Решил увековечить этот малоизвестный светильник разработки ОЗ ВНИСИ здесь, по случаю его окончательного списания из обслуживаемого мною парка.
Ранние «номерные» серии ВНИСИ в основном знакомы нам по линейкам Л2010, Л4071 и отчасти Л1040. Кстати, до сих пор так и не выяснена структура обозначений этих серий, хотя она там явно была. Например, первая цифра сильно коррелирует со способом установки (1 – встроенная, 2 - потолочная, 3 - подвесная?, 4 - настенная). Вторая замечена в вариантах 0 и 1, третья похоже является порядковым номером серии, а четвёртая как правило равна нулю (за исключением серии Л4071), причём в обозначении конкретных моделей она вообще опускалась (например, светильники серии Л2010 имели обозначение Л201ххххх...). Ну да ладно, сейчас не об этом.
Оказывается, в тот же самый период (~первая половина 60-х) ВНИСИ разработал целое семейство разнообразных линеек люминесцентных светильников, которые стали прообразами для более новых и продвинутых моделей, знакомых нам уже по 70-80-м годам. Например, серия Л2010 «переросла» в вариант Л2010М с характерными съёмными двухламповыми блоками, а Л1040 – в светильники типа ОВЛ и далее в ЛВО01. Представленную здесь серию Л2100 можно считать прототипом версий ЛПБ11 и ЛПБ20, конечно же, ещё достаточно монструозным и неуклюжим. Посмотрим же на (возможно последний сохранившийся) такой светильник живьём:
По конструкции корпуса этот светильник напоминает обычные УСП со сплошной крышкой электрического отсека, однако патроны здесь находятся не на отдельных «ушах», а на общих торцевых перекладинах с каждой стороны корпуса. Вдобавок они максимально прижаты к отражателю, за счёт чего светильник получился практически плоским. Крышка здесь крепится в двух точках по краям корпуса – первая заходит за прилив на торцевине, а вторая прихвачена винтом с декоративной головкой из чёрной пластмассы. Пытливый глаз обратит внимание на отсутствие каких-либо признаков присутствия стартёров, и будет прав, т.к. перед нами бесстартёрная модель:
Изначально светильник комплектовался двумя аппаратами 1АБИ-40/220-ВП киевского завода, т.е. был некомпенсированным. На приколхоженный неродной дроссель и стартёр не обращайте внимание – это результат моего давнишнего ремонта на скорую руку, позволившего продлить бедолаге жизнь на целые 20 с лишним лет . Родной рассеиватель этого светильника у меня также был, но к сожалению имел трещину и поэтому не сохранился. Однако его внешний вид практически ничем не отличался вот от такого:
разве что был сделан из полностью прозрачной импортной (не желтеющей) пластмассы. Характерной особенностью этого плафона были торцевые крышки из чёрной пластмассы, намертво закреплённые каким-то мегаклеем . В своё время мне достался один целый плафон, но без одной крышки, и несколько битых, полностью укомплектованных крышками. Однако попытки снять приклеенные крышки с доноров ни к чему не привели, т.к. приклеенные части рассеивателя отрывались только вместе с кусками крышек. Впоследствии я больше никогда не встречал применения клея в советских люминесцентных светильниках, хотя данная идея была вполне рабочая.
После демонтажа светильника взору открылась весёленькая ВНИСИшная наклеечка, находящаяся на обратной стороне корпуса, вплотную примыкающей к потолку (лучшего места, чтобы спрятать маркировку, наверно и не придумать ):
Из неё я в своё время и выяснил тип этого светильника. Однако четверть века, проведённые этим светильником в работе в ванной комнате у моих родителей, не пощадили даже такую надёжно спрятанную наклейку, поэтому сейчас разобрать на ней практически ничего невозможно. Читается только начало типа «Л210Г240...» и отдельный штамп, поставленный справа прямо поверх красной краски, с надписью «Цена с двумя лампами...». Наличие этого штампа указывает нам на то, что светильник предназначался для розничной продажи и, следовательно, для бытового применения. К тому же он комплектовался лампами. Рискну предположить, что именно этими, т.к. они были обнаружены в одной «партии неликвидов» с этими и вот этими светильниками. Всё сходится: для быта, конечно же, предпочтительная тёплая цветность (2800К), а бесстартёрная схема в те годы считалась чем-то вроде класса люкс. Не сходится разве что отсутствие расщеплённой фазы, но тут уже надо смотреть на задуманную область применения этих светильников. К тому же, мы хорошо помним, что лампы ЛБ-ЛТБ имеют коэффициент пульсации на уровне обычных ламп накаливания, так что отсутствие расщеплёнки для них не особо критично.
Собственно, вот такой мини-обзор получился. Проводим же этот аппарат в последний путь, сохранив его фото для истории!