Светильник вагонный односторонний (КВЗ)


Тип:  Светильник вагонный односторонний   (тип указан неточно)
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  1987
 

Светильник односторонний образца КВЗ. Именно он стоял в коридорах, туалетах, тамбурах и купе проводника (версия с тумблером) вагонов производства Калининского вагоностроительного завода (ныне ТВЗ).

Размеры светильника (ДхШхВ): 250х200х85. Конструкция простая: штампованное основание с приваренными петлями, крючком замка, и кронштейном патрона. Патрон В22d-220МН пр-ва Ашасветотехника. На петлях крепится рамка с плафоном из силикатного стекла. Плафон держится на загибаемых лапках, приваренных к рамке. Так же на рамке закреплён подпружиненный замок. Для исключения дребезга под стекло установлена резиновая прокладка. При капитальных ремонтах вагонов эту прокладку часто выкидывают, отчего плафоны на стыках звенят. Наблюдал несколько версий этого светильника: окрашенную с хромированным "винтом" замка, полностью окрашенную, никелированную (фото 9 и 10), с тумблером (для тамбуров и купе проводника). Для увеличения высоты прохода в тамбурах и коридорах он устанавливается в специальное вогнутое ложе, в туалете (на стене) - с фанерной проставкой 20мм (затылок основания выпирает назад на 15мм). По факту спокойно переваривает лампу на 60Вт.

Этот светильник прошёл небольшую реставрацию, ибо был в 4-х слоях краски: заводской белой (нанесена по грунту), бежевой, светло-серой и серой... совсем не привлекательно. Израсходовав 250мл смывки краски, добрался до заводского слоя. Он сдавался совсем неохотно, приходилось делать царапки на краске отвёрткой, чтоб его начинала поднимать смывка. С обратной стороны рамки и затылок светильника обрабатывать не стал, рамка изнутри покрашена по заводской краске, а затылок основания оставлен в заводском виде. Фанерная проставка зашкурена и заново покрыта лаком. Получился не 100% оригинал по внешнему виду, но очень близко.

В 2010 году этот светильник ещё выпускался (для ремонта вагонов). От советских они отличаются порошковой окраской и стеклом с более редкими и крупными трёхлучевыми "звёздочками".

Родословная этого светильника уходит в конец 40-х годов, когда КВЗ освоил выпуск цельнометаллических вагонов. В этих вагонах была интересная двухсторонняя версия этого светильника: он стоял в стенке между купешками (над проходами) и светил в обе стороны, имея стёкла с обоих сторон и 2 лампы Ж54-25, расположенных диагонально. У плафона декор был побогаче, и рамка с 3 гофрами по центру.

Из коллекции Воевода. Добавлено: вс, 26.12.21, 19:54
(3)

Комментарии

А мне всегда хотелось заполучить тот двухламповый светильник, что устанавливался в салонах старых электричек с деревянными сидениями. Нет ни у кого информации о его обозначении?

Даа, они красивые. Есть 2 типа: с 1 и 2 лампами.

Ну скамейки в электричках и сейчас деревянные вроде как. Хотя в начале 1990-х попадались у нас в городе иногда электрички с сиденьями из синего кожзама (и сразу с люминесцентным освещением и широким тамбуром), но их гопота быстро привела в полностью убитое состояние и они были заменены теми же деревянными лавками, только видом попроще, чем в рижских стояли и покрашенных краской вместо лака. А сейчас и рижские вагоны часто после капремонта и с люмом. Хотя в прошлом году попадались и с родными светильниками под лампу накаливания. У нас сейчас своего депо нету, как я понял, общее с Нижним Новгородом, поэтому и электричек своих нет, постоянно разные оттуда пригнанные попадаются.

В Питере три года назад ездил на электричке, так там лавки пластмассовые, но по виду как деревянные при этом. Впервые такое увидел. И освещение у них - родные плафоны с лампами накаливания. Правда почему то лампы сильно мерцают постоянно, особеннно при разгоне поезда. Глаза быстро устают.

Плафон от электрички встречал над подъездом одной из пятиэтажек несколько лет назад, висевшим на уровне второго этажа. Только внутри, вместо оригинального, виднелся обычный советский патрон из карболита, просто лежащий внутри корпуса на проводах. Светильник не работал и был заброшен. Но потом фасад дома отремонтировали и светильник был демонтирован, вместо него над всеми входами повесили китайские диодные светильники с датчиком движения, уже над самой дверью, на место давно развандалленного штатного светильника. А вообще, читал на одном форуме, как такие светильники один человек пытался поставить у себя в ванной, тоже с заменой патрона на обычный. Но опыт оказался неудачным, в первый же день плафон лопнул у него и разлетелся в осколки от лампы в 100 Вт.

