Пун-60 (ТЗЭА)


Тип:  Пун-60  
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  1965
 

Весьма старая модель настенно-потолочного светильника, возможно один из первых подобных карболитовых. Был принят от дяди при разборке сарая, светильник новый, в работе не был. К сожалению родного плафона не было, и я накрутил наиболее подходящий внешне, как мне показалось. Интересно, что керамический патрон имеет небольшой уклон, хотя по логике вещей должен быть прямой.

Из коллекции Moskvich412. Добавлено: пн, 17.05.21, 02:45
(3)

Комментарии

Интересно. Получается более поздняя модицикация с буквой "М" (ПУН-60М) отличается патроном, там он стал стандартным ЦКБ-06 (ракетовидным), установленным на металлической планке. Получается у более позднего эти металлические планки - монтажная и для крепления патрона, с обоих сторон от основания стоят и скреплены винтами Монтажная планка там отличается, на ней всего одно крепежное отверстие посередине. А для вывода проводов на основания ещё два отверстия сделаны, которых на этом раннем варианте нет. Вот найденные в сети фото ПУН-60М 1972 года выпуска:

 

Жаль стекло тут не родное, в оригинале оно довольно спецефической формы (видно по фото выше) и найти его будет довольно сложно сейчас.

Никак не пойму, как его устанавливать-то? Открутить планку, прикрутить её к стене, а потом привинчивать к ней корпус, да ещё и вместе с патроном, стараясь не пережать случайно присоединённые провода? Тот ещё секас Dash 1

Вроде по-другому и не поставить, видимо именно поэтому его и модернизировали, оставив только одно отверстие на планке по середине. Хотя и на него ставить тоже не удобно совершенно, да и на одном отверстии удержится ли он. Причем эта планка что у старого варианта, что у модернизированного, утоплена внутри корпуса. И непонятно как его к стене то крепить.

Старый вариант кстати был удобнее: если заранее вкрутить в стену 2 шурупа, то можно потом на них надеть весь светильник в сборе. Заодно так он не будет крутиться вместе с заменяемыми лампочками)

Кстати, здесь мы похоже наблюдаем логотип ТЗЭА.

Я бы сказал, что это все таки логотип ранней "Ватры". На соседнем ресурсе мелькало вот такое фото:

Это родная заводская бирочка, висящая на проводах светильника "Кристалл-3", где изготовитель указан прямым текстом. Возможно логотипом ТЗЭА был круг с горизонтальными полосами внутри, так как ранние светильники "Кристалл-3" шли именно с таким лого. Например этот у нас в экспозиции. Кроме того такой же логотип был и на множестве ПРА тех лет. Хотя кто его знает как там было, в ПО вошли несколько заводов,возможно лого ТЗЭА и стало на какое то время общим лого Ватры. Но логотип с кружком и полосками тоже Ватры (или каких то производств, вошедших в ПО потом), получается, а не Киевский, как мы думали.

dima4041 писал(а):

Я бы сказал, что это все таки логотип ранней "Ватры".

Однако для Ватры годом основания указан 1972. Разумеется, она могла продолжать использовать лого ТЗЭА.

dima4041 писал(а):

Возможно логотипом ТЗЭА был круг с горизонтальными полосами внутри, так как ранние светильники "Кристалл-3" шли именно с таким лого. Например этот у нас в экспозиции. Кроме того такой же логотип был и на множестве ПРА тех лет.

А вот это, кстати, уже очень интересно. Светильник тот 1972 года, то есть уже точно после появления "Ватры". Следовательно, изготовитель для него указан неверно. Тем более, что светильники серии "Кристалл" делали не только на этом предприятии, это вообще была общесоюзная серия.

Dominique писал(а):

А вот это, кстати, уже очень интересно. Светильник тот 1972 года, то есть уже точно после появления "Ватры". Следовательно, изготовитель для него указан неверно. Тем более, что светильники серии "Кристалл" делали не только на этом предприятии, это вообще была общесоюзная серия.

Ну там по ссылке (которая правда изменилась и ведет сейчас на другой экспонат уже, правильная стала эта) в комментариях мы это и обсуждали как раз. Вы же написали, что светильник точно от Ватры в самом первом комментарии. Там же и про годы есть, кстати, ниже в комментариях. В 1972 году попадались изделия как с логотипом "полоски в кружке", так и этим, которое мы видим у экспоната. А чуть позднее лого Ватры меняется, но на очень похожее. Тоже перечеркнутый круг, но уже с бувой "В" внутри, а не полосками и стрелкой.

