Розетки советские «нового образца»
Москва, славный 1988 год. Славный потому, что трупный запах «перестройки» ещё ощущается достаточно слабо, зато навалом наивных надежд, что «жить станет лучше и веселей». В частности, это заметно по телевидению – появляются новые телеканалы (ака «программы центрального телевидения»), оформленные наисовременнейшими западными мелодиями и даже 3D графикой. Ворованными, конечно, но про авторские права в те времена простой советский человек и не задумывался – и похоже, совершенно правильно делал!
К чему это я? Ах да, одним осенним вечером то ли 1987, то ли 1988 года по сравнительно новому на тот момент третьему («московскому») телеканалу показывали очередной выпуск передачи «Добрый вечер, Москва!». Это был довольно интересный формат, аналогов которому на данный момент пожалуй нет. Вроде бы выпуск новостей, но очень неформальный: несколько корреспондентов сидели в студии, показывали сюжеты, снятые за день, и комментировали их в прямом эфире. И вот в одной из таких передач вдруг показали репортаж с одного из московских заводов, где происходило производственное совещание. Руководитель раздал присутствующим по экземпляру точно таких розеток, как показанные здесь, с комментарием вроде «наше производственное объединение собирается перейти к выпуску новых, улучшенных изделий». Там же присутствовал и образец «изделия, выпускаемого в настоящий момент» – классической советской круглой карболитовой розетки. Ну просто ради визуального сравнения. Со всей очевидностью, дело было на МЭП – возможно, это название даже упоминалось в той передаче, но сейчас уже не вспомнить.
Вспомнил я этот сюжет, когда обнаружил в районном магазине «Свет» эти самые розетки нового образца (а случилось это где-то спустя год, а то и больше). Разумеется, мне сразу захотелось испытать это новое чудо, и я купил себе парочку образцов. Не стану отрицать, выглядели они на тот момент реально «круто», совдеповский кондовый карболит нервно курил в сторонке. Однако как часто и бывает в таких случаях, счастье было недолгим: это оказалась классическая «плохая конфета в ярком фантике». Механизм розетки (фото 2) предельно оптимизирован и содержит легко деформирующиеся лепестковые контакты, а внешняя крышка корпуса сделана из сгораемой пластмассы, к тому же склонной к пожелтению. Разве что цветная накладка на крышке держится довольно сносно, по крайней мере не люфтит с противным скрипом (как у других моделей этой линейки). Крепление крышки к корпусу – при помощи «одноразовой» распорки. При всём этом цена на эту «улучшенную» модель была установлена в два с лишним раза (!) выше, чем на классический аналог. Другими словами, это было начало конца. Но в период «ускорения и гласности» конфеты ценили именно за фантик, так что новинка уверенно заняла своё место на прилавках. Причём её выпуск с различным вариациями был продолжен и после распада СССР, в частности некоторые выпускаемые до сих пор модели являются продолжением той же самой идеологии. Увы...