Так получилось, что разрядную лампу высокого давления я держал в руках всего один раз. Я нашёл её... в коробе приточной вентиляции на работе. Её туда, вероятно, кто-то "заныкал". Повертев её в руках и удивившись непривычно большому размеру цоколя и вообще всей лампы, я положил её на прежнее место. Это была, по-видимому, ДРЛ250. До этого я думал, что в уличных фонарях стоят лампы обычного размера и с обычным цоколем E27, и отличаются от бытовых ЛОН только необычным белым светом, плавным набором яркости при включении и плавным "перегоранием" вместо привычного для ЛОН резкого обрыва спирали.
Лампы ДРЛ включаются в сеть через дроссель. Внутри у лампы есть горелка, в которой есть поджигающий электрод. Этот электрод соединён с рабочим электродом с противоположной стороны горелки через резистор. При включении лампы,как мы знаем, сначала зажигается разряд между одним из основных электродов и близким к нему поджигающим электродом, а потом он "перекидывается" на всю горелку и горит между основными электродами.
После этого затянувшегося введения задам первый из заинтересовавших меня вопросов к знатокам. Почему-то я практически уверен в том, что после зажигания разряда между основными электродами слабый разряд между поджигающим электродом и ближайшим к нему основным никуда не девается и продолжает гореть. Правда, за счёт уменьшенного падения напряжения на горелке ток этого разряда будет меньше, чем в тот момент, пока лампа ещё не зажглась. Это действительно так?
И второй вопрос - собственно, о лампах ДРВ, которые не требуют для подключения к сети балластного дросселя. Казалось бы, всё просто - спираль накаливания включается последовательно со всей схемой, как и дроссель. Но если мы посмотрим на недавно опубликованную лампу ДРВ 250 Люкс (QB-250), то мы увидим, что резистор, идущий к поджигающему электроду, подаёт на него сетевое напряжение целиком, минуя балластную спираль в галогенной капсуле. Таким образом, при перегорании спирали слабый зажигающий разряд будет продолжать светиться. Есть ли в таком включении какой-то смысл для зажигания лампы, или это связано только с конструкцией ("так проще было"). И всегда ли именно так включают этот резистор в лампах ДРВ? Ведь если слабый поджигающий разряд в уже зажжённой лампе действительно продолжает гореть, то при такой схеме на резисторе впустую рассеивается примерно вдвое большая мощность, чем если бы он подключался уже после капсулы.
Я не проверял, как запитаны резисторы у похожих буржуйских ламп. Но не думаю, что это критично - разряд с дополнителтного электрода имеет где-то 5 ватт мощности (проверялось). Так что это в процентном выражений с лихвой попадает под средний разброс мощности. Скорее всего, в ДРЛах эта маленькая дуга в горелке горит постоянно. Но на более престижных (буржуйских) лампах в этих цепях стоят терморасцепители. Под действием тепла горелки они разъединяют поджигатели.
Все элементарно. да и конструкция ДРЛ и ДРЛ вроде достаточно проста-после зажигания дуги поджигающий резистор шунтируется,и ток через поджигающий электрод почти не течет,следовательно разряда нет. А что касается этой странной ДРВ,то там конструктивная особенность-проше было приварить резистор снизу,около цоколя,чем переворачивать горелку,чтобы он болтаося сверху,или тянуть длинную проволочку.
Я посмотрел вот на эту лампу, тут очень неудачно выбран ракурс, но и тут видно, что резистор тоже подключен прямо в сеть, а не через галогенку. Тут и горелка, и галогенка крепятся к П-образной раме, которая проходит через всю лампу. Один из концов галогенной капсулы приварен к этой раме, один из выводов резистора тоже к ней же приварен. И явно на эту раму выходит один из проводов из цоколя (что явно на фото не видно, но иначе никак быть не может). Так что, наверное, ради простоты конструкции так делают. Понятно, что мощность разряда с дополнительного электрода небольшая, я за резистор больше беспокоился.