Приветсвую всех!
Давно наблюдал за вашим интересным ресурсом и вот решил присоединиться, что бы показать некоторые свои достижения, в области работы со старыми советскими электрогирляндами.
Вообще тема эта для меня довольно большая, но опишу вкратце, что я делал и чего добился в области реставрации и модернизации таких гирлянд.
Когда я жил в подмосковном Чкаловском («Щёлково-3»), то у нас было некоторое количество советских ёлочных электрогирлянд. Были «Капелька», «Шишка» и «Метеорит»
После встречи нового 2013 года, случайно наткнулся в сети на фото советских электрогирлянд и тут же напала ностальгия по детству 90-х и тех, что у нас были. В общем по началу я не был знаком с интернет-аукционами и где достать сеё чудо, вообще не имел представления. Зато знал место, где продавали большое количество самых любимых мной лампочек «Капелек». Правда они были неокрашенные. Про это чуть ниже.
Так вот поскольку тогда купить на аукционе «Капельку» я не мог, решил сделать реплику на неё, изготовив самодельные плафончики и купив в магазине «ЧИП и ДИП» гильзы (прошу прощения, возможно не правильно выражаюсь). Я долго думал, как и из чего, изготовить плафончики в виде свечек? И вот решение проблемы я нашёл в обыкновенных пиломатериалах! Съездил в «Леруа-Мерлен» и купил длинную круглую палочку, диаметром 13мм. Это оказалось как раз то, что нужно!
Поначалу я запланировал делать свою «капельку» точно такой, какой у нас была, то есть 18 лампочек. Но исходя из соображений современной электросветотехники, я решил, что тупо горение всего лишь 18 ламп, сейчас будет скучно. Это тогда раньше, даже в середине 90-х, не было возможности сделать мигающую гирлянду, так как трудно было достать прерыватель. Я же решил расковырять преобразователь от китайского ширпотреба и подключить свою гирлянду к нему. Вскрыв его, я понял, что ничего там сверхъестественного нет, а всего лишь 3 вывода от платы. Два на две линии и третий провод земля. То есть на 2-х линиях по 2 разного цвета, красный-жёлтый и зелёный-синий. Пришлось мне пересмотреть конструкцию схемы сборки и сделать две 18-ламповые нити. Получилось аж 36 ламп на прищепках, вместо 18-ти! Это уже целых две «Капельки». Дело это было уже давно, но покажу как было. Так я создавал заготовку для плафон-свечки:
Готовый плафон-свечка. Я отрезал по 35мм, затем сверлил отверстие посередине на глубину патрончика для лампочки. Затем сверлил два отверстия под провода. Было крайне сложно, так как высверлить большое отверстие по центру без специального оборудования, крайне затруднительно:
Этап подключения через трансформатор и китайский прерыватель, который я позаимствовал у "ширпотребной" гирлянды:
Что получилось вкратце? А получилось то, что мощности того советского трансформатора не хватало, он сильно перегревался. Но это ещё не та беда. Во первых для многих наверное не секрет, что главный бич советских гирлянд был в том, что при перегорании или не контакте, хотя бы одной из ламп, гирлянда гасла и приходилось муторно и нудно выворачивать каждую лампу, прозванимать её, прозванивать целостность цепи между плафонами и так далее, в общем проблем не оберёшся! Так как у меня был старый перерыватель, (отец купил ту китайскую гирлянду в 95 году) то там было только последовательно-палаллельное соединение цепей. То есть жёлто-красная и зелёно-синяя цепи. При неисправности в одной из цепей, гасло сразу 2 цвета. Этот прерыватель замучил меня ещё с конца 90-х! В результате я решил взять более современный прерыватель на 4 параллельных линии, то есть 4 индивидуальных цвета. При этом такая гирлянда стала гораздо надёжднее! Так как если неисправность возникает, например в красной ветке, то погаснет только она, а остальные будут гореть. Так гораздо легче найти неисправную лампу и произвести обслуживание. В итоге, конечный вариант у меня был вот этот, с использованием уже автотрансформатора на 110 вольт:
В дальнейшем я освоил интернет-аукционы и загорелся идеей, сделать «Каепльку» уже на ориганальных плафончиках. Но помимо неё, мне очень понравились гирлянды «Московский и Польский фонарики». Я загорелся идеей сделать из них «Супер-фонарики» в составе микса из 36 ламп разных художественных изготовлений. Вот что из этого вышло:
Не понимаю, чем эти гирлянды могут быть хуже современных, тем более что программы мигания прерывателей, у Китайцев, не поменялись с 90-х годов! Гирлянда получилась достаточно мощной, как по освещению, так и по общему украшению новогоднего дерева. А учитывая, что это раритетный ламповый свет, смотрится такая штука крайне необычно!
