ИТ-2 (Газосвет)
Этот внешне довольно неказистый и внутренне совсем несложный светильник я тем не менее считаю одним из наиболее ценных экземпляров в своей, так сказать, коллекции. Фактически я считаю его яркой частичкой облика Москвы из моего детства и юношества – 80-х годов прошлого века. Подобные домовые знаки, или «светящиеся номера домов», как их называли в обиходе, были установлены практически на каждом здании в черте города (каковой на тот момент считалась территория в пределах МКАД). Опыт путешествий по другим советским городам у меня был небольшой, но подобной практики – тотальной установки городских опознавательных знаков с подсветкой – я больше не встречал нигде. Знаю только, что это практиковалось в Ленинграде, но там домовые знаки были другого образца.
К сожалению, как это часто бывает, точная история этих световых указателей доподлинно неизвестна, поэтому изложу только известные мне сведения. Насколько я понимаю, тотальная подсветка номеров домов была принята в Москве задолго до появления таких светильников. Например, уже в первой половине 70-х практически все московские здания, включая новостройки, были оборудованы вот такими адресными табличками, верхняя часть которых (с лампочкой внутри) чем-то напоминала скворечник . Помню, как в начале 80-х я как-то набрался смелости сообщить управдому о том, что лампочка над номером нашей пятиэтажки в очередной раз перегорела и давно не работает. В ответ я услышал от него, что это не страшно: вместо старого номера дома скоро установят новое «электротабло». Как вы уже догадались, под таблом подразумевался именно такой светильник, как мы видим на этой странице
Изучение московской кинохроники позволяет прийти к выводу, что радикальная смена формата адресных указателей, как и многие другие городские улучшения, была приурочена к Олимпиаде-80, проводившейся в Москве. В первую очередь новыми табличками были оборудованы, конечно же, улицы в центре города и в районах размещения многочисленных олимпийских объектов. Насколько удалось установить, самое раннее появление новых домовых знаков датируется примерно 1978 годом. Таким образом, в эксплуатации они продержались более 20 лет – первые указатели нового (как его можно условно назвать, «лужковского») образца появились в Москве только в 1997 году. Соответственно производство «олимпийских» номеров домов продолжалось в течение практически всего этого периода.
Ну, довольно истории и совсем немного о конструкции. Как уже говорилось, она довольно примитивна: несущая часть корпуса выгнута из широкого (~10 см) алюминиевого профиля, образуя П-образную раму. К раме приклёпана задняя стенка из листового железа, на которой установлено два патрона Е27 (фото 2). С передней стороны на раме закреплены две направляющие в виде стальных уголков, совместо с краями самой рамы образующие пазы, в которые вдвигается рассеиватель – выпуклый лист молочного оргстекла с приклеенными к нему цифрами и/или буквами. Незамкнутый участок рамы стянут стальной поперечиной, на которой двумя винтами М6 крепится декоративная алюминиевая крышка (на фото она отсутствует, впрочем и в реальной эксплуатации эта деталь очень часто «терялась» ). Таким образом, в собранном виде светильник представляет собой замкнутый квадрат с алюминиевыми боковинами и светящейся выпуклой частью из оргстекла.
