Круглый одноклавишный выключатель (ВЗП)
Ранняя версия клавишного выключателя из СССР, типичная для 1950-60-х годов. Такие повсеместно устанавливались в зданиях этого периода постройки наряду с рычажковыми. Судя по форме прижимных пластин на контактах, мой экземпляр произведен в середине или конце 1960-х, такие обычно встречаются на изделиях именно этого периода.
Клавиша нажимается с усилием, переключается резким рывком, мгновенно замыкая контакт, с характерным щелчком. Что интересно, после многих лет эксплуатации (выключатель был снят мной в расселенном доме 50-х годов постройки, - судя по всему, он был установлен там немногим позже и проработал больше 50 лет) выключатель и работает идеально (даже контакты практически не подгорели), и сохранился в отличном косметическом состоянии: после отмывки выглядит, как новый.
Выключатель произведен на Воронежском заводе пластмасс (ВЗП), о чем свидетельствует логотип на крышке и основании. Также подобные выключатели с таким же внутренним устройством и очень похожим видом крышки производили в то время АЗЭИ "Eltega" (ETG), Таллинский опытный завод "Estoplast", Донецкое ПП УТОГ.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
У меня такой же двухклавишный стоит в моей комнате, тоже ВЗП, но корпус белый (основание черное), а вообще такие видел много где. И название производителя там часто бывало просто написано словами вокруг отверстия с винтом, скрепляющим половинки корпуса. Ильмаринне Таллин, УТОГ Донецк и т.д. Ну а работают такие практически вечно, да. А все потому что сама контактная площадка там из сплава, содержащего серебро. Они довольно стойкие. В справочнике старые выключатели вообще указаны как "выключатель с серебрянными контатками", но тем не менее там даже у самых ранних не чистое серебро. Чисто серебрянные напайки я встречал только у релюшек для военки, которые производили на заводе, где я работал когда то.
Хм, не обратил внимания на сплав, но как мне показалось, там латунные контакты, когда разбирал и снимал клавишу, чтобы отмыть. Хотя не знаю насчет состава сплава...
Мне такие встречались чаще установленными именно в варианте для скрытой проводки, правда в основном замазанные краской были и производителя не разобрать. Хотя некоторые опознал как алитусские по форме крышки. Для наружной установки тоже попадались, но было это лет так несколько назад, как-то не особо акцентировал внимание на деталях, к сожалению. Встроенные попадались и с белой крышкой, с двумя клавишами и с одной а наружные только с черной и одноклавишные. Ну и на фото из интернета, плюс на авито и мешке, множество попадаются разных.
А Ильмаринне - это не Эстопласт? Первый раз такое название слышу.
А вообще неплохо было бы двухклавишный вариант такого выключателя увидеть, внутренности их ни разу не видел в подробностях.
Насколько я знаю - содержит серебро только маленькая напайка на контакте, которая собственно замыкает контакты. Сам то контакт латунный.
Нет, это какой то другой завод. От этого изготовителя тут патрон для лампы выкладывали. Но у него логотипа не было, видимо. Всегда словами указан.
Ну у меня он в установленном виде, используется по прямому назначению Снимать для фото как-то лень, а фотографировать на стене, да ещё и в темном углу - будет некрасиво. Да и внутренности не рассмотреть. К тому же он испачкан краской, раньше же мода была красить стену вместе с выключателями и розетками на ней. Родители его упорно и закрашивали. Хорошо хоть не весь, а только у основания он испачкан. Ещё передняя крышка там уже грязная, испачканная каплями лака и т.д. Если и соберусь его фотографировать - только уже летом, когда будет возможность по свету его снять для раставрации. Если к этому времени не выйдет найти такой для коллекции в лучшем состоянии.
Ну, не знаю тогда, там вроде вообще нет никаких напаек, там контакты сделаны совсем иначе, чем в более поздних аналогах.
Ну, про использование я понял Ладно, тогда наберусь терпения и буду ждать, когда этот или другой будет в приемлемом для фото состоянии. (Хотя я бы не прочь такой выключатель увидеть и в установленном состоянии, как он есть, пока возможности снять нет, но это уже если у Вас желание будет его сфотать).
А так - мой выложенный тоже был частично замазан краской, к счастью она довольно легко отслоилась.
Если интересно - в принципе могу разобрать еще раз и сфотать внутреннее устройство, контакты в подробностях и т.п., думаю тогда будет точно ясно, есть там серебро или все же нет, и долговечность обеспечивается только за счет мгновенного переключения и сильного прижима.