Реставрация цветных ламп.
Вот это пожалуй одна из очень сложных тем, опыт в которой я получал с 2013 года, по сей день! Ну надо начать с того, что лампы, как правило, покрывались цветным цапонлаком с растворенными в нём цветными пастами от шариковых ручек. Отмечу, что это чисто моё логическое предположение, так как другого объяснения столь сочным цветам я не нахожу. Возможно чего-то не знаю, поправьте.
По началу я экспериментировал с обыкновенным цапоном «Технохима». В 2013 году, они поставляли не плохие 30-60 мл пузырьки лака, который был очень схож с теми цветами, которые красили заводы-изготовители. Но через каждый год, я обнаруживал, что фиолетовый лак превращался вообще в чёрный! А остальные лаки, при длительной эксплуатации быстро выгорают. Например зелёный, почему-то со временем превращается в красно-бледно-какой-то там. ))))
То есть стало ясно, что цветной цапонлак – дело гиблое! Ответ на этот вопрос, подсказал мне мой же отец, который тоже когда-то давно в 60-х, экспериментировал с созданием витражного лака для покраски электроламп и плексиглаза. -«Чё ты мучаешься? Купи прозрачный лак и спусти туда парочку стержней от шариковых ручек!»
В начале 2000-х, когда я пытался подкрашивать лампочки китайских гирлянд, эта тема у меня не вышла, так как я стал растворять пасту не в цапоне (и даже не в олифе), а в обыкновенном нитроклее! Конечно полная глупость, так как клей не обладает нужными свойствами. В итоге мучениями покрашенная лампочка мазалась пастой! С тех пор я думал, что это тупиковое занятие. Но оказалось, что я был в корне не прав! Расстворив цветные пасты шариковых ручек в цапонлаке, я получил вот такие замечательные цвета:
Технология.
Ну я не буду афишировать, что моя самая лучшая, но расскажу каким путём пошёл я. Одним из самых сложных занятий, оказалась реставрация «Московского/Польского фонарика». Для начала я отмывал лампы в банке с ацетоном, аккуратно помешивая их. Очищенная лампа:
Когда я красил лампочки «Капельки», то по началу я применял обыкновенный метод – кистью. Но это оказалось тоже очень хреновой идеей, так как были видны следы размазов и даже попадали оторванные волоски! В результате ясно стало одно – только заводской метод, только окунанием в лак! Я стал действовать именно так. Но гранёные лампы «Московского/Польского фонарика» поддаются этой технологии чрезвычайно сложно! Требуется очень нежно погружать их в тару с лаком и так же нежно и очень медленно вытаскивать!
И хотя возни прилично, но шикарный результат я получил! И это ещё не всё, ведь лампы фонариков, имеют, так называемую, имитацию витражной пайки. Её тоже нужно изображать как это делал МЭЛЗ. Я применяю автомобильный металлик «Mobihel», типа алюминия и наношу его довольно хитрым способом: клею лампочку на пластелин, на ротор вентилятора. Вращая ротор и подставляя кисть к месту «витражной пайки», получаем чудесный результат!
Покраска гранёной лампы «Польского фонарика», задачка ещё потруднее! Способ тот же, окунанием, но нриходится возиться с закраской тех мест, откуда лак стекает и образуются «дыры». Справа оригинальная нереставрированная лампа, а слева готовая.
Синяя:
Возиться трудно. Мне то подавно, так как специализированной мастерской у меня нет, приходится работать в комнате или на балконе (сейчас холодно). Если цапонлак и достаточно вонюч, то металлик Mobihel ещё и ядовит (не рекомендуется вдыхать пары)! Но так как у меня его завались, то другого материала не вижу. На данный момент собрал новую гирлянду из «Московско/Польского фонарика», аж из 40 ламп, ещё мощнее! В принципе для моей, 2-х метровой ёлки, её хватает за глаза! Наверное в этом посте я не смогу рассказать всё что хотелось бы, но думаю самое интересное рассказал. Так же имею свою личную статью о советских электрогирляндах на своём сайте юкоза:
Прошу прощения, если у кого-то возникнут проблемы с заходом на данный сайт (и вообще на сайты юкоза), я понимаю идиотизм этого сервера, но пока у меня нет возможности сделать полноценный, нормальный сайт. Та статья является доработкой статьи с сайта christmasheaven.ru. Возможно материал не совсем точный, кое что трактуется мной не верно. Но я буду рад, если кто поможет уточнить более подробную информацию о представленных там гирляндах, годах выпуска, заводов-изготовителей и местах распространения. Мой сайт не совсем по этой тематике, но я всё таки решил для разнообразия создать там, такую статью. Думаю было бы не плохо, если бы похожая статья была и на вашем ресурсе, но ещё более интересная и более подробная! Пока на этом всё, спасибо за внимание!