Насколько я понимаю, по первоначальной задумке оба патрона Е27 должны быть соединены параллельно для того, чтобы при перегорании одной из лампочек номер дома не погружался в полную темноту до её замены. Опять же, на практике чаще всего либо «в живых» оставался всего один из патронов, либо оба патрона включали в сеть последовательно, для увеличения срока службы ламп (остатки чего мы и наблюдаем на втором фото). За состоянием световых домовых знаков в советское время следили очень плохо: на многих домах они вообще не работали или вовсе были никуда не подключены. Там же, где они светились, внутри как правило была одна-единственная лампочка, нередко свободно висящая на проводках и включённая через диод. Ну что поделать, с культурой обслуживания у нас всегда были проблемы
Эти светильники (а у меня их имеется целых два, разных лет выпуска) не содержат ни намёка на заводской шильдик или прочую маркировку, что выдаёт их (полу)кустарное происхождение. Да и уровень исполнения вполне соответствует каким-нибудь не очень ответственным ремонтным мастерским. Однако в конструкции присутствуют детали, которые никак не изготовить «на коленке»: в первую очередь это рассеиватель и литые цифры из синего оргстекла. Причём эти элементы подозрительным образом унифицированы с аналогичными, использовавшимися в централизованном несветовом оформлении города тех же лет: аналогичное литьё из разноцветного оргстекла применялось для типовых вывесок магазинов, ателье и сберкасс. Этими вопросами занимался некий комбинат городской рекламы, что позволяет предположить, что и домовые знаки – его работа, навязанная городом «в нагрузку» к основному заказу. Впрочем, это всего лишь версия.
Как уже говорилось, световые знаки этого типа выпускались в течение 20 с лишним лет. В целом за это время конструкция почти не претерпела изменений, хотя имели место и отдельные вариации. Например, у самых ранних образцов ширина алюминиевой рамы была уменьшена за счёт увеличенной выпуклости рассеивателя, а у поздних появились установочные отверстия в задней стенке, усиленные специальными приваренными к металлическому листу шайбами. Внутреннюю часть задней стенки довольно долго красили почему-то в бурый цвет «под ржавчину», и только затем догадались делать её белой или желтоватой. Наибольшее число вариаций касалось, конечно же, букв и цифр. Наиболее простой вариант домового знака содержал только одну, две или три большие округлые цифры с номером дома (причём в последнем случае первая цифра всегда была 1). Эти цифры всегда были только заводского изготовления. В случае, когда дом имел дробный номер или несколько корпусов, уместить всю информацию становилось проблематично и приходилось использовать «шрифты» разного размера. Например, на показанном тут моём образце ниже номера дома мелким шрифтом зачем-то указан весь диапазон номеров домов соседнего квартала, в направлении возрастания. Так вот, этот «мелкий шрифт» уже был стандартизован значительно хуже, чем крупный. Цифры и буквы встречались как заводского, так и явно кустарного изготовления в соотношении примерно 50:50 (причём в последнем случае они явно выпиливались вручную ножовкой из листа синего оргстекла ). Качество пластмассы и особенно её приклейки было очень разным, в итоге часто попадались домовые знаки с частично отсутствующими символами, либо с цифрами, испачканными изнутри или полностью выцветшими.
Пожалуй, не будет преувеличением считать, что этот светильник является частичкой эпохи «развитого социализма» в Москве. Аналогичную конструкцию имели также некоторые световые вывески и подсвечиваемые щиты с информацией – если допустить, что к их происхождению причастен комбинат городской рекламы, всё встаёт на свои места. Правда при «нецелевом» применении вместо красивых выпуклых букв из пластмассы обычно использовали более простой вариант нанесения краски через трафарет. В настоящее время ничего этого практически уже нельзя встретить в Москве. Тотальная замена надомной информации, начавшаяся в 1997 году, полностью завершилась где-то через пять лет (а в настоящий момент уже началась следующая). Тем не менее, чудом или за счёт каких-то ещё обстоятельств советские домовые знаки кое-где ещё уцелели, например совсем недавно я обнаружил целую забытую богом улицу, на которой они всё ещё в строю. Хотя конечно, давно уже не подсвечиваются, да и к этой улице давно уже подбирается «прогресс»...
Дополнение от 17.06.2016: добавил две фотографии «по теме», сохранившийся у меня набор цифр от аналогичных знаков (фото 4), который даёт представление о начертании цифр, и несколько букв от советских несветовых вывесок (фото 5), по которым очевидно «родство» происхождения с домовыми знаками. Кстати, фотография с цифрами даёт представление о том, что в разное время они изготавливались из оргстекла разной прозрачности и разных оттенков, чёткой стандартизации явно не было.
