ДНаО 85 (МЭЛЗ)


Тип:  ДНаО 85   (тип указан неточно)
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  VI 1938
 

Древняя и весьма редкая натриевая лампа низкого давления (НЛНД), с высокой вероятностью типа ДНаО-85 производства МЭЛЗ. Правда, никакой маркировки, кроме даты выпуска, на лампе не обнаружено. Но сверка длины разрядной трубки с табличкой, где указаны некоторые параметры ранних или опытных ламп, позволяет предположить, что это именно она – суммарная длина разрядного промежутка между электродами примерно равна 610мм.

Очень необычное исполнение – в отличие от традиционных ламп с одной U-образной трубкой в этой лампе два U-образных колена, соединенных перемычкой. Т.е. всего получается четыре разрядных канала, соединенных тремя перемычками. Электроды в виде активированных (вероятно) спиралей с изгибом в форме полукруга впаяны в торцы трубок. Запайка торцов достаточно грубая, токовводы, скорее всего, из платинита. Для соединения с цоколем к штырям электродов контактной сваркой приварены металлические ленты с выступающими лепестками. Назначение такой конструкции не очень понятно.

Разрядная трубка фиксируется в баллоне лампы за счет концов штенгелей каждого U-образного колена, проходящих через отверстия в слюдяном диске. Сам диск распирается в баллоне лампы благодаря разрезным лепесткам по краям. Любопытно, что для дополнительной фиксации также служат металлические кольца сверху и снизу диска, к которым прикручена проволочная антенна. Антенна, намотанная проволокой на все трубки и по всей длине, подключена к одному из электродов. Цоколь Е40 латунный, отличается лишь "развернутым" краем для обеспечения плотного прилегания к гайке, фиксирующей наружную стеклянную оболочку.

Про оболочку отдельная тема. Как уже отмечали, для работы таких ламп требуется поддержание определенного температурного режима, что в условиях улицы затруднительно. Поэтому сама лампа размещается в вакуумированной стеклянной оболочке (проще говоря, термосе без зеркального слоя), а по цоколю герметизация обеспечивается асбестовым шнуром в качестве уплотнителя и наружной резьбовой гайкой из оцинкованной стали.

Буферный газ в лампе – неон, но похоже, что и в баллоне лампы есть или буферный газ (ксенон?), или просто разреженный воздух. Иначе трудно объяснить голубоватое свечение в области токовводов при подаче ВВ питания.

Учитывая, что фото довольно много, эти и остальные фото в более высоком разрешении приведу ссылками:

//ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_183044.1551247207.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_181744.1551247209.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_181803.1551247212.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_181820.1551247215.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_183056.1551247218.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_183125.1551247221.jpg)

//ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_182029.1551247224.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_182046.1551247228.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_182058.1551247231.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_182104.1551247235.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_182108.1551247239.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_183112.1551247242.jpg)


//ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_180927.1551247261.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_180956.1551247265.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_181022.1551247271.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_181847.1551247249.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_180917.1551247257.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_181016.1551247268.jpg)

И немного фото при проверке работоспособности. Мощности источника питания не хватает для вывода лампы на режим, но в области катодов проявляется свечение паров натрия:

//ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_184142.1551254735.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_184218.1551254737.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_184319.1551254741.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/img_20190224_184250.1551254743.jpg)
 


P.S. Что любопытно, аналогичная лампа есть в коллекции музея "Огни Москвы", но там рядом с ней стоит табличка, что это ДНаО-140. Что как-то не очень хорошо бьется с внешним видом последней, приведенным в справочнике. Впрочем, учитывая, что вместо ватт на табличке указаны вольты – лучше сразу припомнить известный афоризм насчет того, что написано на клетке Biggrin

//ipic.su/img/img4/tn/1551629318.jpg)

Из коллекции SilverRay. Добавлено: пн, 04.03.19, 03:22
(3)

Комментарии

На современные таблички в музее можно не обращать внимания, они делались недавно и людьми, далёкими от предмета)

А вот изначально эта табличка выглядела так:

И возможно к этому стоило бы прислушаться, например у более поздней ДНаО140 двухканальная трубка, а у этой – четырёхканальная. Отсюда и разница в габаритах при одинаковой мощности.


Кстати, не та ли это самая ДНаО140а, которая упоминается в инструкции по ссылке?

Не понял, о какой инструкции по ссылке речь.

