ТЛЖ-3-1, ТЛО-3-2, ТЛЗ-3-1, ТЛГ-3-2 (МЭЛЗ)
Достался комплект из 5 индикаторных ламп – Безымянная КРАСНАЯ, ТЛЖ-3-1, ТЛО-3-2, ТЛЗ-3-1 и ТЛГ-3-2. Завод-изготовитель МЭЛЗ, дата изготовления – начало 70-х, начало 90-х годов.
Лампы индикаторные тлеющего разряда с рабочим напряжением 220 или 380В. Применяются для индикации и сигнализации в различной электротехнической аппаратуре, используются в светосигнальной арматуре АСЛ. Также используются в цепях постоянного и переменного тока, при этом они должны включаться в цепь последовательно с балластным сопротивлением.
Существует несколько вариантов таких индикаторов, маленькие и большие, они также отличаются индексом, -1 рассчитаны на работу при напряжении 127 (однофазная сеть) или 220 (трехфазная сеть, подключение межфазное) вольт, а -2 при напряжении 220 (однофазная сеть, подключение фаза-ноль) или 380 (трехфазная есть, подключение межфазное) вольт.
Цвет свечения люминофоров – Красный, Желтый, Оранжевый, Зеленый и Голубой.
Что касается наполнения, то тут есть разница – в желтом, зеленом и голубом индикаторах наполнение аргоново-ртутное. А вот в индикаторе с оранжевым люминофором наполнение неоновое, в этом я убежден, потому что у меня их много, ну и я решил с дублей содрать цоколи да посмотреть на разряд через прозрачную часть стекла.
Что касается красного идикатора – насколько мне стало известно по словам ув. Dominique, существовали индикаторы из этой же серии, но с красным свечением люминофора. Так вот, походу мне как раз и попался тот самый загадочный и неведомый зверек. Еще, также мне стало известно, что эти красные неонки были выпущены не то опытной партией, не то под заказ, не то вовсе дальше прототипов в серию так и не пошли.
Что касается цвета люминофора – на самом деле, люминофор светится более малиновым и однотонным цветом. Наполнение – скорей всего, неоновое, а не аргоново-ртутное. Хотя фиг его знает, "опытные" жи
P.S. Так как даты изготовления ламп раскиданы аж на 3 десятилетия, то перечислю их тут:
ТЛЖ-3-1 – 8901.
ТЛО-3-2 – 0281.
ТЛЗ-3-1 – 9008.
ТЛГ-3-2 – 87-07.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Даа, в семидесятые голубые были самые крутые. Где-то тогда мне и досталась такая. Чтобы досыта насладится этим чудом, сделал из неё ночник. И каждый вечер засыпал видя её пследнюю.
Значит, красные лампочки Александра - точно не импорт и не ошибка завода, а опытные образцы. То есть, наш завод вполне мог такие делать. Но почему они не пошли в серию, хотя такие нужнее оранжевых, неясно. Также неясно, почему не делались лампочки с белым люминофором - они были бы весьма неплохи в качестве разных подсветок и в цветных колпачках (то есть с арматурой для ламп накаливания).
Ещё одна непонятка - почему баллоны ламп ТЛ*-1 и ТН делались длиннее, чем у ламп накаливания (например СМ28-2,8)? Ведь проще было бы выпускать неонки в баллонах от низковольтных индикаторных лампочек. Заодно подходили бы к ихней арматуре.
Предвижу ответ, что эта арматура не рассчитана на высокое напряжение. Однако это не мешало использовать типовые патроны Ba15d с неонками МН-7 в троллейбусах. А ведь в случае отсутствия или завоздушивания/жестчения неонки к патрону будет приложено все 600В...
С белым люминофором не так всё просто. Подозреваю, что стандартный ГФК от тлеющего разряда возбуждается совсем печально, а других люминофоров собственно тогда и не было. Единственный вариант – использовать смесь RGB (по принципу трёхполосных ЛЛ), но думаю, это было бы 1) слишком дорого и 2) также весьма печально по светоотдаче, особенно с учётом явно плохих характеристик синего люминофора.
Да и особой нужды в белых лампах не было – это белые ЛОН использовали с цветными колпачками ввиду отсутствия других альтернатив. А в данном случае цветной колпачок только бы отъедал лишнюю долю и без того маленького потока. Это всё равно как сейчас – некоторые делают цветные светодиодные светильники на базе белых диодов и фильтров, теряя больше половины светоотдачи диода и тем самым доводя затею до маразма.
А как же рекламные трубки? Там ведь тлеющий разряд (правда и интенсивность его повыше).
Что же касаемо белых диодов с фильтрами, то это не всегда маразм. Таким путём можно добиться самых разнообразных цветов и оттенков совместно с игрой и переливанием света в фильтре.
Индикаторы на таком принципе смотрятся гораздо разнообразнее и приятнее, чем голые диоды. Это уже дизайн.