P.S. Первьюшки почему-то не получилось разместить.
Добро пожаловать к нам, вы как раз по адресу
С превьюшками действительно была небольшая засада, надеюсь удалось поправить. Если бы вы не сделали такой серьёзный текст самым первым постом, было бы ещё проще – но теперь эта проблема учтена и не должна повториться. Я немного поправил форматирование вашей статьи, насколько это было возможно.
Опыт чрезвычайно интересный, особенно близкая к заводской технология окраски ламп. Реставрированные лампочки получаются выше всяких похвал, даже качественнее заводских! Для меня лично это тоже довольно актуально, так как имею несколько гирлянд с лампочками от "Капельки", а также "Московский" и "Польский" фонарики, у которых покрытие лампочек сильно оставляет желать. Но времени что-либо с этим сделать и тем более – экспериментировать пока не было. В этом году очень осторожно планирую "надуться" разве что на реставрацию "Золотого фонарика", но загадывать даже боюсь . Кстати, а вы не пробовали для нанесения серебрянки на лампы использовать серебристый перманентный маркер? Сейчас такие много где продаются, есть также золотистый и других цветов. Хотя наверно так ровно, как в вашем случае, всё равно не получится.
Возникла пара вопросов. Я так понимаю, самодельную "Капельку" вы делали, высверливая деревянный пруток и вставляя внутрь резьбовые гильзы Е10? (Честно сказать, не сразу понял по тексту, о чём речь, так как у вас патроны названы "плафончиками", а обычно так называют как раз верхнюю часть, т.е. "абажуры" фонариков). Я так понимаю, для такого точного сверления нужен сверлильный станок? И стенки получаются довольно тонкие, не лопалось дерево во время работы? А со временем – не рассыхается?
Также не очень понял, зачем понадобился трансформатор. Ведь и гирлянда, и прерыватель (обычно их называют "контроллерами") – на 220В? Или вы так продлеваете жизнь лампам?
Это, кстати, самое слабое место этих красивых гирлянд из детства – лампы. Пока они были свободно доступны в продаже, проблем не было, но с каждым годом найти их становится всё труднее. Предполагаю, что лет через 10 и вовсе будут только остатки самых неинтересных моделей, и то с частных рук. Вот это обстоятельство в основном удерживает от широкого и безрассудного пользования такими гирляндами на новогодние праздники – раньше, в советские годы, об этом как-то вообще не приходилось задумываться. Ну перегорела лампочка, возьмём очередную из коробки на замену, а когда ЗИП кончится – или купим такие же в радиомагазине, или поменяем всю гирлянду на ещё более красивую и современную... В этом плане сейчас ощущения совсем уже не те. Я пробовал включать гирлянды через балластный дроссель от люминесцентных ламп, но оценить полезный эффект пока затрудняюсь. Радуют гирлянды, в которых не менее 20 лампочек на 13,5В, при напряжении в сети около 220В они как раз работают с правильным соотношением яркости накала и срока службы . Мельтешение я, кстати, не люблю – эти 8 типовых китайских эффектов давно уже надоели, фактически из них я иногда использовал только 2: плавную смену цветов и плавное зажигание и гашение всей гирлянды. Но больше всего люблю именно ровный свет. Вечерами в новогодние праздники гирлянды остаются фактически единственным видом освещения в квартире, и ведь вполне хватает!
Да, я нарезал нужное мне количество патрончиков, сверлил в них отверстия и вставлял гильзу. Никаких станков нет, всё делал кустарным способом
Дерево не трескалось, сверлить нужно аккуратно. Но все это я пока отложил в долгий ящик, так как такая технология мне теперь не актуальна, я стал использовать оригинальные патрончики, накупив некоторое количество "Капелек". Рассыхаться оно не должно, так как хорошо покрашено белой краской и не работает в агрессивной среде. Ну в крайнем случае, должно пройти много лет.)))
Трансформатор мне понадобился для того, что первоначально (и сейчас ) у меня в цепи всего 9 ламп. Всего 4 параллельных цепи на 4 цвета. Для бережной эксплуатации ламп, этого явно недостаточно, они перегорят. Так вот что бы этого не было, я уставновил автотрансформатор на 110 в, плюс намотал ещё некоторое количество проволоки и получил U=126 в. При таком напряжении 9-10 лампочек вполне нормально горят и даже не греются особо. Другими словами, я хочу сказать, что в моей схеме, получается как бы 4 отдельных гирлянды по 9 лампочек, подключаемые к сети. Ну это такова схема Китайского прерывателя. В ихних то гирляндах по 15 миниатюрных лампочек в каждой цепи было. Соответственно их напряжение было рассчитано на 220-230 в.
