Конец 1960-х был временем бурного развития советской промышленности и активного поиска новых технических решений, в том числе в области светотехники. Одной из перспективных разработок тогда считались мощные ксеноновые лампы (ДКсТ), работающие на принципе газового разряда в ксеноне при высоком давлении. Хотя эти лампы уже тогда далеко не были рекордсменами по светоотдаче (порядка 20-25лм/Вт), всё же они не имели конкурентов в своей области применения: освещении больших открытых пространств. Все прочие существовавшие на тот момент источники света не обеспечивали такую же высокую концентрацию мощности и светового потока.
Применение ксеноновых ламп сулило большую выгоду за счёт резкого сокращения числа светоточек (например, одна лампа ДКсТ10000 заменяла более 20 ламп ДРЛ250), что сулило значительное упрощение и удешевление монтажа и эксплуатации. Некоторые модели ламп могли работать напрямую от сети без дополнительных балластов, что также давало дополнительную экономию капитальных и эксплуатационных затрат. Впервые этот вид ламп был опробован на освещении крупных карьеров, а дальше начал применяться на аналогичных масштабных объектах – стройплощадках, железнодорожных узлах, стадионах и т.п.
Делались также попытки приспособить эти лампы для освещения городских объектов. Например, в Москве была построена установка ксенонового освещения Комсомольской площади («площади трёх вокзалов»), о которой сегодня уже ничто не напоминает. Однако, когда об этом зашёл разговор в музее «Огни Москвы», я взялся сделать подборку ретрофотографий, на которых видно эту систему. Чтобы добро не пропало, выложу его также и здесь. Вся эта немаленькая площадь освещалась лишь с трёх высотных опор. Начнём с наиболее чётких фотографий:
Здесь хорошо видно одну из опор с площадкой на вершине. Выглядит мрачновато, как какая-то чёрная ворона с распростёртыми крыльями:
Ещё одно фото, здесь видно три опоры:
И ещё одно:
Опоры, похоже, имели высоту порядка 20 метров. На каждой было установлено по 2 ксеноновые лампы мощностью 20кВт. Их можно видеть и на множестве других фотографий, например:
Нам, как светотехникам, конечно же интересно, как оно светило. Те, кто хотя бы раз видел освещение железнодорожных станций, хорошо помнят этот яркий свет, очень напоминающий солнечный. К счастью, сохранилось несколько фотографий и освещения Комсомольской площади в работе!
Здесь, похоже, одна лампа уже перегорела:
И здесь, похоже, тоже:
Однако света всё равно море, и наверняка слепило всё это тоже довольно серьёзно. Тем не менее, судя по всему, данная установка благополучно просуществовала с ~1965 по ~1979 год. Судя по архивным фотографиям, освещение на площади было заменено к Олимпиаде-80, причём новый вариант размещался на тех же опорах, но вместо ксеноновых ламп на каждой из них находилось по 4-6 натриевых(?) в общем корпусе, но каждая в своём зеркальном отражателе:
Так как замена была явно не эквивалентной по световому потоку, были добавлены дополнительные опоры с Х-образными светильниками, а также множество подвесных светильников на растяжках. Этот вариант просуществовал уже до самого пришествия Светосервиса с его опорами с «мобильной короной», на которых стояли мощные прожекторы с МГЛ.
Кроме Комсомольской площади, мощный ксенон применялся также для освещения Красной площади (светильники были установлены на крыше ГУМа), выставок в Сокольниках и на ВДНХ, а также территории Дворца пионеров на Ленинских горах. На ВДНХ под стеклянным куполом павильона «Машиностроение» (ныне «Космос») была смонтирована ксеноновая лампа «Сириус» рекордной мощности – 100кВт, освещавшая не только весь павильно, но и большую территорию вокруг. Однако по целому ряду причин эпоха ксенонового освещения в городе оказалась сравнительно недолгой и массового развития не получила.
От взгляда вечером на эту лампу, наверно, бельмо в глазах оставалось, причем хуже, чем от современных диодов.
