Итак, недавно наконец-таки начал реставрацию своего раннего СППРа, и в процессе разборки выяснились кое-какие особенности данного экземпляра.
Новое стекло наготове, но пока не завершена реставрация корпуса.
Как мы знаем по образцу в экспозиции, нижняя тарелка у таких "ранних" образцов с узким стаканом ПРА представляет собой единое целое с фланцем, прикручивающемся к стакану-корпусу ПРА.
А чашка крепления плафона такая же, как у поздних версий светильника.
Здесь же мы наблюдаем следующую картину. Фото светильника в профиль. Не замечаете ничего подозрительного?
Условная "тарелка" здесь состоит аж из трех частей, отражателя, отдельно отштампованного фланца, и кольца из стали потолще между ними, в котором нарезана резьба под винты, удерживающие чашку плафона. Прихвачены были эти детали контактной сваркой буквально в трех местах, и держались на честном слове из-за коррозии.
Также сама чашка крепления плафона гораздо менее глубокая.
Открутить её не представлялось возможным, да и корродировала знатно, так что пришлось срезать винты. В сравнении с деталью от более поздних (предположительно) светильников:
В общем, напрашивается из всего этого вывод, что все эти костыли с свариванием светильника из нескольких деталей могли делать пока только-только осваивали производство новой модели после эмалированных СППРов, хотя могу быть и не прав, предлагайте свои варианты, господа. Кстати фотографии конструктива самого старого эмалированного СППРа надеюсь тоже удасться нарыть, надо только с одним хорошим товарищем списаться...
Ещё несколько фотографий деталей "тарелки". Тут видно что прижимная чашка "старого образца" рассчитана чисто на толщину стекла плафона. Если же примерить более позднюю, то придется убрать внутреннее кольцо с старой резьбой и она упрется в фланцевое соединение этой отдельно штампуемой детали и корпуса отсека ПРА. На загиб внутренней окружности отражателя не обращайте внимания, изначально его не было.
Как-то всё больно мудрёно
По фото вообще не понимаю, куда выходят отверстия в чашке крепления стекла? У новой версии они проходят насквозь через отражатель и чашку ПРА.
Проходят насквозь всмысле весь светильник включая отражатель "стягивается" одними и теми же винтами или чашка крепления стекла крепится отдельно к другим отверстиям в месте соединения отсека ПРА и отражателя? Тут чашка крепления стекла привинчивалась можно считать к самому отражателю, точнее к приваренной сверху на него более толстой стальной пластине в которой были отверстия с резьбой, потому чашка и гораздо менее глубокая, чтобы зазор между ней и отражателем способствовал прижиму стекла. Прижимные чашки от более поздних светильников там просто упирались в эту приваренную к отражателю пластину. Здесь на фото просто не видно резьбу - закисшие винты спилены под корень
Эх, ЗИПов для СППРа понабрал тут, а часть из них не совсем подошла оказывается. Впрочем эта пластина все равно отгнила и ее пришлось удалить, так что в принципе отреставрировать можно. Вообще даже жалко немного что так поздно взялся за его реставрацию. Все-таки частичка детства и истории советской Москвы...
А, я понял, кажется. У моего СППРа конструкция более простая и понятная:
Шесть отверстий в отражателе, шесть в чашках стекла и ПРА, шесть в кольце с резьбой М6. Сначала отражатель прикладывается к чашке ПРА и фиксируется 3 винтами, потом к этой конструкции прикручивается ещё 3 винтами чашка стекла и само стекло. Кстати, здесь хорошо видно, почему чашка стекла у новых СППР должна быть глубокой)
ЗЫ кстати у нас оказывается специальная тема есть, пожалуй надо бы их объединить с этой.
Ага, значит там тоже есть кольцо с резьбой, я уж было думал что всё собиралось на гайках. Объеденить в принципе можно, хотя тогда может затерятся инфа именно по версиям светильников думаю. Особенно если фотки самого раннего СППРа удасться нарыть.
Вот так выглядит устройство более распространенной версии светильников 70-х годов. Тут видим плашку-вкладыш с нарезанной резьбой и цельный отражатель с 6-ю отвертиями, чашка крепления плафона тоже глубокая. Также вентиляционных отвертий в отсеке ПРА всего 3.
https://vk.com/streetlighting?w=wall-3499444_9814
Антикварная в наши дни самая ранняя эмалерованная версия - СППР-80/125 с трехвыводным дросселем. Имеет самый маленький отсек ПРА, покрытие - стеклоэмаль с обеих сторон.
https://vk.com/streetlighting?w=wall-3499444_5522
Автор фото снизу - товарищ Данила Введенский.
