ПК200-А (ВЗА)
Автомобильный плафон, несмотря на ТУ 77 года напоминающий седое детство. Я подозреваю, что такое выпускалось ещё гораздо раньше, чем этот 1977 год - просто тогда прошёл очередной "ребрендинг" ТУ. Я такими плафонами любовался в допотопных ЛАЗах с оригинальным воздухозаборником сзади на крыше и во всяких КАВЗах на базе ГАЗ-51. Может, ещё и в древних ПАЗах тоже такие были. Это была какая-то магия - полумрак салона, желтоватые нити лампочек, просвечивающие сквозь матовое стекло плафонов (в сети-то 12 вольт, а линии длинные, падение напряжения заметное - это тебе не Икарус!), яркость которых меняется вместе с оборотами двигателя, вечный запах выхлопа в салоне и подвывающая КПП на третьей, четвёртой... Будь моя воля, такой немедленно появился бы над моим письменным столом детства. Но не попадался. Удивляет другое - что такие ещё производили аж в 1991 году!
Логотип производителя прилагаю - кто силён, определяйте.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Да, у меня такие плафоны тоже ассоциируются в первую очередь со старыми ПАЗами/КаВЗами, правда в работе я их практически не наблюдал – т. к. в тёмное время суток "южные" водители почему-то предпочитали свет в салоне не держать, наверно экономили – то ли лампочки, то ли топливо
Также очень запомнился один Икарус-260 в г. Пярну, у которого такой плафончик (без стекла) был приделан над последней дверью – ясно, что водительская самоделка, но всегда очень интриговала встреча с этим автобусом, хотелось понять, при каких обстоятельствах должен был включаться этот плафон.
У нас такие любили ставить на перегородку кабины в ЛиАЗ 677, а позже и в других моделях автобусов. Использовалось как дежурное освещение, когда автобус после смены ехал в парк, чтобы кондуктору не в темноте ехать, да и прибиралась в салоне она в этот момент.
А чтобы свет не включали в автобусе - ниразу такое не слышал, вроде как и запрещено так пассажиров возить, в междугородниках даже ночью дежурку включенной держат. Один раз рано утром зимой ехал на завод на работу, тогда ещё ЛиАЗ 677, посреди дороги в нём вдруг отключилось освещение. Водитель попытался копатся в щитке с предохранителями, но освещение погасло сразу же после смены предохранителя снова. Тогда водитель объявил, что автобус сломался, но так как народ опаздывал на работу, то все стали его просить ехать без света, но водитель отказывался, нельзя так ехать типа. Но в итоге включил как раз лампочку на перегородке и до конечной доехал.
Хм, я думал это распространённая практика, даже из Москвы в область несколько раз ездил в полной темноте (зимой после ~19:00), да и сейчас вечерами на шоссе попадаются рейсовые автобусы с тёмным салоном, при этом они явно на маршруте. Разве что иногда синие огоньки дежурки на потолке виднеются.
На междугородниках то да, освещение ночью выключают, чтобы пассажиры могли спать. Но дежурку всегда оставляют включенной в тёмное время суток, у современных автобусов она как правило светодиодная. А вот в Икарус 256 зеленые лампочки под подиумами с сиденьями стояли, освещая проход. Пассажиры часто просят дежурку отключить на ночь тоже, но удалось уговорить только один раз водителя, там автобус хоть и ехал из Кирова в Абхазию, но сам автобус был из южных регионов и водители тоже. Они без вопросов отключили все освещение полностью. А вот другие не соглашались нивкакую. Но на пригородниках и городских автобусах штатно дежурки нет, поэтому на ночном рейсе они поедут с основным освещением.
Ну так 19:00 вроде далеко не ночь ещё, да и ехать было чуть больше часа, но свет всё равно гасили. Я сильно обломался, когда рассчитывал почитать в дороге
Я помню синие. В металлическом обрамлении, таком же, как были подфарники на старых моделях. Такие иногда в парках ставили внутрь "гармошки" у модели 280.
Доводилось видеть такие светильники действующими на автобусах КАвЗ-685 и ПАЗ-672. Ещё они мне хорошо запомнились в перронных автобусах АППА-4, но я ни разу не помню, чтобы внутри их салонов когда-либо включалось освещение. Также знаю, что устанавливались они в салонах автобусов ЛАЗ-695М и более ранних серий, но на них я не успел поездить. В ЛАЗах-695Н и серии 4202 устанавливались уже другие, какая у них марка, я не знаю.