ИМХО для города это так себе решение, огромная яркость чуть от опоры, а дальше резкие тени от людей и транспорта, опор, да даже обычная урна "нарисует" черную полосу. Неуютно, как на какой-то съемочной площадке или еще хуже - каком-то лагере для зэков, с прожекторами. Городское освещение должно быть чуть мягче, "нежнее".
20 кВт немало, хотя и ДНаТ 400 выжирает полкило, если не больше, но даже если условно взять за полкило, то это 40 светильников [!], которые, будучи распределенными, будут светить "мягче" и точнее, туда, где нужен свет, а не "везде и всюду". Опять же 1/3 света из этих 20 кВт уходит в небо, т.е. в никуда, это видно на фотках, простые светильники лучше направляемы.
Отказоустойчивость тоже себе фактор, пусть из этих 40-ка светильников 10 погаснет, до обслуживания, свет все-же есть и немалый, а тут одна лампа щелк и мрак в её секторе.
Плюс нужно смотреть и стоимость по сроку службы и собственно цене, сулить экономию это одно, а перегорать часто и стоить дорого, это другое. Не занимался этими лампами, но предполагаю, что по ресурсу и общей стоимости обслуживания ДНаТ их оставит далеко позади.
В школьные годы мечтал о такой лампе. Очень было интересно подержать её в руках, а так же изучить содержимое ящика, который висел с задней стороны корыта-отражателя.
Где-то в самом начале 80-х недалеко от дома стали строить очередной корпус автопарка (всего-то 4 этажа!) и стройплощадку освещали ДКсТ 10 кВт. Опора была невысокая, метров 8...10, и мы с одноклассником решили оттуда эту лампу изъять. Договорились, что я залезу наверх и сниму лампу, а он её должен внизу ловить (не догадались верёвку взять, балбесы!). В общем, он её почти поймал... Один из электродов чуть коснулся земли и откололся. Печаль была жуткая, конечно! Но зато я таки подержал лампу в руках, поразила её длина и немалый диаметр, который с земли казался не столь большим.
Светильник, если не ошибаюсь, назывался СКсН-10000. А вот ящик мне открыть тогда не удалось, так как с собой были только плоскогубцы, а там нужны были ключи...
А вообще впервые лампы ДКсТ я увидел на какой-то железнодорожной станции, будучи ещё классе в пятом. Тогда поразила огромная яркость и очень приятный цвет света. Уже позже я узнал, что это ксенон так светит.
Мне в школьные годы эти ДКсТ тоже не давали покоя)) И так же как и вам тогда не удалось подержать целой лампы в руках. Зато на краю местного гранитного карьера находил практически целый светильник от нее, поражало, что отражатель выполнен из множества прямоугольных стеклянных зеркал. До сих пор где-то пара штук лежит.
Помню подобные мачты в освещении автобусного парка, в котором когда-то работал отец. Всего 4 таких мачты освещали всю немаленькую территорию парка, заставленную автобусами. После банкротства этого парка и раздела его бывшей территории между новыми собственниками - эти мачты перестали использовать. Освещение там сейчас - диодные прожекторы на стенах зданий. Хотя сами мачты стоят, насколько помню.
Автобусный парк невдалеке от моего дома тоже есть. Но там площадка освещается сейчас какими-то диодниками, а когда это только строилось, там были светильники типа РСП или очень похожие с лампами ДРЛ 400. Они располагались по периметру площадки, уж не знаю, насколько там хватало от них света на всё поле, оно было немалых размеров...
А вот по соседству с автобусным парком располагался (да и сейчас он там) грузовой парк, так там тоже были 4 мачты с ДКсТ по периметру. Сейчас там тоже диодники, но вусмерть ржавые светильники под ксенон там так и остались, как ни странно.
Вот и у нас так же. Смежная территория - тоже грузовой парк был раньше. И там тоже такие же мачты стояли, да и сейчас стоят. Но сейчас и эта территория уже принадлежит разным предприятиям, туда свободный вход на часть территории (на территории есть магазины, автосервис, автозаправка т.д.), а старые мачты освещения тоже не используют сейчас. Освещение сейчас точно так же - диодные прожекторы, развешанные по территории.
О, в музее ОМ стоит такой образчик из опытных, но я почему-то думал, что у серийных отражатели были попроще, из обычного металла:
Светильники, которые я видел, полностью железные. Отражатель там из какой-то листовой железяки (а может латуни) с покрытием типа хрома наверно, изогнутый параболой.
А что ж в музейном светильнике лампы-то нет?
Стекла из кусочков скорее всего из-за огромной температуры лампы, неравномерно нагреваемое стекло, да еще с -20 может запросто треснуть, а железяка, выгнутая параболой, закрепленная только с краев, вполне себе спокойно меняет геометрию.
Кокнули, наверно, причем еще в лаборатории.Сейчас уже есть, но говорят, что всё равно нерабочая)
Ну это неважно, всё равно светильник установлен в нерабочем положении
А какая ЦТ у ДКсТ, 5000-6500К? И как они включаются, сразу на полную или разгораются?
Ну это чтоб места поменьше занимал. Он же огромный!
Да, около 6100-6300К. В ночное время воспринимался как тёплый, солнечный
Включаются практически сразу, разгораться там нечему. И от наружной температуры не зависят, в отличие от ДРЛ/ДНаТ/МГЛ.
Ну естественно, тем более музей весьма скромный по площади.
То есть противная синюшная цветность как у ЛД, считалась тёплым солнечным?
А как понять не зависят от наружной температуры? Лампы ВД все не зависят, в отличие от ЛЛок.
Воспринималась как солнечная, при такой интенсивности и охвате. К слову, у солнца в зените ЦТ как раз 5500К
Угу, особенно в минус 40 хорошо стартуют, как ртуть замёрзнет
Нормальные ДРЛ в -40 стартовать должны без проблем, а у советских и от соцблока с этим проблем никогда не было. А если всякие там гламурные Филипсы рисковали не запуститься и в -20, то это говорило о том что сами по себе они шлак (как и корпорация, которая пожадничала и сделала их такими). А базовые ДНаТ/МГЛ ИЗУ запустит при любой температуре, особенно если ИЗУ злое.
Ну да да, наверно от нефиг делать тогда придумывали специсполнение ХЛ и лепили ИЗУ в северные светильники.
Вот это тема интересная. Если северное исполнение светильников предполагает наличие в них ИЗУ, то как они не убивали ДРЛку? Что, ХЛ исполнение шло без буферного газа? Очень интересно. И да, в юношенстве хватало зим с - 35 и даже - 42 (я это сам на градуснике наблюдал (у нас замёрз и кончился городской газ)), но уличные ДРЛы (всех мастей и народов) продолжали зажигаться. И это при том, что ртуть действительно при - 37 градусах дубеет
И часто на Балтике бывает ниже -30?

Про лампы ХЛ пока никакой информации нет, даже рабочего температурного диапазона, думаю тут нужно смотреть ТУ...
Что касается ИЗУ, они опасны для зажигающих электродов, но не для горелки в целом... А если лампа работает только с ИЗУ, то получается что как бы и пофиг на это..
ЗЫ для ламп в варианте ХЛ1 заявлен на 25% меньший срок службы, чем для обычных ДРЛ той же мощности.
Потому что концентрация паров ртути резко падает, и остаётся один аргон, из-за чего напряжение зажигания резко растёт. Если такую лампочку пробить ВВ импульсом и принудительно зажечь разряд в чистом аргоне – то да, со временем он прогреется и "поднимет" за собой ртуть, но это уже получается костыль.
А как же тогда розовухи на чистом аргоне стартуют без проблем и работают, где ртути уже нет практически вообще, при этом еще и все параметры лампы, включая ток и нагрев удерживают идеально? Везде же указывают, что аргон специально добавляют для облегчения зажигания.
Хотя импульс от ПРА все-же есть...Вот именно, что импульс. И параметры трубок (диаметр-длина-давление) тоже отличаются. И конструкция электродов...
