На днях я взял и заимел пару чудных заветных коробочек, содержимое которых интересовало меня с давних детских лет. А именно системы связи с водителями такси и деспетчерской службы. Для тех, кто не понимает, о чем будет речь, небольшая предыстория .
Не знаю, как в иных городах, но в советские времена в Ленинграде для стоянок такси отводились специальные места почти на каждой улице спальных районов. Как правило, этими местами был отворот на одну полосу после перекрестка. Но могла быть и просто крайняя правая полоса из двух, если улица не сильно проезжая. Мало того, каждое такое место было оборудовано в обязательном порядке специальным световым знаком, но о них пойдет речь как нибудь позже.
Где-то на рубеже семидесятых восьмидесятых, а может и ранее, была введена интересная система связи диспетчерской службы со стоящими на условленном месте машинами. По крайней мере я помню один такой случай заказа такси в детстве. После прохождения на ближайшую от дома стоянку водитель преспокойно ждал нас, зная заранее, куда нужно ехать. Но этого водителя пришлось поискать. Он был третим из четырех стоявших машин.
Увы, но внимательное изучение содержимого ответа пока не дало. Точно чувствую, что определенных проводов не хватает. Видимо, они были отрезаны, так как никакого подходящего кабеля к ящикам не было. В отличии от иных мест, где они были и таинственно уходили либо в подвал, либо в какое-то глухое пыльное зарещетчетое окно нежилого помещения дома. Сегодня таких мест осталось очень мало, но их еще можно увидеть. И возможно, что для установления истины придется как нибудь собраться и локально изучить еще один комплект, остатки которого висят неподалеку.
Далее все на фотографиях. Схемы обоих я зарисовал. К сожалению, схема внутри одной из коробок (нижняя с трубкой) истлела и сфотографировать удалось только то, что было видно под пылью. От малейшего прикосновения все, что было на бумаге, сразу же стиралось.
Немного о самих блоках.
Первый ящик устанавливался сверху и, как это видно из первой фотографии, имел индикационный светильник, роль которого всегда выполнял ПСХ-60. Именно к этому ящику подходил кабель извне. Внутри обнаружилось реле РМУГ и мостовой выпрямитель КЦ, при помощи которых при подаче какого-то сигнала включалась лампа.
Второй блок распологался ниже, на уровне груди, и представлял собой обслуживаемый ящик. По-видимому, у каждого водителя был некий нехитрый ключ, которым он его открывал. Внутри оказалась функционально аналогичная монтажная колодка, под которой оказалось механическое реле и диод. Его марку я еще не смотрел, но предполагаю, что самый простой 226. Так же висел оторванный конец от телефонной рубки. Причем интересно, что по схеме один провод глухой. Либо микрофон, либо капсуль.
При закрывании дверцы специальный наплыв нажимал на кнопку, которая в свою очередь замыкала контактами реле вывод трубки через диод. См. схему.
Оба ящика выполнены идентичными, но имеют разную начинку. Причем на дверцах есть своеобразные отливы, напоминающие подставки для фиксации телефонной трубки. Ящики соединялись между собой медной трубкой с четырьмя проводами. Увы, так как все внутри оказалось отрезанным, я не могу понять, куда шли провода с нижнего ящика и что подключалось к верхнему.
Но по первому предположению очевидно, что проводов было (должно быть) минимум два, как для уличных часов. Питающий для лампы и сигнальный для связи.
И еще немного информации для размышления.
Параметр данной модели реле РМУГ, в том числе отличающиеся разными подводимыми напряжениями на катушку в зависимости от модели, равны 60 В. Тут вспоминается телефонная линия.
А это не может вообще быть одна из серийных моделей телефонного аппарата? Например, точно такие же коробки используются в метро для т.н. "стрелочных телефонов".
Может быть. Никогда не сравнивал честно говоря. Посмотрим. Тем не менее я не знаю, что внутри ящиков в метро, да и он один и вместо колхозника висит звуковой ревун, а этих всегда было по два.
В общем ты абсолютно прав. Это оказался немного доработанный ТАП-50 - телефонный аппарат постовой.
Внутренность.
Схема.
Получается, что половина схемы находится в трубке. Только вместо конденсатора С тут сидит диод. Верхний же блок получается уникальным, кустарно изготовленным для светильника взамен ревуна. Принцип зажигания лампы в общем понятен. При подаче сигнала ожидания включалось реле и лампа загоралась. Таким образом светильник мигал до тех пор, пока кто-то не снимал трубку (не открывал крышку).
Из описания я не очень понял, как оно работало. Диспетчер звонил водителям на этот телефон или они ему звонили? Звуковых сигналов оно не издавало, только мигало лампочкой в ПСХ?
И вот с этой коробкой с ПСХ непонятно. Неужели брался второй точно такой же телефон, и варварски переделывался просто под подставку для светильника? Или же это всё-таки тоже был заводской элемент, часть общего комплекта?
Логично предположить, что диспетчер звонил на этот телефон, а свободный водитель отвечал и принимал заказ. Интересная система, никогда такого не видел, видимо это только в Ленинграде использовалось. А корпус от такого же телефона мог быть взят со сборки на заводе, скорее всего их в условиях завода-изготовителя и переделали для такого использования.
Интересно маркировку на светильнике бы посмотреть ещё, логотип изготовителя, год изготовления.
