Опыт ремонта новогодней гирлянды «Золотой фонарик»
Поделюсь своим свежим опытом восстановления одной известной советской новогодней электрогирлянды, в кругах знатоков считающейся чем-то вроде культовой. Какое-то время назад ко мне в руки попал ещё один экземпляр гирлянды «Золотой фонарик». Одна такая у меня уже была, и честно говоря, от её качества я совсем не в восторге, хотя и смотрится она вполне прилично, по крайней мере внешне находится в сносном состоянии (тотально соскочившие с нелепых креплений патроны – не в счёт ). Но вот этот второй экземпляр, найденный в подъезде у лифта, выглядел куда плачевнее. Во-первых, сами фонарики: такое ощущение, что их не только с остервенением швыряли на пол, но и не без удовольствия ходили по ним ногами:
Во-вторых, из 20 фонариков уцелело только 18 (а светофильтров и вовсе – 15), и ещё от одного осталась только крышечка с патроном. А вместо 20-го фонарика некие очумелые ручки приделали дополнительный «довесок», аж из трёх лампочек:
Не иначе, лампочки у предыдущего владельца уж слишком часто перегорали. Сделано всё было настолько похабно, аж на целых трёх скрутках, что я сразу же решил удалить это безобразие. В общем, я приступил к работе. Начал, естественно, с "жестянки". Надо сказать, что фонарики сделаны не из латуни (как может показаться на первый взгляд) или тем более не из жести (как пишут в интернетах), а из цветного (анодированного?) алюминия «баночной» толщины. Поэтому гнутся они очень легко без использования инструментов, разве что местами плоскогубцы помогают добиться более ровных линий. Несколько раз сгибать-разгибать детальки страшновато, но к счастью, ни одна не переломилась. В результате получил вот такой «парад мусорных корзинок»:
Теперь пора было подумать о светофильтрах. Как мы помним, родных было всего 15 из 18, к тому же они были местами грязными и даже выгоревшими под действием света ламп (или возможно изначально бракованными?). При попытке их помыть краска и вовсе активно посыпалась:
Кстати, может кому-то будет интересно узнать, что сделаны эти фильтры в оригинале из... проявленной цветной фотоплёнки! По крайней мере, у другой такой гирлянды на них видна соответствующая перфорация В любом случае решено было изготовить новые фильтры, благо это открывает дополнительные возможности в выборе цвета и вообще для экспериментов. Вначале сканером была снята форма одного родного светофильтра, и затем по этому шаблону нарисованы новые. Для печати использовалась стандартная прозрачная офисная плёнка для презентаций, кстати по толщине она примерно соответствует оригиналу:
После вырезания заготовок:
Первоначальная задумка заключалась в раскрашивании каждого фонарика в свой неповторимый цвет, однако она благополучно (т.е. с треском) провалилась. Дело в том, что несмотря на считающуюся идеальной цветопередачу такого источника света, как лампочки накаливания, разницу между лимонным и персиковым цветами (равно как между розовым и алым и т.п.) они подчёркивать наотрез «отказались». Фактически единственное заметное отличие заключалось только в перепаде яркости. Поэтому от этой идеи пришлось отказаться, отобрав наиболее приемлемые варианты светофильтров и растиражировав их.
Следующая выявленная проблема заключалась в том, что новые фильтры проявили себя по-разному. Жёлтые и красные оказались практически идентичными «родным», а вот зелёные, синие и фиолетовые выглядели слишком бледно, придавая лишь небольшой соответствующий оттенок белому свету. Эксперименты с подбором оттенков при печати ни к чему не привели, в итоге чего родилась идея использовать такие фильтры по два на один фонарик. Цвет при этом получается достаточно насыщенный, но разумеется – за счёт снижения яркости. Ещё одна особенность новых фильтров по сравнению с «родными», заметная при детальном рассмотрении – это то, что в силу особенности технологии лазерной печати они получились как бы полуматовыми (а родные – полностью прозрачны).
В данном экземпляре гирлянды родные светофильтры были выгнуты «коробочками» по форме фонариков, но с новыми я не стал этого делать, просто свернув их трубочками (как и сам завод-изготовитель начал делать позднее). Ведь возни с выгибанием плёнки много, а визуально всё равно практически никакой разницы (особенно в темноте ):
Теперь настала пора выправить крышечки фонариков и удалить лишнее «новообразование» с тремя скрутками. Это несколько осложнялось тем, что патроны фонариков – официально неразборные, соответственно перепаять идущие к ним провода не так просто. Как оказалось, резьбовую гильзу можно выдавить из корпуса тонким длинным предметом (например, деревянной палочкой или отвёрткой):
Причём сделать это оказалось достаточно лишь для одного патрона (а оборванный хвост от второго просто припаять к первому. Кстати, три дополнительных патрона оказались точно того же типа, что и эти (только зелёного цвета), видимо неизвестный варвар принёс в жертву ещё одну гирлянду воронежского производства!