Если горелка пробилась – то да, полный запуск это вопрос времени, проблема в том, что это вероятностный процесс. Затем и понадобились "холодные лампы" и ИЗУ, чтобы повысить эту вероятность)
Да конструкция подобная, вероятно то были ранние варианты на заре применения этих ламп, потом,как водится, все очень упростили.
Те, которые я видел после тоже были весьма примитивны, встречались даже самодельные корыта из оцинковки под которым на опорных изоляторах для ошиновки на 10кВ держалась лампа.
Тут такое. Я ставил (в лихие девяностые) в работу ДРЛки с отвалившимся единственным резистором (МТ типа) с пуском от ИЗУ (не злым (Лидский трёхвыводный 250-400)). Лампа зажигалась и ИЗУ переходил в нерабочее состояние. Но стоило только дёрнуться сети или лампе "перекурить", то времени остывания горелки как раз хватало на пробой буферного газа в наружной колбе, зажигания стабильной дуги где-то между нижними вводами горелки (перекрывало место бывшего резистора). Потом дуга перемещалась на центральные элементы конструкций, плавила их, и, как финал, вся конструкция "съезжала" в "цоколь", пока неповисала на горелке. Дуга при том горела до полного выгорания (испарения) вводных электродов в наружную колбу. Герметизация оной не нарушалась, люминофор такой лампы по всей площади становился жёлтым. Так умирали ВСЕ ДРЛки, что я ставил в работу с ИЗУ. Что на 250, что 400. Полампы были более склонны к такому чем наши и Нарвы.
И ещё. Я наблюдал давольно ощутимий нагрев наружной колбы (градусов 40) лампы, у которой долговременно не возникал основной разьряд в горелке, но работали оба поджигающих электрода (Поламп 250). Я думаю, что даже такого тепла будет достаточно для инициализации разьряда в ртути (плюс ионизация вокруг коротких дуг вспомогательных электродов).
В Латвий последняя зима с -35 + градусами была в 1996. году. А с -42 и ниже была 1979. (помню смутно) и 1986. (помню хорошо, так как уже давно ходил "на ДРЛы", но в те дни начал ходить на дрозды. Те, что чёрные. Они просто валялись в снегу и их было легко насобирать сумку просто гуляя по пригороду или паркам. Школы были отменены, но гулять то хотелось, а тут такое... Короче, если этих дроздов занести в тепло, 3\4 из них оживало и было весело, но это уже не про лампы.
Про лампы: экспериментировал когда-то с включением ДРЛ через ИЗУ. И лампы, и поджигалки пробовал разные, правда, до плавления арматуры не доводил- отключал питание. Но дуга с ИЗУ возникала во всех случаях, причём, в польских лампах в основном на вершине лопатки, где выходят траверсы и приварен квадратик, закрывающий откачное отверстие. При этом неисправные лампы с копчёной едва тлеющей горелкой оживить не удавалось.
А про дроздов повеселило!

Всё правильно. Поэтому РКУ01 с ИЗУ это бред, с большой вероятностью нередки были случаи выгорания ламп при их случайном погасании. А ДРЛки с ХЛ походу выпускались совсем микроскопическими тиражами, поэтому северным районам вероятность получить их была почти что равна нулю.
Ну, с дивана оно наверно виднее. Видимо как раз ради микроскопических тиражей ТУ на них постоянно пересматривались, а сами лампы присутствовали абсолютно во всех каталогах, включая экспортные.
Дабы не плодить темы, воспользуюсь уже имеющейся с соответствующим названием)) Прошу автора сабжа извинить, если что.
В газете за 1973 год наткнулся на такую вот заметку. Речь о строительной площадке ~ 1,5х2 км. Как такую площадь можно было осветить в условиях Полярной ночь всего двумя лампами?! И еще одной такой же предполагалось осветить городок (тогда небольшой, чуть более 1 кв. км).
Порылся в сети, наткнулся на отакое. Может что-то типа этого?
Однако!
Неужели в 71 году ещё не было ламп ДКСТ? Думаю, они были бы более экономичны, чем лампы накаливания. Да и в долговечности дали бы выигрыш.
