Светотехника метрополитена


26 сообщений / 0 новых
Последнее сообщение
Аватар пользователя Арсен
Арсен
Светотехника метрополитена

Периодически попадались интересные фотографии из подземки,светотехника которой (по крайней мере московской-точно) представляет собой совершенно особое явление. Думаю,стоит собирать их в одной теме


Разгребая невесть когда скачанные фотографии в галерее обнаружил интересные кадры:

Ежик на Студенческой. 00-е. Слева свисает что-то вроде битого СППРа.

Вагоны типа B там же.

Состав из вагонов 81-715.2 и 81-716.2,так,увы и не пошедших в серию. Депо "Красная пресня",1987 год. С потолка свисают знаменитые ШОД 2х40.

Вагон 81-715.3 там же.

Вагон 81-715.1 ПСХ-60(?) в смотровой яме.


Аватар пользователя Dr. Cortex
Dr. Cortex

Это не СППР, это некие неизвестные подвесные светильники под ДРЛ125 со светоотражающей решёткой (предположительно сделанные по заказу Светосервисом), которыми повсеместно оснастили все открытые станции филёвской линии перед праздником 850-ти летия города, за место СК-300 (фото 2). Работали почти до недавнего времени, но теперь поголовно выпилены на светодиодники после тотальной реконструкции станций, затеянной в прошлом году.


Аватар пользователя Арсен
Арсен

Хм,вот как. В те года конечно не особо интересовался уличными светильниками,только потом узнал,что ЖД и метро любят всякий (полу)самопал.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Да, это либо продукция Светосервиса (МОСЗ), либо некой полусекретной "придворной" фирмы "Виско-М", которая в лихие 90-е отхватывала очень вкусные кусочки проектов освещения новых и реконструируемых станций метро. Светильники их на вид довольно сильно контрастировали с привычным советским дизайном. Делали ли они их сами или перекупали где-то за бугром, наклеивая свой лейбл – видимо, так уже и останется тайной)


Аватар пользователя Dr. Cortex
Dr. Cortex

Dominique писал(а):

 перекупали где-то за бугром, наклеивая свой лейбл

В 90-е такое разве практиковали уже? Это же политика путинского воровского малого бизнеса.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Почему путинского? "Бизнесу" всегда перекупать чужое было в 100 раз выгоднее, чем шевелиться что-то произвести самим.

Правда в 90-е вполне могли ещё где-то в Германии/Финляндии перекупать, Кетай тогда ещё не набрал свои обороты.


Аватар пользователя rft2
rft2

Сокольники после замены освещения, 1972г.

Партизанская (тогда Измайловская) с оригинальным освещением, 50-е.

Эскалаторное освещение, 1935г.

Депо Сокол, 1966г.

Павелецкая горьковскозамоскворецкой линии до постройки центрального зала, 1947г.

Смоленская с оригинальным освещением, 1939г.


Аватар пользователя rft2
rft2

Лубянка (тогда Дзержинская) до постройки центрального зала, май 1935г.

Динамо с оригинальным освещением, 1938г.

Аэропорт с оригинальным освещением, 1938г.

Автозаводская (тогда Завод им. Сталина) с оригинальным освещением, 1952г.

Автозаводская (тогда Завод им. Сталина) с оригинальным освещением, 1950г.

Старая Первомайская (работала с 1954 по 1961г.), 1958г.


Аватар пользователя Dr. Cortex
Dr. Cortex

Перекупать возможно, но не наклеивать в наглую свой лейбл, эта мода пришла ближе к середине 00-х.

Путинский потому что именно Пу. в своих выступлениях и интервью усердно ратует за развитие этого самого "малого бизнеса" (слушать противно).


Аватар пользователя Dominique
Dominique

rft2

Фото потрясные! И похоже, я их раньше нигде не видел. Это из личных архивов?

Dr. Cortex

Ну может прямо лейбл они и не клеили, но явно по документам продукция шла как их собственного производства. Тем более demo-краты подобный "бизнес" всегда приветствовали ещё активнее.


Аватар пользователя Арсен
Арсен

rft2 писал(а):

Старая Первомайская (работала с 1954 по 1961г.), 1958г.

Люстры как на Киевской? По крайней мере плафонами похожи.



Аватар пользователя Dominique
Dominique

Или как на ВДНХ. Которая кстати строилась примерно в те же годы.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Продолжу тему.

