История советских новогодних гирлянд (версия проекта «Старый Свет»)
Вдогонку к уходящим новогодним праздникам хочется предложить нашим читателям собственную версию истории новогодних гирлянд в СССР и на постсоветском пространстве XX века. Не секрет, что традиции новогодних праздников очень плотно переплетены с религиозными обрядами, приходящимися примерно на это же время года. Именно поэтому в первые годы советской власти праздник был подвергнут серьёзным гонениям: фактически, ёлку и прочие новогодние «излишества» приравняли к церковной атрибутике и просто-напросто запретили. Соответственно, было и не до новогодних гирлянд.
«Реабилитация праздника» случилась только в середине 1930-х, не без личного участия тов. Сталина. Партия большевиков вполне резонно рассудила, что Новый год, в отличие от Рождества, не относится к праздникам, которые жалует церковь, так как приходится на время поста. А значит, на этом можно и сыграть, одновременно вернув трудящимся любимый праздник и лишив его религиозной окраски. В итоге с 1935 года Новый год вновь стал поводом для установки ёлки, прихода Деда Мороза и обмена подарками, но до статуса полноценного официального праздника ему оставалось ещё более 10 лет.
От такого исторического экскурса плавно переходим к основной теме: о новогоднем освещении. В отличии от самой ёлки, секуляризацию которой можно было сделать простой заменой игрушек с крестиками и ангелочками на «идеологически нейтральные» шарики и сосульки, с гирляндами всё обстояло несколько сложнее. Дело в том, что классическим вариантом европейской новогодней гирлянды тех лет были... свечи и только свечи! Причём не абы какие, а именно очень строгие (чаще всего белого цвета) и обязательно с бесцветными лампочками (фото 1). То есть аналогия с паникадилом была более чем прозрачной. Неслучайно в западных языках само словосочетание «новогодняя гирлянда» звучит как «рождественская гирлянда», «рождественские огни» (Weihnachtsgirlande, Christmas lights, guirlande de Noël и т.п.). Разумеется, такой вариант в те годы был абсолютно неприемлем. По-видимому, именно это обстоятельство и придало советскому «гирляндостроению» его довольно самобытный и при этом – оригинальный и интересный путь развития.
Точная дата появления первых отечественных электрогирлянд остаётся неизвестной; нельзя исключать, что отдельные штучные образцы существовали ещё задолго до окончательной и бесповоротной победы власти Советов. Примерно с такой же уверенностью можно утверждать, что первые советские гирлянды были кустарного происхождения и состояли из самых обычных лампочек (полноразмерных либо автомобильных), колбы которых были окрашены в разные цвета. Это позволяло «малой кровью» добиться праздничного эффекта и заодно сделать ещё один фривольный жест в сторону церкви – такой вариант оформления ёлки уже никак оную не напоминал.
Собственно, первые гирлянды заводского производства мало отличались от кустарных как внешне, так и по способу изготовления (фото 2). Причина этому была предельно прозаической: эта категория продукции была для заводов побочной и выпускалась на второстепенной основе, фактически «из того, что было» лишнего на складах. Эта тенденция красной линией пройдёт через всю более чем 50-летнюю историю советских новогодних гирлянд, что впрочем не помешает появиться многим очень красивым и необычным моделям.
Основными производителями гирлянд были назначены, естественно, «государственные союзные электроламповые заводы», самым главным и передовым из которых был московский (МЭЛЗ). Неизвестно, каковы были довоенные масштабы выпуска, однако в годы войны стране совершенно точно стало уже не до новогодних лампочек. Поэтому настоящее развитие данное направление получило только в послевоенный период, одновременно со становлением обновлённой светотехнической промышленности.
Первое время (40...50-е годы) основной идеей отечественных гирлянд оставались всё те же крашеные лампочки. Однако это были уже не оставшиеся от «военки» неликвиды, а вполне себе специально предназначенные для своей цели типы. Появляются «ёлочные лампы» (так их тогда именовали) в декоративных колбах (свечи, шары, фонарики и даже – овощи-фрукты, фигурки сказочных персонажей, машинки), причём особым шиком считается наличие художественной росписи. Разумеется, делалось всё исключительно вручную (как и в случае с обычными ёлочными игрушками), так что каждая лампочка-фонарик уникальна и неповторима, как и любой hand-made. Не забыли и об удобстве потребителей: отныне все лампочки – в обязательном порядке сменные, то есть снабжены цоколем Е10 и вворачиваются в патроны. При этом гирлянды начинают комплектоваться запасными лампочками, благодаря чему можно продлить им жизнь без использования каких-либо сторонних запчастей и инструментов. К выпуску гирлянд и ламп для них подключается Томский электроламповый завод, образовавшийся в годы войны на базе эвакуированного в те края МЭЛЗа.
