ВНЕновогодние хлопоты: ежегодная профилактика новогодних гирлянд



Вот и отгремели очередные новогодние праздники, оставив после себя кучу снятых украшений и, конечно же, гирлянд. У меня как-то так исторически сложилось, что именно в этот период есть желание и возможность заниматься различным мелким ремонтом и обслуживанием – знаю, что многие делают это перед вывешиванием всей этой красоты в декабре, но у меня в то время вечно нет никаких сил и возможностей. Итак, основным новогодне-креативным периодом является начало-середина февраля (т.к. все гирлянды у меня традиционно висят и работают до самого конца января). Фронт и масштаб работ каждый раз оказывается разный, но совсем без дела не приходится сидеть никогда Smile . В этой статье я хочу познакомить вас с мероприятиями, предпринятыми мною в феврале этого (2023) года, причём такие банальные мелочи, как замена перегоревших лампочек или светодиодов, я даже не буду считать достойными упоминания.

 

1. Окраска бесцокольных лампочек

Самой первой, давно назревшей задачей, была покраска лампочек. Приобретённая как-то по случаю гирлянда «Праздничная» оказалась весьма уставшей от жизни, не на пользу пошло и её «перестроечное» происхождение. Проще говоря, лак на всех лампочках, кроме красных, сильно выгорел, в результате чего в зажжённом состоянии они стали выглядеть практически как некрашеные:

На фото это видно не очень, но живьём цвет свечения у этих трёх был практически одинаковый Shok . Удивительным образом красный цвет почти не пострадал, и его было решено не трогать:

Первым делом все «уставшие» лампочки были извлечены из патронов и подвергнуты тщательному осмотру:

Было такое ощущение, что фиолетовые и жёлтые лампы были как будто изначально не прокрашены как следует, а зелёные в центральной части выгорели до какого-то голубого оттенка, который прекрасно пропускал практически весь спектр свечения спирали.

Далее краска была тщательно удалена ваткой, смоченной растворителем 646 (вообще для этой цели лучше подходит ацетон, но сейчас он по ряду причин попал в разряд дефицита).

Собственно, цветные цапон-лаки я набодяжил ещё в 2021 году (из прозрачного цапона и пасты от шариковых ручек), но всё не представлялось удобной возможности их испытать. И вот она наконец представилась; попутно выяснилось, что за полтора года хранения количество лака в баночках заметно поубавилось, и его нужно везде доливать. Это не составило проблемы, т.к. прозрачного лака я купил целую поллитру, а красителя везде и так хватало.

Буквально два слова о технологии покраски бесцокольных лампочек: я применил тривиальный метод макания колбы в лак целиком. Для этого выводы лампочки обматывались упаковочной проволочкой, за которую она и удерживалась при макании. После вытаскивания обязательно было позволить лаку максимально стечь обратно (сначала свободно падающими каплями, затем аккуратным постукиванием вершиной колбы о бортик баночки), после чего лампа на проволочке ставилась на сушку в положении вершиной книзу:

Не всё оказалось гладко с первой попытки. На следующий день, после полного высыхания лака, я провёл испытания лампочек во включённом состоянии. Оказалось, что зелёный и синий цвета недостаточно насыщенные, и нужно повторить процедуру окраски. Для жёлтого цвета я применил готовый витражный лак (за наводку огромное спасибо Олегу O18t), и его насыщенность оказалась нормальной с первой попытки. В общем, ещё одним днём позже я повторил тестирование всех цветов свечения, и нашёл результат вполне удовлетворительным. Финальный результат (свежепокрашенные лампочки) можно наблюдать на фото ниже.

