Польская телефонная розетка
Несмотря на то, что данный артефакт не совсем по теме нашего проекта, всё же рискую его здесь опубликовать. Дело в том, что вот эта вот скромная штучка (под названием «безобрывная розетка») в своё время ознаменовала целуый прорыв в телефонной связи.
Проводные телефонные аппараты довольно долгое время фактически имели статус недвижимости, так как должны были быть намертво (под винт с клеммой) подключены к телефонной розетке (которая фактически была не розеткой в обычном понимании этого слова, а распределительной коробкой). В случае, если пользователь хотел перенести аппарат в другую комнату или же временно отключить его (т.к. штатных средств для этого у дисковых телефонов не было), необходимо было искать отвёртку и лезть в эту самую распредкоробку (что, кстати, строго воспрещалось правилами пользования телефонной сетью ). Более того: линия без подключённого на её конце телефонного аппарата автоматически детектировалась на АТС как «обрыв», и отключалась до ручного вмешательства персонала станции.
Теперь посмотрим, какие же блага позволило получить это небольшое изобретение. Во-первых, телефон теперь стало можно отключать от линии и подключать обратно без использования инструмента (причём возможность случайно воткнуть его в 220В, как это было например с радиоточкой, полностью исключалась). Во-вторых, центральное отверстие розетки предназначено не для контакта, а для пластикового штыря, который при вставлении вилки размыкал 2 подведённых к этому гнезду контакта. За счёт этого стало возможным подключать вместо телефона его эквивалент – конденсатор ёмкостью 1мкФ (разумеется, когда вилка вынута). Кстати, этот конденсатор как раз виднеется в верхней части внутренностей (на фото 2), для него на корпусе даже сделан специальный «чердак». Таким образом, даже при отключённом телефоне линия со стороны АТС будет выглядеть исправной, именно поэтому розетка и получила название «безобрывной».
Наконец, разработчики предусмотрели аж 4 рабочих гнезда – это позволяет завести на одну розетку 2 телефонных номера или организовать на одном номере систему «директор-секретарь» (когда директор берёт трубку, аппарат секретаря отключается от линии). Просто высочайшие технологии какие-то, и это 70-е годы! Любопытно, чья это изначальная разработка – сильно похоже, что не отечественная, хотя ближе к 1980-м вилками этого стандарта начали оснащаться практически все продаваемые телефоны, включая советские.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии