Давно хотел обсудить эту тему, интересовавшую меня с детства. Заметил тогда, что новые (на тот момент) машины имели занятные дополнительные огоньки, на первый взгляд не имеющие особого практического смысла. Разумеется, этим они становились только привлекательнее
Вот, например, «Москвич-408»:
«Москвич-412»:
«Москвич-2140»:
«Волга ГАЗ-24»:
«Волга ГАЗ-24-02»:
и даже «Запорожец ЗАЗ-968»:
Да и у ранних РАФ-2203 они также присутствовали, ещё не превратившись в габариты (а передних габаритов и вовсе ещё не было):
Хорошо помню, как в начале 80-х любил стоять на обочине шоссе и заниматься «споттингом» машин с такими фонариками. Их тогда попадалось сравнительно много, но было несколько «но»: иногда они попадались на машинах, где не были предусмотрены изначально (колхозинг, например на «Москвичах-427»), и практически никогда они не встречались во включённом состоянии. А на «Жигулях» любых моделей они и вовсе никогда не появлялись.
Очень расстроило, когда выяснилось, что все «новые» модели автомобилей (начиная примерно с 1980 г.) шли уже без этого артефакта. Например, поздний «Москвич-2140», «Запорожец ЗАЗ-968», «Волга ГАЗ-24-10», не говоря уже о более новых моделях. То есть это явление было очень и очень краткосрочным (ориентировочно с середины по конец 1970-х).
Взрослые, далёкие от автолюбительства, на все мои расспросы ничего внятного ответить не могли. Да и даже сосед по даче, владелец шикарной тёмно-синей «Волги» с вожделенными фонариками на задних стойках кузова, не только не знал, для чего они предназначены, но и не смог найти, где и как они включаются. В общем, это было сплошное расстройство .
Уже в зрелом возрасте, дорвавшись до интернета, удалось выяснить, что это некие «стояночные огни», вроде бы предназначенные для обозначения места выхода водителя или пассажиров. Управляться должны были, соответственно, вручную и раздельно для левой и правой сторон кузова. До сих пор неизвестно, насколько достоверна эта информация. В связи с этим ряд вопросов к (возможным) знатокам:
- что это всё-таки за огонёчки и каков порядок пользования ими? Иногда попадались машинки, сиявшие ими как габаритами, но это всё же были очень редкие исключения.
- какие ещё советские машины были оборудованы подобной светотехникой?
- наверняка их внедрение было связано с неким международным (=западным) стандартом, с каким? И почему это так быстро стало неактуально?
- известны ли иностранные машины с аналогичными огнями? Какие?
Я думаю смысл все таки был, включенные габариты наверное за час "высосут" аккумулятор авто, а эти могут и сутки гореть. да и оптимизация о себе дает знать) все это денег стоит. У меня помню на шестерке на торцах передних дверей красные фонари были, откры дверь и он загорается.
Да ладно, там же одинаковые лампочки! Если мы не про ближний свет в фарах, а именно про отдельные габаритные огни.
Это кстати да, помню. Разумно сделано. Вроде на трёшках тоже такое было.
Ну как же одинаковая то? в этих фонарях лампы стоят с цоколем B9s, это максимум два по четыре ватта (а в те времена наверное лампы только 1-1,5 свечей были). А теперь если габариты допустим "джиппера" это судя по фонарям четыре лампы А12-21/6 и номер похоже АС12-5 итого 34 свечи (ватта) и еще надо схему смотреть при выключенном двигатели, но при включенном зажигании какие еще потребители могли работать? панель приборов,зажигание и т.д.
А джиппер это что?
Сравнивать фонари имеет смысл только при одинаковом количестве, ясен пень, что один стояночный огонёк по любому намного экономичнее, чем 4 габарита + номер) Только толку от него, такого...
До начала 2000-х (в 1998г. точно) в ПДД еще упоминалось про эти стояночные огни, вроде бы в разделе "Остановка и стоянка", потом как-то незаметно про них забыли. Это нужно найти старые Правила, желательно еще советские и там поискать, но мне смутно припоминается, что они фигурировали при стоянке транспортных средств вне населенных пунктов.
Из инструкции по эксплуатации Москвич 2140:
Интересно, что выключатель находится со стороны пассажира под бардачком))
О как я почти угадал, стояночные огни только даже представить не мог что один включается. А Джипеер,джоппер,запор мы так в детстве запорожцы называли.)
Постепенно обнаруживается, откуда собственно "ноги растут"
Франция, 1959 год:
Сначала даже подумал, что показалось, но потом удалось разглядеть поближе – явно фонарик:
Да и на машинах других марок что-то этакое тоже виднеется (смотреть у основания задних стоек):
Кстати, и у знаменитого Citroen DS-19 верхние огни в хромированных трубках – тоже, похоже, из этой же серии (а не просто габариты или дублёры стопов):
Выходит, у нас с опозданием на 10-15 лет стали внедрять эту идею, когда на западе от неё уже отказались)
Кстати, а что за штучки по бокам у этого рафика? На огни вроде вообще не похожи.
Похожи скорее на катафоты. Хотя, может и огни.
А РАФик красавец!
А как "рафик" проскачил без водяных знаков?
Видимо, потому что он с другого сайта
Да, он вставлен по ссылке.
А что это у него над фарами?
Датчики давления набегающего воздуха.
Я вот про них как раз и спрашивал. Точно такие же стоят сзади по бокам.
Это что, должно было быть в штатной комплектации?
Он прикалывается), а точнее имел ввиду приемники воздушного давления ПВД. (для измерения скорости допустим в полете).
Я подумал, может для испытаний каких, типа продувки в трубе, однако машина вполне серийная на вид
И кстати на этих местах потом остались выштамповки, чуть ли не до последних модификаций РАФ-22038. Всегда было интересно, от чего это рудименты)
Надо историю этой машины знать, может она какие делегации возила и это просто держатели типа для флагов или может крпления под зеркала, помню у меня у соседа был Москвич, на дверях такой массивный крепеж под зеркало был
Гениально! Действительно, где на фотке у неё зеркала (или хотябы зеркало)? А то до этой идеи я тоже подумывал над флажками.
А зеркало разве не здесь должно быть?
Фото посмотрел в интернете, точно зеркала и модификация разная)
А вот и разгадка вопроса с огнями. На этом фото хорошо видно, что на стойке за передней дверью лампочка (для катафота слишком высокое стекло).
Так это поворотник, он у всех рафиков на этом месте...
Эвона как...
А сзади на белой полосе это люк бензобака виднеется? Я его тоже заподозрил))