Плафон автобуса ЛиАЗ-677
Этот светильник был весьма известен в советское время в освещении пассажирских салонов наземного общественного транспорта, в частности автобусов ЛиАЗ-677 и троллейбусов ЗИУ-682, насколько известно с люминесцентной лампой 18/20Вт + две мелкие автомобильные лампы накаливания 12В 20Вт, включаемые отдельно. Причём как правило люминесцентное освещение почти никогда не работало, лишь чадили эти пресловутые накалки.
Данный экземпляр был добыт отцом ещё примерно в начале 90-х, в троллейбусном парке, вытащен из троллейбуса под списание. Ламподержатели оригинальные, один стоячего типа с поворотным вкладышем (СР13Л или тому подобное), крепящийся снизу винтом, другой классический карболитовый Т13Л, держащийся на двух винтах на металлической планке, приваренной к корпусу. Стартёродержатель крепится также на винтах, причём приделан весьма топорно и не к месту, стоящий в нём стартёр упирается в ламподержатель и его малёк перекашивает, не знаю, может стартёродержатель и колхоз, поскольку какой ПРА использовался для этих светильников и где он размещался - неизвестно. Дроссель VS и жёлтый клеммник - уже моя доработка с целью использования этого светильника в хозяйстве от сети 220В. Матовый плафон из толстого оргстекла (почти 5мм толщина) крепится на двух винтах по краям, к двум металлическим планкам на корпусе, на которых имеются отверстия с резьбой.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Этот светильник жестоко уколхожен, скорее всего это троллейбусный светильник под 3 ЛН, самопально переделанный под 20-ваттную ЛЛку.
Мне он тоже напомнил троллейбусный в первую очередь.
Дело в том, что в ЛиАЗе-677 были точно такие же плафоны, но внутри стояла 20-ваттная ЛЛка и 2 ЛНки, причём ЛЛка стояла на штатных одинаковых патронах и включалась от автобусного генератора, т.е. стартёр и дроссель ей были ни к чему.
Возможно там поставили светильники и/или ПРА от Икарусов, те питались от аккумулятора. Родная схема в ЛиАЗе работает строго от гены, к тому же даже при холостых оборотах (на остановках) лампы начинали заметно моргать.
колхоз, так как в оригинальном светиле из ЛиАЗ-а патроны для ЛЛ-ки компенсировались какими-то пружинящими прокладками - помню хотел такой стащить но не смог открутить.
У ЛиАЗа патроны находились на специальных металлических пластинках, приваренных перпендикулярно корпусу. И кстати лампа была строго по центру светильника, а не сдвинута. А здесь этих пластинок вообще не видать (или одна отломана и вместо неё стоечный патрон), так что наверняка это бывший троллейбусный светиль под три ЛН.
В троллейбусных светилях на просвет видно, что в кронштейнах крепления плафона есть отверстия. Может, они и предназначены для крепления патронов?
Вообще мне тоже всегда казалось, что патроны ставятся на стойки для плафона. Но здесь хорошо видно, что лампа заметно короче. Не пойму, что такое.
Все верно - патроны стоят на стойках крепления плафонов, но под патроны подложены компенсирующие пружинящие прокладки, толщиной около сантиметра - яж гвоорю, лично пытался отковырять такой светильник из кузова ЛиАЗа.
Я всё пытаюсь понять, что не так с этим корпусом на фото: у него от краёв лампы до стоек явно поболее сантиметра будет. Да и правый патрон вроде как штатно установлен (?)
Нет. не штатно Дырки - да, те штатные, но вот я говрю - перед каждым патроном стояла нарщивающая проставка. на счет толщины я не особо уверен - дело давно было, но что было именно так - за счет них компенсировались вибрации лампы при движении - это я говорю с полной уверенностью.
Может, ещё и патроны к тому же были достаточно суровые, вроде таких?
__________________
Только что нашёл инструкцию по эксплуатации ЛиАЗ-677. Там пишется, что лампы питаются через однофазные повышающие трансформаторы с накальными обмотками и балластные резисторы. Один трансформатор питает две лампы, соединённые последовательно.
