Коллеги из музея ОМ попросили прокомментировать эту гирлянду. Где-то такая уже попадалась, но не припомню, где.
Что за "завод С.Э.Ф.З"? Электрофарфоровый какой-то?
Коллеги из музея ОМ попросили прокомментировать эту гирлянду. Где-то такая уже попадалась, но не припомню, где.
Что за "завод С.Э.Ф.З"? Электрофарфоровый какой-то?
Пару лет назад на каком-то форуме стырил. К сожалению, сейчас тот форум недоступен, но хоть фотки сохранились.
Спасибо. На упаковке ничего, кроме "ГИРЛЯНДА", не читается? Слева вверху вроде логотип, но не очень понятно какой.
МЭЛЗ - сто пудов, потому что они делали ел игрушки из колб с 40х годов.
т.е. у них была технологическая цепочка по использованию брака в ТНП.
! на лампах из сабжа - переводные картинки. по ним можно установить период потому что ранние
ел игрушки от МЕЛЗ из колб электроламп расписывались вручную характерно и примитивно.
+ у меня была похожая колба отдельно с узором, как на фотах Авроры (сорри, мен) - так краска (белый грунт) была нанесена изнутри - а узоры - снаружи. И эту колбу мы долго атрибутировали как ел игрушку - но в конце установили, что это колба от гирлянды - как выше на фото.
по переводилкам и по их сохранности - ну 60е, например. не надо сразу впадать в древность - такие гирлянды для учереждений могли выпускать и позднее, и даже намного позднее.
Для 60-х, не говоря уже про "намного позднее" конструкция уже совершенно невообразимая, хотя бы в части безопасности. На тот момент вовсю выпускались намного более совершенные конструкции на миниатюрных лампах.
А не могли переводные картинки быть налеплены бывшим владельцем в порядке "реставрации"? Чтобы придать товарный вид перед продажей.
Верно. Но у меня стойкое ощущение, что эти гирлянды были "одноразовыми". Ничем не могу доказать - но сама инженерная конструкция, не предусматривающая замену элементов, говорит об этом. Отработала елка в ДК - и в утиль вместе с лампами. Плановая экономика. Кто-то утащил домой - дошла до нас.
Возможно - но тогда эти лампы первоначально должны быть гладкими, голыми, без узоров-рисунка. Что опять говорит о 60х и т.д. Переломный момент в культуре производста, в эстетике, стиле, культуре потребления произошел после смерти Сталина, с вводом новой экономической политики Хрущева. Сложно объяснить в комменте - если кратко - исчезли финтифлюшки.
И из гирлянды "Фигурная" выросла гирлянда "Московский фонарик" а не серия сложнейших фигурных лампочек - условно, как пример.
Само возникновения переводных картинок - какое время? Я боюсь что в 50х уже были. Плюс сюжет и размер - я такие мелкие в своем детстве не помню. Часть разгадки все равно в этих переводилках, пусть даже коственно.
Вилка на гирлянде явно не 1960-е, а старее. На вид вообще на довоенную больше похоже. Хотя по вилке нельзя судить, вилка и не родной может быть. А этикетка на коробке на самом деле на МЭЛЗ похоже, логотип тоже ихний, наверное, только разобрать его не получается, мелковат он и фотографии не лучшего качества. Справа ещё какой то чернильный штамп видно на этикетке. Я подобное тоже уже видел на этикетках от МЭЛЗ. Но опять же нет доказательств, что коробка эта родная.
Нашёл подобную этикетку (правда другую), точно МЭЛЗ с таким окошечком под штамп были.
Конструкция действительно совершенно одноразовая, что отнюдь не типично для советской экономики тех лет. К тому же, с учётом ручной росписи такие лампочки явно были совсем не дешёвыми, чтобы ими разбрасываться. Поэтому я бы скорее допустил версию, что заботу о сохранности просто переложили на плечи пользователя – пусть не дышит на эту гирлянду или вообще никогда не снимает её с ёлки)
А вот эта версия не выдерживает критики, ибо такая гирлянда маловата не то что для ДК – но и даже для самого рядового детсада или школы. Типично домашний типоразмер. Да и упаковка с красочной этикеткой чисто розничная, для организаций никто не стал бы так заморачиваться.
