СС-835Б (Сатурн)


Тип:  СС-835Б  
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  07 1985
 

Ещё один судовой светильник производства московского завода «Сатурн», к которому ваш покорный слуга в своё время имел самое непосредственное отношение Smile . Собственно, и этот конкретный экземпляр сошёл именно с нашего конвейера, которым довелось тогда руководить. Завод-изготовитель характеризует эту модель как «светильник подпалубный».

По сравнению с «гражданскими» аналогами – типом ПСХ и прочими, этот светильник олицетворяет Мощную Советскую Вещь: он сделан из просто нереально толстенного силумина, содержит очень толстое призматическое стекло на сплошном резиновом уплотнителе, внутри две карболитовые клеммные колодки для сквозного монтажа и металлокерамический патрон Е27ФМ-00, все детали крепятся к корпусу на мощных латунированных болтах. Вес прикинуть нетрудно. Нет ни одной пластмассовой детали! Даже металлическая табличка с названием – и та прикручена к корпусу двумя винтами, каждый из которых снабжён целыми двумя шайбами – простой и гроверной. И всё это ради мощности лампы не более 60 ватт! Хотя он наверняка выдержал бы и в 10 раз больше. Несмотря на то, что светильник этот предназначен всего лишь для (военно-)морских судов, думаю его смело можно было запускать в космос. Степень защиты на нём не указана, но IP66 – самый голодный минимум, на который он мог бы претендовать.

Эти светильники приобрели широкую известность и вне судов и подводных лодок, по крайней мере в Москве. Каким-то непостижимым образом, вероятно на почве наступившего перестроечного дефицита всего и вся, в середине 80-х они стали активно поступать в муниципальное освещение. В частности, ими начали освещать подъезды, тамбуры и вспомогательные помещения школ, поликлиник и прочих государственных заведений. Надо сказать, что стекло, закрытое на шестигранник, никак не способствовало лёгкости обслуживания. В результате этого многие такие светильники не пережили больше 1-2 замен ламп, после чего были просто отключены и заброшены. Кроме этого, толстые стёкла оказались не сильным препятствием для гопников, которые восприняли их скорее как вызов. В итоге уже к концу 80-х эти светильники попадались в основном в трёх состояниях: негорящие с целым стеклом, негорящие с разбитым патроном без стекла и горящие без стекла, но с целым патроном Smile

В самом конце 80-х эти светильники и вовсе стали поступать в свободную розничную продажу в магазинах «Свет». Я хорошо запомнил их цену – 8-50, что конечно немало, но при этом рядом на той же полке лежали куда более хлипкие польские аналоги с железным корпусом по цене выше 21 рубля! Видимо наше преклонение перед всем импортным уже тогда не имело границ.

Ещё одно применение, в котором эти светильники можно видеть и сегодня почти на каждой станции московского метро – фонари сигнализации системы контроля проникновения в тоннель (УКПТ), находящиеся на стенах при въездах в тоннель по каждому из путей. Про эти светильники нужно сказать особо. В советские годы в них находились очень тусклые ЛОН-25, по-видимому вдобавок включённые через диод. На данный момент они, как правило, внутри полностью переделаны под некий дюралайт, ранее сделанный на лампочках накаливания и также включённый через диод, а в последнее время всё чаще светодиодный. Сами «метрошные» светильники могут иметь рассеиватели несколько другой (П-образной в сечении) формы и/или сделанные из молочного стекла. Означает ли это другую модификацию этого светильника (например, СС835А или как-то ещё), я сказать не берусь, но то, что это полностью аналогичный светильник – можно гарантировать.

