По возникшим вопросам расскажу вкраце об источниках тока освещения и управления на распространенных локомотивах. Фото взяты из инета. Через месяц это можно удалить.
На паровозе электричество вырабатывает турбогенератор. Работает от энергии пара. Аккамуляторная батарея отсутствует на паровозах, на остальных локомотивах присутствует. Турбогенератор расположен на котле перед будкой машиниста.
На тепловозах напряжение управления и освещения вырабатывает генератор, приводом от дизеля. Этот генератор может распологаться вместе с возбудителем в корпусе одной машины.
Может как самостоятельная машина. Или как на дизеле Д49 стартер-генератор. При запуске работает как стартер, потом переходит в режим генератора.
На электровозах ВЛ-60 (переменник) стоит генератор на корпусе фазоращепителя. Асинхронный ращепитель фаз превращает однофазный ток в трехфазный, и вращает генератор.
На электровозе ВЛ-80 (переменник) установлен ТРПШ (трансформатор регулирующийся подмагничиванием шунтов). Напряжение вспомогательной обмотки тягового трансформатора 380в понижается им до 50в. Стабильность поддерживается регулятором напряжения, который и подмагничивает сердечник трансформатора.
На электровозах ВЛ-8 и ВЛ-10 (постоянники), генераторы расположены на электродвигателях главных вентиляторов. Электричество вырабатывается только когда вентиляторы включены. Когда вентиляторы включены на пониженную скорость, генераторы обеих секций включаются последовательно.
На современных электровозах применяются полупроводниковые преобразователи напряжения. Тупо шкафы с мигающими индикаторами.
А почему временная? Очень интересная информация, пусть будет насовсем.
Когда полно сайтов с жд тематикой, здесь это кажется лишним.
Спасибо, познавательно . интересно сейчас за выработку электроэнергии машинистам электровозов деньги доплачивают?
Ну и напрасно, не все же полезут лопатить жд сайты. Здесь как раз в конкретную тему.
Так они же её сами для себя и вырабатывают
Ну я строго не настаиваю. Если считаете нужным, пусть остается.
Не тут скорее всего речь идет об электроэнергии выработанной при рекуперативном торможении. Когда электровоз на длительном спуске тормозит тяговыми двигателями, работающими в генераторном режиме. Выработанный ток идет обратно в контактную сеть.
Ну да, я именно рекуперацию имел ввиду. просто машинист знакомый говорил что их стимулировали премиально за выработку электроэнергии.
За экономию топливоэнергоресурсов (рекуперацию в том числе) производится доплата. Но это не большие деньги. Да и премию всегда можно отобрать, повод всегда найдется. Что и делают жд начальнеги рукоблудоводители.
Страна меняется, а на "железке" все то же самое. наверное и ревизоры как собаки днем и ночью рыщут что бы замечания какие нибудь найти для дальнейших разборок.
По нашей теме в книгах.
Другая книга.
Я думаю, это имело бы смысл в раздел "Сканы" библиотеки загрузить, чтобы получилось читабельно.
Книги скачаны из инета. Не я сканировал. Да и сканы не всем видны. Проще ссылки дать, Ребрик (link is external)и Винокуров.(link is external)
Да, куда проще скачать сразу в djvu, займет куда меньше (раз этак в 50 ) чем Jpeg /
В продолжение темы про транспортное освещение, а именно освещение электропоездов. На электропоездах производства ДМЗ освещение салонов питается от 220В (на ЭД4М (постоянный ток) от уморфмера-преобразователя, на ЭД9М (переменный ток) от обмотки тягового трансформатора 275В, напряжение которой приводится до уровня 220 стабилизатором на тирсторах), кабина машиниста и служебный тамбур освещаются лампами накаливания на 110В (от сети 110В поезда). Освещение салона ЭД4М и ЭД9М (кроме поздних составов) выполнено на светильниках ЛВВО3-2x20, судя по всему Галад:
Судя по наблюдениям за работой, выполнены на простых автогенераторных ЭПРА с позисторным подогревом (?) и...последовательным включением ламп (иначе не обосновать полное отсутствие светильников с одной горящей лампой)! Хорошо передают колебания напряжения в сети, особенно при включении компрессора. 6 светильников имеют лампу дежурного освещения на 110В 15 Вт, включаемую автоматически при остановке фазорасщепителя (ЭД9М), т.е. отключении напряжения сети (например проезд токораздела). Либо через выключатель в вагоне. Интересная атмосфера, чем-то напоминающая ночное освещение ПДСов и пугающая нерегулярных пассажиров электричек:
Фото из сети. Видео(link is external) работы.