Немного обстоятельней и очень интересно о "Сириусе" - в статье "Искусственная звезда первой величины". Вот ее фрагменты:
"...Сама по себе мощность в 20 киловатт не была новинкой в практике светотехники. В 1958 году первая в мире установка с 20-киловаттными лампами известной западногерманской фирмы "Осрам" загорелась в Мюнхене на праздновании юбилея города. Та же фирма послала на римский стадион, где проводились последние Олимпийские игры, своего рекордсмена - 75-киловаттную лампу. Но осрамовские чудо-лампы, как и все их газоразрядные предшественники, имели первородный изъян - громоздкий балласт. Недолго продержался этот своеобразный олимпийский рекорд. Его затмил "Сириус", трехфазная 300-киловаттная безбалластная лампа, созданная недавно под руководством И. С. Маршака на Московском электроламповом заводе. То был следующий этап наступления, подготовленного многолетними теоретическими исследованиями. На прочном научном фундаменте возникла конструкция еще одного, невиданно мощного источника света. Главный конструктор лампы "Сириус" инженер В. И. Васильев немало потрудился вместе с кварцедувом-технологом Н. В. Рогатиным и другими сотрудниками над выбором наиболее подходящих конструкций трубки, мощных впаев в кварц, водяной рубашки и других узлов. Разработку уникального пускового устройства возглавлял А. Л. Вассерман. Каждая 100-киловаттная секция "Сириуса" излучает 5 миллионов люменов — в 2 раза больше, чем "олимпийский чемпион", а все три секции дают 15 миллионов. Советский газоразрядный исполин излучает столько света, сколько дали бы 25 тысяч 50-ваттных ламп накаливания, потребляющих 1250 киловатт!
Для включения сверхмощного искусственного светила потребовался особый пускатель. Был сконструирован высоковольтный импульсный трансформатор, который ежесекундно пробивает слой газа двумя тысячами импульсов тока напряжением в 20 тысяч вольт. Несколько тысяч таких электрических ударов рождают в трубке сильно ионизированный шнур — прокладывают дорожку, по которой побежит ток значительно более низкого напряжения. Разрядник работает секунду, после чего реле времени его отключает и лампа переходит на прямое питание от сети. Плазменный канал быстро расширяется, заполняя все сечение газового тоннеля. В центре его температура достигает 8000 градусов. Молния в стеклянном футляре!
Как же терпит хрупкая посудина столь грозное содержимое? Хотя температура плазмы у стенки трубки резко падает (происходит интенсивный теплообмен с окружающей средой), все же она велика. Кварцевое стекло 20-киловаттной лампы раскаляется до 850 градусов. Это предел, за которым начинается кристаллизация кварца. "Сириус" можно было создать, лишь как-то перешагнув через запретный порог или обойдя его. Тогда была найдена конструкция с двойными стенками, между которыми циркулирует охлаждающая внутреннюю трубку вода. Оригинальные идеи, вложенные в конструкции новых источников света, признаны изобретением. На них выдано авторское свидетельство.
..."Сириус" висит под высоким куполом павильона "Машиностроение" на ВДНХ. Рассматривать этот экспонат трудно — не легче, чем настоящее Солнце. Излучаемый им поток световой энергии чрезвычайно велик. Комарам и бабочкам не удается приблизиться к сверкающей вершине купола даже на почтительное расстояние: их испепеляет свет. Алюминиевый лист плавится, если его поднести к "Сириусу" сантиметров на двадцать. Все другие лампы громадного павильона выглядят желтоватыми огоньками карманного фонарика, зажженного на улице днем. "Сириус" дает не только самый яркий в мире, но и самый "правильный" искусственный свет, предельно близкий по спектральному составу к солнечному. Одновременно лучезарный исполин является и наиболее экономичным преобразователем электричества в свет. Установлено, что светоотдача тем больше, чем больше температура излучающего тела. А в сердцевине "Сириуса" температура выше, чем на поверхности Солнца. Вот почему КПД этого искусственного солнца особенно велик — 50 люменов на ватт..."
