Автомат АП50 на 40А


Тип:  АП50-3МТ У3  
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Год выпуска: 
1979
 

Черный, как ночь, он имеет две кнопки, красную и белую. Они служат для коммутации - включения и отключения выключателя. Если автомат включен, то кнопка включения утоплена, в выключенном состоянии - кнопка выходит из крышки. Крышка крепится на двух болтах, один подлиннее, второй покороче. Крышка служит для защиты от токоведущих частей, так как провода крепятся под ней под болты с шайбами, а из отверстий сверху и снизу выходят жилы в изоляции. Часть, к которой крепится крышка, называется цоколь. На цоколе смонтированы все части автомата, кроме дугогасящих камер, которые расположены на самой крышке. Гашение дуги в камерах происходит за счет ее дробления и деионизации пластинами. Если в одной из фаз происходит перегрузка или появляется ток КЗ, то срабатывает расцепитель (тепловой или электромагнитный) и приводит в действие отключающую рейку, общую для всех трех фаз, вследствие действия которой контакты размыкаются. Напоследок освещу еще пару моментов, которые вероятно и так все знают.

При эксплуатации автомат АК-47 АП-50 необходимо периодически очищать от копоти и пыли, следить за состоянием контактной системы (чтобы не было перекоса контактов и неодновременного касания контактов при срабатывании). В данных автоматах присутствует механическая регулировка максимального тока. Для регулировки необходимо выключить автомат, отключить от сети, снять крышку, сбоку найти регулировочный болт, чуть-открутить его и отрегулировать ток до нужного значения.

Бывает, что автоматы путают местами и потом не знают, какая крышка от какого. Талантливые разработчики предусмотрели и такой вариант. Чтобы узнать номинал автомата, достаточно снять крышку и посмотреть на металлическую пластинку около кнопок - на ней и будет выбит номинальный ток.

Лично я не редко встречал АПшки в ДК, кинотеатрах, где надо одновременно включать сотни люмок или прочих мощных светильников. Этот конкретный выключатель на 40А стоял на линии склада музфонда. После замены кабеля и увеличения мощности до 63А, отправлен в запас.

Область применения выключателей довольна широкая и сводится к следующим пунктам:

  • нечастые коммутации в цепях тока переменного до 500В и постоянного - до 200В
  • отключение тока перегрузки и тока короткого замыкания
  • пуск и защита двигателей с короткозамкнутым ротором

Согласно паспорту, АП классифицируются по следующим показателям:

  1. по числу полюсов - двухполюсные и трехполюсные
  2. по номинальному току расцепителей максимального тока - 1,6 2,5 4 6,4 10 16 25 40 50
  3. по наличию расцепителей максимального тока в каждой фазе: МТ, Т, М
  4. МТ - с электромагнитным и тепловым расцепителем
  5. М - с электромагнитным расцепителем
  6. Т - с тепловым расцепителем соответственно
  7. встречаются и без расцепителей (выключатели неавтоматические на ток 50А)
  8. по току отсечки: 8-14, 6-8, 3-4 кратный ток отсечки от номинального тока расцепителя. Калибровка автоматов по току отсечки выполнялась на переменном токе, отсюда следует важное замечание, что ток отсечки автомата в цепи постоянного тока будет на 30% выше указанного.
  9. по наличию дополнительных расцепителей:
  10. автоматы с расцепителями минимального напряжения на 127, 220, 380 В переменки частотой 50Гц. Он отключает автомат при снижении напряжения ниже 35% от номинального и ниже
  11. автоматы с расцепителями максимального тока в нулевом проводе на токи отсечки: 10, 16, 25, 30, 40, 50А. Этот расцепитель за время не более 0,1с отключает автомат при токе в нулевом проводе равном номинальному току расцепителя фазы (плюс 10%)
  12. по присутствию блок-контактов, которые выполнены отдельным узлом:
  • без блок-контактов
  • с блок-контактами 1НО и 1НЗ
  • с блок-контактами 2НО и 2Н3.
Из коллекции Ikarus280. Добавлено: пн, 09.03.20, 18:32
(2)

Комментарии

красную и белую все же черную!

У многих она белая))

Мне попадались даже экземпляры с черной кнопкой ВКЛ и синей ВЫКЛ (вместо красной) Smile

Хорошая штука, на советских лифтах везде стояли 1,6 на приводе дверей, ни разу не заменял по выходу из строя, только один раз собирал такой автомат из двух - добавляли контакты для разрыва цепей управления, чтобы второй лифт в паре переходил в одиночный режим, если у грузопассажирского автомат дверей выбило.

И да, кнопка включения всегда была белая, черную первый раз вижу.

* - для раскрытия темы не хватает фотки сбоку, где рычажок регулировки уставки ТР.

Ну, слаботочные автоматы вообще редко выходят из строя. Те же АП на 25 или 40А гораздо чаще горят.

Тут кнопочка ещё и "фирменная", с лого завода.