ФП101


Тип:  ФП101  
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  1980...1989
 

Применяется как задний фонарь автомобилей, для подачи стоп-сигнала и габаритного света с подсветкой номерного знака. Выпускался для замены аналогичного фонаря ФП-13 (который имел схожий корпус и светофильтр из силикатного рубинового стекла). Корпус стальной вытянутый. На боковой поверхности выштамповано трапецеидальное отверстие для установки в него силикатного рифленого стекла. Выше сделано круглое дренажное отверстие. В днище выштамповано квадратное отверстие под клеммную колодку и два отверстия под штифтовые болты М6. Ламподержатель штампованный, под две лампы, по бокам имеет крепежные ушки, на которые устанавливаются лапки перегородки, делящей фонарь на два отсека. Эта вся конструкция закрепляется штифтовыми болтами, впресованными в корпус. Пластмассовая клеммная колодка прижата к днищу фонаря стальным ламподержателем. К гильзовым гайкам привальцованы контактные язычки, от ламподержателя они изолированы воздушным зазором. От случайного соприкосновения с днищем предохраняет полиэтиленовая прокладка. Пластмассовый светофильтр имеет две ступенчатые линзы: круглую на СТОП и вытянутую на ГАБАРИТ. Вся остальная поверхность имеет угловой светоотражатель.

Из коллекции krestovik. Добавлено: пн, 04.03.19, 03:17
(4)

Комментарии

Знаменитый ФП-101! Пошёл в производство и в народ с первыми послевоенными грузовиками Газ-51 и ЗиС-150. Был явно скопирован с американского образца - подобные стояли на "Додже-WC51", "Студебеккере US-6", "Виллисе-МВ", "Харлее-Давидсоне WLA-42", "Индиане-741" и другой ленд-лизовской технике. Как верно замечено, сперва комплектовался обычным стеклянным рассеивателем, позже заводы перешли на пластмассу. И ещё: на американских образцах встречались дополнительные шторки, "делители" рассеивателя на горизонтальные или вертикальные световые"щели" и т.п. Это было нужно для обеспечения безопасности движения ночью в колонне: видишь один огонь - дистанция нормальная, два - притормози, слишком приблизился. В СССР такие фонари были штатными для практически всех послевоенных грузовиков, многих автобусов и части легковых автомобилей до 1976 года, когда на сцену вышел "КамАЗ-5320". Окончательно от их заводской установки отказались в конце прошлого века, и то - ставили, если по какой-то причине современных фонарей не оказалось, а такие "завалялись" на складе. ФП-101 выпускались в двух вариантах: как на снимке, с дополнительным стеклом внизу, и без такового. Вариант со стеклом ставился слева, через это белое стекло освещал и задний номерной знак. Без стекла - справа. На экспортных вариантах для стран с левосторонним движением - соответственно, наоборот. Как верно написано, в пластмассовой крышке сделаны две линзы. Krestovik забыл только указать, что остальная поверхность представляет собой задний световозвращатель - катафот. Многие автомобили комплектовались, как ни странно, одним таким фонарём. Я встречал и грузовики, и джипы "Газ-69", у которых один ФП-101 стоял слева. Нижняя лампа - габаритный огонь и подсветка номера, верхняя - стоп-сигнал. Указателями поворота работали фонарики ПФ-101 с красным стеклом.Сейчас такое решение кажется странным, но до начала 1960-х годов, что называется, прокатывало. Вспомните: "Победа" и "ЗИМ" тоже только один "стопарь" имели. Позже на грузовики стали ставить два ФП101 и вместе с ними пришёл изрядный геморрой. Заключался он в том, что на советские автомобили внедрили американскую систему световой сигнализации, при которой передние указатели поворотов были белыми, совмещенными с подфарника и, а задние - красными, совмещенными с задними фонарями. Чья-то американская ослоумная голова догадалась совместить задние указатели поворота со стоп-сигналами. То есть при одновременном включении - скажем, торможением перед поворотом направо - левый стоп-сигнал горел постоянно, а правый мигал. Сэкономили две лампочки и метров 10 провода - зато коммутация подрулевого переключателя и "лягушки" стоп-сигнала получилась из серии "без бутылки не разберёшься". За океаном разбирались, скорее всего, с помощью "Джонни Уокера" или "Джека Дэниелса", у нас в дело шли "Русская", "Московская" и тэпэ. Самым оптимальным, на мой взгляд, вариантом была установка отдельных фонарей указателей поворотов - час возни с перекурами, зато проще, информативнее, да и аварийную сигнализацию организовать - не проблема. ФА-101 были очень популярны у мотоциклистов. Хоть на "Иж", хоть на "Восход", хоть на "Яву" они устанавливались "как здесь и были", хоть один, хоть два. Парная установка вошла в моду не знаю когда,но в 1970-е годы встречал немало "железных коней", так оборудованных. Шиком считалось, если металлические корпуса отхромированы. Добывали такие фонари разными путями. Не знаю, продавались ли они тогда в автомагазинах - но свинтить их с давно стоящего в дальнем углу грузовика/трактора/прицепа или с забытой в дальнем тупике дрезины ДГку обычно труда не составляло. А если что - можно познакомиться со слесарем "грузовой" автобазы, так он не то что за бутылку - за стакан бормотухи тебе такие фонари вынесет, и долго будет спрашивать, не нужно ли чего ещё.
(3)

Вот стеклянный рассеиватель от фонаря ФП13.

