Во времена далёкие, теперь почти былинные, такие малые архитектурные формы, как фонарные столбы, проектировали, разрабатывали и изготавливали - с любовью, что ли. Чтобы они не просто торчали и фонари на себе несли, но и чтобы выглядели если не произведениями искусства, то хотя бы чтоб на них было приятно смотреть.
До Великой отечественной войны и некоторое время после на стальные столбы ставили навершие - красивую раскоряку чугунного литья под один, два, четыре и большее количество светильников - СПШ, СПО или аналогичных. Светильники на таких раскоряках прекрасно вписывались в архитектуру улиц и площадей, застроенных массивными зданиями в стиле сталинского ампира. Да и что говорить - на стратегических материалах вроде стали, алюминия, чугуния и прочего не экономили.
Кое-где эти раскоряки сохранились до сих пор. И - редкие случаи: светильники на них ещё работают! Вряд ли фонари сохранились с тех времён - чаще всего висят и работают современные. Или не совсем современные. И хорошо, если они подходят к раскорякам по дизайну. Зачастую старое+новое выглядит - ну, как если бы дама сделала соответствующий макияж, причёску, надела бархатное вечернее платье, в тон ему - перчатки до подмышек, ажурные чулки... И кирзовые сапоги!
Впрочем, смотрите сами.
Первые два снимка - столб на территории бывшей автобазы на Новохохловской улице в Москве. Как видите, от "родных" светильников и памяти не осталось, зато сбоку "хайльгитлер" с ДРЛ-250 пристроили. Можно видеть, что подвесные изоляторы и провода с тех времён сохранились.
Снимал из окна проходящей электрички, потому извините за некоторую размытость.
Третий снимок - столб на въезде в Подольск с севера, по Варшавскому шоссе - в Подольске оно перетекает в проспект Юных Ленинцев. Располагался он там сколько себя помню, а вот светильники - современные, с ДнАТ, но "старого" дизайна - установили где-то в середине нулевых
Потому что их надо не только прикрепить, но и вставить в нужное место сообщения.
Эти кронштейны чугунного литья с фонарями, похоже, изготовленными на заказ, стоят слева и справа от въездных ворот на территорию Всесоюзного института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) на Варшавском шоссе, в километре от МКАД, с левой стороны. Давно не работают - сами видите, стекло по цвету с чугуном сравнялось.
Тот же ВИЛАР, но через дорогу: въезд на территорию, где этот НИИ свои сады и огороды держит. Облезлая раскоряка осталась, а освещением заведуют РКУ и "Амбассадоры" (последние на снимке не видны)
А это - те самые "кирзачи под вечернее платье": СППР-125 на столбе на Комсомольской площади. Снимок сделан 4-5 лет назад, когда они там ещё стояли.
Изображения не прикреплялись
Спасибо, сделал.А это уже шутка художника. Обнаружена в журнале "Крокодил" года так 1958-1965-го, называется "Предусмотрительный болельщик". Как видите, художник хоть и упрощённо, но изобразил используемый в те времена вид столба с фонарями уличного освещения.
Пример того, как надо делать. Столб ещё Сталина помнит, а вот аналоги СПШ - современные, и прекрасно вписались в дизайн. Место - возле станции монорельсовой дороги "ВДНХ" - собственно, оттуда, с платформы, и фотографировал.
Вариант не литой, а сварной. Вероятно, когда-то нёс на себе СПО-200 или что-то аналогичное. Обнаружен в Подольске, на проспекте Ленина.
Тоже Подольск, проспект Юных Ленинцев, тоже сварка из стальных труб. Как говорится, простенько и со вкусом. Как видите, и один СПО-200 "зависелся".
Такого же вида столбы некогда стояли и в соседнем городе Щербинка. Сейчас сохранилось два, с остатками "шляп", которые, естественно, давно не работают.
Есть у меня немного материала и на эту тему, надо поискать..
Около школы имени Зои и Александра Космодемьянских.
А это не они случаем? Весьма похожи.
Похожи, но не точно такие же; видимо, одна из вариаций.
По крайней мере точно не под заказ.
В ленинграде, на Московском проспекте, было нечто подобное до реконструкции на Амиру.
Можно:
Вообще подумываю может весь альбом на нашу площадку перетащить? Музей всё-таки известный, вдруг кто там ещё не был
Я там не был.
Хотя в Москве был не раз. Перетащи, будет полезно. Только нужно это дло как нибудь оформить.