В целом что могу сказать про дефицит ламп? Ну учитывая какое доставляет удовольствие смотреть на эти лампы, я считаю что оно того стоит! Я подобрал напряжение на лампах так, что они практически не греются. Ну вот например я купил гирлянду «Классическая» (аналог Капельки, тока с овальными лампами), там было 15 рабочих ламп и 3 в запас. Я добавил ещё 2 и тем самым понизил напряжение для продления ресурса. Да, вы (возможно не вы))) кое где, предлагали использовать трансформатор. Но по мне для обыкновенной схемы это усложняет задачу, да и тр-ор надо где-то брать, а это деньги. Скажу, что ни одна из этих шикарных ламп (фонарики) пока у меня не перегорала! Одну я разбил по неосторожности (не самая красивая), одна уже оказалась треснутая (от предидущего владельца) и внутрь попал воздух. Пару раз перегорали капельки, но скорее всего где-то сильно встряхнул. А к слову лампами, я запасся по самые помидоры!
Ну я к сожалению не профессионал в электронике и светомузыке, поэтому новый прерыватель, с какими-то замысловатыми программами мигания, сделать мне не под силу. Поэтому я пользуюсь тем, что под рукой.
Сейчас есть возможность сделать такие штуки из пластмассы на 3D принтере, заодно можно даже изобразить "оплывшую свечу"
А чем вообще сверлили? Высокооборотная наверно дрель нужна?
А, теперь понятно. Я бы сделал по-другому, запитал бы всё от трансформатора на 10..12В, а лампочки соединил бы параллельно. Кстати, с такими трансформаторами нет проблем – можно взять практически любой мощности от галогенных светильников. Для гирлянд хватит даже самого минимального (50W).
Вот где бы тоже так запастись, на авито за них норовят заломить бешеные деньги, причём за штучку
Тут главная беда в том, что особо замысловатого-то ничего и не изобразить с этими 4 каналами В любом случае получается тупо мигание.Сверлил я обыкновенной дрелью, ничего сверхестественного. Да и с сосной работать легко.
Подключать гирлянду по какой-то изысканной схеме я не хотел, оно мне было не нужно, так как Китайский способ самый простой и надёжный. Делать замысловатое мигание это уже нужно подключать к компьютеру с ШИМ-контроллерами, в этом я не спец.
По поводу запаса этого добра, то на таких ресурсах как avito, meshok, aukchion и других подобных, этого выставляют много. Цены всегда варьируются в диапазоне от 500 до 2000 рублей. Ну вот например я буквально вчера приобрёл уникальную для меня гирлянду "Волшебный фонарик", всего-то за 1700 р! В то время как на других ресурсах выставлют аналогичные лоты за 5000! При том что часто гирлянды не комплектные, отсутствуют штатные лампы и нет запасных. И они за это хотят 5000, просто идиоты.
Кстати на данный момент готовлю её к реставрации.
P.S. Что-то у вас тут происходит не понятное с тектовым редактором, не смог нормально сделать пост - не делается, поправьте если что...
Примите искренние поздравления по поводу приобретения. Ну и Ваш пост весьма и весьма интересен и сподвигающ на самостоятельное созидание - неоднократно задумывался, но все как-то руки не доходили. Хотя сейчас я делаю еще более дикую вещь - ремонтирую немецкие лампочки-свечки путем потрошения и запихивания внутрь ламп типа КМ
Интересная задумка! Кстати мне такая идея так же приходила в голову, если перегорит одна из лам Московского или Польского фонарика (или других аналогичных), то учитывая приличные размеры баллона ламп, цоколь можно аккуратно отрезать и вставить туда другую, обыкновенную лампочку. Но как отрезать сам баллон - задачка ещё та!
Кстати в вашей галлереи экспонатов электрогирлянд, отсутствует вешепоказанная мной гирлянда "Волшебные лампочки", может кто знает, в какие годы её производили и в каком городе конкретно? На коробке только логотип МЭЛЗ.
Производили вестимо в Москве. А года выпуска - первые экземпляры датируют началом 50-х, ну а конец выпуска - примерно серердина 70-х - когда перешли от крупнобаллонных ламп на мелкие лампы в плафонах из плексигласа
А что же до резки баллона - я поступал так - отмочил цоколя, сломав штенгель, точильным бруском насквозь протер место спайки ножки лопатки и разработал тем же бруском отверстие до необходимого мне размера. Фиксацию в цоколе впоследствии планирую делать цианоакрилатом.
Ну это за целую гирлянду, к тому же б/у и не всегда работоспособную. В моём же понимании запасные лампы должны быть новые, в заводской упаковке
Так бывает, если вставлять в окно редактора тексты с форматированием, например из Word или с других веб-страниц.
