И что только люди не коллекционируют! В школе был один персонаж, который коллекционировал кирпичи. Тогда, помню, это очень удивляло. Сейчас бы удивился меньше- и не такое видал. Но- отвлёкся.
Случайно на Авито попалось объявление: https://www.avito.ru/nizhniy_novgorod/kollektsionirovanie/kollektsiya_priborov_energoucheta_2198323324
Вот фото оттуда:
Довольно внушительная подборка. Не знаю, в этот ли раздел следовало поместить...
С кирпичами как раз понятно, люди вон целые бизнесы на этом делают. Правда там желательно дореволюционное происхождение, ну или как минимум возраст под сотню лет)
А вот кому пришло бы в голову коллекционировать данные девайсы, даже ума не приложу
Ну а что, изоляторы вот отдельные личности (например, я) собирают. Думаю, счётчки при ближайшем рассмотрении - весьма интересная тема с долгой историей. Меня лично в коллекционировании привлекает не само по себе обладание тем или иным предметом, а сопутствующая история, особенности конструкций, сам процесс поиска и обсуждение тех или иных исторических или технических аспектов.
Ну кстати да, наверно любые вещи в теории подлежат коллекционированию) У нас даже тема была такая. Не зря мою коллекцию ламп один деятель однажды сравнил с коллекцией дверных ручек) Говорит, представь – заходишь ты к кому-то в гости, а там на всех дверях по 100 ручек, вдобавок похожих друг на друга. Вот так же и твоя коллекция выглядит) Допускаю, что со стороны именно так оно и смотрится.
Вообще я постепенно пришёл к выводу, что коллекционирование – не моя стихия. Вещи в итоге начинают приобретать над тобой власть и захватывать жизненное пространство, а в этом нет ничего хорошего. Так что от своих закромов буду так или иначе избавляться, оставлю только совсем чуть-чуть самого любимого)
Да и вообще, при ближайшем рассмотрении, коллекционирование чего-либо есть иррациональное занятие. Но если собирание, скажем, монет, марок или фантиков от конфет довольно безобидное занятие с точки зрения использования площадей то про собирательство светильников и ламп этого не скажешь. Кстати, на местной барахолке я натыкался на коллекцию электродвигателей.
Кроме того, у меня за многими коллекционными лампами тянется личная история, т.е. именно коллекция (не путать с эксплуатационным фондом) совсем небольшая, не больше 20 шт., но зато я каждую помню, откуда взялась, где работала… Это как ниточка в беззаботное прошлое, личная связь времен так сказать.
ЛЛ для непосвящённых – точно такая же "одинаковая" утилитарная вещь, как для нас дверные ручки или шурупы например. Так что допускаю, что и коллекция шурупов М4 вполне имеет право на существование)
Для меня продолжают иметь ценность советские лампы, приобретённые в СССР или сразу после – там действительно, за каждой своя история (вплоть до детективной), к тому же я хорошо помню, как приносил эти лампы домой, где на них с удивлением смотрели близкие, многих из которых уже нет... Так что это действительно скорее как триггеры воспоминаний, а не просто вещи.
Початую коробку 865-х, кстати, сегодня таки удалось вырвать из рук хищных электриков) На поверку там половина оказалась 840, но думаю, что им тоже найдётся применение)
Очень верно сказано! Вот у меня есть гирлянды, правда подавляющего большинства из тех, что есть, у меня в детстве не было, но они меня как-то приближают к тому времени, когда я смотрел на сверкающие гирлянды с трепетным восхищением, как на какое-то волшебство и магию! Когда я сейчас их зажигаю (именно зажигаю, не включаю!), у меня открывается какой-то ментальный портал в тот заснеженный новый год, праздник, беззаботное детство, когда большинство родственников были еще живы и молоды, какие-то такие далекие воспоминания всплывают, вплоть до запахов и оттенков цвета... в общем, не более, чем ностальжи, да и просто красиво же!