Ну это само собой
Как говорится, остатки былой роскоши. В Краснодаре и в Краснодарском крае тоже были стальные столбы с декоративно оформленными навершиями. В 1978 году лично видел, как всю эту красоту снимали ради расширения Северной улицы. Куда те столбы дели - не ведаю, в металлолом, наверное, сдали.
Этот столб - без консолей для фонарей или троллейбусных проводов - сохранился в глубине дворов частного сектора Новороссийска. Видать, спецы из крайэнерго решили, что его проще оставить, чем доставать и заменять чем-то более современным.
Литые чугунные, или ажурные стальные кронштейны, устанавливал каждый более-менее уважающий себя город. Порой они делались под заказ огромными партиями, а порой были совершенно типовые. Вот немного из освещения Омска 50-60-х. Сохранилось конечно считанные единицы, но тем не менее что-то охранилось и можно даже сейчас представить, как это когда-то давно светило...
Самые первые кронштейны, появившиеся в городе во время установки опор троллейбусной сети, в 1954-55-м годах. Продержались вплоть до середины 60-х, когда были вытеснены консольными светильниками. Изначально шли с Шаровым плафоном. в Последствии со С(З)ПЗ(П)(Р) различных модификаций.
Вторая модель кронштейнов появилась в городе около 1953 года - когда выстроиил новый Комсомольский Мост, и следственно оформляли подходящие к нему улицы в едином архитектурном ансамбле. Продержались так же долго, до середины 60-х, и даже сохранились до сих пор.
Третья модель появилась во время строительства нового городского района - тоесть году в 1955-57-м. Причем столбы в последствии просто переоборудовали обрезав плечи для подвесных светильников и сшибая чугунную шишку, приваривая туда Г-консоль.
до наших дней они дошли в основе своей либо рабочие но переделанные, либо нерабочие оригиналы, причем на закрытых территориях.
четвертый вид кронштейнов появился в городе в 1959-м году - и только на одном мосту через иртыш, который строили спецы из Ленинграда - возможно от этого стобы и несут некий питеркий колорит...
уцелел столб всего-навсего один, от чего становится очень грустно...
А уже с 1962-3-го в городе появились первые консольники - СКЗПР, производившиеся в Новосибирске - с тех времен подвесные светильники медленно вымирали.
Вот такая красота до сих пор стоит и работает на Театральной площади в Москве - 12-фонарные раскоряки, с современными светильниками с ДнАТ. Рядом - 4-фонарные, с современными аналогами СПШ. Тоже с ДнАТ.
В районе главного входа на ВДНХ тоже были такие "раскоряки", сейчас смотрю их заменили на какое-то современное дерьмо, сляпанное из водопроводных труб
На территории лучшего в СССР ВУЗа ещё живы опоры с раскоряками образца 65-70-летней давности. Правда, светильники в большинстве своём современные, с лампами ДнАТ. И не все работают.
Последний снимок - образец того, как делать не следует. Гранённые фонари "под старину" с раскоряками ну никак не смотрятся.
Да и КПД ниже плинтуса...
Благодаря Константину Зайцеву удалось выловить установку новых раскоряк на Фрунзенской набережной в Москве. Судя по всему проект возвращения староформатных фонарей весьма широкий размах обрел - но вот будет ли от этого толк - непонятно...
Не может не радовать тот факт, что проводка подземная. Ссылка на видео процесса монтажа консоли: http://www.youtube.c...
Осталось отлить СПО1000 из чугуна.
Злится опора на мужика, что ПВС не лезет в брюхо.
Еще б, так перекрутить. Хорошо еще, что не толкали снизу вверх. )
Это называется "из огня да в полымя". То чисто функциональный свет с СИПом по деревенскому образцу, то вдруг точное копирование светильников 30-х с подземкой. Неужели нельзя найти средний, оптимальный вариант?
Видел я эти улицы, освещённые типа аутентично. Тротуары прямо-таки залиты светом, он там избыточен. А вот на проезжей части стало заметно темнее, видимо возвращаемся к тем самым 30-м....
Может там накал? ЛОН1000 ))
Да нет, там хуже: пресловутые ДНаТ-70 (100)
Херня на постном масле: 4 фонарика на одной опоре жрут почти как полноценный ЖКУ-400, но при этом почти ничего не освещают.
Снятые консоли с ЖКУ16 бросили рядом с опорами:
Круто. Стырить можно?
Прямо с консолью , а скажут, скажут - совсем джамшуты оборзели, все тащат .
Ну при наличии инструмента можно попробовать, хотя палевно там уж больно. У некоторых светилей ещё лампочки потырены вместе с плафонами.