А откуда взято такое название? Не встречал такого. У гирлянд МЭЛЗ, кроме названия, обычно также присутствовал артикул, например ЕГ-22. На коробке ничего такого нет?
Кстати, можете дополнить экспозицию фотографиями своего экземпляра, будет замечательно.
Покажу вам ту самую "Супер-Капельку", о которой описывал выше и отреставрированная гирлянда "Классическая":
Зелёный, синий и фиолетовые спектры получены путём расстворения в цапонлаке паст шариковых ручкек. Жёлтый и красный это хорошего качества цапонлак разливки фирмы Solins. Вроде не выгорает.
Здорово! )
По поводу названия гирлянд, по чесному сказать, скорее всего они выдуманные или пришли из 80-х, по воспоминаниям наших родителей. Во всяком случае, некоторые лоты на интернет-аукционах, так и называются. Например ту же "Капельку", иногда называли "Свечная".
Но в целом, всё это изделия "ЕГ".
Вижу у МЭЛЗа гирлянду ЕГ-25 «Шаровая с росписью», похоже это и есть ваша.
Romich_B, понравился ваш опыт с ёлочными гирляндами, у вас не выгорают окрашенные в синий цвет лампы? Сам крашу красные, синие и зелёные прозрачным технохимовским цапоном с выдавленным в него красителем из т. зв. перманентных маркеров, которые продаются всюду в канцтоварах. Сперва синий отличный цвет, но вскоре выгорает - становится каким-то серым и грязным (с красным и зелёным проблем вроде нет, ну может чуть бледнее становятся). Правда окрашиваю в основном лампы с меньшим размером колбы в виде шарика - 26В 0,12А, они греются сильнее. А у ваших колбы поболее по размеру, соответственно нагрев должен быть меньше, особенно у граненых. Желтые лампочки приходится из-за отсуствия желтых маркеров окрашивать готовым желтым цапон-лаком, тоже от технохима, но по четыре слоя, ибо он бледный. Синий и зелёный цвета пришлось делать самодельные, ибо технохимовские какие-то сине-зелёные, грязные и некрасивые. А вот красный ихний не пробовал. Кроме того удалось купить красно-розовый, тоже хороший цвет, как раз добавляю к тем гирляндам, у которых количество ламп на четыре ровно не делится.
В общем, кто знает, чем бы гарантированно окрасить колбы и получить высокую стойкость к выгоранию? Или тут просто термостойкость важнее, а не светостойкость? В продаже в художественных магазинах видел лаки для витражей, дороговато даже за один цвет, но если б знал, что даст результат то бы купил. Кроме того, в сети нашел так называемые кремнийорганические лаки, некоторые выдерживают до нескольких сотен градусов температуры, но как они покрывают стекло и что будет при добавке красителя - неизвестно. Узнать бы чем китайцы свои лампы красят, стойкие цвета довольно и выгорают только после большой наработки, если разумеется лампы не перегружены.
Привел примеры своих гирляд, у которых лампы были окрашены описаным способом. Надо бы тоже пасту из шариковых ручек попробовать, вдруг получше цвет держаться будет.
Назар, вы наверное не внимательно читали мой первый пост, а я там писал, что нашёл способ окраски обыкновенным цапонлаком, но только с окрашиванием его пастой от шариковых ручек. К выгоранию стойкий, проверено лично в полугодовой эксплуатации гирлянды.
Рекомендую применять пасту ручек PILOT, Maper (DARK). Чем качественнее, тем лучше. Дешёвые ручки дают какую-то суспензию в лаке, он становится с мелким вкраплением. Возможно плохо расстворяется. Лучше всего применять чистый (прозрачный) цапон.
Я покупал большие банки SOLINS в Москве, на митинском радиорынке, но там их больше нет:
Это очень хороший, качественный цапон. Однако зелёный и синий абсолютно непригодны в качестве светофильтра. Жалею, что когда был, не купил такую банку чистого. Сейчас приходится возиться с этим Г технохимовским, который они олифой разбавляют. Но в целом требованиям он отвечает.
Лампочки с расписными завитушками, называются всего лишь изделие "ЭГ-25 220 В". Ещё на коробке отчётливо видно "Электрогирлянда ёлочных ламп". К сожалению паспорта внутри не оказалось, поэтому ни дату производства, ни подробных параметров выяснить не возможно. Но судя по коробке это приблизително 60-е годы.
Я условно называю её "Волшебные лампочки". "Фонарики" не подходит, так как это именно форма обыкновенных ламп.
Кстати одна из ламп уже реставрированная, попробуйте найти.
Каталожное название "Гирлянда ЕГ-25 «Шаровая с росписью»", выпускалась как минимум по вторую половину 70-х. Кстати, она должна быть на 127В
Голосую за самую нижнюю слева.