Светильник демонтирован с "гусака" на этой опоре за посольством Китая (рядом с поликлиникой №140).
Жалко, родной дроссель и его крепление так и не сфоткал Данила.
И помнится, была версия, что эмалированную версию мог делать ЛЗС (хотя в каталоге их светильник вообще не похож на московские), если бы на эмалированном нашлась маркировка, это могло бы многое прояснить.
Ну как же не сфоткал? Сбоку просто. Крепился двумя винтами за пластину шасси под верхней крышкой. Да и можно с уверенностью говорить, что дроссель там стоял тот же, что и в самом первом СВР-80/125, а он здесь уже мелькал года 2 назад. (фотографии отсюда)
Маркировки увы, не было. Ты кстати про этот чертеж говоришь?
По каталогам получается что вообще все СППР ЛЗС-овские, только выяснялся ведь ряд несостыковок, что наводит на мысль об ошибке. Но вообще скорее всего конечно он сделан на каком-то стороннем предприятии, тем более если исходить из тезиса об ограниченности производственных мощностей мастерских МГС, из которого следуют что врядли они могли обладать мощностями по нанесению стеклоэмалевого покрытия. Просто это была первая версия, которую откуда-то привезли и на базе которой разработали уже последующие модели. Скорее всего ЛЗС конечно, хотя кажется подозрительным то, что маловато он в своей истории выпускал именно эмалерованных светильников. Но в то же время в тех же ОМ висит куча антикварных и очень редких версий СЗПР с разными балластными отсеками, которые были очень редкими и замечены только в городах центрального региона, на шильдиках которых красуется именно Лихославль. К слову о том, что завод выпускал различные редкие и переходные модели.
Здесь отсек ПРА из-за бликов не видно, но светильник в этом шкафу висит такой. На отсеке ПРА был шильдик с "ручным" шрифтом.
Между тем только что заметил что в том "узком" СППРе, что висит в ОМ имеется такая же неглубокая планка крепления плафона, о чем здесь говорила Ева. То есть выходит, что она унаследована от самого раннего эмалерованного светильника.
для сравнения:
То есть отрисовывается такая хронология семейства:
1 – Первые светильники семейства СППР -эмалерованные версии, предположительно пр-ва ЛЗС
2 – Тот который у меня - переходный вариант между эмалерованными версиями и массовыми "узкими" светильниками эпохи 1970-х, унаследовавший эту самую плашку крепежа плафона от ранних, предположительно, выпускавшийся уже мастерскими МГС и собранный с некоторыми "костылями", свойственными только-только осваиваемым моделям светильников.
3 – массовая версия 1970-х годов.
4 – модернизированная версия 1980-90х годов. Кстати что мешало "модернизировать" светильник раньше, просто сделав нормальный крепеж дросселя непонятно)
Т.е. это вот он и есть?
Ну да. И про этот рисунок (фото), который ему соответствует:
Там, кстати, написано, что отражатель к корпусу приваривается, а стекло крепится внешним кольцом на винтах. Защитный колпак(!) отсека ПРА не имеет сквозных отверстий в верхней части. Ну и по чертежу видно, что патрон крепится на Г-образной скобке к боковине корпуса, к тому же сам патрон явно нарисован фарфоровый (карболитовые тогда обязаны были быть с "раструбом").
Где ты там разглядел шильдики? Тем более что большинство светильников варварски перекрашены.
Угу, и это ни разу не Лихославль.
Угу. "Трансформаторного" форм-фактора просто. Странно что заменил кстати, эти обычно были очень тихие и долговечные.
На СПЗПРе за стеклом. Эта часть светильника тогда в тени была, поэтому не решился сфоткать, просто включить вспышку даже в голову не пришло почему-то...
Ну "шкафный" по крайней мере точно был в родной краске. Эх, жаль на фото Тимура Гончарова не очень большое разрешение (ВК режет), не разглядеть шильдик...
А кто-ж тогда? Ну не было на тот момент других таких серьезных производств уличных светильников (не шляп), которые ставили такие шильдики. Явно не кустарщина мастерских ведь.
Представь, я специально фоткал этот шильдик) И там написано, что изготовитель – завод АКХ, собственно ведущий производитель ещё доЛЗСных времён.
Явно эта модель сделана на базе их же СЗП-500 (с какого перепугу Сергей тогда записал все светильники без маркировки за ЛЗС – вопрос отдельный ).
Так зачем ты спрашиваешь где я его увидел, если сам же его фоткал? А где можно посмотреть тогда, если это конечно не секретная фотография? Была ли там информация о конкретном заводе?
В каталоге производителем (если брать именно СЗП) помимо некоего экспериментального завода Академии Коммунального Хозяйства указан еще Водомер, то есть ЛЗС. Так что не всё так однозначно...