Он же использовался в сигнальных фонарях на стенах домов. Эти фонари указывали на близость люков с пожарными гидрантами (если не ошибаюсь) - трапециеидальная (при виде сбоку) фигня с такими красными окошками по бокам. Ночью её включали вместе с уличным/дворовым освещением.

А это - фонарь ФП101Б, без дополнительного стекла подсветки номера. Изготовлен в августе 1980 года.

Различные буквы относились ещё и к комплектации - имеются в виду лампы на 12 и 24 Вольта.

(1)

Ты уверен, что буквы относятся к напряжению ламп, из завода установленных в нём? Так как это один из моих любимых автофонарей детства и было у меня их много, я их встречал с разной логикой ламп. Минимум, было так - с верху одноконтактная, с низу - тоже. 2 - с верху одноконтактная (мощная), с низу - двухконтактная и, соответственно, с зади 3 клеммы выводов.

Все, какие мне попадались, были рассчитаны на одноконтактные лампы.

По имеющемуся у меня отраслевому каталогу 1989 года издания фонари обозначались так.

ФП101 - с лампами А12-21-3 (указатель поворота или сигнал торможения) и А12-5 (габаритный огонь и подсветка номера).

ФП101-Б - с лампами А12-21-3 и А12-5, правый отсутствует окошко подсветки номера

ФП101-В - то же, что ФП101, но с лампами А24-21-3 и А24-5

ФП101-Г - то же, что ФП101-Б, но с лампами А24-21-3 и А24-5.

Все, что Ты выше описал, как раз с двухконтактной лампой (А12-21-3) и простой (А12-5) должны иметь три(!) вывода. А экспонат то с двумя одноконтактными! Такой у меня был всеволишь один. Потому и вспросил.

Янис, двухнитевая лампа имеет обозначение с плюсом - А12-21+5. Лампа А12-21-3 - однонитевая, рабочее напряжение 12 Вольт, мощность 5 Ватт, 3 - вариант исполнения или модификация.

Вот! И не знал про такое! Выходит, у нас в базе автоламп вольшие проблемы, так как по виду определить модификацию будет трудно (невозможно). А индексов администрация не ставит - тоже не знает, к чему отнести...

В смысле?? У нас в Энциклопедии все лампы внесены вместе с точными индексами и параметрами, в точности в соответствии с каталогами...

Вот например упомянутая А12-21-3, см. также А12-21-2, А12-21-5.

Ну и ты хочешь сказать, что у нас в экспозиций нет не одной автолампы А 21-3? Неверю.


И тем не менее)

ФП101, "упрятанный" внутрь кузова легкового прицепа Мытищинского машиностроительного завода.

(2)
Чтобы "не прерывать повествование", добавлю сюда. Более ранний вариант того же мытищинского прицепа, от создания в середине 1970-х годов, оснащался задними фонарями ФП227-В от "Запорожцев" моделей 966 и 968А. Позже по неясно какой причине перешли на ФП101 и УП5, хотя эти фонари гораздо старее по происхождению.

Подозреваю, что те фонари были сняты с производства вместе с устаревшими "Запорожцами". В то время как более старые ещё вовсю выпускались.

Вполне возможно. Хотя по советским правилам полагалось запчасти выпускать 10 лет после снятия с производства данной модели. Фонари к такой категории тоже относятся, и в каталоге 1989 года они числятся как производимые только в запчасти. Забыл посмотреть, какой завод их делал. Скорее всего, мытищинские машиностроители просто "переиграли" в пользу более распространённых фонарей - всё же "запорожские" имеют ограниченное применение, а ФП101 и УП5 ставились на агромадное количество грузовиков, автобусов, прицепов и другую технику. Ну, и не забудем, что Киржач от Мытищ не так далеко.

Опять же, закладываться в серийном производстве на деталь, производимую только в качестве запчасти (=заведомо ограниченным тиражом и ограниченное время) – наверно было бы неправильно.

Посмотрел. ФП227-В делали в Виннице. Понятно, доставлять с Западной Украины ограниченное количество приборов малораспространённой модели, мягко говоря, неудобно. А Киржач и Вязники - и ближе, и более распространённые фонари делают, и из-за границы их везти не надо. Не считать же непреодолимым рубежом границу Владимирской и Московской областей.

Ну так-то тому же заводу ничто не мешало массово комплектовать свои вагоны светильниками, выпускаемыми на Западной Украине) Причём даже после распада СССР.

Taurus писал(а):
Эти фонари указывали на близость люков с пожарными гидрантами (если не ошибаюсь) - трапециеидальная (при виде сбоку) фигня с такими красными окошками по бокам. Ночью её включали вместе с уличным/дворовым освещением.

Здесь эти указатели представлены.

Светились только сбоку, через красные окошки. Спереди была приделана белая жестяная пластина с надписью "ПГ" (пожарный гидрант) и со стрелками с цифрами - указание, где он находится.

Вопрос: почему такого до сих пор нет в "Экспозиции"?

Там не жестяная пластина, а бумажка(?) под стеклом в жестяной рамке. Или же надпись на белом фоне, сделанная прямо на обратной стороне стекла.

В экспозиции нет, потому что никто из обладателей не пожелал выложить)

А нём не этот логотип нарисован случайно? Просто мелковато на фото, не могу рассмотреть.

Там мог быть логотип СОАТЭ, завод в Орджоникидзе/Владикавказе эти фонари тоже выпускал