Однажды, я нашёл вот эти фото каталогов:
Не помню, где нашёл, возможно и здесь у вас, где-то в 2014/15 году. Действительно "Шаровая с росписью" есть. А что тогда за гирлянда "Шаровая", при мощности в 38 вт?? Это какие же там тогда должны быть лампочки?
Дык наверно точно такие же, только без росписи? (ваш кэп :)). Я даже кажется встречал фото такой гирлянды.
Что касается мощностей, то местами их почему-то сильно преувеличивают, например для гирлянды "Шар" (18 фонариков 13,5Вх0,16А) с какого-то перепугу вдруг заявлялось аж 65 ватт
Да, были такие же без росписи. Возможно более поздний "оптимизированный" вариант.
Спасибо за советы.
Итак! Могу поделиться секретом технологии окраски ламп советских электрогирлянд.
Примером послужит уникальное изделие "ЕГ-25-220" называемое мной "Волшебные лампочки".
Вот так выглядят оригинал и отреставрированная лампа - попробуйте отличить?
Для начала нам потребуется банка с ацетоном, в которой будем отмывать лампы от старой краски. Можно использовать любые тары, можно несколько лампочек сразу, как вам удобно. Для примера я мою по 2 штуки:
Банку необходимо аккуратно помешивать, что бы лампочки как можно меньше соударялись о стенки сосуда и тряслись. И хотя конструкция этих ламп достаточно надёжная, излишняя аккуратность не помешает. После достижения нужного результата, вынимаем лампочки из банки и оттираем остатки металлика ветошью, смоченной ацетоном:
Получаем вот такие, очищенные и готовые к реставрации лампы:
Далее готовим витражный лак-светофильтр. Для этого я покупал по 2 пузырька Технохимовского цапонлака и растворял в нём 3 стержня шариковой ручки PILOT, синяя:
Пасту из трубок приходится выдавливать только давлением изо рта, по другому никак.
После, тщательно перемешиваем пасту в лаке, до получения равномерной консистенции. После перемешивания, рекомендую оставить банку на час, что бы лак отстоялся и вышли пузырьки воздуха. Пузыри, самые главные враги нанесения покрытия, они делают дырки! Избегайте появления пузырей на поверхности окрашенной лампы!
Перед окунанием лампы в лак, необходимо как следует обезжирить её. Для этого я беру обычный кусок туалетной бумаги, смоченной ацетоном. Но это ещё не всё, так же желательно удалить остатки пыли. Для этого я подсвечиваю лампу светодиодным фонариком и сдуваю остатки пыли ртом, смахивая её кистью:
На фото видно, что мелкие частицы пыли, всё же имеются. Так же нужно определиться во что лампу зажимать. Я вкручивал её в "ложный" патрончик.
После этих операций, нужно определиться в какую тару наливать готовый лак. Если лака не много и нужно экономно, то лучше выбрать такую тару, что бы баллон лампы заходил туда по пределу, тогда для обволакивания, потребуется совсем не много лака. Я использовал для этого обыкновенную рюмку для алкоголя.
Окунать лампу такого типа можно спокойно, а вот вынимать, желательно быстро! Это нужно для того, что бы не зацепить края окрашенного баллона и остатки лака равномерно залили поверхность. Затем нужно подождать, пока остатки лака стекут обратно в тару. Как только капли станут вязкими и стекание прекратиться, рекомендую перевернуть лампу вверх и следить, куда потекут другие остатки. Что бы на поверхности не образовалось тёмных пятен, для этого, пока лак ещё текуч, необходимо зафиксировать лампу так, что бы "жирная" капля растекалась по сферической поверхности вниз, равномерно. Тут уж кто какой метод применит, я зажимал патрончик в тисках. Если будет видно, что капля растекается в другую сторону, значит нужно переставлять в другое положение лампочку. В операции №3 (на фото), я сливал капли лака по стенке сосуда, за счёт капиллярности.
Что касается насыщенности слоя, то тут уже на ваше усмотрение. Я окунал до 8 раз. Слишком "жирно" тоже не нужно, так как упадёт пропускная способность светофильтра. И хотя цвет будет не хуже светодиодного, но нить нужно будет накаливать сильнее, а это выше напряжение и опасность перегорания.
Ну и после окончательного высыхания, нам нужно постараться расписать лампу так же, как это делал МЭЛЗ:
В данном случае я применял автометаллик Mobihel. Просто его у меня много. Получаем вот такой, на мой взгляд отличный результат!
Светит такая лампа очень причудливым синим светом, похожим на ультрафиолет, что дает паста ручек PILOT. Именно поэтому она точно, настоящая "Волшебная лампочка"!