Вот я почти на 100% уверен, что Ильмарине это и есть старое название Эстопласта. Это так же, как у нас, в Латвии, история завода с Е в ромбике. У меня нету ПОЗДНИХ примеров артефактов от Ильмарине. А ранних - сколько не надо. И потом вдруг это всё уже как-то Эстопласт.
Кстати да, вполне возможно: до середины 1960-х был Ильмарине и не имел логотипа, а потом название сменили и логотип появился. В общем-то я такой вариант и имел в виду, упоминая эти названия.
Тут вбил в поиск название "Ильмарин(н)е" - попалась статья в википедии, в которой Ильмарине и Эстопласт вроде бы отдельно значатся, хотя может просто достоверной информации по ним (учитывая время существования) не было и записали оба...
Тут посмотрел инфу в сети, все-таки скорее всего Ильмарине был сам по себе и никак не пересекался с Эстопластом. Нашел такое фото 1978 года, еще встречались упоминания об этом заводе как совершенно отдельном предприятии, к тому же специализация у Ильмарине иная была. Я думал, что Ильмарине мог влиться в завод Эстопласт в 50-е, как например фабрика Престо, но все же скорее всего такое предположение неверное.
А на выключателях от Ильмарине логотипа не было, только надпись вокруг отверстия на крышке? Мне такие не встречались как-то, ни вживую, ни даже на фото.
Выложил фото своего двйоного в соотвествующей теме. Клавиши у меня прямые. Но я думаю это не 50-е, а середина-конец 60-х. Дом был сдан в 1964 году, а этот выключатель очень навряд ли там стоял с постройки, скорее всгео менян позднее. Хоть это и большая комната с двойной линией на свет. Но если тут стоял двойной, тогда непонятно зачем в других местах, где явно направшивался двойной же выключатель, стояло рядом два одинарных.
А вообще, сколько предприятий производило подобные выключатели? Когда сюда добавлял этот, думал, что кроме ВЗП их только Эстопласт и Элтега делали, но тут пересматривал список имеющихся на сайте и наткнулся на экземпляр от Донецкого предприятия УТОГ, интересно, для наружной установки там тоже делали? На просторах интернета мне практически всегда попадаются либо от ВЗП, либо от Эстопласт, реже - Алитус, а вот донецких не встречал больше. Вживую встречаются они уже редко, мало где остались. Сегодня вот случайно наткнулся на подобный выключатель (установленный и по всей видимости работающий до сих пор) от Элтеги, судя по гладкой крышке, правда закрашенный краской.
Кстати, подумываю, может на форуме темку открыть, где все могли бы выкладывать фото выключателей, розеток и т.п., попавшихся где-либо установленными, - как по мне, это довольно интересный материал, наверняка бы встретилось что-то новое, чего в экспозиции еще нет.
Интересная идея, возможно найдет интерес у посетителей форума. Не всегда удается заполучить искомые розетки или выключатели, но есть возможность их сфотографировать. Подобная тема по светильникам на форуме есть и интерес к ней есть.
Поддерживаю. У самого может найдётся немного чего-нибудь туда выложить)
А у Вас когда он поставлен был, и какого производителя? Тоже ВЗП или какой-то иной?
Там чуток на него чуть краска попала, есть где-то царапинки, а насчёт производителя, то конечно тоже ВЗП. Проработал на даче где-то тоже 50, или чуток меньше. Точно не помню...
Сфоткал внутреннее устройство выключателя:
. .
Как видим, никакого серебра там и близко нет, зато есть латунный подвижный контакт, который при включении входит между двумя пружинящими медными (?) пластинками, причем входит достаточно туго и пружиной прижимается сильно, поэтому и следов подгорания там нет. Износ от многократного использования, конечно, есть, но не более того, и это никак не сказывается на функционировании.
Кстати, ставить такой выключатель нужно контактами вверх, а не вниз, как думал сначала (и как он сфотографирован), тогда в верхнем положении клавиши контакт будет замкнут.
Никогда не разбирал такие, даже не знал как у них устроен механизм переключения. Да, у этого никакой напайки нет, соотвественно нет никакого серебра. А контакты обычно в верхней части и делают, крайне редко попадались выключателии, у которых при включенном положении клавиши вверх контакты оказывались снизу механизма. Мне даже как то привычно, когда провод подходит сверху, наоборот не очень люблю, когда провод оказывается в нижней части, например средний контакт у двойного выключателя или контакт заземления у розетки. При этом этот провод должен быть длинее, а если ранее там стоял другой выключатель или розетка и они обрезаны вровень, то может и запаса провода не хватить, чтобы подключить правильно. У нас в подъезде выключатели все вниз головой и поставили после ремонта, потому что провода там обрезаны вплотную были под старый выключатель, а пересверливать подрозетники ремонтникам не хотелось.
