Создаю эту тему, чтобы начать накапливать информацию о дизайне (и содержании) советских неоновых вывесок. Которые на мой взгляд сами по себе заслуживают быть возведёнными в особый жанр светового искусства.
Начну правда совсем не парадными фото, ну это первое, что попалось под руку просто.
Шикарнейшая разноцветная вывеска в нашем районе, которая на удивление сохраняла полную работоспособность вплоть до середины 00-х:
А вот в Запорожье какие были:
и...
И еще...
Потихоньку продолжим знаковыми московскими вывесками начала 1980-х. Ресторан «Прага»:
Театр Сатиры:
Аэропорт «Внуково». Кстати, точно такое начертание названия города было стандартным не только для неоновых вывесок на аэропортах и вокзалах, но и для несветовых конструкций, обычно устанавливаемых около основных шоссе на пересечении с МКАД:
Московский дом фарфора на Ленинском проспекте:
Гостиница «Националь». Весьма оригинальное сочетание старой архитектуры с выполненной по всем современным канонам советской вывеской:
Центральный Детский Мир – заветная мекка для ежепраздничного паломничества московских (да и не только) школьников:
Театр-студия (?). В лихие 90-е подобные вывески в основном стали несветовыми, ибо никто не хотел и не умел связываться с обслуживанием неона:
Главная почта страны – знаменитый Московский Почтамт – на этот раз мекка заядлых филателистов, ещё до позорного превращения в торгашеский бордель:
Швейная фабрика «Сокол»:
Магазин «Художник РСФСР» в окрестностях Ленинского проспекта. Гигантский и почти всегда пустынный:
Кинотеатр «Форум». Кстати, часто слова "кино" и "театр" разделялись и ставились по бокам от названия заведения, из-за чего я в детстве всегда думал, что это и кино, и театр "в одном флаконе"
Кинотеатр повторного фильма – сам по себе крайне оригинальное явление, кстати!
Фирменный магазин «Балтика»:
Ювелирный магазин «Самоцветы»:
Стадион Юных Пионеров в районе м. Динамо:
Калининский проспект – образцово-показательная, ультрасовременная для своего времени магистраль, призванная в первую очередь показать, что «мы тоже кое-что можем». Разумеется, и вывески здесь были вовсе диковинные:
Кинотеатр «Октябрь» с красным (конечно же) неоновым названием (его немного видно справа) отличался также тем, что имел декоративную архитектурную подсветку панно, на фоне которого располагалась вывеска – тоже исключительная редкость для СССР:
А вывеска знаменитого Московского Дома Ккниги имела и вовсе оригинальную конструкцию в виде вогнутых металлических коробов с прорезанными в их середине буквами. Освещалась каждая буква парой люминесцентных ламп, установленных в верхней и нижней части каждого короба. Да, это не неоновая вывеска в обычном понимании, но я считаю что она вполне достойна быть упомянута и в этой ветке:
Жемчужиной светового оформления Калининского проспекта была даже не вывеска, а целая рекламная конструкция – знаменитый вращающийся глобус Аэрофлота, для работы над которым привлекались аж японские специалисты:
И ещё немного московских вывесок. Магазин «Стекло-хрусталь» (возможно также не неон, однако точно сказать без вскрытия пациента невозможно – в аналогичные короба могло ставиться что угодно, от ламп накаливания до спиралевидных газосветных трубок и кольцевых люминесцентных ламп):
Знаменитый "чайный домик" в китайском стиле на ул. Кирова. По бокам фасада были сделаны две оригинальные неоновые вывески, сочетающие буквы с украшениями из ажурного газосвета:
Станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе! В советские времена любое предприятие могло удостоиться чести иметь собственную неоновую вывеску, в том числе завод, автобусный парк, медицинское или учебное заведение:
И ещё один завод, на этот раз знаменитый Серп и молот ("Серб и молод" ), в настоящее время благополучно превращённый в шикарную территорию для застройки многоэтажными человейниками. Фото моё, от 2003 г.:
Универмаг на Рязанском проспекте. Эта вывеска была оригинальна тем, что построена на принципе контражура – непрозрачные и несветящиеся буквы расположены на сплошном световом фоне, создававшемся огромным количеством прямых аргоновых трубок с люминофором дневной цветности. Данная вывеска бесследно исчезла в середине 2000-х. Фото моё, 2003 г.:
Теперь немного пройдёмся по Арбату, да – тому самому, ещё не «офонаревшему» в 1985 г. Магазинчики здесь попадались, как и в остальном городе, довольно скромные, оформленные из серии "как придётся":
Вот например зоомагазин, один из самых известных в Москве. Внимания заслуживает его "провинциальная" вывеска, сделанная из незатейливых квадратов с ЛОНками внутри. Читаемость такой вывески в ночное время была близка к нулю, особенно с учётом, что часть ламп перманентно не работала...
