Сразу хочу пояснить смысл данной ветки, чтобы дальше она по возможности двигалась в том же ключе. Я люблю старые советские кинофильмы, действие которых происходит в те же годы, когда велась съёмка. Т.е. художественные фильмы про 50-е, снятые в 50-е, видовые короткометражки из 70-х, городские зарисовки 80-х и т.д. Люблю я их в основном за возможность погрузиться в атмосферу соответствующего времени, представить себя бродящим по тем улицам или живущим в тех квартирах, поностальгировать по детству, в общем за всё то, ради чего и снимается большинство фильмов – за те эмоции, которые они дарят.
Разумеется, мне далеко небезынтересно также то, что в числе прочего в кадр иногда попадает различная светотехника . Так как обычные, повседневные системы освещения для киношников представляют собой досадную помеху, в кадр они попадают достаточно редко (особое исключение – ночные съёмки без дополнительной подсветки, например виды праздничных улиц с иллюминацией и т.п.). Тем не менее, к счастью полностью "вычеркнуть" реальные светильники из кадра практически невозможно – в итоге мы и наблюдаем их время от времени. Что для нас, как посетителей Виртуального музея, особенно ценно – ведь мы видим их так сказать в родной обстановке, а не в виде вылизанного музейного образца, оторванного от окружающей действительности.
Начну, как водится, с себя. Уже какое-то время назад я организовал на другом сайте альбом "Из кинохроники et al", где можно ознакомиться с общим смыслом затеи. Просмотрев очередной фильм и обнаружив в нём некие интересные кадры, я сохраняю этот видеофайл в специальной папочке, где и занимаюсь выдёргиванием отдельных картинок. Сегодня я в очередной раз проделывал эту операцию, и вот что накопал:
1. Жутко ностальгические на сегодняшний день светильники ШОД в школьном освещении. Именно такими они и запомнились: рядами воздушных пластинок-ламелей, подсвеченных отличающимися пастельными тонами разных люминесцентных ламп. Что-то воздушное было, когда смотришь на них с этого ракурса. Ну и обязательные "тёмные провалы", конечно же – ведь никто и никогда не следил за своевременной заменой... Что характерно, на этом кадре кажется, будто они и не освещают вовсе – т.к. основной свет создаётся спрятанными справа за кадром киношными прожекторами . А что поделать, чутьё у тогдашней киноплёнки было никакущее.
2. Светильники ТПБ01 в освещении кабин переговорного пункта. Похоже, что это было типовое решение! Хотя я, признаться, в детстве таких ни разу не встречал, хоть и бывал в переговорных пунктах приличное количество раз.
3. Светильники ЛПО16-40 в магазине одежды. В данном случае такое размещение вполне оправдано – люди рассматривают одежду, вывешенную на вешалках, поэтому свет должен падать сбоку. А вот чем было вызвано такое же размещение неимоверной кучи светильников ЛПО16-20 в одном из запомнившихся мне обувных магазинов – для меня до сих пор загадка.
4. Неизвестный торшерный светильник на пристани. К сожалению, его верхушка в кадр так и не попала. Сначала я подумал, что он разбитый, но выходит, что нет. Какие лампы там внутри – непонятно.
5. Занятный торшер-"гармошка" невыясненного пока типа. В 70-е такие частенько попадались в декоративном освещении курортных зон. Часто различные участки стекла были раскрашены в разный цвет. Что там внутри – опять же неясно, с такими размерами может быть что угодно, от ЛЛ соответствующей длины до гирлянды из ЛН или двух ДРЛ. Вот такой же светильник, установленный на газоне:
Решение красивое и интеллигентное, позаимствованное из западной практики. Но в наших азиатских условиях совершенно нежизнеспособное
Продолжение следует
Душу травят такие фильмы.
Видел в одном комнатный светильник, напоминающий СПО, попытался заснять с экрана, но вышло плохо, потому что приём был некачественный. Название фильма не помню, помню, что это продолжение истории про Огурцова ("карнавальная ночь"), где он теперь в какой-то приёмной комиссии - смотрит молодые таланты. Ещё Этуш там играл, помню.
Это да. Я как-то не так давно нашёл серию документальных фильмов "Путешествие по Москве", снятую в годы моей школьной юности. Долго отходил от депрессии...