Есть 6 светильников-"шляп", но это потому, что у меня в детстве была своя (на половину с дедом конечно) электрическая опора со светильником типа УЭ-200, только не эмалированным, незаконно установленная за забором нашего частного дома, с рубильником, а я включал свет сам и тогда, когда хотел. А СПО-200 на наших улицах включались только вечером. Три СПО, кстати, сейчас весят на цепях, как декоративная подсветка в квартире в плюс к основным потолочным светильникам. А тот светильник типа УЭ так и остался висеть, ржаветь и умирать в давно проданном доме...
Есть "банки" НСП, тоже воспоминания из детства, их было много в подвалах, погребах, сараях нашего дома, помню еще, как меня хорошенько током ударило в сыром погребе, когда я поправлял мокрую вилку в розетке, чтобы она не "жужжала" и хорошо, что рука коснулась розетки и металлического стеллажа, а ток не пошел через босого меня в сырой цементный пол, до сих пор помню эту совершенно не подчиняющуюся мне руку, которую отддернул всем телом. В погребе было 220, конечно.
Пузатая лампа на 300Вт, которая так ярко светила и моментально грелась, а поставить ее некуда было. Пробки на 6,3 А, которые отключали свет, при включении утюга.
Есть два СППР-125, но это уже чисто московская история)))
В общем, да, триггеры воспоминаний.
Это ж не коллекция ювелирных украшений, изобразительного искусства, ретро-автомобилей или даже нэцке из "Каникул Кроша". Тут совсем другое. Личное.
Вы уж тогда скажите где и когда будете избавляться))
Точно такие же ощущения. Гирлянды – это вообще культовая вещь, действительно портал в детство. И когда в недавние годы ко мне попадала очередная такая крупинка истории в коробке, пахнущей стариной – сразу возникали ассоциации с домашней кладовочкой, откуда папа каждый год доставал такие же вот ветхие коробочки с ёлочными игрушками и мишурой) И вспоминается беззаботный Новый год школьных лет, который я всегда проводил в своей уютной комнатке, освещённой исключительно разноцветными лампочками гирлянд.
Что-то похожее, но более слабо выраженное, есть и с лампами. Например, ДРЛ125 устойчиво ассоциируются у меня с двором из детства, а ещё с недостижимой (долгое время) мечтой более позднего периода) Люмки Т12 – со школой, импортные Т8 – с лихими 90-ми, когда казалось, что "всё совковое старьё можно смело выбросить, потому что наступает светлое иностранное будущее")) Ну и т.д.
Так я уже потихоньку пытаюсь избавляться через Обменный фонд и Барахолку, но как-то пока всё весьма вяло движется)
Ну статуэтки хотя бы могут оказаться в статусе "антиквариат", который даёт 1)
дипломатическуюнеприкосновенность от любителей выкинуть ненужный хлам/жён/мужей/детей и 2) высокую ликвидность, а именно перманентно растущий ценник с многими нулями. Это же относится и к посуде, и к мебели, и даже к определённым светильникам, типа такого например. Но вот антикварные лампочки... как-то не встречались пока) Вряд ли они кому-то особо интересны, кроме нас и ещё одной весьма своеобразной группы маниаков, тащащихся от самого факта древности своих побрякушек и даже не утруждающихся вникнуть, для чего они и как работают (и выплёскивающих потом своиламерские измышлизмыпотоки сознания в соцсетях, вдобавок с множеством грамматических ошибок)
ППВ жеж.
Алюминий – соответственно АППВ.
Смотрю ленту новостей про Донбасс, попадается фото пострадавшей от обстрела школы
А где тут 6 штук получаеться?
Над каждым радом парт две штуки, а рядов три. Я так предполагаю
Ну если там лампы были по 300 ватт, то вроде и достаточно. Плюс огромные окна.
Зимой световой день довольно скромный, 150 Вт мне кажется это макс что можно туда вкрутить на долговременную работу. Впрочем в юном возрасте мне и лунного света хватало, что б читать спидинфо ))
Да, 300 конечно- перебор. Но 150, думаю, вполне могли быть. Это я перепутал с светильником ПКР-300. У нас, кстати, такие в детском саду висели
В моей школе 1972 года постройки везде стояли СК-300 с лампами в самом лучшем случае на 200Вт, а обычно 150. При семи светильниках на класс освещенность была более или менее, даже во вторую смену (при полной темноте на улице).