Кстати, до сих пор не возьму в толк, под действием какого психотропного препарата разработчики придумали такой нелепейший способ крепления патрона к крышечке фонарика, как фиксация его горловины кольцом, даже не обладающим упругостью. По всем правилам здравого смысла такое вообще не должно держаться! Соответственно оно и не держится – у первой моей такой гирлянды все внутренности болтались с самого начала. Додумались бы что ли сделать горловину патрона чуть длиннее и нарезать на ней резьбу... В общем, ещё один пример того, как экономия (непонятно на чём, кстати) до добра не доводит. В общем, самое время установить лампочки и собрать фонарики:
Осталась всего лишь одна последняя, но самая сложная проблема: недостающий корпус одного фонарика.
Основных способов её решения было два: радикальный (просто удалить «лишнюю» крышечку, превратив гирлянду в 18-ламповую) и более сложный (попытаться заменить корпус фонарика чем-либо из того, что позволяют доступные средства). Первый способ был отметён практически сразу по уже известной нам из соседней статьи причине: уменьшение числа лампочек в гирлянде увеличивает нагрузку на оставшиеся лампочки и сокращает их срок службы. В рамках второго способа рассматривались различные подходы: от использования плафона от совершенно другой гирлянды до попыток изготовить новый фонарик «по мотивам» родного из консервной жести либо даже из всё той же прозрачной плёнки с нанесённым на неё при помощи лазерного принтера тонирующим узором.
Неожиданно возникла идея попробовать использовать для этой цели современные технологии – а именно 3D печать. Сразу нужно сказать, что соответствующий аппарат появился в моём хозяйстве всего 4 месяца назад и я только-только начал его осваивать... Тем интереснее оказалось оценить его возможности на этой, одной из первых, реальной задаче. Которая на самом начальном этапе имела пока огромное количество неизвестных начальных условий. Например, было даже непонятно, получится ли сделать весь фонарик одной деталью или придётся разрабатывать его как сборную конструкцию на клею, что представляет собой два совершенно разных по сложности уровня проработки проекта. И собственно говоря, эти сложности даже какое-то время отпугивали от начала реальной работы. Но к счастью, любопытство и азарт попробовать 3D в деле всё же перевесили, итогом чего явилась вот такая трёхмерная модель, созданная в программе SketchUp:
И вот он, долгожданный момент – отправка на печать:
К слову, первый образец печатался без малого 4 часа. К тому же в итоге оказалось, что по не совсем понятной причине я несколько промахнулся с размерами: фонарик оказался крупнее положенного почти на треть. Впрочем, это оказалось легко поправимо, и напечатанная назавтра вторая версия оказалась уже намного более удобоваримой:
Как оказалось, пластмассовая версия фонарика подошла к родной крышечке практически идеально. В отличие от металлического корпуса, практически не обладающего упругостью и сминающегося при малейшем воздействии, пластмасса пружинит намного лучше, и корпус хорошо держится в крышке в качестве распорки. Теперь остались только заключительные операции очистки от облоя и окраски:
Итак, перед нами – финальный результат:
Фактически, если не задаваться специальной целью, отличить «подделку» от оригинала довольно сложно В принципе, на этом проект по восстановлению гирлянды был завершён. Однако «для полного счастья» не хватает ещё одного, двадцатого фонарика. Сделать его пока мешает отсутствие готовой крышечки, которую также пришлось бы спроектировать и изготовить в 3D. Если это будет сделано, проект перешагнёт рамки простого ремонта советской электрогирлянды: ведь можно будет изготавливать новые экземпляры гирлянд полностью с нуля, причём уже в расчёте не только на лампочки накаливания, но и на светодиоды. На стенках фонариков можно будет воплотить не только первоначальный, но и практически любые узоры – от серпа и молота или китайских иероглифов до букв и собственных эскизов. Наконец, саму форму и размеры фонариков также можно будет менять... Но всё это – пока на правах мечты на будущее, а рассказ об уже сделанном пора завершить. Всем спасибо за внимание
UPD: Уже после написания данной статьи, в марте 2017 года была также изготовлена модель крышки фонарика, что позволило сделать новый 20-й фонарик и превратить гирлянду в полностью комплектную.