Создаю тему, чтобы разгрузить ветку электроустановочных устройств от оффтопика.
Началом обсуждения послужили вот эти фото от кочегар:
Создаю тему, чтобы разгрузить ветку электроустановочных устройств от оффтопика.
Началом обсуждения послужили вот эти фото от кочегар:
Офигеть! В Питере прямо на улице сохранились в полном сборе антикварные литые «сталинские» шишечники!!
А вот патроны в ажурного литья двуламповых «караваях» с молочным стеклом — определённо не родные.
По воспоминаниям моего раннего детства о козырьках парадных подъездов школ, караболитовые патроны с раструбом стояли только в гладких (видимо, более поздних) двуламповиках. В ажурных же везде был фарфор с алюминиевой втулкой со стопорным винтом под шпоньку, à la СПО-2-200. Другое дело, что когда его били из рогаток хулиганы, школьные электрики обычно ставили туда карболит, поскольку фарфоровых патронов при Брежневе в розничную продажу никогда не поступало.
Эти двухламповые светильники тоже в разные годы были разными, самые старые были латунные, в них патрон был карболитовый, но более старого вида. Потом пошли силуминовые, иногда покрытые под латунь снаружи. Вот там уже стояли классические карболитовые патроны. С фарфором таких не видел никогда. Да и был ли тогда вообще фарфор, даже в ранних ПСХ пытались ставить карболитовый патрон по началу. А насчет ажурности - там тоже два вида было. Первые литые из латуни или бронзы, а позднее из силумина, иногда с покрытием под бронзу. А второй вид был штампованный, без рисунка, поверхность чисто гладкая, металл тонкий. Но и они были ранние из латуни и поздние из стали. Хотя подобные светильники мне всегда попадались закрашенные в десять слоев краской, вместе с плафоном причем, поэтому там уже было не определить материал.
Ещё недавно такие светильники стояли над крыльцом одного техникума у нас в городе, были заброшенные и закрашенные. Но сфотографировать я их так и не успел, зданию сделали полный капремонт, фасад обшили, а вместо этих светильников поставили что то нанодиодное. К сожалению у нас вдруг резко начали везде делать капремонт старых домов, где ещё могли сохранится подобные артефакты. После ремонта там уже везде диоды стоят. А старые светильникик рабочие не выбрасывают, ни разу не видел, чтобы оторвали и бросили в строительный мусор. Такое ощущение, что сразу забирают их себе.
Фотографии со светильниками скорей бы подошли в тему про уличные светильники. Хотя они и тут к месту, можно сказать.
На козырьках парадных подъездов купчинских школ при Брежневе висели вот такие именно двуламповики из ажурного силумина (не вызолоченные, конечно, то́ — работа продавана с «Мешка»):
В них везде искони стоял фарфор à la СПО-2-200. Были ещё на школьных козырьках гладкие силуминовые «караваи» и даже жестяные «таблетки». Эти все уже были с карболитом. Но ведь речь-то — об ажурных, а в таковых всегда стоял упомянутый фарфор. EuroYura это, скорее всего, подтвердит.
Латунного же ажурного литья при Леониде Ильиче на козырьках школ уже, по-моему, не вешали — разве что в фойе и коридорах каких-нибудь ДК или театров.
Нашёл я-таки фото изнутри такого, «школьного купчинского», двулампового «каравая» на «Мешке». Лот уже несколько дней как продан.
На сей раз всё в первозданном виде, без дурацкой позолоты и замены родного фарфора на позднейший карбролит.
Так и хочется прибрать к рукам уцелевшие плафоны, но они на стене военного объекта. У хозяев ведь всё равно чисто утилитарное отношение к ним, вряд ли будут беречь при очередном ремонте.
Однако там на фото явно другая модель, т.к. днища нет, а патроны всё равно на чём-то да держатся.
А точно ль там никогда не было днища??!
Оно ведь в светильниках такого рода выполняет функцию диффузного отражателя.
Стало быть светильничек-то переделанный, что́ и требовалось доказать.
Вы хоть примерно представляете себе его конструкцию? Легко ли "на коленке" переделать такой светильник, избавившись от днища, но сохранив оба патрона? А главное, для чего бы всё это?
Именно!
Я не представляю себе, что светильники типа «двуламповый каравай» могли с завода выпускаться без диффузного отражателя. А ежели его зачем-то в обоих случаях оттуда изъяли при монтаже на стену, то и патроны родные вполне могли заменить на карболит, как более вандалостойкий, чем фарфор. Обычный карболитовый патрон за 0,21₽ до Горбачёва в Ленинграде дефицитом никогда, сколько я помню, не был.
Позолота же точно — новодел продавана; «вживую» никогда не наблюдал её остатков на «караваях» купччинских школ.
Вот судите только со своей колокольни, не охватывая ситуацию в целом - делали светильники без отражателей, в которых карболит с раструбом был родным - это силуминовое анодированое литье 50-х. Так же и из латуни делали - чисто обод со скобками под один-три патрона в зависимости от диаметра, а крепление к поверхности непосредственно через сам обод. А все это от того, что изначально обода были унифицированны с люстрами. С фарфоровыми патронами это жалкий опоследыш изначального. Учитесь, господин недодавленая контра. Учитесь. Учитесь.
