ДРВ 160 (Лисма)


Тип:  ДРВ 160  
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
 

Саранское производственное объединение Лисма было одним из крупнейших предприятий, изготавливавших электрические лампы различного назначения. На момент распада СССР и становления современной России завод выпускал огромный ассортимент ламповой продукции, возможно реализовывая (точнее пытаясь, воплотить в жизнь) ещё советские проекты и наработки... Качество самих ламп тогда конечно упало по сравнению с советским периодом, но всё же оставалось достаточно неплохим ещё долгое время.

Представляю в Экспозиции одну из ламп постсоветского периода начала-середины 90-х годов. Лампа ртутно-вольфрамовая ДРВ-160 мощностью 160 ватт, рассчитанная для прямого включения в сеть 220-230 вольт без дросселя.

- Рядовая Клизма..! - скажете вы, и будете глубоко ошибаться... Линейка этих ламп от завода Лисма, по сути, уникальная! Особенно "младшие" номиналы. Ибо эти лампы на данный момент очень редкие. О том, что привело к массовому, на тот момент, их появлению, сейчас остаётся только гадать. В лисмовских каталогах эти лампы отсутствуют, заявлен только один тип ДРВ-750.

К сожалению, представленный экземпляр – неработоспособный (стряхнута вольфрамовая спираль). Поэтому показать лампу в работе нет возможности. О нынешней редкости данной линейки этих ламп можно судить, посмотрев профильные сайты в интернете по "ламповой" тематике. И что мы видим?! Здесь, на Старом Свете, я показываю первый экземпляр, хотя и нерабочий. Ещё один экземпляр (ДРВ-250) можно посмотреть на фотогалерее IXBT.

Вот, пожалуй, и все известные в Сети варианты. Особняком стоит номинал 500 Вт, он вполне доступен на Авито наряду с номиналом 750Вт, но надо учитывать трудности с доставкой.

На представленном экземпляре лампы дата не указана. Судя по косвенным признакам (цвет маркировки, присутствие металлической пластины, прикрывающей штенгель), можно предположить, что лампа изготовлена примерно в 1995-1997 годах, может чуть позже.

Если подержать лампу на просвет, можно сквозь люминофор увидеть её внутренний конструктив, весьма самобытный и совсем непохожий на зарубежные аналоги. Присутствует даже геттер.

Из коллекции Aleksej81. Добавлено: вс, 25.08.24, 00:24
(2)

Комментарии

Интересно кстати, когда Лисма (СПО) начала выпускать такие лампы?! Первый экземпляр, в работе, я увидел зимой 1990-1991 года. Лампа была установлена на лестничной площадке первого этажа, в нашей двухэтажной довоенной сталинке. Этот экземпляр по идее мог быть только отечественным. (вряд ли буржуйскую лампу поставят на общую лестницу, даже по разнарядке из ЖЭКа).

Удивительно, но ни в одном из многочисленных каталогов Лисмы за 90-е и 00-е годы об этом типе нет ни малейшего упоминания. Есть только лампы ДРВ750 и ДРВЭД220-250, причём находящиеся в радлеле "для сельского хозяйства" Biggrin

Вот, о чем мы и недавно говорили... Получается сейчас именно этот случай, где каталог, отнюдь не аргумент.

А ведь лампы эти были реально. И ещё у них было не светорассеивающее покрытие (как у некоторых современных, из китайского мела), а именно настоящее люминофорное. Я реально держал в руках лампы ДРВ-160, от Лисмы, именно 1993 года (квартал, честно, не помню). Ещё коллега из группы ВК "Уличное освещение", писал что на галерее Фоткидепо, у одного пользователя, видел такую же лампу, но уже 1994 года.

Со слов того же коллеги, ДРВ-160, также широко применяли в Московском метро.

Aleksej81 писал(а):

Получается сейчас именно этот случай, где каталог, отнюдь не аргумент.

Постойте, давайте разберёмся немного)

  • В каталоге могут быть лампы, не выпускаемые в реальности – это факт (собственно, у многих типов ламп в графе "производитель" стоят прочерки);
  • В каталоге могут отсутствовать лампы, реально выпускавшиеся (по всяким ведомственным ТУ, договорнякам между поставщиком и потребителем и т.п.) – это тоже факт.