Рижских электричек в России осталось совсем мало. В основном все Демиховского машзавода - они с широкими тамбурами. С пластмассовыми сидениями - Торжокского ВЗ. Свет мерцает не при разгоне, а при работе компрессора. Косяк схемы ДМЗ. Могут быть яркие вспышки при включении рекуперативного электродинамического торможения(повышение напряжения на токоприёмнике).

Ну та, на которой я ездил прошлым летом была именно рижская, с маркировкой ЭР***, номер я не запомнил, к сожалению. А так да, в основном ЭД попадаются. В этом году я на электричках не ездил совсем, благо сад не далеко от города и это расстояние я спокойно проезжаю на велосипеде. А на электричке только если что то тяжелое и габаритное вывозить, просто уж очень редко они ездят сейчас, неудобно подстраиваться под них. Но родители сказали, что им один раз попалась даже какая то модная электричка совершенно футуристического дизайна и с мягкими креслами в салоне, при этом на том же садоводческом маршруте. Но это было один раз за сезон, обычно приезжает Демиховская с деревянными лавками. Просто у меня сад как раз в поселке железнодорожников, туда электрички идут перегоняемые в депо или из него, поэтому и попалось такое чудо. Скорее всего оно на каком то дальняке работает или вообще временно пригоняли из Нижнего на замену чего то.

Если в вагоне лампы накаливания, то да, и у нас иногда бывают яркие вспышки при подъезде к станиции. Но это еденичное явление. А в Питере свет мерцал с определенной частотой все время, а при разгоне частота чуть менялась. Такого явления я не встречал более.

После вандалов иногда приходится собирать заново салон вагона, и там уже что есть в депо, то и ставится... С мерцанием света примерно с частотой 25Гц во время работы компрессора - косяк схемы. К этой демиховской схеме при КР привели и ЭР, и ЭТ.

Сейчас особо то вандалов не стало, все электрички стали четырёхвагонные всего, по ним как в троллейбусе постоянно котролеры с охраной ходят туда-сюда и билеты продают. Это во времена СССР электрички были длинные и никто не следил ни за кем, мало того - они и ночные были, совсем уж посреди ночи. И явно полупустые при этом. Хотя я как то мелким ехал в ночной электричке. Ехали без билета естественно, на полустанке его не продавали, тем более ночью. Но тогда и с крупных станций никто его особо не желал покупать. Ну думали у контролера и купим. А вагон был полным, точнее никто не стоял конечно, но и мест особо не было, а где были - народ лежа на лавке спал просто. И тогда электрички были ещё длинные, не по 4 вагона. И народу в целом там немало ехало. Ну где то минут через 40 после отправления в вагоне вдруг пропал свет полностью, при этом в тамбуре неяркий свет какой то остался. Ну так как большая часть народа спала, то никто не стал никуда переходить в другие вагоны, да я и не знал есть ли он в других вагонах и специально его отключили или нет. Впервые ехал в такой электричке, чтобы прямо посреди ночи прибывала в город. А через какое то время пошли контролеры. Но у нас они не стали никакие билеты проверять почему то, просто прошли вагон по-быстрому насквозь с фонарями в руках и все. Потом назад так же. Я так без билета и доехал, не по своей вине можно сказать. В других вагаонах свет был, как оказалось. Помню в те дикие годы ещё и туалеты все вдруг открыты оказались по составу. В советское то время они же всегда заперты наглухо были и не использовались. Я и не знал, что они вообще предусмотрены в электричках. Хотя тогла были и длинные маршруты, где часа 4 ехать и даже дольше вполне можно было. А тут вдруг открыты стали, скорее всего их сами пассажиры вскрывать начали. Иногда там вообще двери в туалет не было. Но воды там не было никогда, хотя раковина имелась. И слив из унитаза не работал по этой же причине. Сейчас то туалеты остались только служебные для машинистов и тамбур, граничащий с кабиной, закрыт всегда. В моторных вагонах его не предусмотрено, а вагонов всего 4 у современных электричек.

Сейчас на московском узле гоняют 11 вагонные ЭД, ЭР в 12 вагонов. В головных вагонах туалет был всегда, а вот в прицепных - как пожелает заказчик, что тогда, что сейчас. Да, бывает что в секции вырубается свет - это и ныне бывает.

Я всего однажды встречал электричку с работающим туалетом в начале 90х где то за Львовом и для меня это было настоящим открытием, у нас же, на Приднепровской жд я не видел таких вагонов ни разу.