Такое освещение было когда-то у Смоленского метромоста.
ВДНХ
Что за НЛО слева висит?
Неоновые вывески конца 50-х:
Все кадры взяты из документального фильма "Opening in Moscow", реж. D A Pennebaker, 1959г.
Я вот родился 88 году, так что еще той советской светотехники помню сосем мало, но кое-что в своем городе таки видел в совсем юном возрасте и это запомнилось - ряд ЛПО 1х40 без плафонов один к одному (бок к боку) в магазине в центре города, кучу газосветных трубок в старой советской уже неработающей вывеске, которой давно нет, светильники 4х20 в большом магазине на несколько этажей, ряды ЛПО 2х40 или 2х80 в продуктовом магазине в нишах потолка за декоративными пластмассовыми колпаками и 20-тки в вывеске на крыше того же магазина в подсветке букв... Кроме этого попадались ЛЛ и в других местах, да и старые уличные светильники внимание привлекали конечно. Вообще после просмотра таких фото иногда падает настроение, ибо знаешь что такого уже почти нету нигде и не будет... А то, что устанавливается сейчас уже далеко не так интересно, особенно светодиодные установки - совсем не те ощущения...
От фоток газосветных трубок на последующих фотках аж мурашки пошли, очень и очень красиво! Всё, хочу себе небольшую газосветную вывеску дома.
А это не изоляторы контактного провода и светильник для трамвайной стрелки?
Потрясающе! И так рано... Вообще мне всегда было любопытно, с какого года они у нас появились? Есть сильные подозрения, что ещё в 30-е, когда даже ЛЛ не было и в помине.
За указание фильма отдельное спасибо, уже качаю в коллекцию
Да, газосвет это что-то особенное! Балдеть от него можно часами. Никакие диоды и рядом не валялись...
Красивые надписи и буквы, жаль, что это всё уничтожили... Светодиоды - убожество в сравнении с неоном. Однако они дешёвые (особенно если "три рубля ведро" из Китая), поэтому их сейчас везде и пользуют в вывесках. А неон... Ну это как Бентли в сравнении с каким-нибудь Логаном. Круто, красиво, но не бюджетно. Не все себе могут сейчас позволить (
жаба не разрешит).Я тоже хочу себе надпись "С Новым Годом!", чтобы слова зажигались поочерёдно все, мигали и гасли, потом всё сначала. Электронный переключатель, который обеспечит такой цикл, уже есть, где бы буквы взять?
Если Светотехник ещё занимается трубками, заказал бы ему, но наверное влетит в копеечку.
Боюсь, что уже не занимается... я ещё года 2 назад просил его доделать пару трубок, которые до меня так и не доехали с первой попытки, обещал прошлым летом подумать, в итоге до сих пор тихо...
Кстати, в части вывесок неон не такой уж и дорогой в сравнении с диодами.. возни с ним больше просто, и на коленке не отремонтируешь, вот торгаши и предпочитают не связываться.
Последнюю трамвайную линию там сняли в 1945 году.
Жаль. В рекламном агенстве наверное вообще нереальные цены.
Не думаю, вам же не обязательно целую вывеску заказывать, достаточно ламп и блока питания. Тут только бы сами лампы были качественные - помню, как в городе в вывеске заменили зелёную разбитую "К". так новая трубка светила сильно ярче остальных. То ли старые лампы были плохо сделаны, то ли действительно уже от старости яркость потеряли. Вывеска та отработала примерно с несколько лет, может 4...5, точно не вспомню когда монтировали её. В помещении такие лампы кстати очень шикарно смотрятся, помню как в прошлом видел такие на стене в одном алкомаркете.
Так это нормально, что новая ярче смотрится. Старые ведь не один десяток часов уже намотали.. Это кстати некоторый недостаток неоновых реклам – частично заменённые трубки портят общее впечатление из-за неравномерности яркости.
В помещении это вообще улёт. В советские годы, когда ещё не было ночных клубов и подобных заведений, самыми зрелищными передачами по телевизору были новогодние концерты. Это были одни из моих любимых программ, просто потому, что их показывали в новогоднюю ночь Всё время было ощущение, что они там в студии построили какой-то сказочный город, где царит один сплошной праздник. Так вот, не помню точно в каком году, наверно в 1987 или позже, в оформлении впервые применили газосветные трубки. Это было вообще нечто!