В школе 1959 года постройки (типовой проект 1952 года, арх. Чалдымов, Степанов), где я начинал свою учёбу, тоже не было ни одной люминесцентной лампы. Все лампы были исключительно накаливания. В классах как раз подобные Люцеты с лампами 150 Вт. Как там сейчас - я не знаю, школа прошла капитальный ремонт, да и вообще сейчас считается довольно престижной. Но в те годы там было так. Хотя проводка была скрытой, насколько помню. Вообще школа несколько отличается от оригинального типового проекта. Снаружи выглядит точно так же, а внутри первый этаж правого крыла занят пищеблоком и столовой (в оригинале там два класса и туалет в чертежах), зато в левом крыле первого этажа есть эти два класса, хотя в проекте там все крыло занимала "квартира директора" с отдельным входом с улицы и изолированная от здания. Квартира директора прямо в школе - типовое решение почти у всех сталинских школ. И сначала их действительно строили, видимо. По крайней мере это входное крылечко со двора я вижу у многих старых зданий. Но у меня никакой квартиры не было, а входное крыльцо в неё просто оказалось ещё одним выходом во двор. Вот не помню что было в ещё одном изолированном помещении с отдельным входом, в плане помеченным как "комната проживания сторожа", эта комнатка тоже была с плитой в чертежах, но уже без отдельной кухни и туалета. Только с раковиной. Но у нас её тоже не было вроде, пределано в что то другое сразу было. Ну и соответсвенно раз появилась полноценная столовая, то буфета, указанного в плане, у нас тоже не было. Там вместо него что то другое было. Но в целом здание с проектом совпадает. Вероятно проект был просто подправлен потом к современным нормам, и у нас уже по исправленному строили. Но освещение осталось с оригинала, видимо. Так же как и отсутствие горячей воды, была только холодная. Хотя душа при спортазеле там не было, так что горячая вода и не особо нужна была. Разве что посуду мыть в пищеблоке, не знаю уж как там выкручивались.
На одном историческом ресурсе тут смотрел фотографии (сделанные в 1965 году) школы 1936 года постройки, так там в оригинале была витая проводка на роликах. И те же Люцеты. А классы по современным меркам мне показались довольно таки тесными. И коридоры узкие и тёмные. В современных зданиях все не так стало. Сталинские строения типа школ и детских садов мне нравятся как здания, но честно говоря когда у пошёл в современную школу, то она мне понравилась намного больше - широченные светлые коридоры, светлые классы, те же люминесцентные лампы вместо накала, младшие классы отделены от старших и т.д.
А вот с детским садиком наоборот. Сначала я пошёл в новейший, построенный одновременно с моим рождением и на тот момент довольно современный, правда без бассейна. Но я туда ходить отказался, не нравился он мне и все тут. А вот в старом очень понравилось, правда я тогда не знал что он аж довоенный и один из самых старых в городе, до сих пор сохранивший свое назначение. Были и старее, конечно, но они или используются не как детские сады уже давно или были приспособлены из дореволюционных зданий, а не специально построены.
"Квартира директора" вполне себе была в типовой крупноблочной школе проекта МЮ (одна из самых массовых в Москве), строившейся вплоть до конца 60-х. Вот здесь на плане:
она справа, в неё ведёт отдельное крыльцо с торца здания. В нашей школе план первого этажа был почти точно таким же, за исключением некоторых перенесённых на другие стены дверных проёмов и пары скорректированных перегородок. Естественно, директор там не жил даже в 60-е годы, в "гостиной" был оборудован дополнительный класс, а по соседству с туалетом был организован зубоврачебный кабинет – страх и ужас всей школы)
Кстати, похоже на этом же плане вижу и помещение для сторожа (слева вверху, тоже с отдельным входом с улицы). У нас в этом месте была сделана комната преподавателя мастерской по труду (большое помещение правее). Трудовик частенько выходил покурить на это доставшееся ему "бонусом" крылечко, и мы иногда немного прикалывались над ним из окон верхних этажей)
У нас в классе было так же. При чем только в нашем классе ! все другие классы давно прошли реконструкцию с установкой ЛЛ. еще в 90х (школа 1938 года постройки ), а у нас - ло самого моего окончания школы висели 3 ряда по 3 люцетты в каждом. И никакие там не 150 ватт были, в лучшем случае на 100, а то и вообще 75 и 65 ватт. Освещенность была так себе. Да, у нас еще и электропроводка была к ним - витым проводом и на роликах. А в реконструированных классах стояли ЛПО и кабель каналы уже
И ППВ мне медный тоже попадался, когда сносили библиотеку (1953 года постройки ) то там на удивление оказался тот самый провод что на фото ..