Дополнение от 01.11.2016: пришлось пойти на некоторое нарушение правил, загружая последнюю картинку – домовой знак во включённом виде. К сожалению, это архивный кадр из VHS съёмки, поэтому качество уж такое, как есть. Но всё же лучше, чем ничего. Как только будут кадры получше качеством, заменим.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
В этот знак короткие ЛЛ так и "просятся".
На третьем фото там внутри как раз засунутая мною ЛБУшка
Собственно на тот момент выбор был небогат, или ЛБК22, или ЛБУ30, или 2хЛБ15 (которых у меня тогда не было). Более мелкие ЛЛ (Т5) слишком слабенькие.. в такие же знаки нового поколения ставили уже 2хКЛЛ11.
ЛБК 22 туда в самый раз должны быть, ибо с ними должно получиться наиболее равномерное подсвечивание плафона.
Как ни странно, но и ЛБУшка по диагонали довольно неплохо подсвечивала, и даже 2 штатные ЛОН, при условии что задняя стенка была достаточно белая
Это прежде всего экспонат, а не самодельный светильник. И суть как всегда не в том, что туда можно поставить для себя, а в том, что ставили, а это написано - две лампы накаливания.
Если эти простейшие лампы ставили абы как, то что говорить о ЛЛ. На эту комбинацию забили бы болт после первого же перегорания. А так фантазировать можно бесконечно, хоть ДНаТ 50 туда монтировать.
У нас, кстати, были брежневские треугольники. Там была одна лампа накаливания и прямой накладной патрон на задней стене. При замене ламп указатель был более практичен, так как имел свободный доступ снизу. Лампы меняли при каждой плановой замене по дому. Но вот с их подключением было сложнее - вешали их как правило на углах домов, где специализированного вывода с постройки дома не предполагалось. Ближайшая точка подключения находилась, например, под аркой и нередко оттуда над окнами первых этажей с провисами тянулся конец порядка 20 - 30м. Потом эти треугольники практически внезапно и повсеместно исчезли. Честно говоря, уже не обращая в тот момент на них внимания, я даже не заметил, как это произошло. Было такое впечатление, что их сняли внезапно по всему городу в один день. Сейчас кое-где еденично так же попадается заброшенный и обесточенный треугольник в зарослях кустов, а недавно я даже нашел такой же маленький проулочек, где они висят на каждом доме, но тоже все брошенные и ржавеющие. кто их производил, аналогично неизвестно.
Это понятно. Но у меня одно время такой светильник использовался в хозяйстве по назначению (как тот вагонный светильник у Zabor'а ), и поэтому был переделан под то, что мне нравилось больше. Есть ещё и вывеска с названием улицы, но она тоже переделанная, поэтому её показать не могу. Это только намного позже я понял, что всё это было ошибкой. Со временем планирую восстановить всё.
С более новыми так и происходило: после родных первоначальных PL-S-11W, которые в целом продержались достаточно долго (года по 3-4, а то и больше), в них стали на соплях вешать патрончики Е27 и вкручивать туда ЛОН-"сберегайки"... причём дроссель и родные патроны G23 бросали как есть. Хотел бы раздобыть образчик и такого светильника, ведь и их эпоха стремительно заканчивается. Такие пока ещё встречаются, даже видел один бесхозно валяющийся, но кергизы-металлисты меня опередили
Да-да! Я хоть и никогда не был в Питере, но знаю эти треугольники (равно как и тройные ртутные фонари на Невском ). Я почему-то думал, что у тебя есть свой образчик такого "треугольника". В них были Кстати, а сейчас массовая подсветка номеров домов в городе практикуется?
У нас всё то же самое, более того – некоторые знаки висят на постройках вообще без подвода электричества, например на каких-то отдельно стоящих гаражах и заборах, но в городе периодически проводятся централизованные кампании по массовому подключению. Приятно, что за этим хоть как-то стали следить.
Про это в статье подробно написано, но ты как всегда
Скорее всего это ЖЭКовская самодеятельность, т.к. чаще всего такие номера попадались только с одной рабочей лампочкой (если вообще работали).
