Новости музея "Огни Москвы"


26 сообщений / 0 новых
Последнее сообщение
Аватар пользователя Dominique
Dominique
Новости музея "Огни Москвы"

Судя по свежим постам и фото из соц. сетей, с экспозицией XX века сотворили что-то невообразимое. По крайней мере, залы узнаются с трудом – и увы, о светотехнике там напоминает всё меньшее Sad

Из хороших новостей – светильники 50/60-х "на жёрдочке" теперь вроде все действующие.

Кто-нибудь в курсе, что там и как?

Отредактировано: Dominique 03.02.2024 - 16:41

Аватар пользователя EuroYura
EuroYura

А что именно там произошло, можно поподробнее? Все убрали и добавили еще больше экспонатов 19 века?

Насколько я понял из фотографий, там и так бардак творился. Мне кажется, что для официального музея такое непозволительно. Нужно серьезнее относится к истории любого периода, а не делать "любимчиков" из одной эпохи, и полностью задвигать другую.


Аватар пользователя Господинъ хороший
Господинъ хороший

Для всей истории у них не те объемы, силы и знания. И это вполне понятно. Именно по этой причине они сосредоточились на истории становления освещения в целом. Именно появления и становления. 

Как мне видится, все остальные копошения во второй половине 20-ого века на этом фоне просто для перформанса, для привлечения экскурсий. "На закусь"


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Тут, насколько я понимаю, следующая история. Изначально данный музей создавался как ведомственный при Мосгорсвете (об этом, кстати, скоро будет выложена статья в "Сканах"). Причём цель, которую преследовали создатели, в основном заключалась как раз в сохранении наследия XX века, стремительно исчезающего при каждой волне "улучшений" и модернизаций. Далее музей добился статуса независимого от ведомств учреждения культуры, и тут-то выяснилось, что желающих поглазеть на ртутно-натриевые фонари XX века ничтожно мало (так что никак не соглашусь с Сергеем – как раз для привлечения экскурсий эта тематика почти бесперспективна). Зато всё в большую моду входит тема "старой России/Москвы", керосиновых ламп, пьяных фонарщиков и прочего. В этом направлении и было решено "плясать". По крайней мере, опубликованные на днях фото из музея ничем не отличаются от аналогичных советских про Владимира Ульянова, кроме эпохи для тех вещей, которые там выложены в имитациях комнат.... Об этом же говорят постоянно рекламируемые экскурсии "с фонариками по старой Москве"...

Хорошо, если ранее представленные экспонаты хотя бы уцелели...


Аватар пользователя EuroYura
EuroYura

Понятно. Вот это и противнее всего. Нужно было оставлять музей при "Моссвете".

Идея была именно такая, как реализовываю я по Петербургу. Только задумка была по Москве и вдобавок с реальными экспонатами. Но проект умер. Мне действительно очень жаль. Я с большим удовольствием почитал бы историю уличного освещения Москвы, провел параллели с Ленинградом. Но похоже, это произойдет не скоро, если вообще произойдет. (только если добровольцы это организуют).

Боюсь, если предложить "Ленсвету", организовать музей XX века, и помочь создавать его на добровольных началах, то эту затею может ожидать такая-же судьба. Все скатится в такое-же однообразное УГ.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Уличное освещение Москвы, по крайней мере электрическое – дело довольно нехитрое, с 1970-х оно менялось у меня на глазах, а до этого есть много хороших архивных фото... Жаль только, что музей не вполне осознаёт свою функцию по сохранению живых образцов освещения той эпохи..


Аватар пользователя Yavanna
Yavanna

Музей на самообеспечении. К тому же, в ещё недавном прошлом у него периодически и очень настойчиво хотели отнять помещение. Любой настоящий музей не может самоокупаться без дотаций, насколько я понимаю, а тем более, находящийся в старом доме в центре Москвы. В довершение всему, надо признать, что коллектив музея в его нынешнем составе ни черта не разбирается в освещении. Из всего этого было принято единственно возможное, пожалуй, решение - превратить музей в развлекательное заведение для детей. И то, что какие-то экспонаты там ещё сохраняются - это уже достижение. Вся музейная "научная" набота ведётся в области истории 19-нач. 20 веков. Я говорила с Ленарой когда-то, с Наташей (и хрен знает, с кем ещё - память плохая у меня). Они прямо говорили, что не разбираются в освещении второй половины 20 века, и что эта тема далека от них и не интересна. Их интересовали т.н. "фонари" - старые опоры довоенных времён. Ну и в некоем восторге от иногда покупающихся для них лампочек накаливания 19-нач.20 веков.