Применяли ли на МЭЛЗ-е такую технологию? Чёрт его знает, но судя по подобному результату, вроде бы да. Тем более что у нас всегда всё делалось кустарно, а по сему не соблюдали её и лампы далеко не всегда окрашивались качественно. Со временем лак растрескивался. Но в принципе, приобретённый мной экземпляр, выглядит вполне отлично. Насколько хватит моей технологии? Время покажет!
Однако предупреждаю, что работа с Технохимовским цапонлаком не такая уж лёгкая. Судя по резкому запаху, они разбавляют его олифой! Может, ещё чем-то, я не знаю. Но запах стоит очень едкий! Работать желательно с вентиляцией и по возможности сушить лампочки в закрытом от комнатного воздуха пространстве. Они долго испускают едкий запах.
Они их не хуже, а напротив, лучше. Многократно лучше.
Я использовал некое подобие цветомузыки - тринистор, управляемый звуковым сигналом от радиовещательной сети или радиоприёмника. Можно сделать и "полноценную" ЦМУ, разделив гирлянду по каналам. Если на вход ЦМУ подключить микрофон с микрофонным усилителем, то гирлянды будут реагировать на любые звуки в комнате. Тогда уж точно однообразия не будет.
У меня тоже была такая мысль, ведь оригинальные лампочки достать непросто.
А баллон можно отрезать выжигателем. Я не раз отрезал баллоны осветительных ламп таким способом. Снимал баллон и у сгоревшей иллюминационной лампы, чтобы переделать её в светодиодную.
Удавалось отрезать баллон и у миниатюрной лампочки СМ28х2,8. Так что думаю, вполне возможно осуществить эту задумку - использовать баллоны оригинальных ламп в качестве плафонов со стандартными лампочками или светодиодами.
[OFF]
Рома, привет! Мир тесен =).
[/OFF]
В связи с выделением моей истории о восстановлении гирлянды «Золотой фонарик» в отдельную статью, дублирующую информацию отсюда удаляю.
Ну я это делал с помощью так называемой "ложной" лампочки. В цоколь от старой лампы (для данного типа патрона), туго вворачивается какой ни будь винт, или шуруп. Вкручивается в гильзу, которую нужно вытащить из корпуса, ну а далее как пробку из бутылки - буравчиком!
Да, "Золотой фонарик", гирлянда действительно красивая, но довольно кустарная по исполнению. Но а чего тут желать, если при советах всегда всё лучшее только на оборонку, а остатки на ширпотреб.
Смотря какая ёлка!
А я закончил реставрацию ламп, электрогирлянды ЭГ-25 "Волшебные лампочки"!
Некоторые расписаны несколько иным методом - физическими символами!
Справа находятся 4 оригинальных лампы, зелёные и малиновые.
Прикольно! А на авито сейчас предлагается "Московский фонарик" с очень недурно реставрированными лампочками – не ваша ли работа?
Нет, не моя.
А где это конкретно? Можете ссылку дать, я не нахожу...
https://www.avito.ru...
Я понял.
Нет, я крайне сомневаюсь в том, что лампы реставрированы или как там написано "красочный слой лампочек обновлен".
Обратите внимание на имитацию витражной пайки, металлик как был облезлый, так и остался:
Что же это они, лампочки красили, а витражная пайка каким-то образом осталась старая... К тому же, по заводской технологии, металлик бы был тоже цветным, если окунали. А если бы даже аккуратно красили кистью, были бы видны разводы. Полагаю, что здесь имеет место, просто окунание ламп в прозрачный лак (типа акрилового для металлика), он вскрывает фактуру старого лака. Особенно если не много помешать. Кстати мои "Волшебные лампочки", именно этим лаком сверху и покрыты! Во первых для защиты некачественного технохимовского лака (в котором я расстворял пасту шариковых ручек), а во вторых для вскрытия фактуры.
Вот так выглядят эти великолепные лампы, после реставрации, по моей технологии!
Ну да, и не догадаться, что реставрированные
Как ни забавно, у меня сейчас присутствует примерно такая же задача. А именно некомплектной гирлянде не хватает 2 фонариков, хочется их изготовить. Только вместо вырезания из плёнки предполагается использовать 3D-принтер. Пока весь вопрос – удастся ли сделать корпус одной деталью или придётся разбивать на части (во втором случае всё несколько осложняется). А уж покрасить потом можно как угодно, хоть в золото, хоть в серебро, хоть под хром заделать
Как quick-and-dirty вариант – распечатать аналогичный рисунок на прозрачной плёнке и сляпать из неё фонарики по-быстрому. В темноте они не сильно будут отличаться от родных
Откровенно говоря, качество этого листа таково (крашеный под золото "баночный" алюминий), что я бы предпочёл, чтобы эти фонарики были лучше сделаны из нормальной пластмассы. Как например у "Радуги-1", которая выглядит ничуть не хуже, но конструктивно намного надёжнее.