Киевская с оригинальным освещением (1936-37 гг.):

Парк Культуры с оригинальным освещением (1937 г.):

Охотный ряд с оригинальным освещением (1937 г.):

Комсомольская с оригинальным освещением (1937 г.):

Люстра на Комсомольской крупным планом:


Аватар пользователя rft2
rft2

Dominique писал(а):

Фото потрясные! И похоже, я их раньше нигде не видел. Это из личных архивов?

Нет, это всё собрано из сети. И многое из этого у меня на ixbt.photo лежит.

 

Тогда едем дальше:

Вестибюль старой Первомайской

Южный вестибюль Смоленской (снесён в 1937), 1935г.

Замена освещения на Киевской, 70-е.

Измайловская эстакада, 1985г.

Экспериментальный вагон Е 3361 с люминесцентным освещением (фото раскрашено)

Полежаевская с плафонами на светильниках, 1980г.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Светильники первой очереди метрополитена (1935 г.):


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Эскизы первых станций метро. "Сокольники":

"Красносельская ул.":

"Комсомольская пл.":

"Мясницкие ворота":

"Площадь Дзержинского":


Аватар пользователя Dominique
Dominique

"Библиотека Ленина":

"Охотный ряд":

"Крапоткинские ворота" (орфография сохранена):


Аватар пользователя rft2
rft2

Ну наконец-то! Всплыла фотка салона опытного Г:

Опытный состав из 6 вагонов Г был построен в 1940 году. В 1947 переделан в серийный.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Кроме расположения сидений и отсутствия поручней, всё вроде обычное?


Аватар пользователя rft2
rft2

Нет среднего ряда светильников, есть светильник над центром окна (у серийных Г его не было, он вернулся только на Д), у торцевой двери не скруглённые углы, нет ручек на окнах.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Хм... насчёт ручек тоже заметил. Окна не открывались?


Аватар пользователя rft2
rft2

Неизвестно.


Аватар пользователя rft2
rft2

И да, получается СПЛ-55 действительно довоенный.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

В кругах любителей метро бытует мнение, что световые указатели появились в мосметро только к Олимпиаде-80 (т.е. года так с 1978). Однако как выясняется, это не совсем так.

Например, на этом снимке 1966 года хорошо видны световые указатели над обоими путями станции "Кропоткинская", причём на правом при желании даже можно разобрать надпись "Парк Культуры" (название следующей станции). Любопытно, что размещались эти указатели непосредственно над перронами, причём на них были светящиеся буквы на тёмном фоне, а не наоборот (как на "олимпийских"). Интересно было бы увидеть более чёткое фото этих конструкций, но похоже, на сегодняшний день это уже малореально.


Аватар пользователя Zabor
Zabor

У нас тоже вроде такое было, только там не столько указатель системы "Выход там-сям, пересадка туды", а технологическое табло, указывающее до какой станции идет прибывающий поезд. Два варианта, первый - конечная линии, второй - сокращенный маршрут до какой-то станции, где всех высадят и поезд уйдет в депо или под оборот. Т.е. часто практиковались сокращенные маршруты до постоянно определенной станции,в Мск, насколько я помню застал вообще по нашим меркам нонсенс - поезд переезжал на другую линию, что на табло и показывали.

У нас тоже потом стали такие финты делать между красной и зеленой, но не часто и перейти пешком иногда было быстрее, чем сидеть минут 5-10 в тоннеле и ждать нужного окна, чтобы выехать на другую линию.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Не припомню, чтобы у нас широко практиковался переход поездов с линии на линию (исключение разве что ныне закрытая Каховская линия из трёх станций, на которую начали делать специальные маршруты с ГЗЛ – и то сравнительно недавно, ИМХО). Только в последние годы это явление начало набирать обороты, с появлением всяких левых линий-"аппендиксов" и на время строительства БКЛ. Укороченные маршруты – это сколько угодно, но названия конечных станций в этом случае ставились на табличках под лобовыми стёклами головных вагонов. Вообще для этих табличек на всех вагонах (до номерных) был предусмотрен специальный верхний маршрутоуказатель, в который завод начал пихать дополнительные фары, посчитав, что по прямому назначению он не нужен.

Не представляю, чтобы на всех станциях по пути следования поезда вдруг загорались табло, указывающие его конечную. Думаю, чисто технически в 60/70/80-е это было бы очень сложно, да и не нужно. Из оперативно включаемых табло могу припомнить разве что "Посадки нет", вручную включаемые дежурной по станции, когда прибывал соответствующий поезд. Они кстати тоже висели (да и сейчас висят) над перронами и поперёк путей.