Так что в до-хрущевских зданиях еще всякое бывает.Это потом уже пошла индустриализация и типизация ..
Вот только окна у нас как раз были не такие как на фото, а 2 створчатые "сталинские ", как раз узкие, но высокие. И стены толщины такой, что если открыть окно - то можно целиком лечь животом на подоконник и наружу не высунешься.
Горячей воды действительно не было, в принципе, только холодная. А как выкручивались .. - на 2 батареях у лестницы были сделаны краники, с них уборщицы наливали горячую воду в зимнее время, что вообще то вредно - и для людей и для батарей.
Классы и коридоры в старых школах действительно меньше современных, в среднем стандартный класс рассчитан на 3 ряда парт по 3 в каждом. Парты раньше тоже были настоящие, полностью деревянные столы и скамьи, даже довелось их застать класса до 5го. А потом их массово сожгли прямо в школьном дворе ., и привезли уже более современные столы с металлическими ножками и стульями как на фото.
Детские садики использовать по прямому назначению не довелось, так что как не странно, впервые в детский сад изнутри я попал уже будучи студентом - т.к институт располагался как раз в здании бывшего детсада, тоже довоенной постройки.При чем если большие помещения под аудитории немного доработали (установили ЛПО ). То в коридорах все осталосьстарое, И там были следующие особенности. - 1 в коридорах, лестницах и санузлах только лампы накала в Шарах молочных и Фм. Решетки на всех окнах включая 2 этажа. На всех лестницах дополнительный 2 низкий поручень вдвое ниже основного. Так же низко расположенные унитазы и умывальники ., а вот наоборот высоко выключатели и розетки.
В "люцетту" 300 и 200 непрокатит. Стекло треснет, она по феншую, кажется, на 60 ватт. Это в больших шарах 200ки жили, а 300 - это уже был дефицитик.
Что то план не отображается. МЮ - чисто московский проект, похоже. Ещё и пятиэтажный (у нас же в городе не было никогда школ выше четырех этажей), при этом общее число учеников не такое и большое заявлено. Посмотрел фото в сети - просторная она, со сталинскими не сравнить. Это как раз более современная, квартира директора и комната сторожа видимо по наследству от более старых проектов досталась. Вообще квартира директора была актуальна в 30-40-е годы, думаю. Когда реально остро стояла проблема с жильём. У нас город резко оказался перенасен именно после войны, когда тут обосновались эвакуированные заводы и встал вопрос с жильем для их рабочих. Город на 90% состоял из дореволюционных купеческих усадеб, которые итак были перенаселены. В военные годы рабочие жили в бараках и землянках, но потом такой вид жилья уже оказался не приемлимым даже для рабочих. Вот тогда массово начали строить рабочие поселки с временными деревянными или шлакоблочными домами, часть из которых впоследствии снесли. Такие дома тоже грубо назывли "бараками" в народе, но это были совсем не бараки. Именно бараки тоже сохранялись кое где, да даже сейчас их ещё можно найти, не знаю уж насколько заселеными, так как выглядят они как заброшенные, хотя какие то люди внутри есть. Вот в те годы директор реально мог жить в школе, там же полноценная квартира заложена была в проекте, иногда даже двухкомнатная, когда по городу в основном коммунальные были в лучшем случае. У всех школ "сталинских" проектов, как дововенных, так и послевоенных, вплоть до конца 1950-х, эти помещения были заложены в проект, но вот применялись ли они на практике - не знаю. Отдельные крылечки - входы в эти помещения, я часто вижу у этих зданий, прада всегда заброшенные и разрушенные. Видимо в эти помещения сделан вход изнутри и используются они для других целей. А крылечки так и остались. Не удивлюсь, что именно как квартиры эти помещения никогда и не использовались и сразу были на этапе привязки проекта изменены.
