СМ 3-0,6 (МЭЛЗ)


Тип:  СМ 3-0,6  
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
 

Миниатюрные лампочки крайне оригинального форм-фактора, который даже не сразу признаёшь за лампочку, а не за некий крепёжный элемент. Происходит это благодаря цоколю с метрической резьбой М8. Не исключено, что эти лампы были разработаны в качестве аналога неких импортных моделей специального назначения (предположительно – подсветка приборных шкал в самолётах). Миниатюрная колба чем-то напоминает сильно уменьшенную бытовую криптоновую лампу накаливания)

Данная коробка происходит из закромов Электрозавода.

Из коллекции Dominique. Добавлено: вс, 07.04.24, 01:07
(4)

Комментарии

предположительно – подсветка приборных шкал в самолётах

Судя по тому, что есть наружная резьба, это скорее сигнальная лампа, на которую должен был навинчиваться цветной колпачок. Для приборных досок там, как правило, другое решение: "Фонари" с красной подсветкой по периметру козырька приборки, либо люминесцентные шкалы и фонарь УФ-подсветки. Ну и всё это дело, как правило, на напряжение бортсети 28В.

А напряжение рабочее какое, 3В?

Ну да, 3В. Но если на эту лампочку даже накрутить колпачок, дальше-то что с ней делать? В этом, собсно, и весь вопрос)

Смотреть на неё. Вдруг красным загорицца? (Например)
3В для бортсети странное напряжение. Как правило, ниже 28В не встречается.

Дык это, прежде чем на неё смотреть, неплохо бы сначала её куда-то установить. Весь вопрос, куда? С таким-то конструктивом, плюс некий гипотетически_накрученный колпачок. Вам известна самолётная арматура, рассчитанная на такое?..

Мне - нет, т.к. известные мне шины на а/т, где могут применяться индикаторные лампы накаливания, т.е., с классическими "будильниками" 1960-х - 1970-х г..г. это, как сказал выше - основная 28В постоянного тока (от генераторов), 36В 400Гц 1- и 3-фазная, через умформеры. Подключение каждой отдельной такой лампочки через резистор к сети 28В не рассматриваю.
Но, могу предположить, что, например, в хозяйстве бортинженера могут быть условные схемы систем, например, топливной, гидросистем, основных шин и вот на них-то и могли стоять индикаторные лампочки, свидетельствующие о проблемах: засорение фильтров, падение давления, пропадание напряжения и т.п. Поскольку схемы компактны, стандартный "глазок" там не подойдёт. Если б этот вопрос возник в 2012г, я эти панели ещё б и отснял в Ульяновском музее ГА.
Ещё одно предположение - для наглядных учебных пособий для курсантов / слушателей, с той же целью.

Для указанных целей вполне себе существовали индикаторные лампочки СМН со штифтовыми цоколями, а также арматура для них, как раз с разноцветными колпачками, специально предназначенная для установки на щиты и приборные доски. А у этих лампочек форм-фактор ну никак для такого не подходит. Не напрямую же в доску их было вворачивать)

Если поиском глянуть приборки БИ Ил-86 и Ил-62, то нечто похожее на то, о чём я писал, в левой части оверхеда первой и слева перед лицом БИ второй - контур фюзеляжа, утыканный гнёздами под лампочки. Прямо в приборку, да. Но конечно не факт, что там именно такие лампочки были, а не, например, СМ28-0,05-1. на штатное напряжение бортсети
СМН тут неформат, она неавиационного назначения, наверно. "Авиационность" в названии - отсылка к неким отраслевым стандартам.

Более вероятное назначение - во вспомогательном и аварийно-спасательном оборудовании, как отметили ниже. Там 28В нет и не нужно.

Я не понимаю, при чём тут вообще напряжение бортсети. В серии СМ огромное количество ламп на напряжения 2.5, 3, 6.3, 7.5, 13, 15, 24, 26, 27, 28, 115В. С самолётами их роднит не напряжение, а вид оборудования, которое характерно именно для самолётов, например те же радиостанции, отмеченные ниже.

А если обратить внимание на (метрический) цоколь этой лампочки, то становится понятна принципиальная разница между ней и теми же СМН/НСМ или СМ28-0,05. Индикаторным лампам такой цоколь в принципе ни к чему, а вот в приборах с оптической индикацией/прецизионной подсветкой такие вполне себе применялись.

те же радиостанции, отмеченные ниже

Р-105 к самолётам вообще непонятно каким боком, позиционируется как войсковая носимая. Авиационного УКВ-диапазона вроде она не знает, и даже если и был бы он там, всё равно это не делало бы её авиационной. Ей даже в АСП делать нечего. То, что в ней стоит лампочка, позиционированная как авиационная, делает её не более авиационной, чем гирлянду "Льдинка", в которой может быть аж 24 "самолётных" лампочки Rofl

В серии СМ огромное количество ламп на напряжения

Это как раз и вызывает вопросы: "Зачем умножать сущности...?"

Лично я сам в детстве своими загребущими десятью пальчиками извлекал из авиационых прыборов данный вид лампочек. Что были за прыборы - и не спрашивайте, кругые были. А меня тогда лампочки интересовали, вот и я их там выявил.

(1)

Янис Лиепиньш писал(а):

Лично я сам в детстве своими загребущими десятью пальчиками извлекал из авиационых прыборов данный вид лампочек. Что были за прыборы - и не спрашивайте, кругые были. А меня тогда лампочки интересовали, вот и я их там выявил.

А точно там такие были? Скорее всего, СМ28-1,4 точно такого же форм-фактора, только чуть большие по размеру.

Такая лампочка применялась в подсветке шкалы симплексной ранцевой радиостанции Р-105 (возможно и других), питание станции от двух аккумуляторов по 2,4 вольта, соответственно питалась от одного из них.
(2)

В фонарике она применялась: ФМ-1 из комплекта НАЗ - носимого аварийного запаса.

(1)