Хмм. У старых у всех контакты сверху. Это только у Оршанских контакты снизу были. И у современных тоже такое стало часто зачем то. У рычажковых, конечно, сверху. Да и у Харьковских с подобными клавишами тоже сверху. Как раз хотел постаивть вместо него современный, но не смог, во первых провода у меня обрезаны везде без запаса строителями были, во вторых проводка в 4 квадрата не зажимается контактами у современных, просто не влазит в контактую скобу.
Про Харьковские я неверно написал. В уме крутилось про Киевские, вот и перепутал. У Харьковских, насколько помню, да, перевернуты контакты. А вообще посмотрел по квартире сейчас - у меня у всхе выключателей провод сверху подключается. Поэтому с контактами снизу и непривычными показались.
Достался мне сегодня еще один выключатель этого типа, тоже от ВЗП, с прямой клавишей и чуть иным дизайном крышки, более ранний - судя по контактам, самое начало 60-х, произведен точно до 1965 года. Наверно выложу его отдельным экспонатом, ибо много отличий у него от выложенного здесь. Только в порядок приведу сначала, ибо он б/у
Собственно, не первый раз уже сталкиваюсь (и на этом выключателе в том числе), что после отмывки карболит становится матовым и пестрым, даже как бы слегка пористым, в тех местах, где до отмывки была грязь. Как вообще с этим бороться, чем-то его полировать или как, может кто-нибудь пробовал?
Причем там, где грязи не было, особенно внутри корпуса и на основании, карболит не мутнеет, остается блестящим. Получается, эта грязь как-то разрушает структуру? Погуглил информацию по этому вопросу, как-то все пишут разное, однозначного ответа так и не нашел, из-за чего это и что с этим делать...
Матовым карболит становится скорее всего от воды и чистящего средства. Впринципе можно попробовтаь слегка пополировать, карболит поддается полировке. Хотя когда он уже стал хрупким - полируется он плохо.
Мне белый карболит в этом плане нравится. Отмывал сейчас приобретенный на барахолке улов, белые розетки после этого выглядят новыми. Хотя выглядели до этого как из помойки Заодно отмыл найденный у себя в кладовке белый тройник от Неруссы, про который писал год назад, тоже стал как новый. А был в какой то жирной пленке засохшей грязно-желтого цвета, скорее всего в кухонном жире налипшем. Что интересно - после отмывки оказалось, что в белом карболите иногда попадаются серые точки и небольшие разводы от вркапления черного пресспорошка, что было не видно, пока он был сильно грязным. Возможно и специально подмешивали, хотя там это минимально заметно и наоборот выглядит как несмываемая грязь.Так что, видимо, просто в форму попадали остатки от чёрного порошка случайно. Кстати, несмотря на ужасный внешний вид, у этого тройника контакты оказались новыми и в работе он не был похоже. А сейчас тоже как из магазина стал. Правда от пёстрого чёрно-красного экземпляра он не отличается ничем.
Ну, так внутренняя поверхность крышки того же выключателя (и основание тоже) отмывалась точно так же (но на ней была большей частью только пыль), и тем не менее блестит как новая, не мутнеет. А вот снаружи матовая стала... А если полировать, то чем? Дрели с войлочным кругом в наличии нет, остается вариант полировать вручную, опять же - чем именно, не очень представляю.
А про белый карболит - соглашусь, недавно отворачивал в том же расселенном доме (из которого экспонат на фото) одноклавишный выключатель от Электропульта, белая клавиша отмылась идеально, выглядит как новая, черное основание - уже хуже, но тоже терпимо, в принципе.
Тройник от Неруссы мне сегодня тоже попался, только черный, а в остальном точно такой же, как выложенный ранее коричнево-красный. Тоже походу не использовался, вилка входит очень туго и состояние тройника отличное. Пока не разбирал, не смотрел, что внутри, но думаю в очень хорошем состоянии тоже.