Зубоврачебные кабинеты в современных школах сразу были. В школе 1990 года постройки, куда я потом пошёл, он сразу был в проекте. Причем именно там я впервые увидел пневматическую бормашину, а не тот ужас с тороссиками, что стоял по поликлинникам. Тем не менее обезболивания там не применяли и даже с таким оборудованием (возможно даже отечественным ещё) было весьма неприятно лечить зубы. Правда отлынить от лечения не получалось. Врач неожиданно приходил на урок и уводил кого-нибудь с собой, по каким то своим спискам. Ученика не предупреждали об этом заранее и он не знал что ему сегодня "очень повезло". Видимо чтобы не сбежал с урока от ужаса
А какой типовой проект? У нас в 1936-1937 году было построено четыре крупных школы на 880 учащихся (на тот момент считались самыми крупными) - одна по проекту 67 (арх. Цыганков), одна по проекту 68 (арх. Полгар) и две по проекту 69 (арх. Смоленская). Причем население города тогда было не таким плотным, город почти весь состоял из деревянных домов и школ хватало более маленьких. Поэтому на пленуме в Москве главный архитектор города ещё удивлялся зачем сразу четыре крупных школы, да две из них почти рядом. Но потом стало понятно зачем. Все эти школы сразу строились под эвакогоспитали и ими и стали впоследствии. А одна из школ проекта 69 так и осталась навсегда военным госпиталем, и до сих пор принадлежит военным. Как школа она успела проработать три года всего. А вот вторая - точный её клон, до сих пор используется как школа. Правда сильно расширенная и неоднократно перестроенная, где само историческое здание оказалось как бы неосновной её частью.
Я про эти фотографии говорил. Это фотографии инетерьеров школы №14, построенной в 1936 году ( Типовой проект 69, арх. Р.М. Смоленская). Как видно - проводка на роликах, выключатели довольно высоко, открытые. Освещение - Люцеты. Над доской "сталинские шишки".
А вот это уже мои фотографии этой школы, сделанные пять лет назад. Дело в том, что двор этой школы до сих пор украшают знаковые светильники, к сожалению заброшенные и не рабочие. Не удивлюсь, что во двор школы они попали уже после их демонтажа с каких либо знаковых мест, где данные светильники были массово установлены в 1967-1970-х годах. Хотя может и во двор школы они в те же годы попали при её капитальном ремонте и расширении (а расширяли и перестраивали её в несколько этапов).
Крыльцо сейчас уже не парадное, как я понял, но используется. Дорожка к нему расчищена.
Ну вообще горячая вода не сильно и нужна в школе на самом деле. Разве что посуду мыть. Полы и то и холодной можно вымыть, тряпку тоже. Сейчас за слив теплоносителя из системы так вообще нехилый втык можно получить, все же учитывается жестко. Да и вода эта с какими то примесями и не расчитана на иное применение. У нас в доме как то была авария на тепловом узле и из душа потекла эта техническая вода. Так я бы сказал что она неприятная на коже, я как понял что просиходит - тут же прекратил принимать душ. А то сначала обрадовался, что наконец то реально горячая пошла, а не чуть теплая, как часто бывает (дом старый, без циркуляции воды). Но через пару часов пропала и холодная и горячая и дом три дня с ведрами к бочке бегал после этого случая, пока ремонтировали систему.
