122 P 60049 (Fuji)
Еще один экземпляр ламп для копировальных аппаратов. Только в отличие от предыдущей, она уже значительно мощнее и не имеет аналогов по соотношению длина-мощность среди осветительных. Так как рабочий ток данной ЛЛ составляет около 1А (а может и целый ампер точно - потому как это "круглое" значение), при длине как у 15Вт лампы. Данный ток вполне соотносится с довольно низким сопротивлением ее катодов - всего 0,6Ω (фото разогретого). Что меньше, чем даже у 80-ток. У них значение того же параметра составляет 2Ω.
Рабочий ток лампы был определен опытным путем, таким же способом, как и той по ссылке выше. Причем мне пришлось взять аж дроссель 1УБИ65 для получения достаточного рабочего тока. При этом лампа при работе аж слепит. Причем ослепляющий эффект усиливается за счет наличия окна в люминофоре и того что под ним, скорее всего, расположен отражающий слой (поэтому светится лампа снаружи слабо). Сделано это для того, чтобы, насколько я правильно понимаю, отразить больше света из внутренней его поверхности в окно. Само же покрытие на колбе имет желтоватый цвет если его просветить попробовать.
И аналогично достаточно старым советским лампам у этой тоже имеются т.н. аноды. Судя по всему, тут они выполняют важную роль в виде снижения разогрева токовводов из-за достаточно большого тока (потому как 20-тки, которые делали когда-то с доп. электродами, и без них отлично работают). Аноды увеличивают площадь "сбора" электронов в момент нахождения под положительным потенциалом. И нагреваясь сами, не дают это сделать токовводам, что могло бы привести к разгерметизации колбы. На последнем фото можно увидеть остаточное свечение дополнительных электродов сразу после выключения лампочки. Помню, видел раз свечение оранжевого цвета токоввода новой 80Вт ЛЛ сразу после выключения. Будь у нее аноды, этого бы не происходило. После некоторой наработки той лампы данный эффект ушел.
Данный экземпляр имеет интересный белый с голубовато-зеленым оттенком цвет свечения. И этим оттенком напоминает мне пальчиковые ИВЛ типа 6Е3П и старые ч/б ламповые телевизоры. Хотя оттенки свечения у них и были не совсем такие. Но что-то в таком холодном излучении люминофора за электродами есть...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Это т.н. "щелевая" ЛЛ, с повышенной яркостью в очень узкой полоске. Вероятно, под люминофором на остальной части колбы находится рефлекторный слой, как в лампах ЛБР. Поэтому он такой "неяркий".
Как-то в 90-е годы один преподаватель принёс к нам на работу похожую внешне лампочку (и кажется, 122 P там тоже было в обозначении), которая была в ЕОЛе (один конец чёрный). Я тогда как раз только сделал свой мегатестер, и конечно захотелось эту лампочку зажечь
На вид это была обычная пятнашка, правда размеры я не догадался уточнить. Я ожидал, что это окажется белая лампа с какой-нибудь супер цветопередачей, по типу тех, что стояли в сканерах. Каково же было моё удивление, когда та лампа оказалась... густо-зелёной! Зажечь её удалось в режиме 15Вт кнопочным стартёром, разряд был нестабилен из-за ЕОЛа, и пожалуй только поэтому я не стал её выпрашивать себе в коллекцию)
К чему это всё: удивляет, какое разнообразие спектров/цветов могли иметь лампы для копиров!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
(1)Возможно, тоже подумал об этом.
Да. Интересно также почему использовались обычные галогенки вместо специализированных люмок. И наоборот, разумеется. Было ли это вызвано усовершенствованием конструкции аппаратов или же наоборот их упрощением. Или же просто аппараты более высокого класса имели другой тип ламп...