«Светлячок» 220/16 (ВЗЭВП)
Хоть эта гирлянда уже и поучаствовала в обзоре, но внезапно выяснилось, что на сайте таких экземпляров как бы и нет. Поэтому срочно восполняем этот пробел.
Поскольку такая гирлянда памятна с детства - была у родственников и поэтому запомнилась, решил завести себе такую. Приобретена на интернет-аукционе "Мешок" за небольшие деньги и с анекдотичной историей. Внешне на фото лота выглядела неплохо, была рабочей, но тут продавец пишет, что отвалился провод, он не знает, что делать и готов отдать её за полцены. Ну, мне только того и надо было. Когда получил гирлянду, там, правда, ещё провод отвалился и стало ясно, что дело идёт к переборке, но нас этим не запугать и через час всё уже работало.
Главное, все лампочки были на месте и они были рабочими. В качестве ЗиПа ничего не прилагалось, ни коробки, ни инструкции тоже не было, поэтому и год изготовления узнать не удалось, отчего он указан приблизительно. Также в комплекте должен был быть запасной плафон. Встреченные гирлянды такого типа датированы 1976-81г.г. Гирлянда явно видавшая виды, в последнее время, очевидно, эксплуатировалась сложенной примерно пополам и в месте сгиба была сделана петля для подвешивания её куда-то. Вся гирлянда по длине была "перехвачена" в нескольких местах ещё советской клейкой во всех смыслах лентой, клей от которой пришлось снимать с проводов растворителем 646. Плафоны внешне целые, не битые и не очень обломанные с кончиков. Из-за тяжёлых плафонов провода вытянулись и изоляция с них стянулась, вышла из патронов, отчего 1-2 плафона замыкало накоротко и они не светились. Это не говоря уже о том, что такое эксплуатировать просто опасно. В общем, переборки было не миновать. Также из одного красного плафона как-то странно высовывалась лампочка. Выяснилось, что она подпаяна к проводам за выводы, которыми должна вставляться в патрон. При разборке оказалось, что один из контактов был утерян, а второй застрял в "салазках" патрона. То ли не особо разобравшись в конструкции, то ли, потеряв один контакт, прежние хозяева просто припаяли лампочку к проводам. Хотя, токовые вводы этих ламп не очень хорошо поддаются пайке. Он был вытолкнут пинцетом и подточен напильником, а второй был изготовлен из подручного материала, остатка оцинкованной крепёжной ленты от тёплого пола. Так справедливость была восстановлена. Вместе с тем, несмотря на такие, как иногда говорят, "следы бытования", лампы не выглядели "уставшими", видимых следов "нагара" на них не было.
Гирлянда имеет конструкцию, сходную с "Цветными огоньками" этого же производителя, соединение ламп - последовательное. Конструкция посадочного гнезда лампы та же, плафон только крупнее и тяжелее. Из-за этого при наряжании ёлки плафонами лучше не стучать об пол и окружающие предметы: могут пострадать их заострённые кончики. Свет гирлянды мягкий, хотя и не сказать, что она хорошо освещает вокруг, т.к. лампы не назвать мощными: номинальный ток - 60мА. Довольно редкая особенность этой гирлянды - плафоны светятся любой стороной, хоть сзади (фото 3, 4), благодаря бесцокольной лампе и её гнезду, выполненному прямо в прозрачном материале плафона (фото 6). Для гирлянд с обычными цокольными лампами такое практически невозможно, разве что, кроме отдельных случаев, где конструкция плафона отражает свет в разные стороны, как у "Снегурочки" Длинная нить накала обеспечивает равномерное свечение. Встречались гирлянды как на 15, так и на 16 плафонов, хотя лампы у них безотносительно этого могут быть как Е15-1, так и Е17-1. Можно предположить, что гирлянды на 15 ламп должны были быть с Е17-1, на 16 - с Е15-1, но на практике встречаются все комбинации. Внешне эти лампы неразличимы, что представляет собой известную проблему. Данная гирлянда с лампами Е15-1. Лампа в патроне со снятой крышкой - на фото 5.
Плафон из прозрачной пластмассы состоит из двух половинок, с небольшим усилием вставляющихся одна в другую (фото 5, 6). 4 цвета плафонов, красный, жёлтый, зелёный и синий - практически неизменны для ВЗЭВП и их оттенки с годами выпуска мало отличались. Интересен красно-оранжевый, который воспринимается полуматовым. В основании выполнено гнездо с "салазками" под прямоугольные контакты (фото 6, 7), которые, вынув лампу, можно вытолкнуть за провода наружу (фото 7). На контакты лампы надета полиэтиленовая втулка, благодаря которой лампа с усилием входит между контактами и удерживается за счёт силы трения.