Разумеется, что изначально музей задумывался иначе, и в той задумке была и преемственность поколений, и история освещения города, которая никак не обрывалась в 30-х гг прошлого века.

Собственно, если смотреть непредвзято, то кроме шикарного помещения, музей вообще ничего из себя не представляет. Экспонатов мало. Уникальных экспонатов - вообще единицы.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Есть ли вообще ещё места, где можно свободно взглянуть хотя бы на такие же неуникальные экспонаты? (Гаражи с частными коллекциями - как всегда, не в счёт Biggrin )


Аватар пользователя Yavanna
Yavanna

Не аргумент ни разу вообще. Не стоит оно того помещения, которое занимает нынешний  "музей".


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Когда музеи начинают мерить стоимостью занимаемых ими помещений, сразу чувствуется этакий душок постсовдеповского воровского "пизнеса". Разве что из уст распальцованного персонажа в малиновом пиджаке такое нормально слышать...

Музеи в гораздо меньшей степени озабочены оплатой помещений, чем те же торговые центры, так что речь вообще не о том... Просто оригинальный музей, изначально задумавшийся как светотехнический, постепенно превращается в один из безликого множества "ни о чём" "якобы о старой Москве", и это очень печально, т.к. даже ближайших альтернатив как не было, так и нет.


Аватар пользователя Yavanna
Yavanna

Когда музеи превращаются в "проституток", предлагая "раскрасить свечку", в то время, как у сотрудников представления даже нет об изначальной сущности музея, то это и есть тот самый ненавистный тебе "пизнес". И такой музей можно списывать со счетов.



Аватар пользователя Dominique
Dominique

Yavanna писал(а):

Когда музеи превращаются в "проституток", предлагая "раскрасить свечку", в то время, как у сотрудников представления даже нет об изначальной сущности музея, то это и есть тот самый ненавистный тебе "пизнес".

Именно так. Только таким образом и всю страну можно просрать, последовательно списывая всё со счетов. Собсно, уже почти и просрали...


Аватар пользователя Господинъ хороший
Господинъ хороший

Дык рыба гниет с головы. При какой системе живем-то господа? От того и пляшем.

Я подразумевал исключительно светильники "на жердочке", которые теперь с твоих слов демонстрационно должны включаться. Обычно подобное делают "на закусь". После свечки. Что бы хоть как-то развеять спертый душок, от которого посетителей будет вгонять в сон. А в целом им нужно было оставаться зависимыми и не раскатывать губу, предвкушая аншлаги и очереди. Даже за газовыми фонарями такого не будет. Интересно, когда это отделение произошло кстати? Уверен, что ни одна из посетивших школьных экскурсий повторно туда более не пойдет, потому что все более чем "притяното за уши". Экспонаты 20-ого века - это очень узкоспецифичный материал и сфера людских интересов. Я все больше прихожу к выводу, что такой музей самостоятельно может существовать только в виде умелого поданного светопредставления, завлекая либо количеством форм и размеров, либо яркостью огней. В противном случае при вялопассивной деятельности и абсолютном непонимании собственной цели и мотивов, удел такой организации в лучшем случае - быть придатком под началом сопряженной вышестоящей службы на совершенно некомерческой основе. Что и было, как я вижу, в начале.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Судя по фото, светильники "на жёрдочке" теперь все светятся одинаковым жизнерадостным светом... ламп накаливания Smile Возможно конечно, что я ошибаюсь, и туда вкрутили КЛЛ. А главной фишкой зала стал показ на его белых стенах неких силуэтов (через проектор), отдалённо вызывающих ностальгию по старым советским диафильмам (могу ошибаться).

Отделение музея от Мосгорсвета произошло где-то в лихих 90-х, когда Мосгорсвет был предоставлен сам себе и был вынужден, как и все госорганизации, как-то выживать. Несмотря на то, что команда "демократов"-прихватизаторов уже тогда начала быстро жиреть на всех этих, казалось бы безнадёжно убыточных предприятиях. Вообще к Мосгорсвету сейчас сложно предъявить какие-то претензии в части этого музея, спасибо уже на том, что не продали его очередному жирному ворюге под частный особняк (а ведь соблазн наверняка был велик)...

Там кстати в соседнем дворе до сих пор какая-то стоянка автомашин и техники Моссвета, т.е. они фактически вырвали из своего сердца кусочек и отправили в свободное плавание..


