СППР-125 (МГС)
Москва, 2000-е годы... Неоднозначная эпоха мэрства Юрия Михайловича Лужкова. Не знаю, можно ли считать её хорошей или плохой, да и не важно это уже. А важно то, что эпоха эта была "переходная", с еще не отгремевшим на окраинах лиходейством 90-х, да и в принципе мало чем от них отличавшаяся, за вычетом большего числа семей с компьютером и доступом в интернет. Сейчас уже можно сказать, что это время было последним, когда дети не залипали в смартфоны, а жили "дворовой" жизнью. Да, это было Чертаново до всяких "Притяжений" и "Вторжений". Днепропетровская, Кировоградская, Сумская,кинотеатр "Ашхабад", Варшавское шоссе, ближе к 858 школе - метро Пражская... Советский интернационализм в московской топонимике подметил еще тогда, и в мыслях не было что всего через десятилетие госпропаганда по обеим сторонам сделает из некоторых бывших друзей врагов. Ну а в те лужковские лета с соседями по дому на Днепропетровской, 3к3 еще играли в футбол прямо на вытоптанном газоне во дворе с еще советской "паутинкой" и без единого намека на нынешнее собянинское освещение, там же строили замки из старых чугунных батарей и другого хлама, притащенного с ближайшей мусорки и запускали самопальные ракеты на новый год и 12 апреля.
Про прыжки по гаражам, крышам, гонки на великах по растресканному советскому асфальту, попытки стырить свой первый светиль можно рассказывать бесконечно долго, но сейчас немного не об этом. Наш дорогой любитель пчел, как известно осчастливливал своими архитектурными "шедеврами" в основном лишь центр города, его спальные районы выглядели этакими заросшими джунглями, где инфраструктура почти не менялась со времен СССР, в том числе и в соцучреждениях - в моей тогда еще 858 (сейчас объединена с 1173, младшие классы) школе - "самолете" помню ремонт провели лишь в паре кабинетов - директорском и информатики, в остальных висели ШОДы, разнообразные ЛПО, на лестницах - таблетки. Так же, как и многие дорогие коллеги, наполняющие ламповую атмосферу на этом проекте разглядывал разные оттенки ЛД/ЛБ/ЛДЦ сквозь решетку, и тогда поглощало желание узнать поподробнее об устройстве этих ламп, но на уроках про это никак не хотели рассказывать . И каким же инородным телом в этой старой запыленной советской среде казались первые "Пятерочки", в частности та, что была в доме по Днепропетровской 3к1, занимающая площади бывшего магазина "Океан" (мимо нее приходилось ходить к многочисленным ларькам с дисками с пиратскими играми/фильмами у Южной).
Осветительная инфраструктура также почти не менялась с тех времен - всё это по вечерам освещали те самые загадочные тарелки с красивым стеклянным плафоном и белой лампой, светящиеся то голубым, то зеленоватым, то желтым в случае переделанного на ДНаТ экземпляра, то розоватым в случае новой лампы Osram еще немецкого производства, висящие на бетонных гусаках, устройство ламп ДРЛ тогда для меня также было загадкой. Летом они еще прятались в плотной листве уютных чертановских дворов, красиво подсвечивая её по вечерам, но зимой ДРЛьный свет показывал себя во всей красе, ярко освещая снег вокруг и образуя концентрические световые кольца благодаря призматическому плафону, и каким же кайфом было разглядывать этот зимний предновогодний пейзаж, вдоволь накатавшись с горки в парке им. 30-летия Победы, с завистью глазея по окнам где уже висели (тогда еще) ламповые гирлянды (у меня дома тогда родители на такое ворчали, давая доставать гирлянды и другие украшения не больше чем за неделю до НГ).
Вот как раньше эти фонари выглядели в аутентичном московском монтаже на "гусаках":
1. Двор дома 28к1 по Кировоградской улице, фотография сделана с балкона 6-го этажа, вид на дома 28к3, 32к1 и Нижний Кировоградский пруд. Автор - Сергей Масляев, 1980 год.