Достаточно одних ламп, насчёт БП я думаю что-нибудь своё сообразить, тем более, что БП должно быть 4 штуки - по одному на каждое слово и на восклицательный знак.
Но даже при таком раскладе получится недёшево. Светотехник говорил, что там надо за каждый изгиб доплачивать. Услуги по изготовлению неона рассчитаны на фирмы, соответственно цены накручены. К тому же неизвестно, работают ли они с частными лицами.
А, так там еще доплата за изгибы трубки идет. Я не думаю, что они бы не сделали лампы и на заказ частному лицу - какая им разница, деньги то все равно платятся. Но только думаю как бы в таком случае цену не завысили, ибо раз кому-то такое надо дома, то и "больше заплатит".
Не, у нас есть такие упёртые конторы, которым нужно именно только с юрлицами по безналу торговать... уж не знаю, в чём тут дело, видимо в условиях, на которых они взялись вести свой "бизнес"...
Впрочем, мы всё дальше от темы пока что
Мужик едет по Москве. Это примерно 1990 год. На растяжках уже висят прототипы ЖСУ17. Кажется даже оба типа.
Жестоко там народ нарушает
Но вот ЖСУ17 не увидел, вижу только IDMAN'ы...
Одновременно в продолжение этой ветки и вот этой темы, которая кстати во многом была навеяна следующим фильмом...
Любителям ленинградской атмосферы могу рекомендовать замечательный в своём роде фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный...» («Ленфильм», реж. Д. Асанова, 1984). На мой взгляд, он позволяет окунуться в атмосферу зимнего предновогоднего Ленинграда, которая несмотря на не связанный с нею сюжет фильма, показана достаточно хорошо, практически в документальном формате. Иллюминация, освещённые ярким ртутным светом улицы, красочные неоновые вывески – всё это смотрится не хуже, чем в аналогичных западных фильмах тех времён... К сожалению, сам сюжет уже несёт на себе отчётливые "перестроечные" черты, хотя и снимался за год до официального начала уничтожения всего советского. Предложу вашему вниманию несколько "атмосферных" кадров из этого фильма, которые я сохранил для себя:
Насчёт снимка номер 5 ,в данном торшерном светильники были лампы лб20 просто видел фильм где эти светидьники работали фильм цветной.А просто гроздья Шодов можно увидеть в фильме "доживём до понедельника а в фильме "гость с кубани светильник аналогичный Спо200 с плафоном.
По случаю новогодних праздников опять замелькал везде фильм «Чародеи» (Одесская киностудия, 1982). В детстве это был мой любимый новогодний фильм, правда это совсем не значит, что я в восторге от сюжета или даже – от актёров . Мне понравилась именно новогодняя атмосфера Научного института, а особенно – его интерьеры (в роли которых, как выяснилось потом, выступали различные помещения ТТЦ «Останкино» в Москве). Что мне особенно понравилось, так это что интерьеры были абсолютно реальные, практически не приукрашенные декорациями (за некоторыми исключениями). Причём они были очень похожи на те, которые я видел в НИИ на работе у родителей и в других местах, так что было тем интереснее . В числе прочего, аналогичным было и освещение – в том числе состояние, в котором оно находилось (типичная советская неухоженность). В общем, довольно вступлений и самое время посмотреть несколько кадров:
А. Абдулов бежит по цеху, освещённому наполовину перегоревшим рядом ШОДов слева и отдельными ПВЛ-1 справа ;
В другой части того же цеха, похоже на польские аналоги ПВЛМ с отражателями;
В помещении-"коробке" вычислительного центра; похоже на светильники ЛПО30 с призматическими плафонами;
Лестницы (видимо, Останкинские) освещены гигантскими чешскими светильниками. По размерам я бы сказал, что они на 4 лампы, но по прочим признакам похоже, что на 2. В любом случае, на 3 светильника горит 1 лампа ;
Коридоры Останкино. Освещены непрерывными линиями люминесцентных светильников. По идее, в таких случаях применяли ОВЛ/ЛВО-2х40, но по всем видам складывается такое ощущение, что они одноламповые. Причём еле светят (сравните яркость потолочной линии и указателя "Выход", виднеющегося в конце коридора);
Кстати, один из этих указателей даже удостоился в фильме крупного плана – похоже, это светильник БЛ-х (на котором хорошо видна технология нанесения надписи)
(Продолжение следует)
Продолжим.