Магазин «Школьник» на углу:
Впрочем, после превращения Арбата в
потёмкинскуюпешеходную зону и его "офонарения" с вывесками всё стало ещё печальнее – практически все они стали совсем неинтересными (несветовыми), вдобавок плохо читающимися. Видимо, по замыслу реставраторов такой подход должен был лучше соответствовать "историческому антуражу":Кстати, здесь мы видим слева всё тот же «Школьник», что и на предыдущем снимке)
В заключение никак не могу обойти стороной тему типовых газосветных конструкций – широко применявшихся на периферийных улицах, а также для оформления "сетевых" (как сказали бы сейчас) магазинов и прочих однотипных заведений. Выпускала всё это, очевидно, московская фабрика «Газосвет». При этом даже среди этих типовых конструкций существовало определённое разнообразие. Рассмотрим их несколько видов.
Самыми распространёнными, наверно, были знаменитые неоновые буквы М, украшавшие все до единого входы на каждую станцию метрополитена. Несмотря на неоновое наполнение и оранжевый же цвет свечения, трубки обычно имели внутреннее покрытие. Здесь мы видим пример с м. Сокол:
Пожалуй, самым простым типовым элементом были так называемые "квадратные буквы" – простейшие металлические короба с находящимися внутри дневными аргоново-ртутными трубками, перекрытые молочным оргстеклом. Из таких букв могли набираться практически какие угодно тексты (обычно те, что подлиннее). Например, "Универсальный магазин", "Сберегательная касса":
И даже "Петровский пассаж", например:
Для более коротких надписей "примитивистский шрифт" был более крупным и состоял из более тонких линий, но общая "квадратность" стиля полностью сохранялась:
А вот например, «Столовая», набранная из тех же букв:
Для так называемых "сетевых магазинов" (напомним, в СССР практически не было такого понятия, хотя многие магазины по факту являлись сетевыми) ещё в 1960/70-е годы были разработаны свои типовые вывески. Например, для знаменитых «Гастрономов»:
а также (в аналогичном духе, но с немного другим шрифтом) для магазинов «Трикотаж»:
«Школьник» и т.д.:
Ещё немного типовых вывесок. «Русский чай»:
«Консервы» и поневоле знакомые каждому школьнику «Атласы»:
«Продукты»:
«Часы»:
«Ателье»:
Где-то в самом конце 1970-х... начале 1980-х в области типовых вывесок произошла некая оптимизация – вместо всего ранее выпускавшегося многообразия был налажен широкий выпуск букв нового типа, условно назовём их "округлыми". От прежних "квадратных" они отличались не только формой и размерами, но и конструктивно – в первую очередь тем, что имели не плоские, а выпуклые объёмные рассеиватели из оргстекла. За счёт чего смотрелись намного "легче" и приятнее. Трудно найти разновидность магазинов, которая бы никогда не оборудовалась этими буквами:
Однако и эта конструкция оказалась, видимо, слишком сложной и дорогой. В результате чего во второй половине 90-х на смену ей пришли и вовсе примитивные типовые прямоугольные короба с внутренней подсветкой на U-образных аргоново-ртутных трубках дневной цветности. Буквы и прочее на них наносились при помощи цветной самоклеящейся плёнки. Получающаяся яркость цветов поначалу несколько скрашивала убогость такого решения, хотя в дальнейшем выгорающая и отклеивающаяся плёнка уже не оставляла никаких иллюзий:
Кстати, на последнем фото мы видим магазин «Свет» на ул. Герцена, знаменитый тем, что он был одним из о-очень немногих (~5), где в наличии бывали люминесцентные лампы и светильники для них. Собственно, говорю как неоднократно приобретавший там различные лампочки для своей коллекции
Для гигантских надписей типа "Слава КПСС" и "Наша цель – коммунизм" выпускались специальные типовые буквы, рассчитанные на установку на крышах:
Имелся также "тонкий" вариант начертания, специально для особо длинных надписей:
Нашёл интересную ссылку по теме, там очень много всего.