Конструктивно сами гирлянды того времени представляли собой не более чем набор последовательно соединённых голых патронов Е10, корпуса которых были выполнены из карболита светлых оттенков. «Высшим пилотажем» были патроны, оснащённые съёмными прищепками (по типу бельевых) для крепления к веткам ёлки. Никакого дополнительного декора не предусматривалось; новогодние электрогирлянды хотя и стали самостоятельным видом заводской продукции, но оставались «бедными родственниками», расходовать на которых дополнительные ресурсы представлялось нецелесообразным. В конце концов, страна ещё только оправлялась от последствий войны и было явно не до всяких излишеств.
Наиболее интересный период интересующей нас истории начинается ближе к концу 1960-х. По мере того, как жизнь в стране налаживается, оживает и индустрия новогоднего декора. Появляются новые электроламповые заводы (например, львовский и саранские), осваивающие новые виды специальных лампочек для новогодних гирлянд, а заодно и сопутствующее производство самих гирлянд. К их выпуску также подключаются различные заводы электротехнической и электронной промышленности, а также многочисленные сборочные предприятия, использующие труд инвалидов. В итоге к концу этого периода (~к началу 80-х) разновидностей гирлянд становится великое множество, а изготавливают их на предприятиях практически всех регионов СССР. Без преувеличения это были настоящие «золотые десятилетия» советского новогоднего оформления.
Вернёмся к развитию дизайна новогодних гирлянд, который мы оставили на этапе экспериментов с формой и окраской лампочек. В 1960-е советская промышленность делает кардинальный прорыв вперёд, осваивая выпуск целого ассортимента невиданных до того разнообразных пластмасс – от полиэтилена и лавсана до полистирола и ПММА. Раньше отдельные пластмассовые изделия находили применение только в военной технике, были очень редки и дороги и поэтому совершенно недоступны для «ширпотреба». Теперь же ситуация резко изменилась – полимеры «широко шагнули в массы», из них начали изготавливать детали и даже целые изделия, для которых раньше использовался только металл, стекло или в крайнем случае – карболит. Отразилось это и на интересующем нас предмете.
В первую очередь отметим то, что впервые появляются гирлянды с «плафонами» («абажурами» на каждой лампочке). До появления пластмасс они могли бы быть изготовлены только из стекла, из-за чего неизбежно получились бы слишком хрупкими и тяжёлыми, к тому же функцию таких плафонов с успехом выполняли сами колбы декоративных ламп. Первый период (конец 60-х... начало 70-х годов) характеризуется экспериментами с непрозрачными пластмассами (цветным полиэтиленом и полистиролом), что позволило получать светящиеся элементы самых разных цветов, форм и главное – размеров. Характерна и тематика их оформления, разумеется наиболее актуальнным на тот момент было всё связанное с освоением космоса, что и нашло отражение в формах фонариков многих гирлянд. Например, даже шарики известной одноимённой гирлянды «Шар» выполнены с нанесёнными на них параллелями и меридианами, несущими в себе тонкий намёк (фото 5). Однако яркость таких плафонов невысока, так как значительное количество света поглощается пластмассой. Поэтому изыскания в этой области были продолжены.
Привычные нам широко распространённые плафончики из прозрачного оргстекла («плексигласа») в сочетании с цветными лампочками появляются лишь ближе к середине 1970-х. Происходит это не случайно: данный материал на тот момент является новейшим, и примерно в те же годы начинает активно использоваться и в «серьёзном» освещении (например, из него начинают изготавливать рассеиватели люминесцентных светильников). Довольно быстро было замечено, что изготовленные из этого вида пластмассы призматические элементы обладают хорошими преломляющими свойствами, напоминающими хрусталь. Многие помнят фурор, который в 70-е произвели «псевдохрустальные» люстры «Каскад», состоящие как раз из таких элементов. Данная тема хорошо перекликалась с зимними, ледяными мотивами, поэтому была взята на вооружение и для новогодних гирлянд. Без преувеличения можно сказать, что настоящим хитом в этой области стала «Хрустальная», выпущенная МЭЛЗом (фото 7). Причём по количеству клонов разной степени похожести, выпускавшихся на самых разных заводах, она уверенно обошла «Каскад» в несколько раз (этому феномену посвящена отдельная ветка нашего форума).