Я только не очень понял смысл этих заказов, если идти потом всё равно надо было на стоянку такси, где и так дежурили машины )
К сожалению, никакой тайны внутри домов, куда уходили провода нет, один это ~220В от коммуналки, второй на плинт ближайшей КРТ (коробка распределительная телефонная). Верхняя коробка - обычный световой сигнализатор вызова, индукторный вызов в линии проходя контакты "рычага", т.е. дверки в нижней коробке попадал на мостик, выпрямлялся и включал реле, оно включало ПСХ, еще где-то должен быть разделительный конденсатор, 1 мкФ х 160(250)В.
Нижняя коробка - банальный телефон, без вызывного устройства (звонка) и номеронабирателя.
Диспетчер звонил на номер этого телефона, в такт вызывным посылкам в линии зажигался ПСХ, водитель подходил, снимал трубку и брал заказ, всё очень просто.
Да я и понимаю, что за железной дверью тайны не должно быть. Не тот случай. Просто был с детства интересен механизм работы этого устройства и его схема подключения. Если бы Александр не намекнул на заводское происхождение ящика, я не обратил бы на это внимания. Действительно, в метро таких ящиков полно. Даже в зоне прохождения людей. Но они там с ревунами на крышке.
Т.е., как я понимаю, подходящие провода линии шли на верхнюю коробку, но затем через нее проходили в нижнюю, там подключались к аппарату, а от них пара шла снова наверх в верхнюю? Этим объясняется 4 отдельных провода между ними?
Касаемо коробок. Я внимательно посмотрел обе. На них выбита дата. Верхняя 1970. Нижняя 1984. Дата моста 1984. Дата ПСХ 1984. Т.е. дата установки примерно 1984 год. Возможно, для верхних коробок брали уже неисправные аппараты более раннего выпуска и мастерили из них корпус для светильника. Плата для колодки там из текстолита. Установлена вместо штатной начинки с кнопкой. Выпилена вручную. Отверстия просверлены криво. Ну и реле и прочее тоже почти на глазок прикручено.
Еще замок в верхней коробке. Вернее его отсутствие. Думал, что только в этом экземпляре вместо сломанного штатного сделали какую-то непонятную загагулину. Оказалось, что нет. Сегодня посмотрел. Везде так было.
Я так полагаю, что смысл этих переговоров имел место при дальних поездках. По крайней мере когда нам нужно было ехать куда нибудь далеко за черту города, то вызывали по какому-то номеру диспетчерскую службу и нам все говорили, сколько примерно стоит, и когда будет готова машина. Они ведь тоже не всегда простаивали. Видимо, наиболее продуктивно перераспределяли поток свободных машин.
Фотографию светильника могу завтра сделать.
Но вообще система более чем самобытна. Отчего, видать, меня и заинтересовала с тех самых лет. Как же все упростили рации... И никакой романтики. ))
Что особенно удивительно, так это что рации на момент внедрения этой системы вовсю уже существовали и использовались, в том числе в такси. Знаменитый фильм ""Букет"" на приёме" (если кто не в курсе, "Букет" – это общепринятый в СССР позывной диспетчеров такси) был снят аж в 1978 году..
Насчёт только лучших водителей, да ещё и в 1984 году – сильно сомнительно, вот тут например пишут, что уже
Речь про столицу, конечно, но почему-то не думаю, что во второй столице всё обстояло намного хуже.
Тем не менее без волшебных уличных телефонов пять диспетчерских как-то обходились даже тогда
Не обязательно идти на стоянку. Диспетчер звонил на ближайшую к желаемому адресу стоянку, водитель получал желаемое время и адрес подачи машины. Если никто не отзывался, звонили на другую стоянку поблизости.
Ну это ещё ладно бы. Но вот тут Сергей пишет:
Всё вполне в духе принятого тогда "ненавязчивого сервиса"
Кстати, смутно вспомнил одну деталь: при вызове лампа горела несколько секунд, потом гасла ненадолго. Иными словами, похоже, что логика была инверсной, лампа загоралась при паузе между звонками. Точно не уверен в этом, но по-моему, было так.
Dominique
Дело в том, что мой дедушка был типичный пролетарий. А так, как стоянка такси была хорошо видна напротив из окон квартиры, метрах в трехстах от дома, то подъезд машины к парадной расценивался как проявление буржуазной парадигмы и диспетчеру говорили, что мы без труда дойдем сами. Диспетчеру и шоферу было все равно. Ну а найти его, если все волги были желтые, было возможно не сразу. Трусами он не размахивал. )
Я уж не стал описывать такие подробности, разъяснив общее положение.
В остальных случаях машины исправно подъезжали к парадной и там ждали ("Кто заказывал такси на Дубровку?")
кочегар
Кустарный блок с колхозником имеется. Можно посмотреть схемку.
В советские годы вызов такси в нашей семье считался неким событием, происходившим по особым случаям. Например, каждый год случались торжественный «переезд» на дачу и парой месяцев позже – соответственно обратно (хотя дача и находилась в смехотворной, по нынешним временам, досягаемости от МКАД). Так вот, сколько помню (а хорошо помню я года так с 1979-го), такси всегда вызывалось по телефону и затем диспетчер перезванивал, что машина у подъезда. Уж не знаю, как у них это получалось
На даче вообще было интересно: там был один-единственный таксофон («телефон-автомат») на всю округу, к которому нужно было выстаивать очередь из страждущих (благо время разговора не лимитировалось). Тем не менее с этого находящегося в попе мира телефона тоже регулярно вызывалось такси из Москвы, которое благополучно прибывало прямо к воротам дачного участка.
P.S. "Дворянским" происхождением в семье тоже никто никогда не страдал