ИЛО 220-230-25-3 (СЭЛЗ)
Уличная праздничная иллюминация с такими лампочками - непременный атрибут городской эстетики 80-х. Перед праздниками электрики с автовышек вкручивали их в "инсталляции" уличной иллюминации, приделывавшейся обычно к фонарным столбам уличного освещения. Обычно это были "звёзды" и "факела", довольно незамысловатые контуры из гнутых сваренных стальных полос, разгороженные внутри такими же полосами, усеянными простыми карболитовыми патронами под обычные лампочки, включавшимися группами поочерёдно электромеханическим прерывателем, стоявшими у "звёзд" по центру, а у "факелов" в углу конструкции. Реанимировали, когда удавалось, "закисшие" от влаги за год прерыватели и улицы празднично преображались. Тогда было невдомёк, что это специальные лампы, окрашенные уже с завода, в отличие от тех, которыми украшали городские и чаще ведомственные новогодние ёлки: те красили "на месте" цапонлаком.
Одно из самых тёплых, праздничных воспоминаний детства - поздними морозными вечерами в новогодние каникулы выйти вечером с отцом гулять, подходить к такой иллюминации, слушать "мурчание" прерывателя и любоваться игрой матового света этих ламп, а потом идти к другому фонарю с иллюминацией, где звук прерывателя уже отличался, да ещё и перебегали голубоватые искорки от его якоря, если крышки кожуха не было на месте. И так жаль было всего этого, когда заедало прерыватель и вся конструкция "замирала", а хулиганьё, развлекаясь, било эти лампочки, не снятые вовремя электриками. С распадом СССР стало вовсе не до них и остатки этой иллюминации в 90-е были срезаны, на фонарных столбах оставались лишь следы креплений. После замены мачт уличного освещения о них уже ничто не напоминает, только вот такие лампы, которые ещё иногда можно встретить на интернет-барахолках.
Узнав о них совсем недавно, "пробежался" по "авито" и вот они, "родные", СЭЛЗа, выпуска конца 80-х годов. Серия ламп для уличной иллюминации и подсветки витрин магазинов, в которую входили также жёлтая ИЛЖ, красная ИЛК, голубая ИЛГ и зелёная ИЛЗ. Грушевидные или реже с колбой в форме "грибка" обычного "бытового" формата с цоколем Е27, мощность 25Вт.
Колба этой лампы кажется розовой, но здесь первичен цвет свечения. Если включить в сеть, всё становится на свои места. Помимо заводского клейма, характерная особенность этих ламп - они окрашены изнутри колбы матовой краской при изготовлении. Оттого свечение их очень мягкое, нить накала практически не видна. Окраска не доходит до цоколя, так, что сквозь непкрокрашенную полоску стекла можно разглядеть токовые вводы и нить накала.
На последнем фото - ИЛЖ, ИЛО, ИЛК рядом, для сопоставления цветов. Освещение - дневной свет от окна при пасмурном небе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Да, чет явно проблема с цветопередачей у камеры, цвет прям идентичен как у соседней ИЛЖ, хотя светит она более персиковым на самом деле.
Проблемы с цветопередачей никакой нет. Чтобы разрешить все сомнения, добавил последним сравнительное фото при дневном освещении.
Я про фото в работе лампы имел в виду.
Цветопередача сильно зависит от экспозиции, которую трудно поймать для светящихся объектов. Правильная цветопередача только в области нормальной экспозиции. По-хорошему, надо цифрозеркалку со вменяемым балансом белого и режимом "М". Но чего нет, того нет. Фиксировать баланс белого для заполняющего освещения, скажем, на 3200К и снимать сравнительное фото нескольких светящихся ламп сразу, либо по отдельности всех на экспозиции по первому сюжету
Добавил здесь ещё фото в работе.
Не знаю, в каких городах как, но в Ставрополе в 90-е всю эту иллюминацию никто не срезал, а в 00-е она даже работала, и продержалась года эдак до 2012-го.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(3)Ну Вам просто повезло. У нас в 94-95г. по ночам сильно не все фонари-то горели. Можно было завалиться в канаву просто так, возвращаясь домой поздно августовской ночью: не было видно вообще ничего. Оставшиеся фонари горели разве что на перекрёстках. То были времена, когда на рынке можно было купить перегоревшую лампочку. Это для совестливых было предложение, кто просто так не решался выкрутить лампочку в подъезде... Какая уж там уличная иллюминация.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)Тут скорее в пофигизме дело: какой-то особой ценности эти железяки не представляли, больше ушло бы на то, чтобы их снять. А в 00-е просто восстановили. Хотя действительно не припомню такого, чтобы в Ставрополе улицы по ночам не освещались. Может быть где-то в частном секторе, вдалеке от основных маршрутов ОТ, но меня туда ночами никогда не заносило.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(2)Всё-таки краевой центр, не провинция какая-то. Наверно, в этом причина.
К концу 80-х иллюминаций с рабочими прерывателями уже почти не осталось. Они либо статично горели, либо не включались вовсе. Т.е., уже тогда приходили в упадок. После 91г. их уже никто не включал на праздники и не занимался ими. На содержание в рабочем состоянии нужны средства, которых даже на обычные фонари не хватало. Потом коммунальщики, видимо, решили, что оно им мешает.
А разве эти конструкции круглый год на столбах висели? Насколько помню, появлялись они только в периоды праздников (Октябрь, Первомай), а дальше демонтировались и увозились.
У нас - да. Несущими у них были фактически два профиля - "уголка" горизонтальных, сверху и снизу, между которыми она помещалась. Они же были приварены к столбу. Скорее всего, там между ними 3й профиль был или, вероятнее всего, вся рама была из одного профиля, соггнутого под 90о в 2-х местах с выборкой сегментов и в этих мествх проваренная. Вся конструкция стационарно крепилась к фонарному столбу, на монтаж-демонтаж оно явно не было рассчитано. Точнее, при демонтаже оно приходило в состояние металлолома. Т.е., после демонтажа там сохранять даже при желании было нечего.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)Что здесь, что здесь можно заметить достаточно массивные конструкции, которые не так-то просто снять и увезти, разве что порезать на куски.
Я конкретно про "звёзды" и "факелы" московского образца.
Кстати да, зацепило это воспоминание про вращающийся прерыватель. Долгое время я просто не задумывался, как обеспечивается это «сияние звёзд» и «пылание факелов». Пока однажды, году так в 1987, мы с родителями не забрели на праздник в какое-то тихое место, где со столба было отчётливо слышно жужжание электромотора, находившегося в центре звезды. С тех пор я уже знал, зачем ей нужна эта железная не светящаяся сердцевинка)
А вот где находились аналогичные штуки у факелов, я так и не успел разглядеть. Там вроде вообще не было глухих элементов...
Так помню, что обычно сбоку от конструкции, ближе к фонарному столбу. Когда электрикам их надоедало чинить, просто включали все лампочки и оно просто горело. На сайте есть примеры прерывателей для иллюминации, но они сложнее, чем те, что мне запомнились.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)Ку-ку! Читаю зачитываюсь. Не знаю, как там 1987 год разработки в Саранске, но в 1964. году Рига шлёпает вовсю. И это я ещё на скорости не отыскал светлозелёную и белую.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(5)Ты не понял видимо) В 1987 году Саранск "разработал" (="научно обосновал") подорожание на 12%
А так иллюминационные лампочки были уже в общесоюзном каталоге 1947г. (а наверняка и раньше, просто данных нет), причём в ассортименте мощностей и колб.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)- А не спешите нас хоронить..!
- А у нас ещё есть дела..!
(с).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(3)