В моём комментарии вроде только одна ссылка, на экспонат) Там последней фотографией идёт фото заводской инструкции от ДНаО140.

Цитата:
Кстати, не та ли это самая ДНаО140а, которая упоминается в инструкции по ссылке?

Судя по рисунку внешнего вида ламп в справочнике, они идентичны. Возможно, разбраковка по параметрам?

//ipic.su/img/img4/tn/0297.1551709954.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/0298.1551709956.jpg)

Ну там много непонятного. В частности, и параметры смешные какие-то. 50лм/Вт? Да это не выше, чем у ДРЛ.

И неясно в таком случае, откуда в ОМ взяли 25000лм. Хотя это уже намного больше похоже на реальное значение для НЛНД.

Там написано - конечное. Я понимаю это, как значение около конца срока службы. Равно как и напряжение зажигания.

Рабочее значение новой лампы вполне могло быть 25000 лм. Кстати, для таких ламп проектировали СКЗН-140 и СКЗНР-140/250. И там указан тип лампы ДНаО-140-2

Господинъ хороший писал(а):

Там написано - конечное. Я понимаю это, как значение около конца срока службы.

Где "там"? Я вот тут например чётко вижу "начальный световой поток". Или имелся в виду начальный для конца? Wink

Господинъ хороший писал(а):

Кстати, для таких ламп проектировали СКЗН-140 и СКЗНР-140/250. И там указан тип лампы ДНаО-140-2

Оба этих светильника точно спроектированы не под такую, а под полноразмерную лампу с двухканальной трубкой. Что явственно следует из их габаритов.

Dominique писал(а):

Или имелся в виду начальный для конца? Wink

Да, он подразумевался.

Цитата:

Оба этих светильника точно спроектированы не под такую, а под полноразмерную лампу с двухканальной трубкой. Что явственно следует из их габаритов.

А какие же габариты у этой лампы, учитывая колпак?

Господинъ хороший писал(а):

Да, он подразумевался.

Ты шутишь, я надеюсь? Начальный обычно всё же для начала.

Господинъ хороший писал(а):

А какие же габариты у этой лампы, учитывая колпак?

У этой – это у какой? У полноразмерной диаметр 75мм, длина 560мм.

У той, что на этой странице – надо спрашивать владельца экспоната.

Dominique писал(а):

Господинъ хороший писал(а):

Да, он подразумевался.

Ты шутишь, я надеюсь? Начальный обычно всё же для начала.

Вот я читаю на листовке "среднее конечное значение световой отдачи не менее 50"

 

Цитата:

Господинъ хороший писал(а):

А какие же габариты у этой лампы, учитывая колпак?

У этой – это у какой? У полноразмерной диаметр 75мм, длина 560мм.

У той, что на этой странице – надо спрашивать владельца экспоната.

У этой - значит у данной, на странице которой мы и беседуем. Ты же таписал - "Я вот тут, например, четко вижу..." И ссылку дал на лампу Риго. Значит про нее мы логически скажем "та" лампа, а про данную скажем "эта".

 

Просто я тогда не могу взять в толк. Лампа Риго называется ДНаО140 / ДНаО 140а и, предположительно, она предназначается для СКЗНР и СКЗН, тогда как тип лампы, который указан к этим светильникам, прописан как ДНаО 140-2. Напрашивается вывод. Либо эта короткая лампа -2 и в светильниках должна быть именно она или был еще третий типоразмер ДНаО.

Интересно так же, с какого года выпускали те ДНаО 140 / ДНаО 140а и в чем конструктивно заключается эта "а"?


По букве "а" ответ найден. По остальному нет.

 

Господинъ хороший писал(а):

Вот я читаю на листовке "среднее конечное значение световой отдачи не менее 50"

140 * 50 = 7000. В то время как паспортный поток – 9780, а в музее ОМ указано 25000. О чём собственно и была речь с самого начала.

</p> <p>[quote=Господинъ хороший писал(а):

У этой - значит у данной, на странице которой мы и беседуем. Ты же таписал - "Я вот тут, например, четко вижу..." И ссылку дал на лампу Риго. Значит про нее мы логически скажем "та" лампа, а про данную скажем "эта".

У этой в таком случае примерно в 1,5-2 раза меньше. В СКЗНР она смотрелась бы непропорционально мелкой, всё равно как ДРЛ50 в РКУ-250.