Расстояние между плафонами вполне достаточное, больше, наверно, и не встречалось - 50см. Это удобно для размещения гирлянды на ёлке размером больше настольной, тем более, что плафоны крупные. Удобно и для ремонта. Провод напоминает НВ-4 сечением 0,2-0,35мм2, нетолстый и достаточно эластичный, несмотря на свой возраст.
К недостаткам конструкции стоит отнести конструкцию патронов: провода входят в плафон свободно и вес плафона передаётся на место пайки контактов, что и является причиной отлома проводов. Однако, после 6го НГ-сезона эксплуатации новых отломов не было, как и перегоревших ламп.
Лампы тоже иногда могут выпадать из патронов, так что, при развешивании гирлянды на ёлке их лучше на всякий случай "досылать" пальцем в патрон. Если лампа стала держаться слабо, нужно разобрать плафон, вынуть её, вытолкнуть контакты наружу, аккуратно подогнуть их и задвинуть обратно, после чего лампа будет держаться надёжнее. Контакты (токовые вводы) лампы лучше не подгибать, т.к. они могут отломиться в месте входа в колбу и дефицитная лампа будет потеряна.
Лампы такие найти на барахолках сложно, но скорее не потому, что выпуск гирлянд с ними был прекращён в начале 80-х (последняя астреченная гирлянда такого типа с тех. талоном датирована 1981г.), а потому, что продавцы зачастую не знают, что это за лампы, от чего они и просто их не выставляют. Так, пару таких ламп купил как... "лампы для фильмоскопа". Позже продавец вспомнил, что была у них отцовская гирлянда типа "Свечи" и это скорее всего был от неё ЗиП. Другой случай - напрямую задал вопрос при покупке других гирлянд, нет ли у продавца вот таких ламп. На что была продемонстрирована целая их коробка при том, что они их на продажу почему-то не выставляли. Тип они заявили как Е17-1, что не очень подходило, т.к. надо было Е15-1. Но, решив не упускать возможность, купил и по замеру падения напряжения они оказались как раз Е15-1. Так что, недостатка в них теперь нет, но это стоило немалых усилий.
В общем, просматривая интернет-барахолки, наткнуться на них можно, но едва ли кто-то достоверно скажет, к какому типу они относятся. За исключением, разве что, продавцов, специализирующихся на гирляндах и на лампах к ним. Но, там и цена будет завышена. Запасные лампы можно взять с гирлянд - "доноров", продающихся недорого как неисправные или "в ремонт". Однако, тут есть проблема совместимости: лампы могут оказаться другого типа, это надо учитывать. У продавцов тут спрашивать бесполезно, тут уж как повезёт. До 2-3 ламп можно заменить на Е13,5-0,06, она ещё способна удерживаться в патроне так же, как и оригинальная, хоть у неё контакты тоньше. Ток гирлянды при этом усиливается на 1мА с каждой такой лампочкой.
В 80-х эта гирлянда была унифицирована, как и "Цветные огоньки", под эти лампочки, использующиеся с белыми патронами по типу "Мозаики", в которых лампочка вставляется в полиэтиленовую вставку, а её выводы разгибаются наружу и только после этого вся конструкция помещается в патрон. Не самая лучшая переделка, т.к. эстетически эти белые патроны здесь смотрятся явно чужеродными, размеры плафона остались под большую лампочку, а Е13,5-0,06 светит ещё слабее и здесь явно не очень подходит. Количество плафонов увеличено до 18ти. Более оригинальная идея "развития" этой гирлянды - "хрустальноподобная" "Радуга" того же производителя. На втором фото там видны как преемственность, так и отличия. Судя по дате упаковки на коробке "Радуги", 1980г., оба этих типа гирлянды какое-то время выпускались одновременно.
В дальнейшем способом сохранения этой гирдянды может стать замена лампочек на светодиоды "flat top", с плоским верхом или с "конусом", однако, их номинальное напряжение - 3В, ток 20мА, т.е, для гирлянды на 16 плафонов придётся делать соответствующий блок питания.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Первое фото – прямо произведение искусства какое-то)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)Спасибо! Я старался!
Дарю секрет. Работающие гирлянды лучше снимать в сумерках, в начале и в середине, чтобы общий свет ещё не был "провален". Иначе, камера возьмёт экспозицию по среднему, тени провалятся в черноту, а "света" будут "выбиты". Т.е. если гирлянда мощнее, то в начале сумерек или даже пасмурным днём, если послабее - в середине. Разумно сделать 3-4 снимка, пока свет "уходит".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)Если в комнате есть диммируемое освещение, ждать сумерек необязательно)
У меня такого нет, поэтому, использую отработанные технологии вечерней фотосъёмки.