какая-то из них окажется выкручена. И снова вопрос про вагоны типов А и Б. Там не самоказорачивающиеся патроны были?
Этого я не знаю. В технической литературе по старым вагонам я не нашел упоминаний о том, что лампы в А и Б были самозакорачивающимися. Собственно вот:
Самоказорачивающиеся лампы описаны в разделе про тип Г. Насчёт патронов - учитывая то, что у А не было даже аварийного освещения (оно появилось только на Б, на А его сделали только при модернизации в 50-е) вполне допускаю, что патроны могли быть не самоказорачивающиеся.
Там через лампы-идет питание АКБ и цепей управления, вот почему вагоны Еж. и им подобные в отличие от люминесцентных (с БПСН ) бесшумные , т.к никакой электроники там нет , а напряжение с 850 вольт тупо гасится лампами вместо резисторов до низковольтных 65-80 вольт ..
вот почему важна самозакоротка , а не заботой о том что б темно не было ..
Еще в этих вагонах на подъезде к станциям гаснет свет , т.к перед каждой станцией имеется разрыв в КР с целью секционирования ..что б можно было в случае ЧП отключать не всю линию а только поврежденный участок.
При проследовании этого разрыва каждый вагон на 5 секунд полностью обесточивается , это хорошо запметно если смотреть в соседний вагон , свет гаснет не одновременно а как раз один за другим ...
5 секунд – весьма смело сказано, за это время можно успеть
детей сделатьсильно испугатьсяТам не больше 1 секунды пауза, и кстати иногда в неисправных "номерных" была точно такая же (правда после провала люмки ещё какое-то время перезапускались).
А не Лидский ли это завод кстати??
Нашёл в интернете картинку:
Так и запишем значит
Странно, почему не стали ставить свой значок.
Нашёл в интернете картинку:
Это довоенный проект вагона типа Г. Получается, СПЛ-55 (или какой-то его предок) появился (хотя бы в проекте) ещё до войны? К сожалению фотографий салона опытного состава нет и какие светильники там были на самом деле - неизвестно.
Сдаётся мне, что как минимум концептуально это светильник из одной "команды" с Универсалями, Шарами молочного стекла и прочими Нормальными плафонами, т.е. очень старый.
Групп ламп в вагонах метро, по крайней мере, типов Д, Е, Еж и Ем было действительно две, но так как светильников в вагонах было 29, одна из этих групп состояла из 15 ламп, а вторая - из 14. Я не знаю, как было в вагонах типа Г (15 мая 2015 был в его салоне на "Партизанской", но не сосчитал число светильников), а вот в Д, Еж и Ем было по 10 светильников с каждого бока и 9 - посередине, в фонарной части. В ваогнах типа Е было по 11 светильников с каждого бока и 7 - в фонарной части.
Там было две группы по 15 ламп - 15-я лампа второй группы стояла в кабине.
Тогда получается, эта лампа, что в кабине, через закорачивание выключалась? И какие светильники устанавливались в кабинах "номерных" вагонов?
В руководстве по эксплуатации номерного значатся два СМ-6:
Выключалась ли лампа в кабине Е - не знаю.
Попались сегодня точно такие же светильники с одной лампой. Указан тип СМ-1УХЛ4.
Ага, тут тип видно: https://www.avito.ru...
Нашёл в сети фотку салона первого Д. Мне кажется или форма плафонов отличается?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)Страницы