СППР-125М (МГС)


Тип:  СППР-125М   (тип указан неточно)
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  1991
 

Может, кому-то это покажется смешно, но перед этим светильником я до сих пор испытываю настоящее благоговение. Без преувеличения, наверно это самый московский светильник за всю историю – ведь кроме Москвы и (реже) области, он практически нигде не встречался. Зато у нас это был самый привычный и распространённый вариант уличного освещения, фактически – символ города. Разумеется, не того образцово-показательного, который печатался на открытках, а обычного, буднично-знакомого по уютным дворикам и заросшим буйной зеленью задворкам. Хотя встретить отдельных представителей этого типа можно было и рядом с самим Кремлём. По сравнению со своей предшественницей СПО-200, эта модель выглядит буквально гигантской (фото 2). Ещё бы, ведь диаметр отражателя превышает 40см!

Небольшая история моего конкретного экземпляра: в 1991 году тогдашним московским властям вдруг пришла в голову довольно здравая, надо сказать, идея об улучшении освещения спальных районов. Хотя и трудно сказать, было ли это на тот момент по средствам на глазах нищающему городскому бюджету. Тем не менее, множество ранее полностью заброшенных «гусаков», разбросанных в основном по условным (на тот момент) территориям детских садов, школ, поликлиник и прочих муниципальных учреждений, вдруг обзавелись новенькими светильниками, подключёнными не куда-нибудь, а к полноценной городской уличной сети. Это означало, что территории, до этого по 20-30 лет утопавшие во мраке, впервые получили вполне полноценное и даже ещё относительно современное на тот момент ртутное освещение. И хотя многие из светильников по ещё советской традиции не пережили и первой своей лампы, начинание это было безусловно хорошее Smile

Итак, одним холодным ноябрьским вечером возвращались мы с моим братом с дачи тёмными московскими дворами. И вот в одном из них я обнаружил «гусак» со свежеустановленным, но неработающим светильником. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что светильник плохо закрепили, в результате чего он полностью выпал из крепёжного стакана «гусака» и теперь беспомощно свисал на одном-единственном проводе... Соблазн «помочь» ему был слишком силён, чем мы по юношеской неразумности и воспользовались Diablo . После нескольких минут раскачивания палкой он всё-таки оторвался и приземлился у наших ног. Разумеется, лампа и стекло при этом были безвозвратно утрачены, а отражатель навсегда получил характерную дополнительную «выштамповку» Smile . Но главное – я стал обладателем настоящей реликвии, ценность которой с годами ощущается только сильнее.

Теперь необходимо немного пояснить по типу и изготовителю светильника, указанным в описании. На самом деле, какая-либо маркировка на светильнике изначально отсутствовала как класс. Возможно, она полагалась на сопроводительной бумажке или на картонной бирке, надетой на питающие провода – такое периодически встречалось. Соответственно, монтажники с этими «лишними атрибутами» никогда не церемонились. Однако из справочной литературы мы знаем, что светильники такой компоновки назывались СППР-125, а из производственных каталогов соответствующего периода мы узнаём, что на тот момент выпускалась только модификация под названием СППР-125М, и её единственным изготовителем был ЛЗС. Такова логика текущего наименования, но нельзя исключать, что жизнь ещё внесёт свои коррективы. В моём представлении СППР-125 с буквой М отличался от обычного увеличенным отсеком ПРА, уменьшенным диаметром отражателя и изменённым способом крепления дросселя.