В тамбурах и туалетах установлены безымянные светильники с лампой накаливания 220В 100Вт, причём тип лампы в инструкции указан Б220-230-100-5, на самом деле там не совсем такая лампа. На самом деле там Ж220-100, с цоколем Ba22d (как и все лампы на ПС). Также в светильнике установлена лампа дежурного освещения на 110В 15Вт, вклочаемая также, как и в салоне.
Фото из сети.
В принципе, освещение кабины машиниста и служебного тамбура выполнено светильниками точно такой же конструкции. Только в светильнике в служебном тамбуре нет патрона под маленькую лампу.
Подвагонные ящики, шкафы освещаются лампами 110В 15 Вт. Шкафы с окошками имеют снаружи кнопку без фиксации, нажав на которую можно осветить амперметры в окошке и привлечь внимание пассажиров к себе. Почти всегда кнопка обездвижена благодаря покраске шкафа, а лампа отсутствует. Но иногда лампа всё-таки есть, а краска превращет кнопку в кнопочный выключатель!
Внешняя сигнализация поезда выполнена на лампах 110В 60 Вт, в прожекторе КГМ110-600. Последнаа имеет два режима яркости, изменяемые включением резисторов в цепь лампы.
В ЭД4/9М поздних номеров устанавливались световые комплексы СЛ 072. В отличие от ЛВВО3, у этих комплексов всего 4 лампы дежурного освещения (вместо 6), причём создатели в инструкции пишут что лампы 110В "позволяют использовать систему в дежурном режиме при низких температурах окружающего воздуха". В остальном, это микс ламп на 20 и 40 Вт, питаемых от ЭПРА, о схемотехнике которых автор пока ничего не знает. Присутствуют некие ограничители перенапряжений, устанавливаемые в электрошкафу.
Ещё есть "Световые линии" от Трансвита, но автор ничего об их отличительных признаках не знает.
В электропоздах, производимых на ДМЗ в наше время (ЭП2Д и ЭП3Д) ничего для нас интересного нету: светодиодные буферные фонари, судя по всему от Транс-Сигнала, прожектор светодиодный (были замечены экземпляры с негорящими светодиодами). Всё освещение кроме подвагонных ящиков, кабины машиниста выполнено на светодиодах. В салоне применена система, очень похожая на СЛ-072, но отвечающая всем требованиям тенденций развития освешения современного транспорта, крамко описываемого как "светодиодная ленточка". Только ленточка содержит диоды помощнее, яркие точки можно разглядеть с шагом 5 см. Блок питания "ленточек" питается от 220 и 110В, последние автоматически включаются в порядке, как и на ЭД9М при отсутствии напряжения сети со снижением яркости до 40% (без ШИМа!).
-в ЭП2Д свет горит круглосуточно, в.тч и ясным солнечным днем и зимой и летом..идиотизм.
Это да... А я ещё помню, как на перегоне "Текстильщики – Волгоградский проспект", когда поезд метро буквально на пару минут выезжал из тоннеля "на улицу", в дневное время машинист выключал в вагонах все лампы... Видать даже такая экономия какую-то пользу приносила
Когда работал водителем автобуса за границей, то одна коллега, женщина, мне всё время говорила, что надо в любое время суток зажигать свет в салоне на полную (были две группы освещения, каждую можно было зажечь на полную яркость или частичную). Якобы это говорит пассажирам, что они у нас желанные гости. Я же, наоборот, первую группу (передняя часть салона) не зажигал никогда, поскольку отражалось в лобовом стекле и мешало видеть дорогу; вторую группу включал только в режиме пониженной яркости. Если включить на полную яркость, то отражалось в окнах и мешало пассажирам видеть, что снаружи. А в светлое время выключал всё. По моему мнению - ненужно горящее освещение салона говорит о том, что водитель - раздолбай и не следит за обстановкой. На этой почве у нас с ней всегда были споры.