Вчера занесло меня в окрестности кинотеатра "Победа":
Похоже, родная вывеска до сих пор в строю!
И даже советские трансформаторы вовсю там виднеются. По крайней мере, 5 лет назад всё ещё точно работало:
Я бы, наверное, много отдал что бы увидеть нечто подобное в живую, учитывая, что последний неон погас в наших краях в году так 93-м...
Уютная московская вывеска из тех, что массово погасли и исчезли в лихие 90-е..
Не только, на этом фото вообще сложно найти что-то не советское.
Коляска, если не ошибаюсь, из ГДР.
В Ленинграде встречались вывески, расположенные перпендикулярно направлению улицы, на консолях.
https://pastvu.com/p...
По поводу шрифта - вот такое тоже помню: https://pastvu.com/p...
Ещё были вывески - обычно вертикальные - со световыми эффектами бегущего огня, когда снизу поочерёдно загоралось по одной букве. https://pastvu.com/p...
Ленинград был одним из самых продвинутых в плане газосветного оформления городов СССР, если не самый продвинутый. В нём, в числе очень немногих городов, существовала собственная фабрика "Газосвет", которая работала на полную катушку:
А вот интересно, как в те времена реализовывали световые эффекты. Что за контроллеры ими управляли?
Силовые элементы - мощные тиристоры, а управление в более ранних схемах релейное, часто с применением шаговых искателей, позже - электронное на простейших логических ИС. Причем последний вариант до последнего года применялся у нас на центральной елке, в качестве нагрузки применялись гирлянды с цветными ЛН е27. Вообще, есть даже некоторая документация этих устройств, но чертежи в формате А1 и А2 отсканировать неначем. Впрочем, фото самих шкафов могу сделать.
В книге "Газосветные установки" (к слову, написанной как раз специалистами ленинградского "Газосвета") этому вопросу посвящена целая глава ("Светодинамические установки").
Если коротко – управление почти всегда по низкой стороне, варианта два: в основном бесконтактное (симисторы) и контактное (ползунковые, барабанные, ртутные и релейные переключатели). Второй вариант указан только для установок с низкой частотой переключения и небольшой мощности.
Занятно, что в Москве светодинамические вывески были большой редкостью (встречались в основном в центре и часто были импортного происхождения). В книге "Газосветная реклама" (написанной московскими авторами) про светодинамику упоминаний вообще нет...
Сегодня попались останки
Очень мощная была вывеска (и наверняка разноцветная!), буквы были "обведены" трубками аж в 8 рядов! Причём питавшие всё это богатство трансформаторы до сих пор уцелели и виднеются на специальном мостике. Кстати, нет ли у нас в разыскиваемых такого лого?
Что-то не припоминаю, а ведь по идее завод-то очень даже "по теме"
Масштабно, однако. По очень примерным подсчетам выходит что потребляла она около 8кВт.
А всё ради проходящей рядом железной дороги, т.к. больше в округе ничего не было (да и сейчас особо нет).