Немного о конструкции светильника. Основные детали показаны на фото 3, на момент съёмки они подвергались перекраске, так как родная отделка начала потихоньку сдавать. К сожалению, подобрать точно такой же оттенок не удалось – родная окраска была «классического» лихославльского серо-синего цвета, который можно видеть сохранившимся на панели ПРА на фото 4. Внешние поверхности светильника были в итоге перекрашены мною в тёмно-синий цвет, который с некоторого расстояния воспринимается как родной. Остальная начинка осталась без изменений, так что в целом экземпляр можно считать вполне аутентичным. Итак, корпус состоит из трёх основных частей: отражателя, стакана-отсека ПРА и верхней крышки (фото 3). Кроме этого, внутрь также вставляется шасси с ПРА и карболитовым патроном, а скрепляется всё вместе винтами М6х30, пропущенными через шайбу крепления стекла (на фото не показаны). Помнится, у нас возникали споры относительно крепления дросселя в отсеке ПРА: надеюсь, фото 4 полностью снимает эти недопонимания. Родной двухкатушечный дроссель типа Н37-110 располагается горизонтально на панели, в которой для его крепления специально проделано два отверстия под винты М4...М6. Питающие провода заводятся прямо на клеммную колодку дросселя; кстати, неудивительно, что в доставшемся мне экземпляре эта колодка уже отсутствовала – подключить туда провода после сборки светильника является довольно нетривиальной задачей. Да и сам процесс сборки корпуса воедино при помощи трёх (как минимум) винтов, одновременно скрепляющих стекло, отражатель, корпус и кольцевой внутренний фланец в нём – занятие, по увлекательности сродни сексу в гамаке (кто пробовал, тот поймёт Smile ).

В заключение хотелось бы отметить ещё одну неочевидную на первый взгляд особенность этого светильника. А именно то, что внутренняя поверхность стеклянного рассеивателя имеет параболическую форму и благодаря этому рассеиватель одновременно служит также и зеркальным отражателем (фото 5, 6). Обнаружилось это совершенно случайно, при разглядывании структуры световых пятен от этих светильников на снегу Smile . Вообще довольно любопытно: получилось ли такое само собой или в этом действительно заключался тайный замысел конструкторов (особой пользы от которого, вообще говоря, нет).

Заключительный вид на включённый светильник можно наблюдать на фото 7 и 8. Он хорошо знаком тем москвичам, кто по тем или иным причинам возвращался домой поздно вечером: путь к заветному подъезду чаще всего освещался именно этими, безвозвратно уходящими в историю московскими «шляпками».

Из коллекции Dominique. Добавлено: вс, 28.08.16, 00:17
(9)

Комментарии

А нельзя его было поймать при падении? Вы же были вдвоем.

Буква М действительно неясно что означает. На СЗПР вроде бы как модифицированный, с другой стороны в справочнике указывается, что это светораспределение. Мы уже беседовали с тобой как-то об этом.

Касаемо сборки. С старых версиях СППР отверстий 6. Через три из них сначала скрепляется тарелка и отсек, а в другие три после этого закручиваются винты чашки для стекла. Все просто и удобно. Смотри мои фотографии. А у тебя именно три?

Поймать – никак, т.к. нам совсем не хотелось рисковать головой Smile . Будь в тот момент чуть побольше снега, можно было бы попытаться приземлить его в сугроб, но ждать милостей у природы не входило в наши планы. Тем более что его могло оторвать ветром в любой момент.

Светораспределение к букве М наверняка не имеет никакого отношения, потому что с позволения сказать "оптика" у всех СППР одинакова. Так что в данном случае М на 100% означает "модернизированный". Основная версия на данный момент – что так назывались СППР с увеличенным отсеком ПРА. Но как мы знаем, всегда могут быть непредсказуемые нюансы – например, она могла выпускаться и под прежним названием, а вот добавление шасси под ПРА или какая-нибудь другая мелочь уже могли повлечь присвоение буковки М. Со временем, думаю, это выяснится.

Отверстий в чашке стекла, тарелке, отсеке ПРА и кольцевом фланце действительно шесть. Причём во всех из них во фланце нарезана резьба. Я должен был догадаться, зачем! Однако у этого экземпляра всё было скреплено именно тремя длинными винтами, а три отверстия вообще не использовались. Видимо, сказывалась уже пресловутая экономия на спичках винтиках...

Ну вот теперь ты можешь сделать как следует. Если не ошибаюсь, скрепляющие имели потайную шляку, а для стекла выпуклую.

Если их действительно ремонтировали в Мосгорсвете, переделывая под ДНаТ, то конечно их могли собирать прямо на верстаке тремя винтами и выдавать готовыми к установке уже со стеклом и запасом проводов. Допустимо, что они считали вторую жизнь этих светильников уже последней и о замене разбитых стекол на высоте никто уже не думал.

А цвет такой есть в баллонах. По крайней мере сейчас данную палитру можно подобрать.