Вот холодную воду в школах не экономили раньше. В туалетах массово стояла система автоматического слива унитазов. Над потолком в туалете висел огромный бак, который набравшись с каким то интервалом резко сливался во все унитазы сразу. Видимо просто по мере наполнения, т.е. независимо от их реального использования. В том числе и в ночное время. Как нам объяснили - дети часто забывали слить воду, а тут она сливалать независмо от них и принудительно. Такую систему я видел практически во всех старых школах, причём сначала она всегда работала. Во второй половине 1990-х, видимо воду стали экономить и систему отключили, просто уборщица с ведром проходила и сливала там где это было нужно. Хотя сейчас такое не встретить уже, везде сделан современный ремонт и все переделано. И так просто воду никто лить не станет.
А старые деревянные парты с наклонной доской, скамейкой и отверстием под чернильницу я тоже застал. Их выпускал наш местный завод "Физприбор", в том числе и в другие города. Но, я думаю, не только он. Современные парты как раз в новой школе уже увидел, хотя учителя и говорили что старые типа были лучше - мне новая мебель больше понравилась. И стулья уже отдельные были, можно было качаться на них, на скамейке, жестко приделанной к парте, не покачаешься Минус новых стульев был - быстро разваливались как раз после того как на них качались, по ним бегали и т.д. Старые то парты неубиваемые были, а в случае чего своими же силами и ремонтировались.
Похоже Люцетты были и большие, на 200 Вт. Из справочника Мешкова 1950-х годов:
Правда в школах стояла версия на 100 Вт, наверное. Так что да, вряд ли туда пихали лампы на 150 Вт и выше.
Такой проект. Как точно называется мне неизвестно. НО у нас как уже сказано выше были узкие 2створчатые окна везде, широких не было ! А расположение окон точно такое же как на фото, слева направо - 3 окна - класс, потом 1 окно -кабинет директора, потом вход, потом 1 окно - кабинет заместителя директора, потом 3 окна - класс.
на 2 этаже - 3 окна класс, 3 окна над вестибюлем - еще класс, и еще 3 окна - класс.
В боковых крыльях еще по 1 классу (окна на боковые стороны ) на каждом этаже, и лестницы. А так же санитарные узлы. Унитазов с непрерывным смывом в наше время уже не было, более того и высокорасположенных бачков тоже не было, былит обычные фарфоровые компакты (советского типа конечно, "с полочкой " ). Наверное сантехнику меняли в 80х или 90х. НО - были еще и писсуары, и вот в них вода действительно текла непрерывно весь день .На ночь только перекрывали, т.к если прийти рано утром - то не текла. Можно было самому открыть, вентиль на трубу подачи воды к писсуарам был на виду. Освещение в санузлах было ПВЛМ 2х40, размещенные почему то не на потолке, а над окнами. На 2 этаже не было потребности в искусственном освещении почти, т.к было естественное. А вот на 1 окна в санузлах были заложены крпичом на 2\3, а в оставшуюся 1\3 вставлены железные листы с небольшими отверстиями для вентиляции. Т.ч естественного освещения не было, и свет как в бункере был включен постоянно.
Люцетты в школах и клубах неоднократно доводилось снимать и держать вблизи, на 200 ватт не видел не разу, все были на 100 ватт и весьма хлипкие, встречались и трещины в стекле в месте крепления ..
СК-300 же вроде сделаны из металла, и не боятся нагрева. Но в школе их не было. Вот единственное где я их видел - в городской библиотеке, при чем как то странно - в читальном зале было 3 зоны как известно - задняя дальняя - где стелажи с книгами, средняя самая большая - собственно читальная. И передняя у входа по обе стороны - где сидит администрация. Так вот. над читальной зоной освещение было исключительно люминесцентное - 2 ламповые ОДР. А вот в административной - как раз висели СК-300. Наверное что б защиттить сотрудников от ультрафиолета.
Это или 222 или 259 проект, скорее всего. Или что то из этих. У нас подобных тоже много в городе, некоторые до сих пор как школы используются. Но это не 30-е годы, а уже 1950-е. Т.е. послевоенные. Хотя да, сталинские и с "квартирой директора", мозаичной плиточкой на полу в холлах и т.д. Именно в таком проекте я и не был ниразу внутри, видел только чужие фото.