Почему? Ведь гладкую лампу сделать проще всего. А переводные картинки революционно удешевляют процесс производства. До всего этого должны были додуматься на самой ранней стадии.
Это было всего лишь экономией за счёт унификации. Однако случилась она не в 60-е, а намного позднее. Так как не только все виды "фонариков" ("Московский", "Польский", "Китайский" и "Пушкинский"), но и "Овощи-фрукты", и "Шаровая с росписью" вовсю выпускались аж в середине 70-х. А там финтифлюшек тоже хоть отбавляй.
Пишут, что середина XIX века. А к 1930 годам технология их изготовления уже достигла нынешнего уровня. Так что ориентир довольно зыбкий.
А что такое СЭФЗ, интересно?..
Так у моей гирлянды точно такая же этикетка. Кстати, мучает меня вопрос: может, у меня тоже ЕГ-20 хотели написать? Хотя после дефиса всё же читается только одна цифра.
Ещё бы знать. Но ничего, может и это со временем найдем. Вообще эта вилка мне кажется довольно старой, сам шрифт надписей к 1930-1940 годам отсылает мысленно. Хотя может я и не прав и это вилка из 1960-х, благо эта модель вилки выпускалась достаточно долго. Но поздние не совсем такие и выпущены, чаще всего, кемеровским "Карболитом" уже. А тут Москва указана.
Нашлось, кажется:
Оказывается, они и фонарики делали, и всякое другое. А не может ли сама эта гирлянда также быть его продукцией?
Вот и датировка вырисовывается: до 1936 г. А с учётом, что праздновать Новый год в СССР "разрешили" в 1935 году, рамки дополнительно сужаются
Интересно. У Вас даже лучше меня получается находить информацию. По этой вилке сразу видно, что она старая. Шрифт и сам стиль надписей на довоенных изделиях встречался. Но вот вилка может быть менянной, поэтому по разборным вилкам 100% нет гарантии, что и само изделие тех же лет. Правда гирлянда эта уж точно не из 1960-х. Я думаю, что если она не довоенная, то уж точно не моложе начала 1950-х.
Гирлянда эта, скорее всего, все таки от МЭЛЗ. Многочисленные артели выпускали гирлянды, конечно, но чуть позднее и уже более современные, если судить по всплывающим на торговых площадках образцам. Что интересно, на многих гирляндах конца 1940-х -начала 1950-х, кроме маленьких патронов под какой либо вид ламп, часто есть зачем то большой патрон Е27. Он там один такой бывает на всю гирлянду и стоит, часто, сразу после вилки. Я думал, что это колхозинг бывших владельцев с целью приспособить гирлянду на 120-127В для работы в сети 220В, но похоже этот патрон сам производитель зачем то ставил. На разных образцах от разных производителей такое уже видел.
Кстати, я обратил внимание, что на фотографиях с коробкой плафоны ламп не имеют переводных картинок, зато имеют ручную роспись. С переводными же картинками я больше ниразу на фото гирлянд не встречал, может быть и вправду это не МЭЛЗ продукция, а просто похожа. Но какая либо артель вряд ли бы стала отдирать цоколя с готовых ламп, просто бы припаялись прямо к ним. А тут, похоже, никто их и не ставил при производстве ламп. Так что кроме МЭЛЗ по идее никто эту гирлянду и не мог выпустить.
Хех, вот уж точно нет!
Но есть ведь и возможность, что МЭЛЗ отгружал такие колбы без цоколей производителям гирлянд? Тем более что в первые годы их выпуска отвлекать "серьёзное" производство для рисования цветочков на колбах наверняка не хотелось, логично было бы просто отдать колбы по артелям, и пусть они дальше трудятся.
Большой патрон, думается, именно для адаптации под 220В, хотя как заводское решение выглядит так себе. Тем более что большая лампа должна была гореть практически в полный накал
А не может быть лампа в большом патроне в качестве предохранителя? Если, скажем, часть гирлянды на ёлке замкнётся (учитывая качество изоляции, думаю, такое возможно было), то ничего страшного не произойдёт. Просто большая лампа загорится.