На заводе мы обычно не войлоком полировали. Войлок лучше для металла, причем жесткого. Хотя войлок и мягкий бывает, но у нас там круги из него были довольно грубые. Обычно мы полировали или шерстяной или вообще обычной хлопковой тканью, просто обрезками от старой спецовки, лоскутками тонкой ситцевой ткани, которую нам выдавали как ветошь вытирать масло у станков. Главное чтобы чистые были. Полировали обычной зеленой пастой ГОИ (хотя в условиях завода пасты разные были). Но, как оказалось, купить ни мелкую шкурку ни войлок в магазинах уже нельзя. Сейчас это считается профессиональным инструментом почему то. Только делать самодельную оправочку в дрель под обрезок ткани. Но мы их там калили, иначе все это гнется быстро. А так оправка делается просто. Берется гвоздь прямой, у него шляпка срезается, а поперек ножовкой делается прорезь для ткани. Далее ткань осторожно наматывается, а после обмакивания в пасту она как бы склеивается и больше не разматывается. Отполировать корпус выключателя должно хватить. Правда качественную оправку делают не так, мы их делали из бракованных знаков или толкателей от пресс-форм для литья пластмасс. Они уже и каленные и шлифованные. А прорезь делали как можно тоньше, прожигая проволокой на электро-эрозионнном станке в ванне с керосином. Она получается тоньчайшая, под тонкую ситцевую ткань. При этом сама оправка каленая и пружинит, прочно зажимая кончик наматываемой тканевой полосы. Но дома так не сделать, так что кроме ножовки не вижу другого варианта. Пророезь получается слишком толстой, но уж лучше так.
Кстати да, пластмассу то можно и вручную попробовать отполировать сколько то. Просто кусочком войлока, шерсти или другой ткани в пасте ГОИ. Это будет чуть дольше только.
Про оправку - интересный способ, спасибо, но для начала наверно попробую вручную, хуже-то уж не будет. Только придется поискать еще, где купить эту пасту...
Да и смотрел сейчас инфу, кто-то пишет, что ГОИ для полировки карболита не подходит. Где-то советовали полировать ваткой с ацетоном, не совсем понял, что может дать ацетон..
Ацетон не растворяет карболит, поэтому навряд ли этот способ подойдет. Так, скорее, можно попробовать отполировтаь полистирол или другие растворимые в ацетоне пластмассы. Хотя я бы не рискнул. А я как раз обычной пастой ГОИ и полировал, единственно она потом плохо с карболита стирается. С металла лучше. Может по научному и не правильно ей полировать, но я не нашел ничего больше в хозтоварных магазинах. Даже шкурки нет никакой, мельче чем сколько то. Т.е. грубо зачистить шкурка есть, а полировочных просто не продают. Когда спросил про её наличие ответили какой то бред про полировку машины, типа не порти сам, едь в сервис. Я сказал что у меня и машины то нет, чем удивил продавца. Видимо в быту ничего другое и не полирует никто.
Ну, там именно карболит вроде бы с ацетоном полировали, или бакелит, что в общем-то почти одно и то же. Но тоже не представляю, как он может повлиять. Попробую пасту ГОИ найти и какой-нибудь мягкой тканью попытаться отполировать, может получится хотя бы немного блестящая поверхность, как и должна быть у карболита а не совсем матовая.
Старики рассказывали, замусоленные патроны предохранителей фетром полировали.
А как именно полировали, вручную?
Наврятли вручную.Такую процедуру народ упростит.Предохранитель можно и токарном станке погонять.Про фетр запомнил.
Ну, у меня такой возможности нет... ток вручную если. Но да ладно, для начала с пастой ГОИ попробую, если получится - хорошо, нет - будем пробовать дальше...
Итак, вот этот выключатель, о котором говорил:
Контакты у него типичные для начала-середины 60-х, надпись на основании и крышке 220в, то есть он еще под 127-вольтовую сеть был выпущен, видимо самое начало 60-х. Основание несколько отличается от выложенного ранее, форма крышки тоже чуть иная, пластик более толстый. К сожалению, на клавише с одной стороны имеется заметный скол.
Еще один выключатель все от того же ВЗП, но с небольшими отличиями от выложенного (в крышке), снял сегодня в расселенке:
Если бы не скол на клавише (даже сложно предположить, отчего такой скол на середине клавиши), был бы вообще в идеале. Крышку на этот раз отмывал спиртом, она блестит, как из магазина. Но вот клавиша таким же образом не отмылась до блеска, тоже чуть матовая и неоднородного цвета в том месте, где на нее нажимали, видимо все же грязь набивается в поры карболита... Так что, похоже, это зависит не от способа очистки.
Сфотографировал все три выключателя вместе, для сравнения (верхний ряд - слева последний, справа тот, что на фото экспоната, нижний ряд - тот, что на 220 вольт, с прямой клавишей):
Вид со снятыми крышками:
Кстати, у двух верхних есть цифры на основании: 67 и 68 соответственно (есть еще от одного такого выключателя основание без крышки, там вроде цифра 71), интересно, не может это быть годом выпуска?
Наткнулся на такой выключатель на Мешке: ссылка.