Правильная плотность синего цвета (на взгляд едва просвечивает!):

Пока лампочки купались, красились да сохли, я уделил немного внимания и самой гирлянде. Были разобраны и аккуратно промыты с мылом все фонарики (напомню, сделанные в виде лавсановых «цветов»), а также провода, патроны и вилка. По прошлому печальному опыту было учтено, что промывку нужно делать строго холодной водой, иначе краска (а то и зеркальный слой) с лавсана начинает облезать. В итоге дешёвая потасканная гирлянда, купленная за бесценок на авито, превратилась практически в новую и вполне достойно выглядящую. Сравните сами цвета свечения с теми, что были выше:

Связавшись с окраской «Праздничной», я вспомнил о недавно доставшейся мне инвалидной гирлянде на 42 лампочки, у которой не хватало нескольких фонариков из цветного полистирола. Таких у меня не было, но зато были аналогичные от гирлянды «Хрустальная», в прозрачном варианте. Пришла шальная мысль попробовать покрасить эти плафончики точно по той же методике, что и лампочки, и надо сказать, что она оправдалась на все 100!

Разве что с оттенком не везде попал, ну это уже сущие мелочи. Главное, что фонарики стали выглядеть, как сделанные из настоящего цветного оргстекла – реально не отличить! Я даже начал подозревать, что и в некоторых заводских гирляндах применялся подобный трюк Biggrin . Конечный результат – полностью восстановленная работоспособность гирлянды, а красный цвет так и вовсе получился даже более насыщенным, чем у родных фонариков:

 

2. Окраска лампочек с цоколем Е10

Работать с готовым витражным лаком мне очень понравилось, и я решил расширить свой опыт, закупив кучу лаков разных цветов (опять же спасибо моему вдохновителю Олегу Drinks ):

Тем более что «пациента» для очередной покраски долго искать не пришлось – это оказалась ещё одна гирлянда, купленная на авито. В оригинальном виде она выглядела вот так (причём единственные более-менее насыщенные синие лампочки – результат моего накрашивания перманентным маркером, который довольно легко стирается пальцами):

Все лампочки были сняты, точно так же отмыты от остатков грязи краски, после чего прикреплены за цоколь теми же самыми проволочками, что и в прошлый раз Smile . Технология тоже почти не изменилась, разве что для сушки данные лампочки ставились цоколем вниз (так как скопление излишков лака на вершине колбы было бы ни к чему):

В экспериментальных целях каждая из 10 лампочек окрашивалась в индивидуальный не повторяющийся цвет Good . Финальный результат по сравнению с исходным вариантом – как и ожидалось, небо и земля:

Хотя оттенки получились весьма своеобразные, например салатово-зелёный вышел ближе к лимонному, фиолетовый – к розовому, синий – к фиолетовому, а голубой – к бирюзовому. Всё это – не всегда предсказуемые результаты сложения спектра лампочки с цветами лаковых плёнок, которые на будущее нужно будет учитывать заранее, для получения желаемых цветов свечения. Общий итог можно подвести следующим образом: все цвета получились достаточно яркими и сочными, т.е. метод вполне можно рекомендовать к повторному применению. По горячим следам был также накрашен комплект лампочек на 13,5В (с прицелом на гирлянду «Снегурочка», которую тоже давно пора бы подновить):

 

3. Снятие краски с лампочек

Параллельно с искусством окраски совершенно неожиданно пришлось попутно осваивать и обратный процесс – снятие краски с цветных лампочек Shok . Казалось бы, в чём проблема – ватка с ацетоном или растворителем 646 всегда прекрасно справлялись даже с лампочками, крашенными в советские времена. А вот и нет, и виной всему – моё пресловутое желание сэкономить на витражном лаке Cray 2 . В результате которого чёрт меня дёрнул заставила нелёгкая рискнул я купить вот такие, с позволения сказать, жидкости:

Отчасти меня оправдывало то, что в доступной для покупки палитре проверенных лаков отсутствовали нормальный синий и фиолетовый цвета, и мне хотелось восполнить этот пробел. Вновь купленные лаки сразу как-то не понравились: например, один из них тёк, как вода, а другой наоборот, был слишком густым. Когда же лампочки наконец были окрашены и высохли, выяснилось, что цвет их свечения (~красный) не имеет практически ничего общего с цветом лака. Я, в общем, подозревал такой исход, но мне это казалось не проблемой, т.к. «краску всегда можно смыть ацетоном».