Какая-то сложная длинная конструкция, свисающая с потолка посередине лестничной клетки-"колодца". Такое ощущение, что внутри неё – лампа Т12, а на конце приделан светильник типа "белый шарик"
Парадный вход куда-то (возможно, где-то в Останкино). Световой потолок из ячеистых металлоконструкций, причём тоже выглядящий практически не светящимся. А половина ламп, как положено по советскому фен-шую, и вовсе не горит;
Ещё один парадный интерьер. В потолок встроено и вовсе что-то уж невообразимое – выглядит, как встроенные светильники с плафонами "под хрусталь", при этом с одной лампой, но шириной с 4-ламповые. И опять что-то непонятное с яркостью (отсвет на потолке от скрытых за карнизом ЛЛ на заднем плане определённо выглядит намного ярче, чем прямой свет этих светильников). Неужели они на диммере??
Ещё на одной из лестниц применены симпатичные квадратные светильники, видимо 6х20. К тому же видимо недавно смонтированные (судя по тому, что почти все в идеальном состоянии). Что за светильники – понять не удалось, честно говоря они очень напоминают встраиваемые чешские, установленные открыто:
Такое ощущение, что везде там встречаются только лампы ЛД(Ц)
Задворки останкинских студий. Слева видны ворота, через которые вкатывают и выкатывают декорации и прочее ТВшное оборудование. На потолке – уже знакомые нам чехи. Их и так негусто (с учётом высоты потолка), да ещё и половина неисправна;
(Окончание следует)
В кадр попало и кое-что из уличного света:
Светильники СВД-500 с лампами ДРЛ при входе на некий вокзал;
Знаменитые советские уличные часы "Стрела" с подсветкой и неоновая вывеска "Москва" (Казанский? вокзал);
А. Абдулов на фоне "Огонька" . Где-то там же мелькали ещё "Маяки" и СВРы, часть из которых традиционно была нерабочая.
В заключение немного про любопытное и нестандартное. Начнём со знаменитой люстры, явно сделанной на заказ:
А это один из светильников довольно известной в СССР серии "Арктика", которая очень часто встречалась в музеях, гостиницах и прочих общественных зданиях:
Из них набирали целые сложные конструкции и даже люстры. Сходство рассеивателей с подтаявшими сосульками было потрясающее.
Наконец, вот такой кадр мелькает где-то в первой части фильма:
Вроде бы ничего особенного, но если присмотреться – С. Фарада идёт по техническому мостику внутри так называемого зенитного фонаря. Это конструкция, которую устраивают в потолке помещений верхнего этажа для естественного освещения. То есть сверху у нас стеклянная крыша самого фонаря, а внизу – стеклянная же поверхность светового потолка нижнего помещения. Мостик нужен для периодической мойки того и другого, а также для замены ламп в галогенных прожекторах, которые мы видим сверху. Эти прожекторы позволяют световому потолку не терять свою функцию и в тёмное время суток. Кстати, судя по их ориентации в пространстве – они тоже давно нерабочие
А что скажете по поводу этого кадра?
Это кадр из мультфильма "Варежка", 1967 г. Конечно, в мультфильме не обязательно "портретное сходство" фонаря с реально существовавшим в то время, но на что-то он всё же должен быть похож. Это не СКЗЛ, не СПОР, и хотя он изображён выключенным, что-то подсказывает, что он не под лампу накаливания, а под ртутный свет.
Я бы сказал, это фантазия художника на тему СКЗПР
На СПОР он уж точно никак не похож.
А, да, это мог быть он. Я почему-то подумал, что их в 60-х ещё не было.
Каменный гость
См. дату. И это далеко не самая ранняя.
Фильм "Первоклассница". В квартире Маруси Орловой собрались её подруги-одноклассницы и водят хоровод вокруг ёлки. Квартира (отдельная! большая!) освещена огромной люстрой с тряпочным абажуром. И это - в 1947 году???
Впрочем, это ведь - киносказка... А подобные люстры и до войны были популярны
Правильнее - не "И до войны" а "До войны и после нее, до начала 60-х" - тут издержки производства и возможности покупателей сказывались - приличный выбор светотехнической продукции был только в книгах, а у той что была в доступе была явно не маленькая цена - так что либо то что дешево и в наличии, либо ничего.