Дополнительные лампы накаливания (дежурного освещения) были 12В, 6Вт. А может канделл или свечей. Написано просто "12-6".
Кстати, что интересно, тут узкие стойки крепления плафона. А родные действительно использовались для установки ламповых патронов и имеют 4 отверстия - видимо два для винтов крепления патрона и два для ввода проводов. Такие стоят и в троллейбусах ЗИУ, только отверстия эти там не используются. Через плафон хорошо это видно. А вообще забавно, если для ЛиАЗа было разработано люминисцентное освещение даже учитывая сложности питания таких ламп, то почему же в троллейбусах так и ставили накалки. Ведь там запитать люмки было бы проще и не было бы проблемы с их погасанием на остановках и светофорах. Однако все ЗИУ даже сейчас ездят с накалками. А первые троллейбусы с люмом я увидел только в середине 90-х, когда к нам в город поступили два троллейбуса Nordtroll NTR-120MT, изготовленные на базе польского автобуса Jelcz. Там были установлены накладные светильники под (вроде, по памяти) лампы 20Вт , чем то напоминавшие обычные бытовые. С трудом нашел фото салона подобного троллейбуса. Эти троллейбусы запомнились тем, что там было тепло даже зимой (чего не скажешь о ЗИУ в те годы, в которых всегда была холодина), но там стояли жутко неудобные сиденья, почему то полуторные, т.е. влазили взрослый и маленький ребенок, а двое взрослых нормально не влазили. Но садились, конечно, всегда по двое, с трудом туда помещаясь Спинки у этих сидений были очень тонкие, без твердой вставки, просто слой поролона под кожзамом, поэтому чувстовалась спина сидящего сзади пассажира. Вообщем экзотика была на фоне ездящих тогда ЗИУ. И когда их ушатали и продали в Ижевск, у нас снова все троллейбусы стали с лампами накаливания. Это позже появились и башкирские и минские с люмками и светодиодами.
А вообще такие плафоны, переделанные под обычные хознужды и с питанием от электросети я видел в детстве у отца на работе, когда он ещё работал в автобусном парке. Там они были сняты со спианных ЛиАЗ 677, и установлены над дверями разных хозпомещений, на лестницах. Часто из них были сделаны световые табло, например "касса", висевшие над соотвествующими дверями. Вот там, наверняка, была всунута классическая стартерная схема. Но патроны для лампы, вроде, использовались как раз штатные.
Вот не скажите, запитать люмки от постоянного напряжения при тогдашнем уровне развития техники можно было разве что по принципу трамваев Татра: последовательно с резистором и с необходимостью регулярного ручного переключения полярности. Всё это сводило целесообразность затеи практически на нет. В тех же вагонах метро люминесцентное освещение появилось только к самому концу 70-х и было сделано фактически через одно место, с неуклюжим групповым генератором 400Гц, позаимствованным от военной техники.
Но ведь в пассажирских вагонах поездов люминисцентное освещение использовалось. Правда, я не скажу про 60-е, возможно и позже. В троллейбусах тоже можно было поставить умформер, к примеру. А вообще да, похоже в то время это было проблемой в транспорте, в электричках люминисцентное освещение ведь тоже появилось недавно, когда им капремонт начали делать, у нас некоторые электрички попадаются до сих пор с родными плафонами под лампы накаливания.
В пассажирских вагонах люминесцентное освещение работало от генераторов, приводимых от колёс. То есть примерно по принципу ЛиАЗа как раз. Делать подобное на электроподвижном составе было как-то несолидно. Да и опять же КПД...
В троллейбусах ЗИУ-682 можно было использовать штатную схему от ЛиАЗ-677, потому что генератор там тоже есть и он тоже трёхфазный синхронный. Единственное - первички трансформаторов должны быть рассчитаны не на 12В, как у ЛиАЗа, а на 24В. И проблем с морганием не было бы, потому что обороты генератора ЗИУ меняются в более узких пределах.
Подозреваю, что генератор в ЗиУ-682 всё же был предназначен для каких-то своих целей, и для подключения к нему ещё и освещения (а это не менее 150-200 дополнительных ватт) потребовалось бы как минимум увеличить его мощность.