Если же нужна непременно полная реплика согнутого из листа фонарика, придётся задействовать фототравление, что в домашних условиях для такой толщины металла вообще малореально. Варианты "вырезать ножницами кусочки из консервной банки и потом спаять" мы по понятной причине не рассмативаем
Именно этот вариант я и предложил чуть выше в качестве быстрого обходного. Фонарик уже сканировал. Но всё же попробую изготовить его из 3D. Тем более что это в дальшейнем позволит действительно менять узоры на какие угодно.
Я тоже пока не знаю, поэтому и написал, что неизвестно, удастся ли сделать фонарь одной деталью. Хотя толщину стенок определённо придётся увеличивать, оригинальная никуда не годится. Если делать стенки по одной, понадобится более серьёзная конструкторская проработка, так как для склеивания понадобится предусмотреть направляющие и очень точно подогнать размеры. Пока не знаю, когда будет много лишнего времени этим заниматься, возможно на НГ каникулах.
А так плафоны самодельных гирлянд из чего я только не делал в своё время: из пенопласта, пластмассовых и стеклянных пузырьков от лекарств, полиэтиленовых коробок из-под новогодних подарков с конфетами.
Сегодняшний опыт. Краткие выводы:
В связи с возникновением необходимости поэкспериментировал с окраской лампочек МН. На всякий случай, на перегоревших экземплярах для начала
Использовал обычные перманентные маркеры, вопреки ожиданиям результатом вполне доволен:
Повторил на исправных лампочках. А вот так вот они светят:
Результат вполне приличный! Такой чистый синий цвет, даже диоды чем-то напоминает. В "родном" варианте у советских гирлянд такого даже не было...
Операция по удалению скруток из всё той же "Снегурочки":
Видимо, это следствие разрыва, который предыдущий хозяин сделал в сердцах ради распутывания того невозможного клубка, который мне в итоге достался) В итоге пришлось вскрывать сразу 4 патрона – к счастью, это удалось сделать без жертв и разрушений:
Главная проблема была подобрать проводки аутентичных цветов. Гирлянд-доноров у меня, к сожалению, пока не появилось, поэтому пришлось выдернуть провод из какого-то компьютерного шлейфа. Цвет и толщина оказались на удивление подходящими! Собственно, вот патрон с уже заведённым новым проводком – кроме чуть более светлого оттенка и еле заметной надписи на изоляции, его ничто не выдаёт:
Итоговый результат:
Попутно была предпринята небольшая доработка гирлянды "Свеча". Как известно, её характерной проблемой является подплавление плафончиков изнутри, что вероятнее всего связано с нарушением положения патронов внутри "свечек". Похоже, что когда-то патроны задумывалось располагать ровно напротив "пламени" каждой свечки, но потом эту "лишнюю" технологическую операцию сократили. В итоге большинство попадающихся в интернете гирлянд во включённом виде выглядят как-то так:
и имеет, соответственно, деформации в нижних частях "свечей":
В общем, я задумал вернуть лампочки на их законные места, для чего под каждый патрон понадобилось подставить по специальной жёсткой трубочке, препятствующей его движению внутри корпуса "свечи". Оные трубочки были напилены из старых авторучек:
Далее один из проводов каждого патрона был отпаян и пропущен через такую трубочку, а второй оставлен как есть:
Ну и собственно конечный профит от мероприятия:
Теперь свечи действительно стали похожи на таковые)
В гирляндах лампочки обычно работают с заметным недокалом, поэтому сроки службы получаются вполне приличные, в разы больше паспортных. Перегорают лампы уже по факту полного износа, иногда с чёрной до зеркальности колбой. Т.е. механизм немного другой, чем у "больших" ламп накаливания. Поэтому чаще всего первыми уходят именно ранее установленные лампы, новые остаются служить также до полного износа. Хотя бывают конечно и форсмажорные случаи, например когда гирлянду встряхнули или уронили во включённом состоянии – тут уже пострадать могут любые лампочки.
Сложно сказать. Через многотыщ наверно) У моих гирлянд, использовавшихся по 10-20 лет на каждый НГ, ни одна лампочка не зазеркалилась. Хотя круглосуточно я их не гонял, конечно.
Кстати, нынче по энергии довольно затратны такие гирлянды – местами они кушают даже больше, чем полноценное рабочее освещение
То есть получается спирали сделаны из разного материала и их ВАХ в области низких напряжений различается, а когда напряжение и ток приближаются к номинальным, то характеристики выравниваются.
А не может это быть из-за того, что при большой яркости глазом труднее обнаружить разницу в яркости? Надо попробовать посмотреть через тёмные очки, выравниваются яркости или нет.Страницы