То́, что эти образцы из 50-х могли быть в последствии доработаны заменой патрона на более жаростойкий фарфор, это — ещё вполне в порядке вещей. Но чтобы там изначально не было никакого отражателя... Да и патроны на фото — явно не из 50-х, у тех раструб был ещё едва заметным и они были со вставкой-гильзой à la РН-100. А эти патроны — уже типичная продукция брежневких времён. Учись, скубэнт! *punish2*
Каталожный чертёж — в студию! Иначе сие голословное утверждение будет сочтено всеми присутствующими бредом вашего воспалённого троцкистского воображения.
А в чём собственно проблема? Светильники-то изначально потолочные, а потолки у нас что? – правильно, крашеные в белый цвет. Зачем ещё городить отдельный отражатель? Когда можно сделать народному хозяйству существенную экономию на оном.
И я с трудом представляю себе самоубийцу-электрика, который в здравом уме выкидывает штатный отражатель, чтобы в результате поиметь огромный геморрой с креплением двух карболитовых патронов (за гильзы!!!) к голой силуминовой рамке.
Патроны (хоть карболитовые, хоть фарфоровые «с алюминиевой гильзой» — вынесем этот вопрос пока что за скобки) там могли крепиться к рамке изначально — не отрицаю. То́ же, что диффузный отражатель выкинули при монтаже светиля на эту кирпичную стену резонно предположил отнбдь не я, а Дима, на том, видимо, основании, что если бы такие светильники выпускали бы прямо с завода без отражателя, то будучи прикрелены непосредственно на свежепобеленый потолок (как о том только что объяявили Вы), 60-и ваттные лампы этого «каравая» почти сразу же превратили бы побелку под «каравем» в уголь, уничтожив такким оразом всякий отражающий эффект.
Тем не менее тот со стены даже рисунком другой. И покрашен в золото опять же, хотя внутри вроде как светлый. А ушки, к которым прикреплен патрон, видимо, с завода прикреплены к ободу. А отражающий диск, если и был, свободно вынимался у того экземпляра, наверное, и был утерян. Тут, похоже, такая же история как с основаниями под "шишку" - "шарик", эти светильники выпускало множество предприятий и у всех они были разные.
По-поводу патрона со вставкою à la РН-100. Господинъ хороший — с его-то колоссальным коллекционерским и просто монтёрским опытом! — придерживается противоположного мнения: они из самого конца 40-х и большей части 50-х, так как до этого было тотальное господство металлокерамики.
Касательно изначального присутствия позолоты на образцах «караваев» с фото качегара: сомневаюсь, что это действительно было так. Скорее налицо некая аберрация зрения, связанная с недостаточным расширением сего снимка.
Что же до оскорблений, изрыгнутых в который раз гр. Зубриным (голословным болтуном, к слову говоря!) в мой адрес, — остаётся лишь сожалеть о прекраснодушии здешнего админа, в очередной раз уподобляющемуся небезызвестному коту Леопольду там, где, по-уму, следует употребить власть, и забанить оскорбителя на солидный для инета срок, если ни вообще навсегда.
Это из книги "Светильники для маскировочного освещения" 1941г. Карболитовый патрон с гильзой уже существует.
Упрёк не ко мне, а к Господину хорошему, которому эти первые карболитовые патроны отчего-то ни разу не попадались.
Вполне возможно, их тоолько планировали запустить в массовое производство перед Войною, но, так как Война помешала, сделали это только в конце 40-х.
Так это для общей информации, а не для упреков. Или может только начали выпускать, но свернули из-за войны.
Вот именно.
Ой и много букоффф понаписали... Короче - есть у меня в идеале все эти мутаций карболитового патрона. Их даже больше, чем вы думаете. Только я их хотел публиковать как целую серию экспонатов на эту тему. А времени нету от слова совсем. Ну так вот - сделаю исключение и кое- что опубликую. К стати - плафон без отрожателя тоже имею. Приблизительно 1945 - 1948 года. В идеале.
Косвенно это подтверждается тем, что на самых первых ПСХ-75 (с молочным ещё стеклом) стоит именно металлокерамика «для кинематографического прожектора», а не карболитовый патрон «с гильзой à la РН-100», — при том, что выемка снаружи вверху юбки последнего идеально подошла бы для оцинкованного хомутика первых ПСХ-75. Янис не даст соврать!
C нетерпением ждём-с!
Тогда хорошо бы выложить и штатный, шестигранный предположительно, подрозетник к оному, поскольку без последнего, как уже говорилось выше, светиль этот мигом обуглит свежую побелку потолка.
Лично снимал их на трёх разных обектах. Крепёж и проводка предпологали к певозданному исполнению. Не где не было подрозетников - только порядочно обугленная побелка потолка.
Ох, они, вероятно, были потыренны ещё при установке. Господинъ хороший уверял, что у его родной школы все ещё латунные, «сталинские», «караваи» были с этакими подрозетниками-столешницами.