А что мешало выпускать ЛН с окрашенными стёклами, как для гирлянд или типовые колпачки без рисунка 4-5 цветов? Тем не менее, выпускалось множество светофильтров с разным рисунком и формой. По-моему, тогда учитывали эстетический момент. А эстетика и дизайн влияют на утомляемость оператора.
Сейчас же всё в стиле минимализма - чёрная панель (в лучшем случае с окантовкой) и однообразные точки светодиодов. Смотрится уныло и убого, быстро надоедает. Работать с такими приборами - не большое удовольствие...
А как же "катодное тёмное пространство"? Если сравнить длину тех же трубок с размерами индикатороной лампочки
Никогда не знал, что для технологических индикаторов важен какой-то там дизайн. Всегда думал, что главное там – отличить красное от синего, ну или на худой конец от оранжевого.
Гирлянды – чисто бытовые приблуды. И если для них цапон-лак, слезающий хлопьями от прикосновения рук, считался нормальным, то для индикаторных ламп, рассчитанных на серьёзную аппаратуру (в том числе например панели управления военкой или АЭС) такой подход совершенно неприемлем. Потому и не делали. А разве не было типовых колпачков красного, жёлтого, зелёного, синего цветов? И какие тут ещё рисунки?Вообще не понял, о чём речь. Что за рисунки? От оператора требуется одно: безошибочно опознать требуемый цвет в минимально возможное время, и принять решение. А декор и дизайн здесь вообще не в тему.
Они были самые разнообразные. На внутренней поверхности у многих есть светорассеивающий узор, видимый в работе (немного заметен на фото снаружи), вот примеры: 1, 2, 3, 4 (верхний слева).
Он же неспроста сделан. Для светорассеивания ведь достаточно просто матовой поверхности (как у других колпачков).
Декор и дизайн всё-таки имеют значение. Приятная на глаз приборная панель меньше утомляет оператора. Посмотри хотя-бы на приборные панели автотранспорта и как они менялись со временем.
Где-то читал про влияние дизайна на утомляемость, это всё относится к эргономике. В подробности не вдавался, но запомнилось.
Кстати и у современных приборов иногда встречается дизайнерское оформление индикаторов, но редко. Ибо это дороже обходится.
Так это призматика обычная. Назначение такое же, как у матового покрытия, только КПД (коэффициент пропускания) возможно чуть побольше. К красоте это точно не имеет никакого отношения.
Автотранспорт, бытовая техника, игрушки – это специфический товар, где дизайн на первом месте, а всё остальное – на втором. Однако индикаторы применяются в первую очередь и в серьёзной аппаратуре, типа щитов управления оборудованием или в измерительной/производственной аппаратуре. Много ты там видел дизайнерских изысков?
Это не дизайн влияет, а сочетание формы, размера, цвета и яркости. Это и есть эргономика. Когда оптимальное соотношение понятно, дальше уже дизайнер думает, как всё это теперь оформить красиво. Если конечно вообще стоит такая задача.
Как правило, это опять же приборы широкого потребления, где стараются просто угодить массовому потребителю. В действительно профессиональной технике с этим практически никогда не заморачиваются, индикация самая простая.
А какой смысл заморачиваться с призматикой, если матовое покрытие или даже просто окрашенная пластмасса прекрасно справятся? Это не прожектор и КПД там не особо важен.
Автотранспорт - это не только частные легковушки, но и грузовики, автобусы, троллейбусы... Да и речь не только о профессиональном оборудовании.
Вроде там именно про дизайн, привлекательность внешнего вида была речь.
А кроме внешнего вида у диодов с колпачками есть ещё преимущество - большой размер и широкий угол обзора. Крупный индикатор не слишком большой яркости гораздо меньше утомляет глаза, чем мелкий и яркий, особенно в темноте.
Вообще же, мы ушли от темы. Я говорил про светильники с цветным фильтром и белыми диодами, а индикаторы лишь затронул, сказав, что такие приятнее для глаз.
Цветной фильтр, как я говорил, позволяет получить разные цвета и оттенки, переливание цветов, а также разные световые эффекты. И всё это без RGB со сложной схемой управления.
Я ещё понимаю, когда это делают в рекламе. Хотя честно говоря, тот же бледно-красный, получаемый от белых диодов с красным фильтром, ничем не лучше просто красного, получаемого от красных диодов.
Но повторюсь, в системах индикации основных цветов от силы восемь. "Переливы" и оттенки там точно не нужны. А если нужен индикатор переменного цвета свечения, всё равно на одном диоде с фильтрами этого не сделать.
К таким они подходили. И в СА её использовали на полную катушку для, допустим, индикаций перегоревшего предохранителя в магистральном питаний радиоаппаратуры, в том числе на линейном напряжений 380 вольт 400 Гц.