У него какой-то другой, неизвестный логотип, который мне раньше не попадался, на таких выключателях - тем более. Тут и основание уже отличается, и крышка такое чувство что не карболитовая уже - по матовому блеску очень полистирол напоминает. Какой-то странный этот выключатель, не такой как остальные.
Перезалил фото выключателя (сфотографирован на данный момент тот, у которого состояние лучшее из имеющихся). Добавил год выпуска - 1967, т.к. почти уверен, что эта цифра на основании означает именно год.
Выключатель такого типа с украинского olx от Донецкого УТОГ (кстати, именно в таком исполнении от этого производителя вижу впервые):
Снаружи - копия Воронежского, отличия вижу только в надписях.
Но самое интересное изнутри - начинка у него такая, как у выключателя из моего предыдущего поста! И логотип, насколько я смог рассмотреть, тот же. Может этот логотип и принадлежал Донецкому предприятию УТОГ? Не исключено, конечно, что начинка у него не родная, но все же похоже на правду, ибо и форма крышки у тех выключателей с Мешка такая же точно, но уже без надписей, зато на клавише есть красная точка, как и у более поздних двухклавишных того же Донецкого предприятия.
А кстати да, логотип именно тот. Начинка похоже родная, по состоянию пластика эксплуатировалось все это в сборе, если и менялась крышка - когда то очень давно. Он не сейчас собран из частей. Наверняка это переходной, от прямого указания производителя к логотипу. Судя по цене в 34 коп - начало-середина 60-х.
Ну у меня Воронежские из 67-68 года тоже с ценой 34 копейки, ранние были вообще без цены. Так что этот видимо тоже примерно этого же периода. Судя по форме прижимных пластин на контактах - выключатель выпущен не раньше середины 60-х. До этого на всех другие были, раннего типа, у которых была не прижимная пластинка, а просто винт М3 с круглой шайбой (см. фото выше моих выключателей в сравнении).
А по состоянию частей выключателя - да, тоже подумал так, пластик на них одинаково выглядит. Он тут просто в пыли похоже, откуда-то снят и явно в порядок не приводился. Мои изначально еще хуже выглядели, пока не отмыл, этот бы отмыть и от ржавчины почистить контакты, и был бы как новый. У него даже крышка не сломана, как это обычно бывает.
Тут порылся в сети по теме Донецкого УТОГ, наткнулся на интересную инфу. Существовало Донецкое ПП "Электромагнит" УТОГ, как раз-таки производящее в числе всего прочего и электроустановку - выключатели, розетки, вилки. Там правда логотип указан совсем иной, но он от 1989-1990 года уже, возможно сменился уже в 80-е. Других предприятий Донецкого УТОГ электротехнической направленности вроде не было. Может в 50-60-е у этого предприятия и название было другое, или даже вовсе без какого-либо названия оно было. Но вполне возможно, даже наверно скорее всего, что эти выключатели производились как раз этим ПП.
Оставлю здесь несколько фото таких выключателей из сети, т.к. часто фотографии удаляются с хостингов, а некоторые выключатели там имеют интересные подробности (все фото кликабельны):
- Выключатели Алитусского завода электротехнических изделий (Eltega, ETG), кроме двухклавишного (Estoplast)
(Источник: http://rt20.mybb2.ru...)
- Выключатель Алитусского завода ETG, 1961-1966г;
(Источник: https://www.miestai.net/forumas/forum/bendrosios-diskusijos/..)
Выключатели Алитусского завода ETG, Таллинского завода Estoplast
(Источник: http://ixbt.photo/?i...)
- Выключатель Алитусского завода ETG, 1965-1972г:
- Выключатель Воронежского завода пластмасс, 1963-1965г:
(Из объявлений на meshok.net).
Кажется, таки нашелся настоящий логотип на Донецких выключателях:
(Кликаем для увеличения. Оригиналы фотографий с Мешка)
На основании здесь производитель указан текстом, а на крышке (слева от клавиши) - его логотип.
У меня есть основание от двухклавишного встроенного выключателя с таким логотипом. Я подозревал что он Донецкий, и вот теперь нашлось это подтверждение. Клавиши там как раз такой же формы. Правда крышка на нем установлена была от Воронежского раннего, интересного голубого цвета. Видимо этот на фото и мое основание - уже поздние Донецкие, на ранних производитель указывался только текстом, не было маркировок "В / О", а была точка на клавише.
Поскольку из предприятий УТОГ в Донецке было только предприятие "Электромагнит" (по крайней мере информацию смог найти только по нему), наверное можно считать, что производитель и его логотип таки опознаны. Правда доказательства пока только косвенные, но думаю им вполне можно верить.
Страницы