Но давайте вернемся к справочнику 1975 года "Применение газоразрядных источников света". В нем есть вот такая весьма познавательная информация:
"Ксеноновые лампы изготавливаются небольшими партиями, и количество действующих осветительных установок с ними пока еще незначительно. В частности, эти лампы применены для освещения Советской площади в Москве, где две лампы ДКсТ-20000, установленные на крышах двух больших домов, расположенных на площади, хорошо освещают всю площадь. Шесть зеркальных светильников с теми же лампами, установленные попарно на трех опорах высотой 23 м, создают среднюю горизонтальную освещенность 20 лк и заливают светом всю Комсомольскую площадь. Эти же лампы применены для освещения территорий выставок в Сокольниках и на ВДНХ, а также на территории московского Дворца пионеров".
Вот такие были времена. И вот такие были у нас на ВДНХ чудо-лампы. О которых практически все забыли. И по вечерам на Выставке теперь совсем не так празднично. Празднично, но не так. Площадь Промышленности более-менее освещена, а вот, к примеру, у "Каменного цветка" все погружается, увы, в кромешную тьму. Не лучше обстоят дела и на множестве других площадок и площадей. И что особенно ужасно - все опутывают безобразные провода и кабели, там и сям по-азиатски переброшенные по воздуху от здания к зданию, от столба к столбу. Да вы и сами обо всем этом прекрасно знаете... Но есть надежда, что когда-нибудь свет озарит весь Всероссийский выставочный центр.
Во всяком случае, к 1991г лампы ДКсТ-10000, ДКсТ-20000 широко применялись на ЖД для освещения станций.
К 1991г. уже началось наоборот, сворачивание этого вида освещения. А расцвет пришёлся на конец 70-х...начало 80-х.
Странно это... Ведь этот вид ламп вроде очень эффективен- яркость огромная, спектр прекрасный. Почему же от них отказались?
Перестройка и ускорение... всё дорогое и сложное полетело в топку, страна училась
конверсиивыпуску кастрюль.К сожалению, и кастрюли при СССР были несравнимо лучшего качества...
Это да, но при "нормальном" СССР, не при "перестроечном". Хорошо помню, как мама возмущалась, что в магазине тазик без дефекта эмали удаётся выбрать только с какой-то большой попытки) На дворе был чуть ли не 1984 год.
Сейчас-то понятно, что лучше не стало (сам выбирал недавно кастрюлю с крышкой, загонял продавца
), тем более что даже ночные горшки сейчас стали Made in China.
Антиоффтоп: самое отвратительное качество светотехнических изделий в СССР началось именно с того времени. Тотально бракованные лампы Т8, одноразовые ДНаТ и МГЛ, которые так и не смогли делать даже по официальной лицензии, нанодроссели, полупластмассовые светильники, желтеющие и разваливающиеся под собственной тяжестью... Всё это валом пошло с начала 80-х, когда на очередном съезде партия объявила пресловутый курс на экономную экономику.
Ты бы ещё поговорил о качестве большой советской бытовой технике, например, самодвижусейся колеснице. Наша семя такую (новую!) купила/получила в 1985 году. Вот эта покупка отца и подход советских автоинженеров к вопросм качества и выбора материалов и сделала меня по настоящему мастером по ремонту уже любой транспортной техники по сей день. Так как хуже уже небудет.
Впечатляет!
А ДКСТ-10000 мы с приятелем пыталисьспереть с ближайшей стройки. Было это примерно в 81 году. Но приятель её не поймал, лампа ткнулась в землю и отбился один электрод. А светильник, откуда я её "демонтировал", как щас помню, назывался СКСН-10000.
А какой смысл выпускать всё больше кастрюль, если туда нечего класть?? (в конце всмидесятых в Латвискую ССР завезли ветнамок. Типа на работу в больших комбиатах. Вот они купили в наших магазинах даже то, что местные годами не покупали. Вкючая и все кастрюли.)
Автопром – тоже прекрасный пример. И гражданское строительство. И электроника. И....
Короче говоря, советское советскому тоже было рознь.