При случае сделаю, как только обзаведусь нужными винтами. Я и сейчас еле нашёл три оцинкованных длинных на замену вусмерть ржавых родных. Кстати, они были именно с потайными шляпками.

Этот светильник был новый, а не чинёный в Мосгорсвете. Так что сборка заводская 100%. Про цвет знаю, но больше красить его пока не планирую, там и так уже три слоя )

СППР-125 было по меньшей мере три версии. Все они проходили через мои руки. Та, что есть у Сергея, старая широкополая шляпа с более высоким и узким отсеком ПРА. Затем уже уменьшенная версия, практически такая, как на этом вот фото, но с завальцованными ещё краями шляпы и более покатой крышкой над отсеком ПРА, выпускавшаяся, видимо, в 80-х гг. Ну и вот эта версия 90-х гг. Две последних есть у меня сейчас, правда, пустые, без ПРА. Ещё якобы (по слухам) была эмалированным версия, формой и размерами такая, как и старая крашеная версия 70х гг. Но лично я её вблизи не видела и в руках не держала.

А вот интересно. Ддопустимо ли считать это версиями с другой стороны? Если все же была и эмалерованная, то конечно, это отдельная версия светильника. А вот вторая и третья - завальцованы края или нет - можно ли считать это отличие за отдельную версию?

Это как с первым ORZ-6 60-ых годов. Недавно мы с тобой выяснили, что их тоже было по меньшей мере три штуки. И все первой версии, если отталкиваться от толстой формы корпуса:

1) стальная с одним винтом + патрон перевернут

2) оцинкованная с одним винтом + патрон не перевернут

3) оцинкованная с двумя винтами + патрон не перевернут (которую и продавали).

Так вот можно ли две последних считать версиями? Как ты считаешь? Ведь так можно и до крайности дойти и считать разными версиями, например, с гайкой М5 или М6 где нибудь в креплении.

Что касается эмалированной версии. Висят такие светильнички на гусаках в одном известном месте, и блестят как у кота причинное место, хотя любая краска за прошедшие 40+ лет потемнела бы и облезла до ржавчины. Т.е. это действительно эмаль. Причём она чёрного цвета – ещё одно отличие от обычной окрашенной версии. Сдаётся мне, вот такой вот эмалированный вариант с узким стаканом ПРА и имел двухрежимный дроссель, и назывался официально как СППР-80/125. Со временем, надеюсь, проверим эту версию Wink

Сергей,

ORZ7-1, скажем, было тоже около 4-х вариаций с незначительными различиями.

Конечно, Эти два последних СППР почти одинаковы. Однако, они вряд ли выпускались параллельно. Т.е. в какой-то момент произошли изменения на производстве и светильник чуточку видоизменился. Это новый этап в его истории. Что считать "версией" - вопрос открытый и у каждого может быть своё толкование. Здесь говорилось о появлении буквы М в обозначении светильника. Я не могу знать, была ли она, когда появилась и т.д., т.к. вообще ни на одном виданом мною СППР маркировок не было отродясь. Даже само название СППР взято из справочников и стало некой недоказанной парадигмой, как доподлинно не установлен и производитель, насколько я понимаю. Но если исходить из этой парадигмы, то, наверно, можно было бы отталкиваться от этой буквы М. А именно, если её получил в нач. 80-х новый СППР с широким и низким отсеком ПРА и уменьшенной шляпой с завальцованными краями, то последний светильник с подогнутыми краями шляпы 90-х гг (как этот сашин) можно не называть "версией". Но если буква М была присвоена именно последнему, то их все можно считать разными версиями, исходя уже и из разных обозначений.

 

Александр,

Да, я очень надеюсь получить все четыре версии и тогда можно сделать обзор по ним.

Да, логика конечно есть.

А ты там что, тихонько светильники снова собираешь? )) ORZ-1 не желаешь вместе заиметь?

Нет, не собираю, конечно. У меня есть всего несколько интересных светильников. ORZ1, может, и хочу, но дорого выйдет из Польши ведь. А ещё по-прежнему хочу первый железный ORZ6. ))


Господинъ хороший писал(а):

Да, логика конечно есть.

А ты там что, тихонько светильники снова собираешь? )) ORZ-1 не желаешь вместе заиметь?

А что есть такая возможность?