Кстати возможно мы всё это время вообще ошибались насчет происхождения СППРов и из мастерских МГС (а других светильников - от ЛЗС), из истории АКХ следует, что в её ведении находился Московский (Магистральный) Механосборочный Завод, который, возможно был тем самым "экспериментальным заводом" и изготавливал все эти детали светильников, что очень похоже, учитывая коммунальную специфику.
А насчет СППРных плафонов, их ведь тоже изготавливал Чернятинский стекольный завод, или я что-то где-то пропустил?
Кроме всего прочего также фигурируют некие мастерские ТЭУ Моссовета, но по ним что-то совсем тихо.
Я спрашивал, где ты там увидел кучу "антикварных и очень редких версий СЗПР с разными балластными отсеками, которые были очень редкими и замечены только в городах центрального региона, на шильдиках которых красуется именно Лихославль")
При условии, что светильник с шильдиком мне известен только один, и там указан отнюдь не ЛЗС.
Экспериментальный завод АКХ находился по адресу Мытная ул., д. 40 – это явно другое предприятие.
Лихославльский СЗП со всей очевидностью вот. По крайней мере, он в значительной степени унифицирован с их же СЗПР. Кто делал стёкла, не знаю. На стекле СППР нет никаких опознавательных знаков.
Вообще-то изначальный ответ на мою цитату был написан так, что понималось это как вопрос про само присутствие шильдиков на светильниках.
Про лихославль ошибся, да - попадался как то СЗП именно с лихославльской маркировкой, тогда еще не знал что их существовала куча версий, выпускавшаяся разными предприятиями.
Судя по всему там были какие-то мелкие мастерские, что неудивительно, учитывая какими мелкосерийными были их светильники. Если изготовление вообще на 100% проходило там.
Ну я предположил, что возможно тот же изготовитель который делал стекла и к другим подобным светильникам в то время. Хотя тут Сергей говорил, что плафоны для них изготавливались на ПО "Старьстекло", сегодня специально поднялся на чердак подробнее рассмотреть плафоны от СППР разных лет - может быть он просто мелкий, и раньше не замечал просто, но нет - никаких опознавательных знаков, как и самих корпусах СППРов на них не было, как будто все сговорились.
Данила его кстати заменил из-за того, что рабочим был только вывод для ДРЛ-80, для 125-ваттных ламп отгорел, устранять обрыв там муторно - сердечник на заклепках. Сегодня ещё разбирал похожий древний трансформатор эпохи 60-х, на основе серии которого скорее всего и сделан этот дроссель, довольно примечательно там пластины сердечника отштампованы...
Еще одна фотография дросселя 80/125
https://vk.com/streetlighting?w=wall-3499444_19542
Ну и насчет версии, что эмалерованный СППР производил ЛЗС или какой-то иной по отношению к последующим версиям светильника изготовитель - уже не особо в это верится, они вообще все оказывается были также с карболитовыми патронами, и экземпляр Даника не был исключением.
здравствуйте, подскажите пожалуйста.
это ранняя версия сппр?
когда кладу стекло в ложбинку отражателя такая щель должна быть или нехвотает детали?
голова,отражатель, стекло и прежимное кольцо скручиваются одновременно?
Ну что же, можно, наконец, поставить точку в том, что такое СППР125-М.
Интуиция все эти годы меня не подводила.
Надеюсь, теперь окончательно стало очевидно, что буква М к СППР производства московской горсети (МГС) никогда не имела никакого отношения. Ни к ранним, ни к поздним вариантам.
Что же касается светильников непосредственно МГС, то считал ранее и считаю, что собственного парка маркировок у них вообще никогда не было. "Запатентованных" скажем так.
Так же, как не было их СЗПР, СВР и СПОР. Все эти самодельные светильники, которые МГС тянула из листовой стали, имели просто заимствованные названия тех утвержденных ранее заводских моделей, с которых в МГС внешне сдирали копию.
Всем понятно, что за основу был выбран корпус польского ORZ-1, так как он имел наиболее удобную форму для изготовления в небольших мастерских, не требующих хорошей оснастки. А модели копировались со светильников лихославльского завода и завода академии ком. хозяйства.
Ну и конечно, ничего удивительного в том, что в некоторых справочниках МГС упоминались в том числе в качестве добавочного производителя этих моделей, на мой взгляд нет. Модель одна, но есть оригинал и есть его более грубая копия.
Возможно, путаница заключалась в том, что когда на ЛЗС сняли с производства первые СППР 60-ых, которые непосредственно и являлись образцом для изготовления первых СППР московскими сетями, и в серии у ЛЗС остался только СППР-М, то в литературе тех лет светильники МГС автоматически стали приписываться к ним. При этом сами по себе они могли нисколько не измениться.