Генератор в ЗИУ предназначен для тех же целей, что и в ЛиАЗе и любом другом автотранспорте.
В том числе для питания освещения (которое потребляет 495 Вт) и насоса гидроусилителя (порядка 2-2,5 кВт). Поэтому мощность генератора - 4 кВт (28В, 150А) в часовом режиме, а это побольше, чем на другом транспорте.
То есть он молотит непрерывно, раз от него освещение запитано?
Ну да. И днём, и ночью пашет.
Мотор-вентилятор, обдувающий реостаты, вращает заодно и генератор. Этот агрегат работает постоянно, зимой выключается только на время обеда. Его вой, кстати, хорошо слышен и внутри, и снаружи.
От генератора питаются все потребители, что и на автомобиле. Помимо этого ещё питается электромотор насоса ГУР, свет салона и схема управления ТЭД.
То же самое относится к трамваям (кроме ГУР). Только на Татрах Т3 лиазовская схема не проканала бы, потому что там генератор постоянного тока.
На современых и капиталенных троллейбусах/трамваях для этой цели ставится статический преобразователь 600В⇒28В, а реостаты охлаждаются низковольтным вентилятором или выносятся на крышу.
А так это от него вой слышен ? Когда троллейбус проходит нейтральные вставки - слышно что вой на секунду прекращается, потом снова нарастает. С вынесенными на крышу реостатами у нас есть некоторые ЗИУ в городе, правда освещение там нетронутое, так и оставлены такие плафоны с тремя лампами накаливания внутри. Возможно бывают где то и переделанные на люм ЗИУ. Но при выносе реостатов на крышу с отоплением салона придется что то придумывать, я слышал, что отопление у ЗИУ реализовано как раз снятием тепла с реостатов и это тепло и поступает в салон. А у более современных башкирских БТЗ печки стоят электрические в нескольких местах салона. А реостаты у них на крыше тоже установлены.
Да, от этого сурового мотора на 600В. Слева - вентилятор, справа виднеется муфта привода генератора. Я ещё в детстве заметил, что вой этот очень похож на вой пылесоса советских лет.
Генератор кстати хорош тем, что жёстко держит напряжение на одном уровне, оно почти не зависит от нагрузки и совсем не зависит от колебаний напряжения в КС. Даже при проходе изоляторов за счёт инерции вращения напряжение не меняется.
А сейчас ставят вот это (ящик слева). Он бесшумен, надёжен, не требует обслуживания, экономичен, но напряжение заметно гуляет в зависимости от нагрузки (влияет на яркость фар и света салона). А при прохождении изоляторов свет в салоне пригасает - вся нагрузка садится на аккумулятор.
Да, система была хорошо продумана: вентилятор засасывает воздух из салона, прогоняет через реостаты и выбрасывает обратно в салон (зимой) или на улицу (летом). И вентиляция в любое время года, и тепло от реостатов на пользу. И воздух для нагрева берётся из салона (не ледяной). В межсезонье даже не нужно печи включать.
А сейчас всё через зад. В лучшем случае низковольтный вентилятор забирает воздух снизу из-под кузова и гонит через реостаты в салон (а летом на улицу). То есть, зимой вентиляция таки есть. А летом нет. И реостаты совместно с печью салона греют холодный уличный воздух перед подачей его в салон. То есть, эффективность нагрева падает. А летом принудительной вентиляции нет.
В худшем случае реостаты на крыше - греют атмосферу, увеличивают аэродинамическое сопротивление и портят вид. К тому же, в дождь вся вода задувается в них встречным потоком. И в межсезонье нужно жечь электричество для отопления (стоят печи - и под полом, и в салоне, в низкопольниках - только в салоне). К тому же из-за реостатов на крыше отсутствует передний люк салона, из-за чего в жару впереди нечем дышать.
