Выключатель
Выключатель советский двуклавишный. Выключатели такой конструкции хороши, но громко "хлопают" при работе, если специально не замедлять вручную клавиши. Для разборки надо сперва утопить сбоку планку с помощью какого-нибудь тонкого предмета, например спички, она видна на втором снимке над винтами снизу, а далее в выключенном положении надо нажать на клавиши вниз и они снимутся. В прошлом над клавишами была люминесцентная полоска, которая светилась в темноте. В детстве в процессе всяческих опытов полоску подплавил (пластмасса с люминофором), поэтому её с той поры и нет.
На третьем фото видна одна клавиша выключателя с отдельным контактом, на котором уже видны обгорания от эксплуатации изделия. Данные выключатели можно использовать также как накладные, для чего сверху основания изнутри есть утончение карболита, которое выламывается для ввода провода. При установке на поверхность, разумеется, нужно снять распорки, которые нужны для удержания выключателя в коробке. Детально сами распорки и оборотную сторону у аналогичного одноклавишного выключателя можно увидеть тут, там же виден и логотип завода, делавший их, который мне не знаком.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Были такие выключатели, только с белыми клавишами. Точно помню, что покупались в квартиру во 2-й половине 1980-х. Не знал, что бывают желтенькие. Красиво.
Скоро я до своего добра доберусь и выложу (если меня не опередят)
Подозреваю, что изначально они задумывались как белые...
Вообще это унифицированная серия розеток и выключателей, у моих деда с бабушкой в квартире был (и до сих пор кажется есть) единый блок с 3 клавишами и 1 розеткой, причём зачем-то установленный на место двухклавишного выключателя . Третья клавиша и розетка соответственно никогда не работали. Вот только ни светящейся накладки, ни места под неё там не было.
А что за деталь сбоку, которую надо утопить? По фото непонятно совсем.
Подобные выключатели частенько попадались в детстве; в частности, их почему-то любили водители автобусов ЛиАЗ-677 устанавливать на "торпеде", для управления уж не знаю чем. Одна клавиша там всегда была включена, а вторая – выключена. Но вот фосфоресцирующей полоски что-то ни разу не видел на них.
Именно так оно и есть.
Просто не вижу на фото ничего похожего на этот язычок
Он с другой боковой стороны карболитового основания, не попавшего в кадр. Вот на этом выключателе видна та деталь.
А-а, теперь понятно, спасибо.
У родителей в квартире до сих пор есть в работе аналогичный блок из трёхклавишного выключателя и розетки, надо будет его изучить.
Как правило, изготовителем таких выключателей был Ленинградский завод "Электропульт", логотип в виде стилизованых букв "ЭП" в круге.
У меня таких выключателей одиночных и сдвоенных несколько, судя с внешнего вида изготовлены они одним и тем же заводом. Один в эксплуатацию не установлен, у него на обороте основания логотип в виде pd в овале. Кстати, эти выключатели можно и как накладные использовать - в основании есть утончения для вылома карболита для ввода проводов. Только для установки на поверхность штатные распорки уже конечно будут не нужны. Может завтра или уже в понедельник дополню свои электроустановочные изделия новыми фото (кроме тех экспонатов, разборка которых затруднена ввиду мест эксплуатации) с правкой описаний, а также загружу несколько новых экземпляров.
В 677-ых это была их, автобусов, "фишка". Открывали он двери. Вкл. - дверь открылась, выкл. - закрылась. Соответственно двухклавишники. Принципом работы этого новаторства я не интересовался.
Щелкали они громко. В позднее время звуки этих выключателей были слышны по стенам с верхних / соседних квартир.
Двери там вроде пневматическим краном управлялись...
Краном, да. Клавиша - самодеятельность водителей. Так же как и тумблер переключения передач слева от водителя на раме форточки. В оригинале там автомат, но рабочим я ео не видел никогда. Всегда водитель вручную переключал. Вот тут видно этот тумблер и есть его обсуждение в комментариях к фото.