А военку занимать, чтобы она ненароком не восстала с голодухи.
Да-да, "иномарки не ломаются"
Ага, "мерс это такие же жигули, просто собранные в Германии, зачем переплачивать"

Ну, Москвич и Жигули надо сравнивать с одноклассниками, а не автомобилями на 2 ранга выше.
Москвич-2141 с отваливающейся на ходу ручкой коробки передач хоть с чем сравнивай, от этого он лучше точно не станет. То же самое с "пост_фиатовскими" жигулями, чего ждать от завода, где разворовывалось чуть ли не больше, чем пускалось в дело.
Не, качественные советские автомобили закончились не позже 70-х.
Самая оригинальная (и потенциально опасная) поломка, какая случилась со мной во время владения этого чуда Советского автопрома (жигулей), было отламивание (полное и нежданное) тормозной педали. Это и привело к небольшой аварии, но то было мизер по сравнению к тому, что могло случится на самом деле. А всё из-за того, что рычаг педали состоял из двух сваренных деталей. И сварка, конечно, разошлась. А так, "по мелочам", за 98.000 тысяч км и 13 лет эксплуотаций в этой машине развалилось практическии всё! Два раза снимали двигатель, заводское сцепление отходило 16.000 км!!, ломались шофёрские кресла, жизнь смазанной!! карданной крестовины в 10.000 км считалось нормой (считай, что она гремела постоянно), так-же постоянно текущий (в салон, конечно!) кран печки... Да ну. Машину оберегали и любили, всё обслуживалось по книге. Задний мост, нпример. Нехватало постоянно текущих сальников полуосей, так однажды сорвало шлицы на самой полуоси. Это привело к замене практически всего заднего моста. А электрика это отдельный рассказ. Начиная от слишком слабого стартёра (считаю, что это наглая попытка завода сэкономить копейки меди) до вечной проблемы с подшипниками генератора. Да всё там портилось и ломалось, а что не портилось, то гнулось. Просто я был молодой и мне козалось, что такое нормально, так как в соседних гаражах происходило тоже. Пока я не купил свою первую иномарку... Это был Гольф 2, далёкого 1983. года (на два года старше моих жигулей), но с пробегом на тот момент 420.000 (если ещё чуть не скрутили). У жиги так и на вечно остались 98.000. Лысый, бедный, две экстры - обогрев заднего стекла и 4 двери. Даже зеркало было толко левое и КПП - на 4 скорости. Ну так вот - за следующие 14 лет, пока он сгнил кузовом и развалился полностю, я проехал на нём ещё 300.000 км с хвостиком и по большому не знал, где там двигатель. Я просто менял масла, ремни, фильтры, один раз сальники и всё! Не знаю, что такое ремонт каробки, сцепления, генераторов с стартёрами вместе взятыми! Ах да, и кран печки у него тоже не тёк, по причине отсутствия оного. Хотя на этой машине я ездил и зимой, а жигули были только летними (иначе у отца случился бы присуп... апендицита). Короче говоря, чтобы как-то угробить это буржуйское недоразумение, я ему поставил газ. И даже это не помогло - он меня покинул с полностю здаровым серцем, и это сердце я так и не продал, потому-что и у всех остальных тоже серца были здоровы...
Я считаю, что 11тое жигули 1985 года и Гольф2 1983 года можно считать машинами одного класса. Хотя нет, в Союзе на Жигулях простой рабочий не ездил. Жигули - это была экстра, машина выше среднего, докторская, так как на волгах, сами знаете, кто ездил. А для рабочих, кроме автобусов, была ещё куча москвичей, ижей и, наконец, запорожцев. (представляю себе, из какого дерьма и палок производили их.)
Хе, был у меня когда-то потомок Запорожцев - Таврия. Не было таких выходных, что бы я не крутил что-то на ней в гараже, при том что запчасти покупались всегда оригинальные, благо завод находился в соседнем городе. Ради справедливости отмечу, что за 8 лет пользования этим автомобилем в пути не останавливался ни разу, но разных мелких и не очень мелких поломок было очень много.