2. Около дома 42к2 по 3-му Дорожному проезду, строится магазин "Прага". Фотограф - Валерий Шитов, 1979 год.
Их и сейчас можно встретить на своем месте, если очень хорошо поискать, но в 99% случаев это будут нерабочие светильники. Автор фото - админ этого замечательно проекта
Но вот наконец светильник детства у меня в коллекции, и даже тщательно отреставрирован, достойные лампы тоже имеются, и даже претендует на роль элемента интерьера. Считаю, что такие вещи точно не должны пылиться на складах, работа на даче сомнительна – всё-таки фонарь можно сказать уже на пенсии, да и потырить могут, а в квартире можно было бы даже замутить из него этакий торшер, сделав кронштейн из Г-образной трубы с основанием, а если что можно сказать что это модный лофт-дизайн
Итак, перейдем к технической инфе. Вообще светильники серии СППР выпускались с 1960-х по 1990-е годы, в начале это были версии с покрытием из тёмной стеклоэмали (точно замечены во многих районах юго-запада) с маленьким отсеком ПРА,с ранним патроном с раструбом и дросселем в тряпичной изоляции, потом, в 1970-е - как здесь, в серо-синей краске (эмали) и с узким вытянутым отсеком ПРА, с патроном с раструбом, но в тех, что выпущены во второй половине десятилетия отсутствовала пружинка под центральным контактом, и поздними, выпускавшимися в с 1980-х - с приплюснутым отсеком ПРА и меньшим диаметром отражателя, патрон уже без раструба. Кстати, показанный здесь экземпляр отличается от более распространенного опубликованного ранее тем, что имеет "многослойную" конструкцию отражателя и менее глубокую планку крепежа плафона (в процессе реставрации была заменена на обычную). В светильники данной модификации устанавливались дроссели 1ДБИ-125ДРЛ/220-В-039-ХЛ2, практически бесшумные и холодные, их Rdc = 5,5 Ом. Аппарат в отсеке ПРА жестко не крепится и может покачиваться в определенных пределах. Произойти с ним в процессе эксплуатации могло всё, что угодно, кроме перегрева - конструкция светильника имеет зазоры, по своим габаритам не отстающие от зазорищ в деталях кузова отечественных автомобилей тех же лет, кроме того в нижней части отсека имеются дополнительные вентиляционные отверстия, хотя учитывая, что тёплый воздух от лампы поднимается прямиком в него это выглядит оправданно. Светильники всех версий имели призматический плафон одинаковых размеров, который достался им от предшественника - СПП-200.
Изготовлением (сборкой-точно) корпусов светильников скорее всего занимались мастерские Мосгорвета, это можно сказать по крайней мере про светильники, пошедшие в серию с 1970-х. Они предназначались для быстрой "засветки" стремительно строящихся новых районов города, посему имеют быстросборную и несколько грубоватую конструкцию полностью из штампованных деталей, где число нарезаемых резьб сведено к минимуму - к примеру, дроссель крепится посредством загиба лапок в отверстиях верхней детали шасси (кстати даже не болтается если хорошенько загнуть), патрон крепится на специальную рамку из тонкой оцинковки, которую зажимает при накручивании раструба, также крепящуюся к шасси загнутыми лапками, соединение деталей шасси производится именно контактной (не дуговой) сваркой, все остальные детали собираются на болтах. Отражатель у всех версий изготовлялся методом ротационной вытяжки, связано это скорее всего с нуждой в прессе увеличенной мощности и массы, который нужен штампам большего размера для отражателя что сравнительно небольшие мастерские себе позволить не могли. По вышеперечисленным же причинам светильник нигде не встречается кроме Москвы и области.
Ну и mechanical data в заключение: Полная высота светильника (вместе с вешалкой) - 400 мм, диаметр отсека ПРА - 134 мм, его высота (вместе с крышкой) - 190 мм, диаметр отражателя - 440 мм, диаметр плафона по нижнему краю - 325 мм, полностью снаряженный вес - 8 кило.
Тесты проводились с этой лампой.
С восстановлением светильника можно ознакомиться здесь.