Освещение салона в ЭП2Д люминесцентное. Во всяких случае, в номерах после 100.
Да, свет днём раздражает и нафиг не нужен. Причём, клоунада езды днём с огнём пришла из "святой" Европы. Зелёных на них нет...
В автобусах у нас свет днём выключен, как правило. Хотя в новых автобусах, уже со светодиодным освещением, ну или в кустарно переделанных на диоды, свет иногда может быть включен и днём. Но тоже не всегда, а только в пасмурную погоду или когда на улице уже вечереет, но ещё не темно. Но и там часто включают не все освещение, а одну его группу. Как я заметил, в ЛиАЗ 5256 светильники включаются через один и можно включать только одну группу, просто будут гореть они через один. Возможно там вообще четыре группы и вторая сторона тоже включается отдельно. Но именно в 5256 ниразу не видел, чтобы горела одна сторона и не горела вторая. А вот все светильники подряд много кто не включает, да и не нужно это там на самом деле, довольно светло и со включенными через один светильниками.
В ПАЗиках светильники тоже разделены на две группы - правая сторона и левая сторона салона. Обе группы включают далеко не все водители, а в ту же пасмурную погоду включена обычно только одна. При этом в ПАЗ 3204 первый светильник со стороны дверей подключен к линии освещения кабины и выключен, когда автобус в движении. Понятно, что он просто мешает водителю видеть дорогу в темное время, но вот заводское это решение или просто в парке все эти автобусы сразу так переделывают - я не знаю.
В автобусах, где кабина водителя физически отделена от салона, почти все водители заклеивают стекла непрозрачной плёнкой. Видимо как раз преследуют цель, чтобы свет из салона не проникал в кабину. Ну и меньше любопытных пассажиров будет глазеть на него, кого то это и раздражает. Но недавно вот ехал на новом ЛиАЗ 5292, там освещение уже в виде диодных светильников внутри сплошных световых линий, так светильник у передней двери был отключен, но при малейшей остановке автобуса со щелчокм в кабине зажигался, при трогании автобуса с места - сразу гас. У нас в городе она не используется, водители считают её служебной и никогда не открывают пассажирам даже на двухдверных машинах типа МАЗ 206 и подобных, ну кроме ПАЗиков, хотя по правилам все двери считаются пассажирскими. Но все уже давно привыкли, что эта дверь не используется, так никто и не пытается в неё войти или выйти даже если вдруг водитель её открыл зачем то. Но в других городах эту переднюю дверь часто используют для пассажиров и вряд ли это заводское решение с передним светильником. Я так и не понял, толи это водитель его так же точно подключил в освещению кабины и просто включал свет в кабине при каждой малейшей остановке, даже при движении в пробке по несколько сантиметров в минуту, так как сидел там в ноутбуке, телефоне и т.д, толи это заводской режим такой и свет сам включался, когда автобус был на нейтрали. В других автобусов из этой партии светильник у передней двери включен был всегда. Кстати подсветка дверей включается отдельно в 5292, похоже. Некоторые водители её не включают, там итак довольно яркие диодные светильники в салоне. При этом на тех же ПАЗиках, МАЗах и т.д эту подсветку над дверями нельзя отключить, похоже и она включается при открытой двери даже днём в солнечную погоду и при выключенном освещении салона.
В МАЗ 206 тоже две группы - правая сторона и левая. Освещение ещё люминесцентное, похоже. Хотя у более новых в этих световых линиях явно уже диоды будут, просто у нас эти МАЗы далеко не новые уже, тех лет, когда диоды только начали проникать в освещение салонов транспорта и не являлись ещё единственным доступным вариантом освещения, а наоборот являлось дополнительной опцией за дополнительную доплату.
В троллейбусах, кстати, в отличии от автобусов, освещение почти всегда бывает включено в пасмурные дни и включено оно целиком, не по группам, в не завиимости от модели троллейбуса. Если автобусники до последнего тянут со включением света, особенно частники, так как это влияет на расход топлива, то троллейбусу пофиг, видимо. Чуть начало темнеть или пошёл дождик - сразу включают свет.