Да, такой образец с табличкой улицы ниже у меня есть. Но пока не хочется заниматься этим. Большой он. Кроме того хочется раздобыть еще и "скворечник".
Сейчас подсветка номерных знаков совершенно не практикуется. По крайней мере за пределами условной границы "центра" города. Все ограничивается оцинкованным листом с наклеенной светоотражающей пленкой, как на дорожных знаках. Но беда в том, что часто висят они в таких местах, что пока не посветишь на них фарами или фонариком, ничего не разобрать. Несколько лет назад началась вторая волна этого безумия. Если ранее листы имели белый фон пленки и темные буквы, то сейчас стали менять на темный фон и белые буквы. Единственное , как я могу оправдать это действие, это то, что на темном фоне в темноте белые буквы могут лучше выделяться. Но никакого освещения эти таблички все так же не предполагают. От треугольников остались только висящие вниз концы и черные обводы от времени там, где они висели. Часто в том же месте таблички не вешают. Экономят.
Это довольно печально
У нас лет 10 назад тоже такая тенденция начала намечаться, причём чаще даже в центре (когда на дома стали лепить разномастные эмалированные таблички "под старину", со шрифтом размером чуть больше газетных заголовков), но к счастью потом одумались. У типовых домовых знаков-лайтбоксов был один минус, а именно они действительно смотрятся слишком огромными и диссонирующими на старой архитектуре. В этом направлении есть хорошие подвижки, сейчас в центре устанавливаются специальные уменьшенные световые знаки овальной формы, в духе тех самых эмалированных табличек, но намного читабельнее.
Эх ты, а я так старался
Вот кстати да, на примере fotkidepo заметил, что не все читают описи к фото. Стараюсь ведь все детально описат, чтобы было полностью понятно.
А я всё прочитал.
Интересный кадр: https://pastvu.com/p... На доме сзади одновременно есть такой знак и более старый.
Точно так же и позже сочетались такой знак и более новый ("лужковский"). А кое-где в промзонах даже до сих пор старые "скворечники" уцелели.
По рекламному оформлению советских лет есть интересный сайт.
Сейчас они уже практически полностью вымерли. Да и более новые, с ободком из крашеного в синий цвет кровельного железа и с ЛЛ/КЛЛ внутри, тоже уже становятся редкостью.
Секретов особых нет и некоторые даже их повторяли, например изготавливая выпуклые прозрачные колпаки для уличных светильников. Главное чётко выдержать температурный режим (НЯП не выше 200°С) и греть всё исключительно горячим воздухом, без присутствия открытого огня. Ну и разумеется, нужно это делать равномерно.
Вообще эти выпуклые стёкла оказались довольно удачной дизайнерской находкой. Они шли не только на номера домов, но и на вывески (в том числе не световые), на световые указатели типа "Берегись автомобиля (поезда)", "Опорный пункт" и т.п., на плафоны светильников (пример). Вроде бы такая мелочь, а совсем по другому смотрятся, более богато что ли.
Что касается букв, сейчас это уже вообще не проблема. На 3D-принтере можно сделать практически любые. Я даже думал этим летом сделать себе на дачу "ностальгический" домовой знак в этом старомосковском стиле, но жена что-то заартачилась и пока пришлось отложить.
Если их ещё и отполировать, то будет вообще не отличить
У меня такое ощущение (хотя, конечно, могу ошибаться за давностью лет), что первый домовой знак "лужковского" типа я увидел примерно в конце 1995 года на Ленинском проспекте. Но активно внедряться они стали действительно не раньше 1997-го.
А какие домовые знаки в Москве были до появления тех, что на снимке?
Очень может быть! Я сужу по своему району, где массово обнаружил их именно в 1997. Собственно, с теперешними происходит то же самое: первые образцы появились ~во второй половине 2014 г. Но массовое внедрение идёт сейчас.
"Скворечники". Часто в разбитом и негорящем состоянии.