В телерепортаже почти год назад об этом же сообщали. Смотрите с 8:00 минут http://russia.tv/video/show/brand_id/5403/episode_id/1164943
Так то были только первоначальные проекты. Да и к тому же без интересных для нас подробностей, в виде монтажа и даже вполне различимых конструктивных особенностей. Так что репортаж годичной давности менее ценен.
"Фонари отработали не один год..." ахренеть достижение, если новые прослужат 5 лет это будет мега прогресс?
А чего туда ЛОН 500 не запихали, надо было.
сПережение не позволяет, равно как и фанатичная любовь Моссвета к рыжему натрию. Фонарики кстати повесили такие же как и здесь.
Короче заработали эти раскоряки:
Общая освещённость довольно унылая, даже под опорами не особо светло, хотя по 4 фонарика на раскоряку, а тем более на проезжей части. С МГЛ на Лужнецким проезде и рядом не валялось.
История развивается по спирали - ещё один тому пример.
В данном случае это не история, а скорее мода. Т.к. техническая нецелесообразность "раскоряк" для освещения автодорог уже давно не вызывает сомнений.
Причем с установкой раскоряк заменили и фартуки на аналогичные тем, которые устанавливались в 1930-50-х.
Разумеется! Для полноты картины. Не станете же вы одеваться по моде того времени - кепка-"плевок", габардиновое пальто, широченные штаны - и кроссовки "Найк" последней коллекции.
Что же до яркости освещения - тут, конечно, можно дискутировать до бесконечности. Когда-то, с обычными лампами накаливания, фонари светились, казалось бы, достаточно ярко - однако едва-едва освещали пространство вокруг себя. Это отразилось даже в мультфильмах - например, "Машенькин концерт" или "Ну, погоди!" второй выпуск.
Теперь - с практической точки зрения о современных раскоряках. Технологию изготовления рассматривать не будем, оценим светотехнику. Размер - как в "старые добрые времена", длина "стрелы" - примерно с бетонного "гускака" или 1/2...1/3 трубостойки "хайльгитлера". Учитывая, что имеем дело не с узконаправленным прожектором, а с фонарём общего освещения - разница в полтора-три метра некритична. Сам светильник - с ДРЛ/ДнАТ-400, закрыт прозрачным (а не молочно-белым) стеклом, иногда с полированным отражателем, то есть по характеристикам - тот же ЖКУ/РКУ.
На мой взгляд - если такие раскоряки поставить на улицах, застроенных домами того времени, то они вполне впишутся в пейзаж.
Снег - плохой спаситель - по фотгогорафиям явно видно - мощность светильников слишком мала для того тобы светить ярко. Но тут уже выбор какбы небольшой - ярко но современно, или красиво и аутоэнтично, но расплатимся за это световым потоком.
Думается мне, что главной целью мероприятия является всё же банальный распил. Ибо стеклопластиковые фартуки, сделанные по мотивам чугунных прототипов 30-х годов, выглядят примерно как имитация лепнины из пенопласта – дёшево и безвкусно. Особенно после того, как мимо проедет пара снегоочистительных машин.
Далее. Эффективность освещения по сравнению с ранее применявшимися консольными светильниками абсолютно несомненно страдает. Дело даже не в том, что консольник был большей мощности и находился ближе к оси дороги, чем "гроздь мелочи" вокруг столба. Дело в его КСС: она была ориентирована в правильном направлении относительно проезжей части, и именно исходя из неё было выбрано расстояние между опорами. В итоге сильно страдает равномерность освещения, как вдоль, так и поперёк оси дороги. Сильно подозреваю, что даже отечественные нормы СНиП при этом грубо нарушены, не говоря уже о западных.
Кстати, реальный исторический прообраз "раскорячного" освещения был вполне неплох, за счёт как более высокого светового потока ламп, так и того, что сами лампы были белые... (как известно, желтизна света снижает психологическое восприятие освещённости).
Есть ещё третий вариант: ярко и современно, но со стилизацией под старину:
Собственно, за бугром так в основном и делают.
Вполне возможно, при применении МГЛ или хотя бы ДРЛ освещенность смотрелась бы как большая. А по поводу старого совещения - у нас, если мне не изменяет память, СПО-500 был с плафоном-колоколом - часть светового потока естественно терялась, но открытый снизу плафон не резал яркость лампы. А когда пошли ШЗУ-1000 и СПЗ(СЗП) то вообще весь свет отражался и направлялся вниз.
Историческая фотография реально бы наверное выглядела так:
Страницы