В заключение несколько слов об этом моём экземпляре. Он достался мне в нулёвом (неиспользованном) состоянии полностью комплектным, с нетронутыми сальниками и даже двумя упаковочными листочками под стеклом (которые мои ребята старательно засовывали абсолютно во всю нашу продукцию Biggrin ). Дальше судьба его сложилась не очень просто; следующие несколько лет он провисел на открытом воздухе под перилами балкона с изредка используемой лампочкой на 100 ватт, от чего потемнела верхняя часть корпуса, заржавела заводская табличка и несколько закоптились внутренности. В довершение всего было варварски утрачено родное стекло Sorry 2. К счастью, удалось раздобыть новое и вдобавок ещё одно про запас, однако тут меня постигло желание переделать этот светильник под более прогрессивную лампу, например ДРЛ125. Надо сказать, что со сравнительно массивным родным патроном и клеммниками туда ничего крупнее А60 не лезло, причём при работе рассеиватель выглядел неравномерно освещённым. Поэтому мне пришлось демонтировать всю внутреннюю начинку и установить самодельную с уменьшенным патроном и т.п., в результате чего ДРЛ125 туда всё равно не влезла, а единственное, чего удалось добиться – симметричного расположения светового пятна на стекле. На этом мои опыты тогда закончились, и в таком состоянии этот светильник и пребывает последние 10+ лет. По этой причине я и не показываю его внутренности, дабы не навлечь гнева наших гуру Smile . К счастью, все до единой родные детали полностью сохранились, а корпус ничем не испорчен, так что как-нибудь однажды я наверно верну этот светильник в первозданное состояние. Хотя соблазн переделать его под какую-нибудь маломощную разрядную лампу всё ещё остаётся очень велик...

Из коллекции Dominique. Добавлено: вс, 10.08.14, 20:40
(2)

Комментарии

В свое время такой старый светильник я тоже хотел забрать, но как-то не сраслось. А прежнее состояние нужно будет обязательно вернуть. )

МГЛ под G12 туда войдёт весьма просто, как, пожалуй, и под RX7s, которая установится вообще точно по центру. Также легко, но более бестолково, можно засунуть ДРЛ 50 или ДНаТ 35 (с покрытием или без). Пожалуй, ещё веселее будет смотреться софитная ДНаТ 70 / 150Вт.

Лучше всего софитка будет в  нём смотреться. 

Чтобы поставить софитку, придётся сурово сверлить корпус и заодно нарезать в нём резьбу.. а вот мелкая лампочка типа ДРЛ/ДНаТ50 туда войдёт легко, возможно даже с родным патроном..

Софитку можно установить на планочку, которую, в свою очередь закрепить на посадочных местах патрона. И ничего не придётся светлить.

+++

Для этого в любом случае сначала понадобится найти донора, с которого снять патроны и ПРА.

Для него даже лампа нашлась.

Да, это походу и есть почти его родная лампа Smile

А настоящая родная лампа должна быть на 60 Вт.

Видел что то подобнное над входом в недавно расселеный деревянный дом. Только стекло там молочное, непрозрачное. Но точно такой же формы. Жаль он прикручен там намертво (похоже не за родные крепежные ушки, а просверлен и прикручен болтами изнутри), внаглую отдирать его среди бела дня прямо под взором прохожих у меня смелости не хватит. Видимо потому что прикручен похорошему, его до сих пор не стащили на цветмет бомжи. А так, судя по всему он там в оригинальном состоянии. На вид так вообще идеальный.


Насколько я понимаю, молочным стеклом комплектовались ранние варианты этого светильника (вероятно, они назывались СС-835 или СС-835А). В мосметро именно такие до сих пор используются в качестве элементов сигнализации УКПТ (устройств контроля прохода в тоннель). Причём молочные стёкла были как такой же формы ("домиком"), так и просто округлые, в варианте "домик" у них также было внутреннее рифление поверхности.

Взял инструмент сейчас и попытался снять светильник с заброшенного дома. Правда это мне так и не удалось. Но он немного не таким оказался при внимательном рассмотрении, стекло все же имеет конфигурацию П-образную, крепежных ушек нет вообще, похоже закреплен он изнутри. И закручен он специальными винтами с головкой треугольной формы, такого ключа нет нигде в продаже вообще. Помоему это классический железнодорожный ключ, такой видел у проводников. Вероятнто я видел не совсем такой светильник, подобный применяют и на железной дороге, например для освещения машиного отделения тепловозов. Так что,  наверное, там все же железнодорожный.

Служил на ПСКР "Молния".С прозрачным рифстеклом домиком стояли на надстройке,для освещения верхней палубы.Внутри у каждой двери и люка,для выхода наружу,стояли с матовым окружным стеклом с надписью "Выходить запрещено".На жд его чаще применяют для освещения ходовой части подвижного остава.И вместо шестигранных болтов у него "барашки",легко открывается без помощи ключа.

В метро, на освещение служебных помещений такие иногда попадаются, как правило на старых станциях, и в основном  с КЛЛ. Единственное уже без нижнего винта и стекло слегка в приоткрытом состоянии, чтобы электрик мог заменить лампочку просто просунув туда руку, не откручивая каждый раз нижний винт.

Обновил фотографии этого экспоната.