Это всё понятно. И завод с "полосками" возможно тоже входил в состав ПО "Ватра", но это не ТЗЭА.

Так как на примере этого экспоната мы видим, что логотип, впоследствии преобразовавшийся в ватровский, был в ходу уже в 1965 г. При том, что "полоски" были в ходу как минимум до 1981 г.

Всё-таки это лого некого завода ПРА, скорее всего тоже украинского. Да и само лого как бы намекает на сборный магнитопровод с обмоткой вокруг.

Возможно это логотип КОЗ и есть, как мы и предполагали. Смущает вот только светильник "Кристалл-3" с таким лого, ведь больше светильников с таким лого не попадалось, значит это разовое явление, светильники этого же 1972 года вполне шли уже с логотипом "круг со стрелочкой". А вот ПРА попадались и поздние, Вы сами только что привели примеры. Да и как то странно выпускать светильник на заводе, специализирующемся на ПРА.

Немного путает и то, что и ПРА выпуска 1972 года и ранее попадались с этим логотипом "круг со стрелочкой", который мы считаем логотипом ТЗЭА. Я там по ссылке приводил фото такого. Уж не в 1972 году ли появился этот логотип "круг с полосками"? Может как раз он возник при выделении какого то производства, ранее входившего в другой завод, который вошёл в состав Ватры, но почему то без этого производства. Хотя, вроде бы, он и раньше существовал. С ним мелькали ПРА ещё с бумажной биркой образца 1960-х годов. Кроме того и с известным лого Ватры ПРА выпускались же тоже. Сплошная путаница какая то получается без намеков на логику.

dima4041 писал(а):

Да и как то странно выпускать светильник на заводе, специализирующемся на ПРА.

Ну почему же, такое штампованное основание вполне можно делать на том же оборудовании, что и корпуса дросселей.
Мы же не сомневаемся, что там именно это лого? Шесть горизонтальных полосок в тройной окружности. Ошибки тут быть не может.

dima4041 писал(а):

Уж не в 1972 году ли появился этот логотип "круг с полосками"?

Ну явно нет, вот этот ПРА точно старше. И этот. Кстати, на КОЗ нас навели как раз сведения о том, что эти типы выпускались именно там.

dima4041 писал(а):

Хотя, вроде бы, он и раньше существовал. С ним мелькали ПРА ещё с бумажной биркой образца 1960-х годов. Кроме того и с известным лого Ватры ПРА выпускались же тоже. Сплошная путаница какая то получается без намеков на логику.

Тут вообще всё интересно. Вот например аппарат от "завода с полосками", а вот полностью конструктивно аналогичный от Ватры, и того же года выпуска, но он имеет другую серию и номер ТУ.

Кстати, уже в 1974 году у Ватры появился привычный логотип.


dima4041 писал(а):

Жаль стекло тут не родное, в оригинале оно довольно спецефической формы (видно по фото выше) и найти его будет довольно сложно сейчас.

Да вот видел в продаже недавно такое же, но матовое

Moskvich412 писал(а):
Да вот видел в продаже недавно такое же, но матовое

Ну так оно и должно быть матовое, яйцеобразное с плавным переходом. На моих фото в комментариях выше видно, на что оно должно быть похоже. К светильникам типов БУН и ПУН только такие и шли в оригинале.

Только что спас на заброшке его модернизированную версию 70-х годов, уже завтра эту часть здания снесут. Кроме всего прочего имеется явно заводские отверстия с резьбой на 3, получается типа универсальное основание под любые типы плафонов. Отмою - тоже выложу потом как нибудь.

Вот такие основания мне попадались без какой либо маркировки на барахолках. Я думал это не ПУН-60, а уже что то более позднее на его основе. Насчет универсальности, а не могли эти отверстия под три винта быть сделаны кустарно обслуживающим персоналом? Ну вот у электрика в заначке было некоторе количество плафонов под три винта, но не было винтовых. Вот он и сделал крепление под такие плафоны, к примеру. Просверлить карболит и вкрутить туда три винта - пару минут занимает. Хотя кто знает, может и заводское решение.

Ну не знаю, довольно точно они там расположены с соблюдением одинаковых расстояний между винтами как по окружности так и от края корпуса. На коленке так не просверлить, да и на верстаке не каждый сможет, а сверлильных станков на том объекте не было. И винты не вкручены внатяг, продавливая карболит а именно резьба нарезана. Хотя всё-таки да, подозрительно выглядит, там вроде еще есть эти основания без винтов, может их тоже сниму потом, но они там тоже с шариками.