Да в том и дело, что раньше был Расчет!!! А не вопросы: " а сколько это обойдется??" "а что мы (я) с этого поимеем?" Партия сказала: "надо!" Комсомол ответил: "Есть!"
Вывески подобного масштаба всё же были сравнительно редкими. Причём на первый взгляд может показаться, что объекты для них подбирались почти случайно: завод, трест, типография, автобусный парк. Госпредприятия, которым реклама-то в общем не нужна, так как они всё равно не работали с населением.
Ключ к отгадке здесь простой: эти рекламы специально задумывались как "точки притяжения внимания" городского ландшафта. Ночной город в советское время был завораживающим зрелищем – и именно по вот таким масштабным световым панно, виднеющимся тут и там, можно было безошибочно определить, на какой район мы смотрим) Места их расположения тщательно продумывались и утверждались на городском уровне, с обязательным привлечением архитекторов.
Это уже намного позже стала нормой нелепая СОСА-СОЛА, размером больше фасада, над которым она торчит)
Я бы еще упомянул о цветовом оформлении элементов вывесок, в них никогда не примянялись яркие, "кричащие" цвета, оттенки красок всегда были приглушены, избегали контрастных сочетаний, типа желтый-черный, красный-белый. Зато сейчас количество визуального мусора просто зашкаливает.
Интересная работа по теме. Больше бы таких проектов от Илюхи.
https://youtu.be/pWXmjBXZm28
В оригинале, кстати, там буквы были на белом светящемся фоне, сделанном из U-образных трубок) Т.е. вывеска смотрелась по-другому.
Оригинальная вывеска магазина "Хлеб" на проспекте Калинина в Москве:
Сделана по принципу контражура, то есть светятся не сами буквы, а фон за ними, подсвеченный с обратной стороны непрозрачных букв. По поводу источников света есть сомнения – судя по цвету свечения и его равномерности (здесь на фото и в действительности) это с большой вероятностью были лампы накаливания, а не газосвет или люм.
В Москве таких вывесок больше практически не было, однако меня очень удивило, когда я увидел их просто в огромном количестве в Литве (в 1989 году). Там они были, конечно, намного скромнее по размерам, зато все с газосветом. Похоже, некое местное производство клепало их на типовой основе. В работе, правда, посмотреть не удалось – т.к. попадались они в основном выключенными, на дневных выездных экскурсиях.
Световое панно "Турист"
Следует немного сказать о ещё одной уникальной газосветной установке Советской Москвы - свето-динамическом панно "Турист" на проспекте Калинина. Это панно было изготовлено в Венгрии, смонтировано на месте Мосгорформлением и обслуживалось заводом "Газосвет".
На проспекте Калинина эта установка появилась в 1972 году. Рекламировала она московское бюро путешествий и экскурсий "Турист". С годами панно видоизменялось, та первая, венгерская версия представлена на самом верхнем кадре.
Также как и экран ЭЛИН, панно, помимо рекламно-информационной функции выполняло и декоративную роль, прикрывая странно выступающий угол дома, оставшегося от старой застройки.
В начале этого ролика немного видно венгерское панно в действии: https://www.youtube....
http://sazikov.livej...
Очень интересная тема затронута! Калининский проспект в своё время был олицетворением всего новейшего в советских городских технологиях, отсюда и такое сосредоточение рекламных новинок. Но вот как ни странно, совершенно не припомню этого панно, хотя вроде как много раз гулял с родителями вдоль всего проспекта. Не совсем понятно, где оно должно было находиться и до какого года его можно было видеть. Видеоэкран – хорошо помню, это была "фишка" даже в конце 80-х (хотя на тот момент он уже был основательно пострадавшим – много "битых пикселей" и работал крайне редко). Ещё помню моторизованную рекламу "Аэрофлота" с крутящимся гигантским глобусом, которую вроде как сделали на заказ японцы, находившуюся в противоположном конце проспекта.