«Хрустальная» стала целым событием не только из-за применённых в ней материалов (оргстекла для плафонов и полиэтилена для патронов). Это вообще была «от и до» инновационная, как сейчас принято выражаться, конструкция. Начнём с того, что вместо привычных сравнительно громоздких миниатюрных лампочек накаливания с цоколем Е10 в ней были применены особые, специально разработанные бесцокольные лампы, по размерам представляющие собой нечто среднее между миниатюрными и сверхминиатюрными. Это позволило «втиснуть» целый фонарик этой гирлянды в размеры, меньшие чем у одной только лампочки того же «Московского фонарика»! И это при совершенно новом декоративном эффекте. Но и это было ещё не всё. Главное, чем отличалась эта гирлянда от всех предыдущих – она мигала! Представляете, сама! Многие вспоминают это обстоятельство как главный мотив, сподвигший их встать в длинную магазинную очередь именно за этой моделью.
Казалось бы, а что тут такого? Сейчас это умеют даже самые простые и дешёвые электрогирлянды. Но если вспомнить об уровне развития электроники тех лет, становится понятно, что сделать «мигалку» простой, надёжной и к тому же малогабаритной было чисто технически невозможно. Этим печальным обстоятельством и объясняется появление в СССР целого специального класса устройств под названием «прерыватели новогодних гирлянд», которые были достаточно неуклюжи и громоздки. В современных гирляндах аналогичную функцию выполняет электронный контроллер – «коробочка», находящаяся на сетевом шнуре. А вот в комплекте «Хрустальной» ничего подобного не было, но она всё равно мигала! Объясняется это просто: в один из фонариков была вставлена специальная лампочка с биметаллическим контактом, размыкающимся при нагреве (фото 8). Сразу после включения эта лампа прогревалась несколько минут, а затем впадала в циклический режим: нагрев – размыкание контакта – остывание – замыкание. Просто, бесшумно и элегантно.
Итак, тема «хрустальных» льдинок начала уверенно набирать популярность. А ещё через некоторое время оргстекло научились делать цветным! И это был уже настоящий праздник, в том числе и для производителей – ведь теперь не было необходимости окрашивать каждую лампочку, достаточно было сделать сами фонарики в нужном цвете. При этом их форма могла быть практически любой! Начавшись с простых клонов «Хрустальной» под названием «Спектр» и прочих, эта технология позволила создать многие оригинальные гирлянды, например «Колокольчик», «Уют» (фото 9), «Новогодняя» и «Сказка». Самой красивой из них, на наш субъективный взгляд, конечно же является «Радуга-1», сочетающая в себе элементы из хромированной и цветной прозрачной пластмассы (фото 10). Это мнение косвенно подтверждается совершенно «недетской» ценой этой модели: целых 15 с половиной советских рублей! Для сравнения, та же «Хрустальная» стоила всего лишь 6.
При всех произошедших изменениях к лучшему, новогодние гирлянды в СССР всё же оставались на правах «бедных родственников» прочей электротехнической и электронной продукции. Несмотря на то, что к 70-м годам они уверенно отвоевали себе право не только на отдельные строчки в заводских каталогах, но и на специальную сборочную оснастку и даже производственные помещения, они не являлись основной продукцией ни на одном из советских предприятий. Конечно, можно подумать, что данный продукт слишком специфичен и второстепенен, однако например заводы, специализирующиеся на очень близких к данной теме ёлочных украшениях, в СССР вовсю себе существовали! Выпускали они всё что угодно: от мишуры и конфетти до ёлочек-малюток и стеклянных шаров, но не электрические гирлянды. Видимо, Госплану было виднее, однако из-за этой специфики многие модели гирлянд всё-таки несут на себе отпечаток типовых решений (не говоря уже о том, что некоторые из них вообще в неизменном виде выпускались сразу на нескольких заводах). Поэтому поражающее воображение разнообразие названий далеко не означало такого же разнообразия дизайнерских находок.