Господинъ хороший писал(а):

Просто я тогда не могу взять в толк. Лампа Риго называется ДНаО140 / ДНаО 140а и, предположительно, она предназначается для СКЗНР и СКЗН, тогда как тип лампы, который указан к этим светильникам, прописан как ДНаО 140-2. Напрашивается вывод. Либо эта короткая лампа -2 и в светильниках должна быть именно она или был еще третий типоразмер ДНаО.

А ты не допускаешь, что индекс -2 означал просто немного улучшенные характеристики в тех же габаритах? Как было например, кстати, с теми же ДРЛ250-2, которые мы в своё время обсуждали.

Dominique писал(а):

Господинъ хороший писал(а):

Вот я читаю на листовке "среднее конечное значение световой отдачи не менее 50"

140 * 50 = 7000. В то время как паспортный поток – 9780, а в музее ОМ указано 25000. О чём собственно и была речь с самого начала.

Т.е. слово конечное в данном случае тождественно максимальному?

Я с самого начала обращал внимание на то, что подразумевает под собой критерий долговечности, в разделе которого указывается этот параметр 50? Я воспринимаю его как конечное минимальное значение, ниже которого лампа ничего выдать уже не может, потому что она не запустится. Похоже, что я не прав.

Цитата:

Господинъ хороший писал(а):

У этой - значит у данной, на странице которой мы и беседуем. Ты же таписал - "Я вот тут, например, четко вижу..." И ссылку дал на лампу Риго. Значит про нее мы логически скажем "та" лампа, а про данную скажем "эта".

У этой в таком случае примерно в 1,5-2 раза меньше. В СКЗНР она смотрелась бы непропорционально мелкой, всё равно как ДРЛ50 в РКУ-250.

Я повторю, не стоит на всякий случай забывать о том, что отсек пра у этого светильника был большой и занимал объем еще более больший, чем в 2х250. Иначе туда ничего не поместится.

Цитата:

Господинъ хороший писал(а):

Просто я тогда не могу взять в толк. Лампа Риго называется ДНаО140 / ДНаО 140а и, предположительно, она предназначается для СКЗНР и СКЗН, тогда как тип лампы, который указан к этим светильникам, прописан как ДНаО 140-2. Напрашивается вывод. Либо эта короткая лампа -2 и в светильниках должна быть именно она или был еще третий типоразмер ДНаО.

А ты не допускаешь, что индекс -2 означал просто немного улучшенные характеристики в тех же габаритах? Как было например, кстати, с теми же ДРЛ250-2, которые мы в своё время обсуждали.

А что же я могу допускать, если мне пока ничего не ясно. К тому же точно ли именно я обсждал с вами ДРЛ250-2? Просто не помню, что бы я где-то читал такой однозначный вывод. В памяти не отложилось.

Что касается ДНаО140-2 – тут наверняка обычный (к сожалению) информационный бардак. Так как в каталоге светильников за 1969 год указывается именно эта лампа, но в каталоге источников света за тот же год таковой не значится. Зато есть лампа без индекса. На 99% уверен, что это одно и то же, разве что у индекса -2 был на ~100лм больше (меньше) световой поток или на 100ч – срок службы.

Господинъ хороший писал(а):

Я повторю, не стоит на всякий случай забывать о том, что отсек пра у этого светильника был большой и занимал объем еще более больший, чем в 2х250. Иначе туда ничего не поместится.

Ну зачем о чём-то забывать, когда на всё есть габаритные чертежи, в том числе в разрезе Wink Из которых всё прекрасно видно.

Господинъ хороший писал(а):

А что же я могу допускать, если мне пока ничего не ясно. К тому же точно ли именно я обсждал с вами ДРЛ250-2? Просто не помню, что бы я где-то читал такой однозначный вывод. В памяти не отложилось.

С нами? Или ты меня на вы уже называешь?)

Про ДРЛ250-2 обсуждали здесь и здесь. Но с тех пор нашлась официальная информация, полностью снявшая "завесу таинственности" с этой модели ламп. Самая обычная она была.

Dominique писал(а):

Господинъ хороший писал(а):

Я повторю, не стоит на всякий случай забывать о том, что отсек пра у этого светильника был большой и занимал объем еще более больший, чем в 2х250. Иначе туда ничего не поместится.

Ну зачем о чём-то забывать, когда на всё есть габаритные чертежи, в том числе в разрезе Wink Из которых всё прекрасно видно.