Порылся на pastvu.com - нашёл! Оно находилось между первой и второй "книжкой" от центра:
https://pastvu.com/p... 1986г.
https://pastvu.com/p... 1987г.
https://pastvu.com/p... 1991г.
https://pastvu.com/p... 1992г., самая поздняя найденная фотография.
https://pastvu.com/p... 1998г., на месте панно уже реклама.
Всё понятно. Почему-то совсем не помню его, хотя газосветные установки всегда разглядывал с особым интересом. Помню где-то там же вывеску какого-то кафе ("Чародейка"?), сделанную из металла, напоминающего чеканку, внутри которого были спрятаны трубки. Но её почему-то обычно не включали, висела просто так. Может, и это панно уже на тот момент не работало?
https://pastvu.com/p... Эта фотография датируется 1991 годом.
Наш советский газосвет
Попытки европейских и американских светотехников создать источник света лишенный тепловыделения, привели в 1910-х гг. к рождению газосветной рекламы. К началу 30-х это изобретение дошло и до Советского Союза. Первая газосветная установка в нашей стране появилась в Москве в 1932 году, изготовлена она была фабрикой свето-художественных работ по проекту инженера А.П. Селезнева. Это было всего лишь короткое слово “Сад” для городского парка имени Прямикова близ Таганской площади.
1930-е гг. – особенное время в нашей истории. Уже сформировался своеобразный советский праздничный календарь: Первое Мая, День конституции, годовщина Революции... Все это сопровождалось торжественными актами и праздничными церемониями, сложными по организации, требовавшими немалых усилий и затрат. В такие дни город наполнялся колоссальными моделями машин, макетами новостроек, решенными в виде динамических конструкций с использованием света, музыки, радио, кино, различных пиротехнических эффектов.
Самодеятельные художники с их левацкими экзерсисами, более не поспевали за набирающей обороты машиной меднотрубного воспевания свершений и побед. Индустриализация проникала во все сферы жизнедеятельности страны. Централизованная торговля приходящая на смену рыночной стихии нэпа, в не меньшей степени нуждалась в стандартизации и механизации рекламы.
Для выполнения этих целей в марте 1930-го года в Москве при тресте наружного освещения “Мосгорсвет” возникла фабрика свето-художественных работ. Ей было суждено стать первым в стране предприятием, поставившим дело изготовления торговой и политической рекламы на промышленную основу. Не смотря на все объективные трудности переживаемые фабрикой в течении ряда лет, с первых же дней своей деятельности она стала крупнейшим производственным центром по свето-художественному и живописному оформлению Москвы. Вслед за первой скромной вывеской парка имени Прямикова, неоновая реклама появилась на кинотеатрах “Палас” и “Центральный”, аргоновая – на гостинице “Гранд-отель”. В первые для отечественной газосветной рекламы годы, палитра цветов ограничивалась всего тремя наименованиями. Наполнение трубки неоном давало оранжево-красное свечение, аргоном – бледно-лиловое, аргон с ртутью давал голубой цвет.
Для расширения цветовой гаммы с 1934 г. в качестве своеобразных светофильтров стали использовать окрашенное в массе цветное стекло. Например, наполнение трубки из желтого стекла аргоном с ртутью давало свечение зеленого цвета.
С принятием в 1935 г. Генплана Москвы, начало разработки которого было положено Постановлением 1931 года о развитии городского хозяйства в стране, назрела необходимость качественных перемен во внешнем облике столицы. В ноябре 1935 года на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев Иосиф Сталин заявил: “Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее”. По всем городам Советского Союза из репродукторов полилась бравурная музыка, на улицах и в парках играли духовые оркестры, на парадах тысячи физкультурников синхронно маршировали и проделывали гимнастические упражнения. Народилось и подросло новое поколение не знавшее ни Церкви, ни царя, ни капитализма. Вся мощь крепчающей машины советского агитпропа воспевала появление человека нового типа, являвшегося олицетворением образа идеального борца и строителя “светлого будущего”.