В междугородних автобусах конечно есть полный свет, но его водители включали исключительно на время стоянки автобуса на крупных автостанциях или каких либо остановках, если рейс заказной (например на юга от какой либо турфирмы или бесплатный автобус от какого либо ТЦ), в моменты когда пассажиры передвигаются по салону, входят, выходят. Как только водитель пересчитал всех пассажиров, проверил что все пристегнули ремни (меня они не напрягают, кстати, а 99% пассажиров их сразу отстегивают, как только водитель ушел в кабину) и выехал на трассу - он выключает весь свет и включает ночную дежурку - синие лампочки по всему салону, иногда оранжевые или зеленые диоды в основном светильнике с люмкой. В ночных междугородниках и прочих дальних рейсах это понятно, там почти все пассажиры спят. Но так же точно переключали свет в ночной и в бесплатной развозке от торгового центра, везде где использовались междугородные автобусы в качестве транспорта. Хотя там автобус шёл недалеко и по городу. Видимо водителям свет в салоне мешает видеть дорогу и они его выключают при любой возможности включить дежурное освещение. Совсем то без света возить пассажиров как то не принято, да и запрещено, скорее всего.
В электричках у нас свет включается только когда стемнело. В независимости от конструкции поезда (есть более старые с лампами накаливания и более новые, уже с люмом). Днём никогда со светом не ездят. Ну кроме тех же зимних пасмурных дней, когда весь день темно. Там и днём могут включенным свет держать.
Включенный днем свет на самом деле раздражает, особенно сейчас, когда других составов у нас на направлении больше нет.
В автобусах до такого пока еще не додумались, днем все таки свет выключен, в темное время включен. Троллейбусов в Мск. сейчас нет, но - когда были, то днем в них тоже свет был выключен, однако, при проезде через тоннели, его включали (в автобусах не включали), при том что ехать то обычно меньше минуты+ во всех этих тоннелях есть как раз круглосуточное искусственное освещение из ДНат.
А вот в трамваях, которые новые Витязь-М - свет днем тоже включен, правда не уверен что на 100% мощность.
У современных автобусов стёкла тонированные, так что свет в них держат включённым всё время.
Не у всех же они тонированные. Зависит от модели автобуса, да и от техзадания заказчика. Да, на ЛиАЗах 5292 и НефАЗах современных- да, окна тонированы. Но не наглухо, с улицы отлично видно что происходит в салоне проезжающего мимо автобуса, а значит и часть света окна все же пропускают. Скорее всего это связано с безопасностью, так же как и запрет на занавесочки в рейсовых автобусах. Свет у нас в них днём выключен, кроме пасмурной погоды. Но вечером включают его там раньше, чем в нетонированных автобусах, а выключают утром позднее.
А ПАЗ-ики в базовой комплектации идут с прозрачными окнами, лампами накаливания, без всяких кондиционеров и АКПП, салонных табло и ЭМУ. В том числе современные модели типа "Векторов" и "Вектор Некст". Есть такие автобусы и в компектации побогаче, там и стеклопакеты и окна тонированы и освещение уже диодное и коробка-автомат и салонное табло есть и кресла мягкие могут стоять и кондиционер. Но такие автобусы - уже не базовая комплектация, обычно такие всплывают у частников, которые купили их б\у в других городах, уже не за полную цену, так как дорого такое брать с нуля.
Ещё попадались ПАЗ-ики, где водители сами затонировали окна салона. Вот там тонировка глухая, из салона улицу не видно и наоборот. Вот в них свет может быть и весь день включен, правда он тоже самопально переделан на куски диодной ленты синего оттенка и не очень то светит. С другой стороны спать на сидячем месте, наверное, удобно будет. А пассажиры почему то упорно колупают и сдирают эту тонировачную плёнку, выцарапывают на ней разные надписи. После чего это выглядит жутко некрасиво. Хотя водитель о пассажирах и старался, вроде, наклеивая плёнку на стекла салона.
В южных городах занавески как распространенное явление в городских автобусах, а вот тонировки не видел. Единственное где никогда не было занавесок - троллейбусы. И то в них были занавески в кабине водителя на верху лобовых и боковых стекол. от Солнца. Еще был троллейбус с надписью Столовая, так понимаю для сотрудников, там тюлевые занавески были и в салоне.