Вот где была система автоматического слива - там унитазы были типа "чаша Генуя" - специальные антивандальные унитазы (обычно из чугуна эмалированного) с постаментами для ног, вмонтированные в пол. Такие ставились совершенно во всех школах, начиная с 1950-х годов. Да и в школах 1930-х они же стояли, скорее всего, так как помню в той книге со стенограмой пленума 1930-х годов, по массовому строительству школ, архитекторы поднимали этот вопрос. Типа зачем в требованиях указаны "унитазы английского типа" (видимо то что в домах стояло тогда так называли), ведь типа они не антивандальные и сложно следить за их чистотой. Как раз ещё тогда и предлагалось заменить их на "чаши Генуя" во всех новых проектах школ, как раз антивандальные и за их чистотой легко было следить. Тогда же, видимо, и система автоматического слива была придумана. Она не только в школах была, попадалась и в парках и на вокзалах и в дургих общественных местах с большим потоком посетителей. Воду то тогда не жалели.
А унитазы классического домашнего вида я как раз увидел в новой школе 1990-го года постройки. Правда кабинок и там не было ещё, просто куча унитазов в ряд. С чугунными высокими бачками, индивидуальными, с веровочкой слива от кажого. Никаких сидений на них не было, конечно. Там же я впервые увидел писуары, и не лоток из кирпича вдоль всей стены, как был в некоторых старых школах, причём чаще всего давно нерабочий и заброшенный, а настоящие, с индивидуальным сливом даже. Типа тех, что сейчас везде ставят.
Сорри за оффтоп, совсем не по теме уже пишу.
Если вернуться к сообщению темы то вот что попалось https://www.youtube....
"Если счетчик попадется совсем старый, то там в подпятниках оси диска можно найти рубиновые камни. Они, как в хороших часах, использовались в качестве опорных подшипников. ". Интересно, это правда ?
Сегодня попался такой экземпляр в залежах развандаленной электроники. Размер впечатлил - батарейка формара ААА для сравнения. Маркировка z568m. Очень жаль что в единственном экземпляре, при наличии 4 шт штук можно было бы ахрененные часики замутить. Посмотрел цены в интернетах и опять глаза округлились))
Эх, красавец! И наверно редкий зверь.
Оказалось, что эта школа не проекта 69, а проекта 75. В сети везде была ошибка, причем никто не знает откуда она изначально пошла и кто этот проект изначально неправильно подписал. Сначала в журнале "Архитектура СССР" №8 за 1938 год мне попалась статья про типовые проекты школ, утвержденные к строительству, и там этот проект был подписан как "проект 75", потом на специализированном форуме, где я на это обратил внимание, один из редакторов заметил, что школа в плане идентична другому проекту - проекту 71 архитектора Рощина, только та маленькая на 400 человек двухэтажная, а эта на 880 и четерехэтажная. Но при этом точно такая же, кроме размеров. Мы пришли к выводу, что в сети везде ошибка и это не проект 69, а проект 75. А проект 69 на самом деле является другой школой, проект которой там числился в неизвестных проектах тех лет. Просто она так же очень похожа на другой проект этого же архитектора Р.М Смоленской - проект 77. Ну и несколько дней назад местный архив выкладывает чертежи на это здание, и на них прямо указан номер проекта и архитектор. Все оказалось верно, это проект 75 архитектора П. Рощина. Прощу прощения за оффтоп, просто информацию и отсюда берут, иногда даже в научные работы официальные с сети тащат, как я заметил, не проверяя даже её правдоподобность, поэтому я сразу поправляю свою ошибку в написанном ранее.
Если здание 1938 года и двухэтажное, то оно не может быть тем, что на фото. Там изображен послевоенный проект начала 1950-х годов. До войны же были другие проекты. Возможно у Вас был этот проект. Скорее всего это проект №63 (ранний вариант, но пока без доказательств), который так же по бокам имел срезы. У нас же в городе сохранилось позднее здание проекта №63, в котором наоборот по бокам выступающие ризалиты. Т.е. два боковых класса не смещены назад, а выдвинуты вперед. Как я понял - это все вариации проекта 63 архитекторов Полгара, Смышляева. Просто в те годы ещё не было опыта школьного стороительства, поэтому после постройки какого то количества зданий и начала их эксплуатации - в них находились ошибки и архитектор менял проект, исправляя выявленные недочеты.