Для наилучшего отражения этой идеи, в том же 1935 году Моссоветом был создан трест Мосгороформление, в состав которого была вскорости включена фабрика свето-художественных работ. В задачи треста входило все внешнее архитектурное, художественное и световое оформление города. Тогда же фабрикой был открыт магазин, в котором торговали стандартной продукцией живописного и газосветного цехов.
В 1937 году фабрика освоила новый вид художественной рекламы — применение паянных стеклянных букв для газосветных вывесок. Это новшество в купе с ростом производственных мощностей позволили тресту существенно расширить масштабы производства. В том году было изготовлено газосветное оформление Центрального Дома Культуры Железнодорожного транспорта, выставки “20 лет социалистического транспорта”, кинотеатра “Художественный”, Военного универмага, магазина “Хрусталь”.
Кроме само собой разумеющихся 1 мая и 7 ноября Мосгороформление оформляло город к всевозможным политическим компаниям и выборам в Верховный Совет СССР. На 1 мая 1937 г. над Манежной площадью столицы появился огромный, 244 квадратных метра, светящийся герб Советского Союза. Это была одна из крупнейших работ фабрики. На герб ушло больше тысячи погонных метров газосветных трубок. Светящиеся силуэты Ленина и Сталина были не столь масштабны, но их в том году изготовили более двух сотен.
В 1940 году фабрика полностью освоила производство высоковольтных газосветных трубок (ранее они изготовлялись на Московском электроламповом заводе), в фабричном годовом отчете ставились задачи на обозримое будущее: “В 1941 году необходимо добиться четкой работы всех цехов фабрики с тем, что бы фабричная марка была лучшей из всех живописно-оформительских предприятий города Москвы. 1941 год должен стать годом внедрения новых видов реклам и в частности динамической рекламы.” Начало войны внесло свои коррективы – производство газосветной рекламы было прекращено.
После войны произошло второе рождение газосветной рекламы. Начиная с 1946 года выпуск газосветных установок постепенно увеличивался с 4500 погонных метров в 1946 г. до 100 тысяч погонных метров в 1957 г. Благодаря начавшемуся в 1947 году использованию люминофоров, гамма цветов выросла до двадцати четырех. Газосветная реклама появляется во всех республиках, во многих городах страны. Тогда впервые возникли комплексные решения газосветной рекламы по группе объектов на улице или площади.
В 1950 году выходит приказ Минторга СССР № 830 “О состоянии торговой рекламы и мероприятиях по ее улучшению”, обозначивший очередную компанию по модернизации наружной рекламы. Минторг стремился привести внешний и внутренний вид магазинов в соответствие с современными европейскими стандартами, от которых советская реклама к тому времени отстала уже лет на тридцать. Положения этого документа поставили задачу обеспечить газосветными вывесками все универмаги, крупные специализированные продовольственные и промтоварные магазины, рестораны и магазины без продавцов, расположенные на центральных магистралях города, ввести газосветную рекламу отдельных товаров.
В феврале 1956 года Циркулярным письмом Минторга СССР “О развитии и улучшении газосветной торговой рекламы”, была утверждена инструкция по обращению с газосветными установками и единая форма договора на их техническое обслуживание.
Старания Минторга не прошли даром, газосветная реклама распространилась повсеместно, во всех ее видах. Улучшилось качество рекламы, снизились расценки на монтаж и техническое обслуживание. Из всех производителей газосветной рекламы трест Мосгороформление был у Минторга на особом счету. В деле “улучшения внешнего вида газосветных установок” ему не было равных.
Световую рекламу все чаще стали размещать на брандмауэрах, межэтажных проемах, сдвоенных кронштейнах, крышах. Особое внимание в это время уделялось разнообразию форм рекламы, для чего применяли художественные шрифты, силуэтные изображения товаров, светодинамику.