Точно такие же устанавливались и в самых поздних перронных автобусах АППА-4, впервые такие в их салонах увидел в 1990 году в аэропорту города Свердловска. В салонах КАвЗов-3976 ставились светильники 2902.3714.
Такие были и в трамвайных вагонах ЛВС-86, выпущенных ленинградским вагоностроительным заводом в конце 80-х.
http://transphoto.ru...
http://transphoto.ru...
Что-то на этих фото их не заметно. А светильники-"таблетки" там, кстати, судовые.
Над дверью.
Над дверями; горели, когда двери открыты. Не помню только, всегда или при условии включения освещения салона, либо фар, либо специального тумблера "освещение подножек". Несколько лет назад ещё в некоторых вагонах были живы, а иногда даже работали.
В "таблетках" по две лампы накаливания, питаются от контактной сети (группы последовательно подключённых светильников). Кроме того, в некоторых светильниках установлена дополнительная лампочка небольшой мощности, питающаяся от 24 В и загорающаяся при обесточке (аварийное освещение), независимо от того, включено ли освещение салона.
Извините, ошибся: в этих "таблетках" действительно только одна большая лампа, а не две. Только что ехал в вагоне ЛВС-86К, где они ещё сохранились.
А таких трамваев осталось уже мало? Два года назад в Питере видел их ещё довольно много, как мне показалось. По крайней мере несколько штук подряд проехало точно. И мне очень хотелось на них прокатиться, но к сожалению времени не было и ехали они совсемм не туда, куда мне было надо. Хотел оставить покатушки на потом, но если их уже мало, то могу и не успеть. Кто знает когда я в следующий раз доберусь до Питера.
Трамваи меня вообще интересуют, ведь у нас в городе так и не успели построить инфрастуктуру для этого вида транспорта. Помешала война. Незаконченные пути так и были брошены, а потом снесены. Во время войны из блокадного Ленинграда привезли троллейбусы и оборудование для тяговых подстанций. В итоге вся недостроенная трамвайная инфраструктура была снесена и город получил троллейбус вместо трамвая. А трамваи я тогда вживую не видел, но мне они представлялись чем то романтическим и манящим. В 2010 году впервые приехал в Москву, проездом на несколько часов, и первым делом побежал прокатиться на трамвае. Но приехало что то совсем современное, созданное, судя по шильдикам в Екатеринбурге. Не понравилось, едет медленно, пустой, кроме бабулек нет никого, да и не такими я себе представлял трамваи по фильмам и фотографиям. Я же их запомнил такими круглыми, формами из 60-х.
Следующее знакомство с трамваями было в Нижнем Новгороде. Потом я видел трамваи в Питере, в Самаре, в Москве. И все они были современными. В Москве так вообще попалась какая то наномашина с двумя "гармошками" , а внутри светодиодное освещение и USB розетки для подзарядки гаджетов. Самый старый трамвай мне попался в Самаре в прошлом году. Суя по виду - из 80-х что то. Сиденья похожие на сиденья из ЛиАЗ 677, освещение люминесцентное, полузакрашенная табличка вещала, что экземпляр изготовлен в Чешской Республике. Но такой трамвай мне попался один, в основном там те же екатеринбургские, как в Москве ездят. С пластиковыми сидушками.
Оффтоп конечно, но вот у меня трамвай никогда не ассоциировался с чем-то особо приятным. Причём ещё со времён, когда у нас ходили исключительно те самые красно-кремовые округлые "Татры", проезд в которых стоил 3 копейки. Запомнилось только, что внутри сильно гремит и мотает, а сидушки в аскетичном духе 60-х годов. И такими они сохранялись вплоть до нашего времени, хотя неоднократно и делались попытки модернизировать трамвайный парк.
Разве что машины типа Pesa или Витязь несколько улучшили впечатление от этого вида транспорта в последнее время.