Дорогому Симахопусу посвящается
Скрины с объявления на Авито в Новосибирске.
Как мы можем видеть - имеются только два прилива для крепления планок где на ШПОНЬКУ закреплялся патрон. Светильник аналогичен тому, что Кочегар узрел в Санкт-Петербурге. А от месье пейсателя я требую извинений в свой адрес, ибо его понесло в неведомые дебри не относившиеся к изначальной теме
Какой бессовестный лгун. Ты вконец заврался перед всеми и уже даже не краснеешь.
Моя школа принадлежит к панельной серии. Была введена в эксплуатацию в 1981 году. Никаких "караваев" там никогда не было и не могло быть. И уж тем более никакими караваями я тебя не кормил.
Наверно он попутал с моей родной школою
Там вот эти светильники действительно стояли на массивных кругах из некрашеной ДСП. Однако это ни разу не "сталинские" светильники, ибо школа была построена в 1964 году.
Да, но это совсем другая разновидность. Разве что формой стекла похожа. У них и крепление патронов именно за днище, и форма обода другая. Рядом со светильником выключатель ещё вижу, которого в экспозиции не было ещё, вроде бы
Был он
Этот выключатель я в своё время нашёл на свалке, и он долгое время использовался для управления подсветкой книжной полки (в которой у меня был устроен макет городской улицы – 1 клавиша: общий свет, 2 клавиша: свет в домах). Потом он был списан на дачу (где и сделано фото по ссылке), а на его место куплен аналогичный в магазине "Свет". Вот этот я действительно ещё не показывал, но вроде бы он точно такой же.
Хмм, как то выпал он из головы, хотя я ведь его видел, раз даже комментарий написал к этому выключателю. Наверное он от этого неизвестного производителя с логотипом в виде буквы "V" в центре и логотип стоит с обратной стороны основания. Вживую я такие не встречал. У меня есть только их аналоги с прямоугольным корпусом от МПОЭ, в том числе в цветном корпусе.
При случае я смогу конечно разобрать его и посмотреть подробности, но боюсь, что теперь не очень скоро. Последний раз видел его с неделю назад, когда ездил на дачу готовить дом к зиме)
Ой сколько понаписали, пока у меня не было возможности ответить. Скажу и я свое мнение, хотя кажется, уже все сказали до меня. Этих светильников существовало несколько разновидностей. Первые версии без днища, позже с дном.
Эти светильники более поздние и ставились они не только на школах. Это штатный светильник панельных домов серии 1-Лг602В постройки 1966-69 годов. Ставились такие на межэтажных площадках, освещая закутки у лифта и мусоропровода. Под них имелась ниша в бетонной плите. С днищем они были или нет, сказать не могу, потому что не помню. Но точно были укомплектованы керамическими патронами. В 90-е годы прямо на их остатки вешали более вандалоустойчивые НСП02. Вот моя фотография от 8 декабря 1997 года с межэтажной площадки дома 602-й серии.1967-го года постройки:
Фрагмент увеличен:
По всей видимости, он похож на этот:
Ну да, дорогой, в отличии от школ, у этих девятиэтажек под такого рода «караваи» имелась выемка со специальным дереянным кругом-дюбелем в ней. Я об этом, конечно, знал, но упоминать в данном диспуте не счёл нужным, поскольку в полном сборе, т. е. с родным плафоном, мне эти светили попадались исключительно у школ.
Ты мне лучше скажи, понравился ли тебе патрон, привезенный господином Пейко? У тебя ведь, кажется, нечто подобное уже было... ...И как там поживает мой силуминовый СПУ-300, ты его, наверное, отреставрировал двй Бог каждому??
Точно перепутал, блин! Я не нашёл на сайте этого экспоната, по смутной памяти считая, что его владельцем является Господинъ хороший, и подумал,что он почему-то убрал его из экспозиции. И, разумеется, приношу ему свои извинения за эту ошибку. Чего, однако — увольте, господа! — не стану делать пред скубэнтом, не раз первым обзывавшим меня «шпонькою».Да и позолота на этом экземпляре с «Авито» — тоже сильно смахивает на продаванов новодел...
Но даже это литьё 1964 года является отголоском сталинского ампира. ИМХО.
Дом правительства (бывш. дом советов ЧАССР) постройки 1940 г.
За колоннами прячутся такие "караваи"
Осмотр центральной части Бишкека показал, что на стенах сталинок и хрущёвок достаточно много старых светильников. Вот эти ранние версии НПО:
На одном магазине (пр. Манаса 61) висел целый ряд таких светильников. Кроме полукруглых стекол, на некоторых корпусах встречались приплюснутые:
Ближе:
Внутри все они оказались с карболитовыми патронами и отражателем:
По-моему, это стёкла от обычных "таблеток" НПО, поставленные взамен разбитых родных.
Так же хотел написать. В старых книгах я такие стёкла не видел, были именно выгнутые. Причём бывает вариант и менее сферического стекла, но все ранво он не такой и больше напорминает по форме то, что сейчас называют "плафон формы "берет" в каталогах.