Ну надо же, у нас на этом месте тумблеров не встречал. Их вроде куда-то на руль или около лепили. Мне вот другое непонятно: как можно электрическим выключателем заменить (продублировать) пневматический кран? И кстати, была ли штатная возможность открывать двери по одной? Я так понял, это опять же достигалось шаманством с давлением воздуха.
На руле там штатный переключатель АКПП, но исправную коробку я лично не видел, везде приколхожен или тумблер этот был или ещё какой нибудь переключатель. Хотя с завода то они явно приходили исправные, просто мне лично не попадалось непеределанных. В Москве, возможно, они все с исправными АКПП были, вот и не ставили тумблеров.
А открывание дверей штатно по одной тоже предусматривалось, кран в разные положения ставился. Но вот как реализовано электрическое управление - я сам не знаю, но раз это массово делалось - видимо там не совсем пневматика, электрические клапана есть какие нибудь.
Обычно один пневмокран заменяли двумя электропневматическими вентилями от автобуса ЛАЗ. Вентили управлялись выключателем.
Помню, они активно продавались в начале 90х. Ещё были красного цвета.
А это не электропультовские выключатель случайно? Какой там гоготип? А то я хотел всю линейку таких белых выложить, ищу по заводу-изготовителю и не нахожу. Стал просматривать раздел "выключатели" и увидел эти желтые.
Так в описании есть ссылка на аналогичный одноклавишный, где логотип изготовителя опознан и сказано что они одного изготовителя. Там не "Электропульт", другой завод. Я тоже встречаю такие исключительно от "Электропульта", но оказалось, что есть ещё и украинские такие.
Точно, у них немного другой внешний вид. Тогда выкладываю белый набор от "Электропульта".
Тоже где-то были подобные, вроде как раз от "Электропульта", насколько помню, но чот не нашел у себя. Жду Ваши экспонаты
Нет, он должен быть произведен Харьковским ПО "Радиореле", как и одноклавишный по ссылке, ибо все они на вид как от одного завода. Не хотел уже этот вынимать с коробки, чтобы маркировку на нем проверить.
Мне на барахолке такие попались в редкой расцветке с оранжевыми клавишами, правда купить не успел, кто-то прямо передо мной их забрал. Так и не узнал, кто их производителем был. Но у них резинок на лапках вроде не было, как у Электропультовских.
Dominique, спасибо
Кстати, как пишет Назар, у этих выключателей присутствовала любопытная деталь – светлая полоска повыше клавиш, которая была покрыта фосфоресцирующей краской. Так что выключатель какое-то время можно было безошибочно найти в темноте. У электропультовских вроде ничего такого не было.
У выключателя на фото эта полоска как раз и была, но после его установки в работу на этом месте я ее снял (было то довольно давно, свыше 10 лет прошло), чтобы поиграться. И случайно поджег и расплавил ее...
Кстати, да. Я таких вживую не видел, у вариантов от Электропульта и Кизлярского завода такой полоски не было. У меня сейчас только один выключатель подобного типа, одноклавишный от Электропульта. Остальные пока в процессе поиска, может удастся найти и такой комплектный, с полоской.
Кизлярский завод? У нас вроде такого нет. А ссылка на безымянную вилку...
Ну Кизлярский завод у нас в базе есть. Просто ссылка у Алекса неверная получилась. А вообще в Кизляре ещё и электроаппаратный завод есть, который тоже разную электроустановку производил. Там логотип в виде буквы "Э" с точками.
А так, такие выключатели ещё и Гомельский завод "Электроаппаратура" выпускал. Но с подсветкой действительно только Харьковские.
Да, со ссылкой ошибся, исправил вот...
А у Гомельского какой логотип? Буду еще искать такие выключатели, может попадутся, просто чтобы знать.
Гомельский логотип у нас в базе. В экспозиции есть блок БВР-3 производства этого завода. А вообще он много чего производил, по электроустановке особенно.
Спасибо, буду знать теперь)
Сорри, ошибся, поправил теперь. Вот этот выключатель.