Свет и фары у некоторых ЗИУ пригасают при прохождении вставок, да. Надо будет обратить внимание, наверное как раз с реостатами на крыше и будут. Ну и башкирские БТЗ все такие, если там освещение диодами сделано - они мецрать с неприятной частотой начинают при этом, а не только пригасают. Но в троллейбусах с печками наоборот тепло, а в старых, по крайней мере чего я помню из детства, зимой никто ездить не любил, так как там было очень холодно. Народ их холодильниками за глаза называл. Так же и в автобусах - в Икарусах было намного холоднее чем в ЛиАЗах, а в ЛАЗах наоборот тепло.
Низкопольные у нас пока только БКМ 321 есть. Но эти самые комфортные с точки зрения пассажира. Несмотря на низкопольность - салон продуманный довольно. В них и тепло всегда и летом не жарко. И диодов в них нет, освещение люминисцентное, хоть уже и считается оно устаревшим в транспорте. А вообще они какие то другие, в них не слышно клацания релюшек, зато есть какой то свист, меняющий частоту при разгоне и торможении.
Это значит драйвера никудышние, а то и просто резисторы. У нас ходят новые Тролзы "Оптима", там видимо драйвера стоят нормальные - свет не пригасает на изоляторах.
Да, в старых машинах 682В в мороз реостатов не хватает, а дополнительная печь слабая или наполовину перегоревшая (часть ТЭНов сгорела). Но в некоторых ЗИУ-682Г установлены три печи - возле реостатов, в середине за средней дверью и на задней площадке, то в этих машинах тепло. Также тепло и в "вэшках", если поставлены дополнительные печи прямо в салоне под сиденьями.
Наши упомянутые "Оптимы" последних моделей продуманы хуже всего. Проход салона узкий, сиденья неудобные, в проходе ещё и ступеньки есть и наклонный пол. Более старые модели "Оптим" лучше во всех отношениях. Свет в них ещё люминесцентный.
Они тоже издают меняющийся свист при разгоне и остановке. У этих машин стоит электронная система управления. ТЭД асинхронный и управляется частотником. Свист издаёт сам ТЭД от ШИМ-синусоиды частотника. Надо сказать, что асинхронник на транспорте - маразм. Куда лучше коллекторник с ТИСУ (тиристорно-импульсная система управления). Такие ставили на ЗИУ-683 ("гармошка") и трамваи Татра Т6В5. Минус этой системы - неприятное жужжание при разгоне и троможении, также меняющее частоту.
Помню я это жужжание в "гармошках", не сказал бы что прям неприятное – наоборот, даже скрипку напоминало чем-то
У ЛиАЗ 677 была хитрая схема питания этих светильников, находилась над головой водителя под потолочной общивкой. На автобусном сайте мне попадался подробно описанный процесс восстановления штатного освещения одним из коллекционеров автобусов, в его эеземпляре (как и в 99% остальных, ездивших по просторам СССР) родная схема сразу была отключена зачем то, даже подходящие к ней провода обрезаны. Про то что в автобусах должен быть люм я узнал уже на сайте посвященном автобусам, вживую это не работало никогда ни на одном экземпляре, мною виденном в нашем городе. Работали только тусклые, едва просвечивающие через плафон, маленькие накалочки. Хотя на фото с утилизации наших автобусов, видно что под разбитым рассеивателем у автобусов даже лампа сохранилась люминисцентная. Видимо при приходе в парк у автобусов сразу отключали этот люм навсегда, так как он был очнеь ненадежным, как говорят. Родную коробку-автомат, кстати, тоже не видел никогда рабочей, вместо неё стоял или самопальный тумблерок у окна или большой "педальный" выключатель, водитель переключал его вручную.
Нашел, тут http://fot.com.ru/in... это описывалось. Вот только раньше незарегистрированным можно было там схемы и фото смотерть, а сейчас уже не дает.
Фотография оттуда: ЛиАЗ 677 с работающим люминисцентным освещением
Да, только работало оно строго при включённом двигателе, причём на холостых оборотах нещадно подмаргивало
В Москве такое встречалось тоже довольно редко, по крайней мере во второй половине 80-х. Но хорошо помню в 1989 году один автобус 2 парка, который упорно ходил с включёнными 2 лампами ЛБ20 (в центре салона). Помню, очень нравилось на нём после школы проехаться. Что забавно, эти две лампы в целом освещали салон лучше, чем все альтернативные накалки, вместе взятые (у него они были отключены).