Изменение пропорций рассеивателя и корпуса в 80-х, возможно, имело совершенно иные причины. Например, оснащение цеха для их выпуска штамповочными станками. Кто интересуется, тот знает, что большая часть этих светильников с большим корпусом и маленьким рассеивателем отштампована, хотя иногда попадались части, вытянутые старым методом на станке. Например, у меня этот светильник сборки 1989 года имеет штампованный корпус и тянутый рассеиватель. Хочу отметить, что штампы были весьма скверные. Заготовки не редко выходили со складками и заусенницами.
Мне кажется, аналогии с продукцией МГС прямые – базовая версия "узкая", модернизированная – "широкая".
В списке выпускаемых светильников НО по состоянию на начало 80-х модель СППР-125М записана именно за МГС. При этом выпускалась ли она вообще хоть в каких-то количествах в Лихославле – вопрос достаточно интересный. Нельзя исключать и того варианта, что разработанная там документация была просто отдана в МГС, а те её уже "творчески доработали")
Александр, ты все цепляешься за мысль о некой преемственности, как за соломинку. Непонятно, для чего. Брось ты эти нелепые убеждения о какой-то там переданной документации от ЛЗС. Я, конечно, понимаю, что, может быть, это продиктовано твоими благородными порывами придать родной МГС более высокий статус. Но давай трезво смотреть на вещи. Для такой конструкции светильников, как делала МГС, никакая документация "высокого" уровня от "кого-то" не нужна. Тем более, ты же видишь, что половина корпуса вообще от скопирована с продукции завода А20.
Конечно, я уверен, документация была в МГС на эти светильники и другие тоже, но представлявшая из себя не более чем утвержденные их инженерно-конструкторским отделом чертежи с размерами, по которым слесари на токарниках в слесарном цехе вытачивали оснастку и вытягивали по ней сами заготовки для светильников.
Так же, как в видео ниже
https://www.youtube....
Почему в списке выпускаемых светильников на начало 80-х СППР-125-М значится за МГС, я свое предположение написал. Тем более, что ты рассуждаешь немного некорректно. СППР-125М на ЛЗС начали выпускать уже в начале 70-х. В каталоге информэлектро за 1979 год они уже считаются снятыми с производства. При этом не обязательно в 1979. Возможно, еще раньше. Нужно смотреть ранние. А, между тем, московские светильники в то время были еще старого образца. Как видишь, переход на больший диаметр корпуса во-первых не синхронизирован во временным рамкам, во-вторых, конструктивно само-по себе это было не новое изделие, что бы начать применять его вот так вдруг именно в тот момент. Корпусы такого увеличенного размера относительно старого маленького производили уже как минимум лет 15. Только использовали их в московских СПОР и СЗПР. Фотографии, конечно, можно прикреплять, но все же считаю, что нужно понимать, о чем идет речь.
Конечно, вполне вероятно, что они подавали заявку на регистрацию своей продукции. Ну, или как это правильно обозвать. Здесь ты спец. Но только как реплику на те официальные модели, которые во-первых - уже без пяти минут готовили к закрытию на ЛЗС, а во-вторых - которые они могли производить без сложного технического оснащения. Вот и рассуди. Если к концу 70-х в списке ЛЗС остался только СППР-125-М, и то, снимаемый с производства, то на что опиралась бы МГС в начале 80-х, указав свои светильники как еще производимые. Тоже только на эту модель.
А что касается того, выпускал ли сам ЛЗС эти модернизированные светильники, то я ведь не раз показывал эту фотографию. До сих пор кляну себя за то, что пустил тогда все на самотек и упустил эти светильники. Договоренность снять их была. Сыграл человеческий фактор. Но хочу сказать, что СПП и СППР от ЛЗС, как модели, вообще были сравнительно редки. Так что были они, но были редкой птицей.
Мда... как извращённо порой можно толковать мои слова... Вроде ко всякому уже привык за эти годы, но тут не смог не удивиться в очередной раз
Если что, меня абсолютно не волнует какой-то там статус МГС (равно как и всех прочих). Мастерские при предприятии – это по любому всего лишь мастерские (хотя у нас и некоторые заводы были уровнем не сильно выше). Вообще не суть. Я просто пытался отметить, что их светильник тоже имеет право носить это название, раз это было зафиксировано документально. Пусть даже на самом светильнике ничего написано не было....
Ну это же ирония. Что тебя так задело? А то, что их светильник мог носить это название, никто никогда и не отрицал. Не безымянные же они были. Мне кажется, это ты выдумываешь больше, чем есть на самом деле.
Дай бог)