-все рижские составы имели туалеты в головных и прицепных(немоторных) вагонах- отсюда и "узкое" окно и одностворчатая дверь в тамбур с этой стороны. Туалеты были естественно системы "все летит на рельсы", а т.к вокруг крупных городов в СССР и 90е существовало такое понятие как "санитарная зона" то были закрыты. Хотя за границами этой зоны их иногда открывали. Заправляли их водой редко,но несколько раз я такое чудо заставал - в баке (он наверху под крышей) плескалась вода, и при смыве и в раковине она была.
-ликвидация туалетов в прицепных вагонах была не из-за вони, и даже не из-за вандализма. А официальная причина - из-за массовых случаев поджогов там. К началу 90х их не осталось, хотя единичные составы с сохранившимися все же встречались - один попался мне в начале 2000х на Савеловском, другой в 2009х на Ленинградском. Они были естественно заварены и не действовали..
-кроме того при удалении недействующего туалета образовывалась удобная площадка для стояния, что было важно для возросшего по сравнению с СССР пассажиропотока. Советские поезда перевозку стоячих пассажиров в теории не предусматривают официально.


Перевозка стоячих пассажиров в пригороде была нормой с незапамятных времён. И советские пригородные поезда это и предусматривали, и рассчитаны(кроме платцкартных вагонов, попадавших в пригород на захолустных ветках).

Туалеты в прицепных вагонах убрали не только из-за разгульного вандализма в 90-х, но и повышенных эксплуатационных расходов(зимой надо греть бак, чтоб не разморозился). Накопительная площадка - это просто такой появившийся плюс. Хотя, Свердловская Ж.Д. заказывала ЭД4М с туалетами в прицепных вагонах(но, это в 2000-е уже).

Не знаю как на савёловском направлении, но на рязанском, киевском электрички при Союзе были набиты аки "кильки в банке", вот сейчас такого нет. Поездов меньше, и составность меньше. Пассажиропотоки на московском узле были таковы, что в ЭР2Т отказались от 3-х местных диванов со стороны маленького окна - там сделали накопительную площадку, вообще планировали их выпускать в 14-и вагонном исполнении, даже сделали 5 опытных составов, удлиннили посадочные платформы(киевское направление).

В вагонах ЭР2Р...ЭД4 в некоторых светильниках по штату работает 100+15Вт. И плафоны целые, им больше от вандалов иногда достаётся. Может уже был с трещиной.

была интересная двухсторонняя версия этого светильника

Застал в 90-е такие вагоны с такими светильниками в составе местного поезда Сонково-Савёлово, который ходит до сих пор и его можно видеть в разных интернет-расписаниях электричек. Хотя электричкой не является по причине отсутствия контактной сети на том ходе ж/д. Вагоны были цельнометаллические, плацкартного типа с деревянными (фанерными) полками уже "в возрасте дожития". Аккумуляторы были никакие и эти фонари светили лишь чуть, быстро угасая во время остановок. Проводник проверял билеты при свете не менее винтажного переносного фонаря в металлическом корпусе. Не на всех вагонах были генераторные ремни, один зачастую питался от второго. Но счастье в том, что этот поезд был и есть, хотя и не столь романтический, но с "сидячими" межобластными вагонами начала 2000-ных и иногда старыми после КР плацкартной компоновки, с уже современными стеклопакетами вместо деревянных рам.

(1)

Цитата:
...межобластными вагонами начала 2000-ных...
Мну аж передернуло, от воспоминаний, сколько в молодости было водки в этих вагонах выпито, а иначе было не доехать до столицы нашей Родины, на поезде 6хх, останавливающимся на каждом выходном светофоре. Biggrin

(1)

А ещё там был (в 90е) вагон сидячей компоновки, современный этмим плацкартам, с просиженными буквально до каменного состояния сидениями. Года с 95го перестал там ездить, поэтому, не могу сказать точно, когда они были заменены, т.к. в тот год на меня в Савёлово при пересадке насели местные гопники, одному из которых, интеллигентного вида, с синюшными губами, явно подсевшему на местную наркоту, распространявшуюся там печально знаменитым цыганским табором в обмен на всё подряд, в т.ч. и награбленное, оставалось, по-видимому, уже недолго. Как правило, "собирали на общак". Еле отбрехался от них, затянув "базар" до отхода последней электрички до столицы (которая приходила на Савёловский без пяти в 12 ночи) и уходила на Белорусский, что было тогда очень удобно), но понял, что в следующий раз без последствий не обойдётся и стал добираться другим маршрутом, пока не вернулся лет через 5. Гопников уже не было, но и вагоны были уже другие. Электричка была как правило ЭР-2 ранней серии "с круглой мордой" и с жёсткими "реечными" сидениями, в которой подрагивал по описанной выше причине свет потолочных светильников. Отопление осенью-зимой работало хорошо и к Москве, пригревшись, часто засыпал на разогретом месте.

(1)

Класс, интересные воспоминания. Застал эти вагоны только по тупикам, в качестве бытовок, складов. К 90-м им было лет по 25-30.

(1)

Воспоминания интересные, да, потому, что в тот раз всё обошлось и воспринимается как приключение.
Запущенные они конечно были. Сейчас там ходят "сидячие" начала 2000-ных, хоть и перекрашенные к месту и не к месту, но вполне приличные.