Аватар пользователя Арсен
Арсен
Нашёл время снова посетить ОМ на днях,и здесь чувствуются перемены к лучшему. Экспонаты первой и второй половины XX века собрали и разделили по двум разным витринам. Витрина второй половины: Мощные ДРИ с ПРА в одной стороне ПУРЛ - в другой Английский светильник под ДНАО

Аватар пользователя Арсен
Арсен
Вторая витрина Часть кремлёвской звезды и мощные ЛН

Аватар пользователя Арсен
Арсен
Балка с светильниками под ГРЛ К сожалению,из всех по-прежнему подключены только 2 светильника

Аватар пользователя Арсен
Арсен
Балка с светильниками под ЛОН и ранними ртутными Включили по моей просьбе) Жаль конечно,что во всех ЛОН

Аватар пользователя Арсен
Арсен
Настоящий сталинский СВД-500! Пульт управления УО 30-50-х и легендарная бакелитовая лампа

Аватар пользователя Арсен
Арсен
СКЗЛы и ДКсТ-20000 с прожектором под неё Пульт управления УО 70-80-х

Аватар пользователя Арсен
Арсен
Соседний зал

Аватар пользователя Арсен
Арсен

Аватар пользователя Dominique
Dominique

Круто. Я смотрю, там действительно многое изменилось. И многое перепало туда с родной кафедры)

Сам собираюсь туда на днях.


Аватар пользователя Dominique
Dominique

Похоже, дела у музея совсем плохи To take umbrage

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Дорогие друзья! Обращаюсь ко всем, кто любит свет; занимается созданием и производством источников света, осветительного оборудования; разрабатывает светотехнические проекты, обслуживает светотехнические установки. В этом году нашему музею "Огни Москвы" исполняется 40 лет. Не хочется думать, что этот год может стать последним годом существования музея. Из-за пандемии короновируса мы не принимали посетителей с марта до середины июня 2020 года. Сейчас количество посетителей ограничено. С 2004 года музей существует исключительно за счёт доходов от своей культурно-образовательной деятельности. В настоящее время у нас нет финансовых средств на содержание музея: оплату арендной платы, проведение реставрационных работ здания - памятника истории и культуры XVII века, выплату зарплаты сотрудникам, покупку новых предметов для фонда музея.

За 40 лет сотрудники музея собрали уникальную коллекцию осветительных приборов. В фонде музея хранятся интересные масляные, керосиновые, газовые лампы XVIII-XX веков. Внимание светотехников, посещающих музей, привлекают: дуговая лампа Дюбоска 1863 года, лампы накаливания компаний "Осрам" 3000W и "Филипс" 5000W начала ХХ века, первая натриевая лампа низкого давления, выпущенная на заводе МЭЛЗ в 1938 году, лампы для кремлёвских звёзд и многие другие экспонаты.
В музее "Огни Москвы" работают люди, которые с большой любовью хранят предметы, связанные с историей освещения. Сегодня хочется обратиться ко всем, кто связал свою профессиональную жизнь со светотехникой. Давайте вместе сохраним наш уникальный музей "Огни Москвы"! Сегодня музею очень нужна ваша помощь! Будет замечательно, если музей не просто сможет выжить, но станет независимой площадкой, на которой будут проходить конференции, семинары по светотехнике; любая компания сможет провести презентацию нового проекта или оборудования. Со своей стороны мы всегда готовы к сотрудничеству!

С уважением, директор музея "Огни Москвы" Наталья Потапова.
Если у вас есть желание помочь сохранить музей, можно связаться со мной по электронной почте potapova_nat@list.ru


Аватар пользователя Арсен
Арсен

Приплыли мля... Уже донаты собирать приходится. Правильно, зачем сохранять историю электро/светотехники и в какой-то степени истории самого города, лучше какой-нибудь музей истории ГУЛага поддержим, дабы мозги промывал в нужном направлении. Ну и электробаблобусов закупим. Настолько электрических, что аж с дизельной печкой. И плитки побольше.


Аватар пользователя Dr. Cortex
Dr. Cortex

Да зачем ГУЛАГа то, вон в Екатеринбурге печально известный "Ельцин-центр", открытый 5 лет назад, для романтизации личности Бори Соракаградусного и его эпохи лихих 90-х. На него то не поскупились: 14 миллиардов (!) из госбюджета, то есть из нашего кармана, да еще на ежегодное обслуживание тратится немало.

А если по чесноку, то светотехника нашему народу как то в большинстве случаев вне сферы интересов, за исключением разве что XIX в с его керосинками и газовыми фонарями.