Что забавно, в более новой версии ЛиАЗа - 5265 снова вернулись к лампам накаливания. С которыми он и выпускается до сих пор, кроме собранных для Москвы салонов на заводе ТМЗ, где ставят не только нетипичные светильники, но и свои собственные сиденья и облезающие, более тонкие, чем сатандартные, поручни и т.д. Отказались от люминисцентного, видимо из-за его сложности в момент разработки, ведь модель 5256 тоже древняя разработка, просто в серию пошла с опозданием лет так на 20. Но, что странно, что и сейчас Лиазы идут с лампами накаливания, вот родной салон, причем ЛиАЗ 5293, из последней поступившей к нам в Киров партии http://fotobus.msk.r... . Хоть это и модный низкопол, про необходимость которых в городах так много говорят политики, освещение все ещё лампами накаливания. Правда водители все равно весь этот свет почти сразу отключают навсегда и приколхоживают несколько китайских светодиодных лент на всю длину салона, а самые аккуратные и внутрь светильников эти ленты приколхаживают. От модели автобуса не зависит, скоро все такие будут, видно.
В московских ЛиАЗах-5256 очень приличное люминесцентное освещение, даже наверно более приличное, чем у прототипа Икарус-415, так как число плафонов явно больше. Низкопольные ЛиАЗы вообще ни разу не видел с лампами накаливания, в старых версиях были КЛЛ в полуцилиндрических прозрачных плафонах, в более новых – тоже КЛЛ или светодиоды за сплошными матовыми плафонами по краям потолка. В самой последней версии диоды светят вообще очень прилично, даже пожалуй лучше, чем ЛЛ.
Ну с таким салоном нам не светит А в базовой комплектации ЛиАЗы сейчас идут с лампами накаливания, светильник утоплен в кожух, только стекло рассеивателя снаружи, внутри две ламы накаливания, правда почти сразу вторую убирают, потом половина светильников не работает, потом там появляются сапопально впиханные светодиоды и весь автобус в синеватом мраке оказывается. А вообще это только у ЛиАЗов так, ну и ПАЗиков накалки стоят, меняемые везде на самодельное диодное освещение, у НефАЗов стоит люминисцентное, светильники такие же как на ваших 5256, у которых сиденья ещё мягкими были. Ну и у МАЗов такие же, люминисцентные. Правда в них тоже светодиодные ленты много где всунуты зачем то.
Сейчас уже не помню схему, но возможно, это было связано с тем, что схема питалась переменным напряжением, которое бралось прямо с генератора, до выпрямителя.
На том сайте по ссылке знакомый нам всем товарищ из Сочи засветился.
Он там пишет, что помогал восстанавливать освещение в автобусе, но на "фоткидепо" фотографии зажал.
Думаю, что связано с ненадёжностью и/или слишком высокой нагрузкой на генератор. Пробой на массу не страшен, никого не тряхнёт, просто замыкание будет. В трамваях вон несколько десятилетий освещение салона питается прямо от контактной сети 600 В.
Попалось на Авито такое фото:
Так и не понял что это такое. Явно видно,что основание отштамповано длинее, чем обычно у таких светильников и на нем закреплен дроссель. А внутри стартерный патрон. Но ведь в транспорте не ставилсь светильники с такой схемой зажигания. Но на самопал не похоже, видимо заводское исполнение.
Кроме того на этом фото хорошо видно какие ламповые патроны должны быть в подобном светильнике. Именно такие и просвечивали черех плафон в ЛиАЗах.
Похоже, это некое исполнение для автомобилей с бортовой сетью на 115В, 400Гц или типа того.
Попался крупный план родных ламповых патронов. Как-то никогда не задумывался, какие они там гигантские, всегда был уверен, что это обычные Т13Л:
Там ещё крайне оригинально производилась фиксация и высвобождение ламп – выводы защёлкивались внутри контактов, а высвобождались нажатием кнопочки
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)