Светящиеся силуэты размещались, как правило, в витринах второго этажа. Изготовлялись они из газосветных трубок, закрепленных на металлической сетке, подвешенной к потолку над окном магазина. В витринах первого этажа газосветная реклама практически не использовалась, считалось, что это затруднит осмотр товаров. Но исключения, все же существовали, — в витринах продуктовых магазинов подвешивали прозрачные картуши с газосветными рекламными надписями.
Вывески становятся не только средством рекламы, но и действенным украшением фасадов зданий. Как правило, газосветная часть установок монтировалась на фоне деревянных или металлических букв и щитов, что создавало четкую видимость текста и силуэтных изображений в дневное время, при выключенном освещении. Объемные буквы для газосветных установок изготовляли из кровельного железа с окраской поверхности нитроэмалью, по верху контуром монтировались газосветные трубки.
В 1967 г. по всему Союзу отмечалось 50-летие Советской власти. Подготовка к празднованию началась задолго до юбилейной даты. С этим событием был связан особый подъем в развитии газосветного производства. Были заменены или отремонтированы все вывески, кронштейны, крышные газосветные установки. С этого времени газосветные вывески составляли подавляющее большинство световой рекламы Советского Союза.
В Москве и Ленинграде производство газосветных установок было монополизировано системой горисполкомов. В Москве все газосветные работы выполнял принадлежащий тресту Мосгороформление завод световой рекламы “Газосвет” (так к этому времени стала именоваться фабрика свето-художественных работ), в Ленинграде – объединение “Газосвет”. В то же время в столицах других республик, в краевых и областных центрах и просто отдельных городах газосветным производством занимались разнообразные ведомственные предприятия, причем каждое такое производство изготовляло газосветное оформление только для своего ведомства.
1970-е годы стали золотым временем для газосветных установок Советского Союза. В 1974 г. только по Москве насчитывалось 4000 газосветных установок и вывесок, из них 30 политической тематики. В 1975 г. уже были разработаны и введены в жизнь генеральные комплексные проектные решения по оформлению проспекта Калинина, ул. Кирова, ул. Герцена, завершалось оформление ул. Горького. Мосгороформлением было смонтировано множество крупных, многопрограммных светодинамических установок с рекламой как отечественных, так и зарубежных предприятий. Реклама стран восточно-европейского блока монтировалась, как правило, по трассам ведущим в столичные аэропорты.
Стремление московских властей систематизировать и упорядочить городскую рекламу посредствам комплексных проектов имело и свои негативные последствия. К середине 1980-х годов некогда яркая и самобытная ночная Москва представляла собой унылое однообразие сине-бело-голубых вывесок, большей частью выполненных по типовым проектам. Эта печальная мода стремительно распространялась и на другие города страны.
Технология производства советской газосветной рекламы за прошедшие с 1932 года десятилетия достигла очень высокого уровня. В Москве целый научно-исследовательский институт (ВНИСИ) работал над этой проблемой. Существенной ложкой дегтя оказалось качество комплектующих, в результате отечественные газосветные устройства грешили блеклостью цветов, трудоемкостью в изготовлении и ненадежностью в эксплуатации, а тут еще благие намерения проектировщиков, экономический и политический кризис середины 1980-х довершили дело. На фоне хиреющих пыльных вывесок 80-х годов неожиданным и шокирующим для москвичей оказалось то чудовищное вывесочное разноцветье и разностилье, которое обрушилось на них в 90-е. Но это уже совсем другая история…
http://sazikov.livej...
Материал очень и очень интересный, но не будет ли его автор против такого перепоста?
Его уже перепостили очень многие сайты.
Несколько фотографий из собрания Игоря Матюхина, посвященного торговле в СССР.
Могу первые две фотки снять с такого же ракурса и выставить здесь.
Было бы интересно сравнить - 1980-е и 2017-й...
Полностью поддерживаю )
Уцелевшая газосветная вывеска гостиницы в небольшом районном центре на западной Украине. ТГМы, на удивление, на своих местах.
Страницы