Тем не менее, были и исключения из общих правил – и именно они по праву составили «золотой фонд» советского «гирляндостроения». Время от времени в производство запускалось нечто совершенно невиданное и непохожее на уже известные варианты, и вполне закономерно, что это были достаточно редко встречающиеся в продаже модели. Отметим лишь несколько таких гирлянд: первой, безусловно, является «Свеча», основанная на нетипичном физическом принципе. Как известно, подавляющее большинство электрогирлянд состоят из последовательно соединённых лампочек накаливания низкого напряжения; количество ламп подбирается так, чтобы суммарное падение напряжения примерно соответствовало напряжению сети. Например, это может быть 18 лампочек с рабочим напряжением 13,5В или 40 лампочек с напряжением 6,3В. При перегорании или отсутствии одной из ламп вся гирлянда неизбежно гаснет, так как цепь разрывается.
Гирлянда «Неоновые свечи» представляет собой эксперимент по использованию лампочек, каждая из которых рассчитана на сетевое напряжение. Так как миниатюрных ламп накаливания с такими характеристиками советская промышленность не выпускала, были применены миниатюрные неоновые лампы (МН-6), цвет свечения которых вдобавок хорошо напоминал неяркое пламя свечи. В силу характеристик тлеющего разряда эти лампы включаются через индивидуальные резисторы, спрятанные внутри свечей. Главный плюс заключается в том, что все свечи параллельно подключены к напряжению 220В, соответственно перегорание любой из них не приводит к погасанию гирлянды в целом. Однако это же обстоятельство является и серьёзным минусом, так как электробезопасность такого решения несколько страдает. Вариант гирлянды на лампах МН-6 выпускался всего несколько лет до начала 70-х (после чего эти лампы были сняты с производства), в 80-е годы данная идея претерпела попытку «ремейка» на лампах ИН-35, которые имели примерно вдвое меньшую длину и смотрелись не так эффектно.
Ещё одна особенная гирлянда, которую просто невозможно не упомянуть – это, конечно же, «Сюрприз». Лампочки здесь применены самые обычные – накаливания, однако видимыми источниками света являются не они, а цветные колбочки со специальным наполнением, которое начинает «кипеть» при нагреве от работающей лампы. Сами лампочки, соответственно, спрятаны в основания свечей, а необычный декоративный эффект, напоминающий движение цветного пламени, достигается за счёт пузырьков, бурлящих внутри колбочек. Плата за оригинальность оказалась достаточно высока, и здесь речь даже не о государственной цене в советских рублях. Изделие получилось очень серьёзное, хрупкое и капризное – даже корпуса свечек легко деформировались от перегрева, а наполнение колбочек, по некоторым данным, было ядовитым.
Обзор «золотых десятилетий» советских гирлянд был бы не полон без упоминания ещё одной оригинальной модели, в последние годы становящейся своего рода культовой для коллекционеров и ценителей старины тех лет. Конечно же, это «Золотой фонарик», отличающийся от всех прочих моделей тем, что корпуса этих самых фонариков были сделаны из металла (фото 13). Однако несмотря на сверкающую «золотом» поверхность, это даже не латунь – разработчики сделали все детали отштампованными из тонкого листа анодированного алюминия. Видимо, этот материал позволял одновременно убить двух зайцев: сделать фонарики достаточно лёгкими, чтобы они не «смущали» собственным весом ветки ёлок, и одновременно снизить стоимость гирлянды в целом. И это действительно удалось – «Золотой фонарик» обходился всего на рубль дороже «Хрустальной» и более чем вдвое дешевле, чем «Радуга-1»! Для окрашивания света внутрь фонариков вставлялись светофильтры из цветной прозрачной плёнки; свет лампочек создаёт причудливую игру теней за счёт ажурных металлических корпусов фонариков. Получилось «дёшево и сердито» – несмотря на минимальную себестоимость, декоративный эффект создаётся более чем достойный, за что этой гирлянде можно простить даже некоторые недостатки конструкции (на первом месте из которых – недостаточно продуманное крепление патронов в крышках фонариков).
Эпоха 1980-х ознаменовалась уверенным движением по инерции в тупик для всей советской промышленности, в том числе и для индустрии новогоднего освещения. Нужно сказать, что в СССР существовала определённая тенденция: однажды поставленная на производство модель чего-либо могла задержаться на конвейере неограниченное время. Это касается и электрогирлянд, например «Капелька» в той или иной разновидности выпускалась не менее 30 лет, а лампочки для неё – и того дольше. Поэтому начало 80-х изобиловало пёстрым ассортиментом разных лет разработки, причём ещё продолжали появляться и новые модели гирлянд. Хотя основным «трендом» данного периода уже можно считать активную эксплуатацию темы «Хрустальной»: игольчатые плафоны из прозрачного и цветного оргстекла с незначительными вариациями форм и размеров сочетаются как с бесцокольными лампочками Е13,5-0,06, так и со стандартными Е13,5-0,16 (фото 14). Производители начинают привыкать к борьбе за выживание; снова становится не до «баловства» и излишеств, каковыми всегда считались новогодние безделушки.