Оказалось – а вот ни фига подобного! Буквально на следующий день эту краску не брали уже ни ацетон, ни 646, ни уайт-спирит, ни скипидар, ни бензин, ни спирт. Честно говоря, я слегка обалдел, впервые встретив подобную стойкость окраски! Dntknw . И уже начал оплакивать целые три загубленные дефицитнейшие лампочки, которые как валюта золото, только дорожают с каждым годом Facepalm . С другой стороны, не попробовать на настоящих живых образцах тоже было нельзя – иначе бы так и не удалось выяснить, что во включённом состоянии эффект получается совсем не тот.

В общем итоге, уже без особой надежды я решил попробовать на них последний вариант – когда-то купленную в хозмаге смывку для старой краски, вот такую:

За годы хранения под ванной уровень жидкости в бутылке заметно понизился Shok , но к счастью, она не успела убежать полностью. Памятуя о том, что данный состав может содержать химически агрессивные вещества (щёлочь), и что их воздействие на цоколи ламп может оказаться пагубным, для своего эксперимента я соорудил вот такую «лабораторную установку»:

,

За всё ту же упаковочную проволочку (чертовски удобная штука, кстати!) лампочка погружалась в смывку ровно настолько, насколько в своё время она была погружена в лак. Т.е. без лишнего замачивания цоколя. Поначалу мне казалось, что смывка не работает, и пилотную лампу я старался подержать в жидкости подольше. Но вскоре выяснилось, что опасения напрасны: смывка шикарно срабатывает практически сразу, однако она не растворяет слой лака (как я ожидал), а отслаивает его от поверхности этакой чешуёй:

В общем, вполне шикарно! Оставалось только как следует промыть лампочки под проточной водой. Небольшая проблема возникла с тем, что лак в том числе успел затечь в пространство между цоколем и колбой, откуда его оказалось трудно выковырять даже иголкой. Ну и, как и ожидалось, смывка вступила-таки в нежелательный контакт с латунью, правда почему-то только в тех местах, где ранее находился слой лака:

Тем не менее главная цель – спасение дефицитных МН13,5-0,16 – была достигнута, а спасённые лампочки теперь можно будет подвергнуть перекраске нормальным лаком, после чего их некоторая «инвалидность» перестанет быть заметна.

 

4. Замена полистироловых запчастей

Следующий вид «постновогодних» работ – конечно же, изготовление запасных частей для различных некомплектных или свежесломанных гирлянд. Уже не первый год я применяю для этой цели метод 3D печати. В этом году острой необходимости в подобных работах не было, поэтому я предпринял один проект скорее в учебных целях. В качестве объекта для восстановления было выбрано сломанное солнце от гирлянды «Космос» (ф-ки «Красный октябрь»):

В отличие от ранее решённых задачек подобного рода, в данном случае у меня не было в наличии полностью целого оригинала, т.е. воссоздать объект было необходимо по имеющемуся обломку. В этом, собственно, и была суть «учебности» проекта Pardon . Расскажу, как я решал эту задачку.

В первую очередь солнце было положено на сканер и импортировано в фоторедактор. Где была создана его полупрозрачная копия, наложенная поверх исходного изображения с возможностью вращения:

В идеале, конечно, хотелось подобрать такой угол поворота, при котором бы целые части полностью закрыли отломанные, но из-за слишком большого количества повреждённых лучей так не получилось. Дело осложняло также то обстоятельство, что рисунок «протуберанцев» оказался совершенно несимметричным и не повторяющимся на разных сторонах солнца – что ж, в этом дизайнеры достигли максимального сходства с небесным прототипом Spiteful . В результате целого ряда дополнительных манипуляций финальный вариант стал выглядеть так:

Вначале я рассчитывал по старинке импортировать данную картинку в 3D редактор и вручную превратить её в 3D-объект, но потом лень взяла своё захотелось вкусить новых технологий. Рисунок был переведён в ч/б формат, после чего загружен в замечательную программу Scan2CAD, где был автоматически конвертирован в векторный вид:

Это существенно упростило начало работы по моделированию, хотя дальше, конечно, пришлось колдовать вручную. Результат:

И его воплощение в железе пластмассе:

Да, внутренняя геометрия ещё требует небольшой доработки (в первую очередь для ровного вклеивания «солнечного лика»), да и материал стоило бы применить получше (честно говоря, вначале я пробовал флуоресцентный жёлтый, но они с принтером что-то не поделили), однако в учебных целях я решил, что достигнутого уже достаточно Saint . Разумеется, полистирол, упоминаемый в заголовке главы – это материал исходного фонарика, а копия была изготовлена из PLA-пластика.