О, вот на Витязе я и прокатился прошлым летом. Правда особо его рассмотреть не вышло, оказалось я не расчитал количество поездок на карте и у меня их тупо не было при посадке в трамвай, точнее это выяснилось когда трамвай уже тронулся с места. А ехать "зайцем" я не привык, в каждом вошедшем мне начинают мерещится контролеры и вообще нервничать жутко начинаю. К счастью никаких контролеров не зашло, доехал бесплатно. Но все же ощущение неприятное потом долго не покидало. Я так не привык.
А вообще такой трамай больше напоминает какой то звездолет инопланетный, а не то, чего я представлял себе под трамваем. Одни розетки для подзарядки и кондиционер (для пассажиров причем!) чего стоят. Ничего такого я не видел в ОТ до этого, а в своем городе точно не увижу никогда. Самое лучшее чего у нас ездит - троллейбусы БКМ и полунизкопольные ЛиАЗ 5293, МАЗ 103 и несколько НефАЗов (б\у с Татарстана). Из более менее современного - Пазики Векторы и пара новых НефАЗов на маршрутах. Все остальное для Москвы уже совсем прошлый век.
Витязь-М:
Кстати, в Питере они тоже есть, но немного - 11шт. на 100 маршруте.
А точно ли судовые? В свое время я продолжительное время искал такой светильник и находил очень похожие, но они имели небольшие отличия.
Я видел несколько светильников без плафона (в разное время конечно и в разных трамваях) и там был один патрон. Классический карболитовый с "горлышком". Крепление для него было одно. Может быть, были разные варианты?
А подсветку дверей как-то не припоминаю. Видимо, не заострял внимания. Я всегда косился на потолочные светильники и карман для использованных талонов. )
Ну да. СС-815. Помнится, кто-то такой как раз со списанного трамвая снимал.
Спасибо )
Скорее сс-839е в них две лампы Е27 и одна аварийная B15d
Все же, для ясности.... Вот написано для ЛМ-68:
Высоковольтная цепь освещения вагона ЛМ-68 включает три группы, каждая из 12 самозакорачивающихся ламп ПВ-1 (60 В х 65 Вт),23 лампы находятся в плафонах судового типа внутри салона, по три лампы в переднем и заднем софитах, по две лампы в софитах передней и задней двери и три лампы — в софите средней двери...
У шести плафонов конструкция несколько изменена для дополнительной установки лампы низковольтного аварийного освещения...
Вагоны, конечно, несколько отличаются, но не думаю, что принципиальная схема освещения претерпела сильное изменение. Разве что в количестве линий. К тому же в сдвоенных светильниках подключение патронов параллельное, что серьезно изменило бы схему.
Я повторю, что виденный мной светильник был на одну лампу, но не с байонетным патроном, а с бытовым карболитовым старого образца. Конструкция СС-815Е для этого вполне пригодна. Возможно, были варианты и с резьбовыми патронами либо это умышленное изменение. Так же возможно, что те 6 светильников с аварийной низковольтной лампой были с двумя патронами, но использовалась в них только одна лампа.
И еще:
Вот тут на снимке, если приглядеться, то видно, что в каждом плафоне светится по одному световому пятну.
Так же, оказывается, существуют и бытовые варианты этих светильников.
длина салона этого трамвая 14 метров, умножаем на два ряда получается 28 метров, по схеме 36 ламп. 28:36=0,777 метра между светильниками. если по две лампы то 1,55 метра между ними. возьмем поправки на "ветер" это то что плафоны ставят отступив от кормы и носа минимум на 70-90 см.дальше вспоминаем у кого в городе такие трамваи ходили, у нас такими светильками я не помню что бы были. (я имее ввиду расстояние 0,7м или 1,5м)
Вот например вариант с резьбовым патроном, правда он не карболитовый, а обычный судовой Е27-ФМ00:
Называется СС-838.
А если повнимательнее прочитать:
28/23 ≈ 1,2м. Примерно так наверняка и было.
Не могу понять где остальные 13 штук?
Там же всё написано:
Кстати, совсем необязательно цитировать весь пост целиком)
Ну да, теперь понял.
Я все же считаю, что изначально светильники были СС-815. Трамвай довольно сильно вибрирует. Возможно, Е27 из карболита - это следствие последующих ремонтов в мастерских. По крайней мере корпусы идентичны и крепление обоих патронов происходит одинаково.