Кадр из К/Ф "Любовь и голуби". Момент возвращения Раисы из деревни. Виден скорее всего тот же самый ФСБ что и в "Москва слезам не верит"
Время от времени в кино/на ТВ попадается настольная лампа явно из той же серии, что этот "ФСБ" – зелёный цилиндрический корпус с округлым верхом, нижняя белая окантовка. Однако она явно под обычный накал:
Х/Ф "Служебный роман" Никитские ворота, 1976 года. "ромашка" такая же как и у Большого Театра, но не на 12 а на 6 светильников. И СПОР-250. Причем не смотря на отвратительную чувствительность пленки видно, что освещенность достаточно неплохая. А на заднем плане уже натрий. И светофот "стойте/идите" так же в кадр попал - прям не кадр а коробка с конфетами.
Ещё кадр оттуда:
Это да. И часы с двумя люмками. И "муравьиные" светофоры. И световой знак, правда "спиной" к нам. А вот боковая улица освещена чем-то совершенно непонятным – похоже, что накалом!
Кстати, предлагаю картинки всё же закачивать в сообщения, иначе рано или поздно они рискуют превратиться в пустые квадратики
Я тоже так думаю. На натрий никак не похоже.
Натрий на тот момент если и можно допустить, то только 250 или 400 ватт. Здесь явно на столько не тянет. А маломощного тогда у нас не было...
Может ДРЛ так сыграли? Попросту персветив и забив то, что на заднем плане
Но там же по центру есть переход, на который с двух сторон светят ДРЛ и те загадочные светильники. Не может же ДНаТ250, да ещё и в консольнике, так слабо выступать! По сравнению даже с ДРЛ400 (а в СПОРах по идее должны быть установлены 250).
Да и цвет в общем совсем не натриевый, при довольно хорошей общей цветопередаче.
Черт его тогда знает... Но в накал в 1976-м году да еще и не на окраине..
Это да, ещё и в консольниках... Столбики там какие-то довольно странные, возможно импорт..
В 76-м запросто. Там на стене здания от натрия должно быть зарево. А там видно только сами фонари, а света от них практически никакого.
Странно другое: это именно консольные светильники. С ЛН они были мало распространены, если не сказать что совсем не распространены. Фактически это могут быть только СКЗП(Р)ы, но как раз совсем недавно была информация, что они всегда ставились только в ртутном варианте (с внешним ПРА). Да и ЛОНки в Москве в первую очередь уступали место ЛЛкам, а потом уже ДРЛ или тем более ДНаТ.
Может там какое-нибудь натриевое нечто которое нигде более не успело засветиться? Что-нибудь из ГДР...
То же место в те же годы днём:
https://pastvu.com/p...
rft2
Опередили с этой затеей . Тоже собирался посмотреть на пастве. В 1975 г. по Никитскому бульвару ещё видны LBL, причём по 2 штуки на опору.
А вот в 1979...82 годах там уже отчётливо виднеются Electrosvit'ы, причём на тех же опорах и консолях, но уже по 1 штуке:
Выходит, это всё-таки каким-то чудом натрий! Причём светильники эти были на целые 400 ватт. Осталось понять, чего это он так плохо светит...
Моя версия: профессиональное кино всегда снимают на низкочувствительную плёнку - отсюда плохая освещённость улицы с натрием. А дорогу на переднем плане освещают не СПОРы, а что-то киношное за кадром.
Не на руку этой версии играет милицейский "стакан",а точнее тени от него - по ним видно, что источник света толкьо с верхней точки - тоесть со столба. Мое предположение - СПОР-ы на переднем плане снизили и так посредственную чувствительность пленки, тем самым затенив задний план.
Настольная лампа с плафоном-тюльпаном причем еще аж дореволюционного производства(самый максимум -середина 20-х)
Два настольных светильника и кухонный подвес из к/ф "Ирония судьбы или С лёгким паром!".
Кстати, про "Иронию судьбы". Там на некоторых кадрах видны гусаки, выдавая то, что место съёмки - Москва:
СПО-200 на Смоленском метромосту:
Неоновые буквы М у входа в метро:
"Ансамбль неудачников, кино-эстрадное представление", 1976 г.
Страницы