 

5. Замена запчастей из оргстекла

Вроде бы всем хороша 3D-печать методом FDM-FFF – наплавления прутка (филамента), кроме одного: ну ни в какую не позволяет она получать красивые прозрачные детали, выглядящие как отлитые из оргстекла. Именно это обстоятельство главным образом и сподвигло меня на приобретение второго 3D-принтера, печатающего методом фотополимеризации. В этот постновогодний сезон представилась возможность впервые испытать его в реальной работе.

В данном случае в роли «пациента» выступила гирлянда «Уют», не столько отличающаяся каким-то необычайным внешним видом, сколько просто дорогая мне, как память о хороших временах, когда она была куплена. А ещё мне очень нравится, как она светит – действительно очень мягко и уютно, вот только качество её изготовления, увы, типичное для 90-х годов, слегка подкачало:

По какой-то неведомой причине абсолютно все синие фонарики обеих моих гирлянд потрескались, что называется, в хлам. Вероятно, краситель оказал какое-то пагубное влияние на хрупкость пластмассы, а может быть, дело было в чём-то другом. Так или иначе, эти плафончики находятся буквально в шаге от рассыпания в полную труху, да и другие цвета тоже местами неидеальны. Поэтому было решено срочно замоделировать эту деталь и попробовать её изготовить – ещё один учебно-практический проект. Для его реализации была специально закуплена прозрачная синяя ABS-пластмасса, практически полный аналог крашеного в массе оргстекла.

Сложность при моделировании заключалась в том, что плафон имел довольно хитрую конструкцию: гранёную внутреннюю поверхность и при этом гладкие поясковые линзы на наружной поверхности и шарообразные на донышке, что создавало интересные световые эффекты. Надо сказать, я до последнего сильно боялся браться за повторение этой геометрии, опасаясь во-первых, что я не справлюсь с её отрисовкой, и во-вторых, что даже в случае успеха принтер не сумеет нормально пропечатать данную форму. Моделировать, естественно, пришлось полностью с нуля и вручную:

Большие опасения вызывал также посадочный размер горлышка, для точного подбора которого было сделано несколько прикидочных колечек из моего любимого PLA-пластика:

И вот, наконец, модель готова и запущена на печать:

Конечный результат (справа). Найди 10 отличий Laugh 1 :

Несмотря на то, что по качеству материал получился выше всяких похвал (прямо настоящее заводское литое оргстекло!), к сожалению, не обошлось и без косяков. Во-первых, прикидка посадочного размера по PLA-прототипу не сработала – фотополимерный вариант получился более широким и не держался на патроне. А во-вторых, по окончании печати выяснилось, что модель настолько сильно прилипла к столу принтера, что по-хорошему её отодрать никак не получится. Пришлось отдирать по-плохому, и вот результат:

Перепечатывать я её пока не стал (тем более, что мне нужно целых 4 экземпляра), так что будем считать всё это пометками на будущее.

 

6. Ремонт старой китайской гирлянды

Наконец, последний эпизод этой эпопеи. После Нового года коллега отдала мне свою старую семейную гирлянду, с комментарием: «Сначала она перестала гореть, а потом её ещё и погрызла собака. Возьми, может тебе запчасти от неё пригодятся» Facepalm .