Да, примерно так. Но, повторю, вагоны разные и модифицированный отличался от не "М". Скорее всего просто не было третьей линии для наружней индикации, а только две для освещения и цветовой дифференциации.
Да, но....
трамвайные лампы-то все с цоколем Е27!
А с B22d не было? Те же Ж - железнодорожные, имеют одну маркировку, но при этом разный цоколь - B22d и Е27. Например, Ж54-60-1
Видишь ли, мы смотрим на предложения современных светильников. Едва ли они с глубокого хранения. А у нас только в октябре 17 года списали последние 7 (кажется) вагонов ЛМ68М, один из которых был построен еще до 1975 года. Вот на таких я и видел в прошлом светильники без плафона с карболитовыми патронами. Может быть, в прошлом их комплектовали карболитом по умолчанию. Вот как тут, скажем.
Я в общем-то, именно из-за того и хотел у себя такой светильник пристроить, так как там всегда замечал бытовые карболитовые патроны Е27. Вот такой. Если бы было что-то не типовое, не стал бы заострять внимания скорее всего.
Все же он не весь. ) В данном случае так было удобнее, так как самое важное перед глазами. А не где-то в другом окне.
А хотя нет, слуууушай. Опять я всё перепутал. Трамвайные как раз были исключительно с B22d! Это у метрошных Е27. То есть получается, B22d это всё-таки родная комплектация, а Е27 – колхоз. Возможно ради того, чтобы вместо специальных трамвайных ламп на 120В ставить менее дефицитные обычные ЛОНки на 127В.
Да это не к тебе относилось
Хм, а были ли именно трамвайные лампы, как тип? Я читал про ЖГ, с замыкателем, что они предназначены конкретно для городского ж.д. транспорта. В частности метро, трамвая и т.п.. Но без четкого разграничения на "для трамваев" или "для метро".
И именно они имеют напряжение 50 в для последовательного включения на высокое напряжение к.с.. Других напряжений они не имели. А Судовых или просто Железнодорожных ламп на 110 / 127 в много в последовательную линию не включишь. 5 - 6 штук. Хотя их разброс напряжений велик. От 24 до 220. К тому же замыкателя на других типах ламп вроде бы больше нет. Так что для этой гипотезы вернее было бы использовать как раз указанный мной ранее тип Ж54-60, которые не имеют замыкателя, но напряжение схожее с ЖГ. С цоколем Е27, так как среди них есть и цоколь B22d.
Может быть все правильно и просто старые судовые светильники в трамваях комплектовались бытовыми карболитовыми патронами Е27, как светильники для вагонов метро, а уже более современные их аналоги стали комплектоваться специальными судовыми патронами Е27? Ну там и крепеж ратрона другой стал.
Были. Прежнее название ламп ЖГ120-60 – ТР120-60 (а ещё раньше – Т-1), именно "трамвайные". Я так понимаю, переименовали их исключительно в честь того, что их начали применять также и на метрополитене и где-то ещё.
Самозакорачивающиеся ЖГ были на 120В с цоколем B22d и на 65В с Е27.
Ой, ну не знаю. Этот металлокерамический судовой патрон древний, как копролиты мамонта. Едва ли карболитовый патрон с раструбом его хоть сколько-нибудь старше.
Да, в модернизированном действительно не было софитов над дверями, и линий освещения, вроде, было только две. Вот только не помню, как насчёт передних и задних софитов: питались ли они от высокого напряжения или от низкого.
Из источника, который я приводил, ясно, что линий освещения в обоих случаях две. Ну это и логично. Третья на схеме набирается из-за подсветки цветовой принадлежности к маршруту, подсветки номера и дверных табло "вход / выход". Их зачем-то тоже называют софитами. Получается (2+1)+2+3+2+(2+1), из которых одна уходит к линии освещения салона. Какая, не известно.
В модернизированных остается (2+1)+(2+1). И все. Видимо, они распределялись по светильникам салона, которых либо меньше числом, либо одно из двух. )
Винницкий завод "Автоэлектроаппаратура". Правда сейчас у них логотип немного поменялся, в нем стали буквы "АЕА".
Новый логотип такой стал:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)Удалось купить пару таких в магазине неликвидов в Ярославской области в начале 90-х. Сам не знал, зачем. Долго пролежали без дела, недавно подарил их питерскому музею наземного транспорта.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)