Я их не видел.

Цитата:

Господинъ хороший писал(а):

А что же я могу допускать, если мне пока ничего не ясно. К тому же точно ли именно я обсждал с вами ДРЛ250-2? Просто не помню, что бы я где-то читал такой однозначный вывод. В памяти не отложилось.

С нами? Или ты меня на вы уже называешь?)

Про ДРЛ250-2 обсуждали здесь и здесь. Но с тех пор нашлась официальная информация, полностью снявшая "завесу таинственности" с этой модели ламп. Самая обычная она была.

Ты написал, что "мы обсуждали". Под вами подразумевались те, кто обсуждал, так как я той дискуссии не помнил на тот момент и считал, что я мог в ней не участвовать.

Да, эти беседы я помню, но там эти лампы были затронуты косвенно и относительно них были одни догадки и гипотезы. Ничего по существу. 

А об официальной информации я тоже не слышал. Или забыл...

Господинъ хороший писал(а):

Ты написал, что "мы обсуждали". Под вами подразумевались те, кто обсуждал, так как я той дискуссии не помнил на тот момент и считал, что я мог в ней не участвовать.

А я подразумевал "мы с тобою". И думал, что ты это ещё помнишь.

Ну да ладно)

Для этого тут нужно постоянно сидеть и перелистывать все. Да, я кое-что могу и забыть.

А по какой причине изменили цоколь на нерезьбовой у длинных ламп? Кто может рассказать? Подтесали под импортные аналоги?

Наткнулся на интересные сканы, что за книга -- пока непонятно. Но на одном рисунке увидел знакомое:

//ipic.su/img/img4/tn/1552678675.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/1552678423.jpg)
//ipic.su/img/img4/tn/1552678424.jpg)

А к чему там подчёркивание в тексте? Вроде к натриевым лампам оно никаким боком, даже с учётом их низких тогдашних характеристик.

Просто к тому, что не в первый раз в старой литературе перечисляются довольно низкие значения, в отличие от указанных в ОМ 25000 лм. Может быть, это было на самом деле так, просто лампы были слишком несовершенны 
Про катоды -- это я для себя отметил. Интересно, что потом пришли к вертикальному расположению спиралей.

Все чаще приходит мысль, что, возможно, лампа все же на 140Вт, а не на 85.

Мне тоже кажется, что это ранняя 140-ваттка. Но назывались ли они уже тогда ДНаО? Вот это тоже не факт... Ведь те же ДРШ тогда ещё назывались как СВД например)

ДРШ ранее именовалась как СВДШ - сверхвысокого давления шаровая, СВД же, это раннее название ДРК-120, ртутно-кварцевой лампы высокого давления. 

Трубчатые лампы СВД были не только на 120 ватт.

Может быть, но ДРШ уж явно к трубчатым не относятся. 

Ну и хорошо)

Решился все-таки включить эту лампу. Приобрел английский балласт для SOX ламп мощностью 90Вт. Его описание есть тут. Расчет был на то, что если лампа на 85Вт, то 5Вт разницы особо рояля не сыграют, а если лампа (как уже предполагалось ранее) все же на 140Вт -- то тем более ничего плохого, кроме невыхода на режим, с ней не случится. Понятно, что это не совсем корректный подход, но без знания параметров лампы это все равно ближе к гаданию.

Лампа зажглась и действительно стала выходить на режим. Не знаю, сколько точно времени на это надо, но субъективно цвет разряда перестал меняться примерно минут через 7-8. Учитывая, что изначально цвет разряда был чисто неоновым, а к концу этого интервала времени стал желто-оранжевым -- можно предположить, что лампа вышла на режим или близка к этому. Правда, дожидаться, когда весь натрий испарится со стенок, я не стал.

Была проведена видеосъемка в несколько этапов; разница цвета свечения вполне себе заметна. Видео этапов тут: прогрев, фаза 1, фаза 2, фаза 3.

Несколько фото:

//ipic.su/img/img4/tn/1.1556379209.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/2.1556379210.jpg) //ipic.su/img/img4/tn/3.1556379211.jpg)

Попытка передать на фото реальный цвет свечения лампы:

//ipic.su/img/img4/tn/img_20190427_121912.1556379212.jpg)
//ipic.su/img/img4/tn/img_20190427_122043.1556379213.jpg)