Это совершенно не мешало выпускаться типам, "не засветившимся" ни в каталогах, ни в справочниках.

Однако чтобы внести эти типы (с его параметрами и ГОСТ/ТУ) в Энциклопедию, нужны как минимум параметры (напряжение, ток, световой поток, срок службы, ТУ,...) – без каталогов и прочих источников это в принципе невозможно)

Так в чём тогда каталог "не аргумент"?)

Не то чтобы не аргумент, просто возможен случай, когда почерпнуть информацию, например в силу старости экземпляра, можно только из каталога. А там, как в нашем случае, стоит прочерк..!

Иными словами, в таком случае, каталог просто не вносит ясности в правильном определении экспоната, в виду отсутствия информации. Meeting

Aleksej81 писал(а):

Иными словами, в таком случае, каталог просто не вносит ясности в правильном определении экспоната, в виду отсутствия информации. Meeting

Такое не редкость... в этом случае тип просто вносится в базу Экспозиции, но достоверных параметров по нему нет..

Aleksej81 писал(а):

В конце восьмидесятых, там стояли ещё ЛН, в "миниСКПЗРах".

Вот кстати тип этих светильников тоже вызывает большой интерес, пока нигде и никак он больше "не засветился" Shok

А ДРВшки стояли вроде не только там, но и в "кастрюлях" РСП на самом перегоне. Хорошо помню, как ехал из института как раз в момент, когда включали освещение – свет "ДРЛоподобных" ламп был чисто накальным... у меня случился разрыв шаблону)

(2)

/ещё чуть оффтопа./ Думаю многим известна серия электропоездов ЭР22, кои работали на МЖД, до лета 1995 года.

Но мало кто знает, что в двух из семидесяти построенных составах, пассажирские салоны имели люминесцентное освещение, что для второй половины 1960-х было редкостью. После первого КР, люм был выпилен, и заменен на стандартные "номерные" светильники с ЛН.

Отсюда вопрос: какие были люминесцентные светильники на тех двух составах ЭР22!?

Было бы неплохо поискать информацию. Может из коллег кто-нибудь что-то знает?

Составы ЭР22 работали на МЖД всё же подольше, как минимум осенью 1996 года я ещё ездил на одном из них из Москвы в Опалиху. А может и весной 1997 тоже, правда точно уже не помню.

Про люминесцентное освещение в опытных ЭР22 пишет Раков в своей энциклопедии железных дорог, думаю светильники там были заказные (модная в те годы "светящая линия"), скорее всего "номерного" типа (т.е. без официального наименования).

Что-то подобное было и в первых образцах ЛиАЗ-677, там тоже были сплошные световые линии по всему салону, внутри которых стояли люминесцентные лампы (возможно даже "длинные" 40-ваттные). Позже их место заняли известные одиночные светильники, тоже безымянные кстати.

Да, и эти каталожные ДРВ-750, очень конструктивно были похожи на ДРЛФ.

Вот ДРВ250 от Лисмы 1994г.в.


У меня есть версия, (правда, чисто голословная), что Московская железная дорога (на тот момент одно из подразделений МПС), в 1992-1994 годах активно сотрудничала с Лисмой и МЭЛЗом. Высокая потребность в качественных лампах для освещения, возросла с прекращением поступления импортных ламп из Польши, Чехословакии, и т д... Собственно, в результате этого "сотрудничества", мы можем наблюдать "внекаталожные" лампы от Лисмы, и младшие номиналы ДРЛ от МЭЛЗа, на 250 и 400 ватт, кои массово пошли в 1993 году.

Как мы знаем, коренные быстрые перемены в стране тогда внесли свои коррективы, и эти лампы ДРЛ от Лисмы и МЭЛЗа, сменила Полтава, со своими зеленящими поделиями 1994 и 1995 года, вполне заслуженно получившие прозвище "кошмар электрика". А ДРВ-160, сменили уфимские ЛОН (-РН)-300, в оптимизированной грибковой колбе, с алюминиевыми тепловыми экранами.

А уже в 1997 году на освещение железной дороги, вернулся импорт, правда уже буржуйский... Но это уже совсем другая история..!