UPD: Почитал Ваше описание, у Вас школа была на 280 учеников, а не на 400? Т.е. 7 классов + лаборатория и буфет? Тогда это не 63 проект точно. Скорее всего проект 61 архитектора Сапего. Такая построена на ВДНХ как образец к выставке "Новое на селе", потом как поликлинника ВДНХ использовалась долгое время, сейчас там художественные мастерские.
Хотя, если окна боковых классов выходили не на главный фасад, а на боковые, то это не проект 61. В 61-м все окна классов выходят на главный фасад, по бокам от входа по два класса на этаже, над входом ещё один, в проекте совмещенная лаборатория с живым уголком. Вот фото из журнальной статьи, правда в подписи ошибка, это не план первого этажа, а план второго. Но они идентичны, на первом по бокам от центральной лестницы ещё кабинет директора и зама, с окнами во двор. Ну и вместо лаборатории входной вестибюль с гардеробом.
А чтобы на бока выходили - я такие не вижу среди проектов школ на 280 человек конца 1930-х годов совсем. У вас какой то неизвестный проект. Ну или у Вас школа на самом деле была не 1938, а 1958. Тогда да, то что на фото - скорее всего такая и будет. На фото у Вас проект 221, тоже школа на 280 детей, но уже послевоенная.
Вот не знаю, удивится здесь этому кто-нибудь, может это только я вижу такое впервые. Пару дней назад в мои руки попала пара светильников ORZ-1 с вот таким комплектом ПРА:
Интересно, что дроссель включен по опережающей схеме, т.е конденсатор включен последовательно, без конденсатора использовать дроссель не возможно, т.к. ток лампы не превышает 1,3А. Ни разу не видел в живую такого решения для ламп ВД. Кроме того особенностью этого дросселя является явно не пропорционально малый для советских ПРА объем обмоток по сравнению с магнитопроводом.
Ммм.. а что-то на схеме вообще дроссель забыли нарисовать, вижу только конденсатор и лампу?
Теоретически схемы типа УБЕ существовали и для ламп ДРЛ (должны были применяться совместно с УБИ для компенсации РМ), но например в СССР не применялись из-за плохого влияния на срок службы ламп.
Кстати, номинал конденсатора здесь вполне подходит для параллельной компенсации.
За счёт чего они отрицательно влияют на срок службы?
Наверно это тоже, но ещё и "плохая" форма кривой тока (с ёмкостными выбросами), которая также снижает срок службы электродов. Не зря чисто ёмкостный балласт – самый плохой из всех возможных, ну а индуктивно-ёмкостный – это компромисс между индуктивным и ёмкостным, т.е. заведомо хуже в этом плане чисто индуктивного.
Да, схема на этикетке не очень информативная . Так то да, насколько я помню в этой схеме увеличиваются паузы тока, что отрицательно влияет как на СП, так и на его пульсации. Возможно эта схема давала какую-то экономию на обмоточном проводе?
Наверно. Но всё равно её применять можно было только совместно с обычной индуктивной, иначе перекос коэффициента мощности происходил в другую сторону
Не нашёл подходящей темы, но весьма удивил момент перегорания завоздушенной "цешки". А именно не просто сам факт перегорания, а то, что нить накала перегорела сразу в нескольких местах!
Среди полутора десятков экземпляров этих ламп, различной даты выпуска, обнаружил одну, с неестественным белесым налётом внутри колбы. Меня сие весьма заинтересовало и я решил включить эту лампу...
Вообще момент перегорания вакуумных ламп не так часто можно увидеть воочию, ввиду их относительно малой распространённости сейчас в быту.
Собственно сам момент перегорания заключался в заполнении колбы "белым дымом" и небольшой голубоватой вспышкой. От момента включения, прошло от силы секунды три...