Это оказалась типичная кЕтайчатина на 100 лампочек, коллекционного интереса естественно не представляющая, как и особой декоративной ценности. Тем не менее, я воспринял этот кейс как ещё один повод потренироваться в ремонте и восстановлении старых гирлянд разного типа. В первую очередь выяснилось, что здесь не хватает одной лампочки (это обстоятельство даже попало на фото выше, см. слева внизу). И если найти донора самой запасной лампы особой проблемы не составило, то вот с её пластиковой вставкой-цоколем возникли явные затруднения. Нет, у донорской лампочки она тоже была, но совершенно другой формы, и в данный патрон не подходила. Родная вставка имела довольно нетипичную вытянутую П-образную форму, вот такую:

Пришлось, как вы наверно уже догадались, снова обратиться к возможностям 3D печати. После проведения тщательных обмеров была нарисована вот такая модель:

Которая, пройдя двухэтапную процедуру итерационной подгонки размеров, превратилась во вполне годную деталь:

Деталька получилась настолько безупречной, что я даже рискнул опубликовать её на Thingiverse Saint . Так что если кому вдруг будет нужно – скачивайте и пользуйтесь на здоровье. А гирлянда эта ещё послужит, например в качестве новогоднего освещения на кухне. Осталось только пропаять и как следует заизолировать кусок, перегрызенный собакой Rofl . И краску с этих лампочек я, пожалуй, смою. Так как привык уже за ужином к свету некрашеных ламп, напоминающих уютные маленькие свечи.

Автор: Dominique, опубликовано: 10.02.23
(3)

Комментарии

Надо отметить, что именно этот лак (Marabu GlasArt) успешно выдержал огни, воды и медные трубы испытание в течение этого НГ-сезона на лампочках МН13,5-0,16 и МН6,3-0,22, что не под силу доступному цапонлаку. Из имеющихся 4-х цветов которого три выгорают с разной скоростью, иногда за 1 сезон, а тот, что более-менее устойчив, жёлтый - содержит так мало красителя, что приходится покрывать им лампочку в 4 слоя.
Тест проводился с тёмнозелёным, светлозелёным, оранжевым, алым, кармином, ультрамарином, фиолетовым и "парижским синим" в жёстких условиях гирлянды «Снегурочка» 220/20 (Телемеханика). Некоторые признаки выгорания замечены у фиолетового (ослабел, но не изменился тон) и оранжевого. Что не делает лак непригодным, т.к. температурные условия там жёсткие.
Для описанных выше ламп таких проблем не будет, особенно с Е13,5-0,06.
Некоторые тона (тёмнозелёный, фиолетовый, парижский синий, бордо) для лампочек излишне насыщенные. Для разбавления можно использовать бесцветный лак из этой серии.

Прямого соответствия тонов тем лакам, которыми раньше красили оригинальные лампочки гирлянд в заводских условиях, нет, но есть весьма близкие к ним цвета. Если судить по гирлянде "Хрустальная" (МЭЛЗ), которая без зелёных лампочек - оранжевый Marabu практически полностью соответствует оригинальному жёлтому, разве чуть темнее. Светят обе лампочки практически одинаково. Красному более соответствует кармин или бордо. Розовому аналогов нет, если только разбавлять бесцветным один из этих. Синего, как у "Хрустальной", тоже нет. Разве что, экспериментировать с "парижским синим" и ультрамарином, разбавив всё это бесцветным. Практически оригинальный этот цвет мне удалось получить из чипдиповского синего, бесцветного и синего стержня от ручки "Pilot", но и то почти что случайно.
"Розовый" получается из чипдиповского красного, но поскольку он почти такой же слабый, как и жёлтый - в 3 нанесения получится близкий к оригинальному цвет. Так что, приходится подбирать варианты.

К недостаткам нужно отнести высокую цену (раз в 10 дороже цапонлака, который, правда, очень дёшев), специфический "родной" растворитель и малую доступность в связи с известными событиями. Ассортимент сокращается.
Растворитель, впрочем, необязателен: понижать тон лака следует бесцветным лаком, т.к. при разведении растворителем он теряет вязкость и нанести его качественно окунанием колбы в лак уже не получится, а вымыть после него посуду или отмыть руки, а также, пока не засох, снять его с колбы лампочки при ошибках в покраске можно растворителем 646. Вот для витражных работ, что потребовалось при реставрации "пушкинских фонариков" от ЕГ-24 и ЕГ-23, растворитель необходим для мытья кисти.