Однако нельзя утверждать, что указанный период совсем ничего не привнёс в интересующую нас область. Не будем забывать, что это всё же было время попыток пробудить остатки энтузиазма и надежд: как всегда, на то, что жить станет лучше и веселее, по крайней мере первое время казалось именно так. Продукция советской промышленности изо всех сил старалась казаться лучше и современнее, к сожалению, в основном это была лишь внешняя имитация, так как только на это хватало имеющихся денег. Впрочем, официально в этом никто и никогда не признавался. В частности, новогодние игрушки вместо стекла и металла начали делать из пластмассы и даже... металлизированной лавсановой ленты! Из которой ранее делали только так называемую «мишуру» (серебристые «дождики» и «снежки», длинными лентами украшающие ёлки). Ближе к середине 80-х цветы, снежинки и даже шары, сделанные из этого материала, начинают считаться полноценными ёлочными украшениями, причём смотрятся более модно и современно, чем «дедушкины» стеклянные шары и фигурки.
Эта мода нашла отражение и в новогодних гирляндах. Всё тот же МЭЛЗ выпускает очередной ремейк «Хрустальной» под названием «Праздничная», в котором порядком приевшиеся и морально устаревшие хрустальные плафоны заменены на диковинные цветки сразу из двух ярусов плёнки: цветного и нейтрального (фото 15). Подобные «цветы» достойно украшают ёлку как во включённом, так и в выключенном состоянии. Пожалуй, эту гирлянду можно в полной мере отнести к дизайнерским находкам своего времени, хотя присущи ей и определённые недостатки, такие как выраженно направленный свет (фактически, каждый «цветок» работает как миниатюрный прожектор) и сложности с хранением плёнки без её деформации.
Момент распада СССР прозвучал «последним звоночком» для большинства его предприятий. Первые годы (до второй половины 1990-х) это ощущалось ещё не в полной мере: многие из них по инерции пытались продолжить привычное советское существование, однако дожить до 2000 года было суждено очень немногим. Именно поэтому наиболее новые гирлянды советского образца датированы не позже 1992...1995 года. Именно в те годы на отечественный рынок уже хлынул поток импортной продукции (зачастую не самого высокого качества), которая уверенно побеждала конкурентов за счёт того самого диковинного для нас восьмипрограммного контроллера мигания, а также из-за врождённого априорного преклонения всех жителей постсоветского пространства перед всем иностранным. И не беда, что многие из импортных моделей оказались откровенно одноразовыми: с рвущимися от малейшего касания проводами мизерного сечения, с высыхающими и крошащимися патронами или выгорающими (в буквальном смысле) контроллерами. Народ грело чувство приобщённости к новогоднему оформлению «европейского» образца (даже несмотря на то, что продукцию такого качества на европейский рынок и близко бы не допустили). Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история...
К счастью, время неизбежно расставляет всё на свои места и отделяет мух от котлет. На сегодняшний день можно утверждать, что советские новогодние гирлянды – вполне достойный и до сих пор востребованный элемент новогоднего оформления жилищ, в то время как многие из пришедших когда-то им на смену жалких поделий давным-давно преданы забвению. Сожаление вызывает только одно обстоятельство: ничего подобного уже много лет как не производится, а заполнившим рынок светодиодным гирляндам ещё предстоит пройти очень долгий путь для достижения такого же разнообразия и декоративного эффекта.
© Dominique эксклюзивно для проекта «Старый Свет», январь 2017 г.
Если вы обладаете редкими советскими новогодними электрогирляндами или информацией о них, интересуетесь данной тематикой и можете дополнить данный материал – милости просим! Приглашаем внести свой вклад в дело сохранения исторической памяти об этой частичке ушедшей культуры.
Использованные источники:
- История празднования Нового года в СССР
- Ёлочные электрогирлянды в СССР (версия сайта Christmasheaven)
- Анализ материалов с Avito.ru и прочих интернет-барахолок.