(1)

P.S. Метрополитен эти лампы ДРВ тоже очень активно закупал и использовал в 90-е годы (хорошо помню по перегону «Текстильщики – Волгоградский проспект», в конце 90-х очень сильно удивляло, что за лампочки они там поставили, которые выглядели как ДРЛ, но разгорались как ЛОН Laugh 3).

Dominique писал(а):

P.S. Метрополитен эти лампы ДРВ тоже очень активно закупал и использовал в 90-е годы (хорошо помню по перегону «Текстильщики – Волгоградский проспект», в конце 90-х очень сильно удивляло, что за лампочки они там поставили, которые выглядели как ДРЛ, но разгорались как ЛОН Laugh 3 ).

/оффтоп/

В конце восьмидесятых, там стояли ещё ЛН, в "миниСКПЗРах".

ДРЛ400 МЭЛЗ производил в 60-х. Есть подтверждающий это образец. Внешне, включая маркировку, вполне серийный. По некоторым сведениям, так же обстояло дело с ДРЛ250. Возобновление их производства в 1993 году может объясняться тем, что большое количество заводов, для которых были необходимы десятки всевозможных спец ламп изготовляемых МЭЛЗом, стали останавливаться. Освободившиеся мощности и назревающий внутренний простой могли быть решающим фактором для переориентирования завода на более востребованные нужды тех лет. Кроме того, плановая система больше не работала. Рынок открыл перспективы разнообразить ассортимент продукции для широких нужд. Это касается Саранска. Именно с 92 - 93 года начинают появляться лампы, которые всего несколькими годами ранее можно было счесть экономически убыточными или даже странными. ДРЛР, ДРИФ, ДНаМт и пр.

Точно могу сказать, что в период с 85 по 87 мне встречались ДРВ750 производства СЭЛЗ и СПО. Остальные, включая ДРВ750-1 (полное покрытие), только после 1993 года.

Как видно, первые три не ранее 1993 года. К ДРВ750 эта дата имеет отношение лишь тем, что моим наблюдениям такие спец лампы изготовляли объемными партиями с условными перерывами. Это хорошо заметно на примере более распространенных ламп ДРИ со знаком Лисмы, которые имеют наиболее распространенные даты выпуска первых лет декады. Примерно с 91 по 93 годы. Лампы с последующими годами мне не попадались. И вновь они появляются только в конце 90-х. Вполне возможно, что этому способствовали сопутствующие факторы. Зачастую, не вполне или даже полностью не реализованные. Некие повороты в приоритете использования тех или иных ламп.

(1)

Да, именно такие я и держал в руках..! 160 и 500. И они были именно с чёрной маркировкой 1993 года. Других дат для 160 я не видел. Тот экземпляр что я предоставил, не имеет даты вовсе, либо она затерта. Но золотистый цвет маркировки лампы, указывает на то что она изготовлена несколько позже 1993 года...

Вчера в очередной раз наблюдал разгорание ДРВ на подъезде к Текстильщикам) XXИ век, йомтыть, а они ещё там)

А что, если эти лампы и правда делались только на заказ для метро и ж/д, и поэтому их и нет в общедоступных каталогах?

Было у меня в детстве такие лисмовские лампочки 93 года (1995) Две ДРВ 160, обе неисправные, со свалки. И была одна ДРВ 500, которую я выпросил у монтера, при замене ламп на станции Львовская. Эта пятисотка была полутруп, исправно запускалась, и минуты через две-три погасала, так же на две-три минуты. В общем циклящая лампа, с угольно черной горелкой, но ещё целой спиралью...

ДРВ 160 крутили у нас на Курском направлении в 1994, 1995 годах. Много их было! Обычно их использовали либо в местами оставшихся ещё в эксплуатации шляпах СПО, либо в простых настенных и потолочных патронах, в павильонах для ожидания, для освещения билетных касс, и стендов с расписаниями электричек. Видел эти лампы на платформах Калитники, Люблино, Депо, Москворечье, Царицыно, Бутово, Весенняя, Колхозная, Шарапова Охота, Авангард, Ока...Также много было их в подземном переходе из двух галерей, на станции Подольск.

500-ки были на Львовской, Столбовой, в Чехове. А вот 250-ок я тогда на железной дороге не видел, от слова совсем!