(2)

O18t писал(а):

Некоторые тона (тёмнозелёный, фиолетовый, парижский синий, бордо) для лампочек излишне насыщенные. Для разбавления можно использовать бесцветный лак из этой серии.

Ну вот на фото "Луча" выше использованы тёмно-зелёный и фиолетовый (крайние в правом верхнем и левом нижнем углу фото). Я бы не сказал, что они излишне тёмные, на лампах МН26-0,!2 смотрятся вполне нормально. Возможно на Е13,5-0,06 будут слишком тёмными, я на них пока не пробовал.

И всё-таки справедливости ради, у этого лака тоже есть недостаток, а именно "Луч" довольно сильно пахнет свежей масляной краской Shok. Причём даже просто лёжа в коробке, не говоря уже про разогретое состояние. Хотя после высушивания лака вроде бы ощутимого запаха и не было, да и сам лак в баночках не особо пахнет.

А бордо это какой номер?

МН26 мощнее конечно. Даже на МН13,5-0,16 тёмнозелёный темноват. Бордо - 434.
Запах масляной краски довольно быстро исчезает. После чипдиповского цапонлака запах дольше держится. Да, время полного высыхания лака - 48ч., это надо учитывать. Особенно после того, как лампочку включишь в течение этого времени, лак размягчается. Если взяться за колбу, могут остаться отпечатки пальцев.

У меня уж тут почти месяц после окраски прошёл, в коробке и при включении запах очень заметный.

Бордо, получается, не покупал, у меня только 436 есть.

Подредактировал статью. Добавил раздел 3. "Снятие краски с лампочек", вдруг кому тоже пригодится)

(2)

спасение дефицитных МН13,5-0,16

Ну, к счастью, не особо дефицитных, если поискать по барахолкам. Брестские 91-93г.в. по весьма приемлемой цене с 2018г. (а раньше не мониторил) постоянно есть в пределах МО. Вот с Е-серией конечно напряжно, но лишь потому, что кое-кто их скупает тысячами и накручивает на них втрое-вчетверо, как в прошлом и этом году с бесцокольными. Мы знаем имена этих людей с противоположных концов Москвы, но не будем упоминать их всуе. Стыдно им всё равно не будет - не те времена.

(1)

Ну может не совсем так выразился, не дефицитных, так весьма кусачих по цене)

Например, осенью вполне взрослые энергосберегающие КЛЛ(!) для люстр стоили дешевле одной такой лампочки.

Это почём же? Нынче МНки по 25р. есть. У перекупов по 40-50р. конечно, но их в расчёт не берём. А если вооружиться терпением, то можно встретить и по 20. И даже по 15, летом было дело Smile .

Вот. А КЛЛки (и довольно неплохие) были по 15₽.

Хотя почему собственно были, они и есть.

Но есть один нюанс. КЛЛки в ёлочной гирлянде не нужны. А нужны эти, артефакты более высокоразвитой цивилизации. Которых с годами больше не становится. Хотя удивительно, 30+ лет прошло, а они всё ещё где-то есть.


Нюанс хороший. Однако КЛЛки нужны гораздо большему кругу населения, чем МНки или даже сами гирлянды как таковые. При том, что они тоже сняты с производства, больше их не станет, да и имеющиеся диодные альтернативы далеко не всегда "тянут".

Т.е. по спросности и ресурсности это как минимум сопоставимые вещи.

И всё же сравнение некорректно. Совершенно разные "ниши" у тех и у этих, одно никак не заменяет другое.
Ну и снятое с производства 20+ лет назад и относительно недавно - тоже такое себе сравнение.

Ну и тем более спрос и ресурс. На МНки спрос очень специфический, у любителей ретро-гирлянд, коих среди граждан, ну прямо сказать, немного. В силу разных причин, начиная от доступности и дешевизны китайских светодиодных, с которыми при отказе не церемонятся, а чаще просто выкидывают. Заявленный ресурс МНок гораздо ниже, чем у этих сберегаек. Но любим мы их не за это Lol