Реставрация ёлочной гирлянды ЕГ-24
Как известно, девиз предусмотрительных гласит: "Готовь сани летом". Если сани готовить летом не зазорно, то и ёлочные гирлянды к следующему НГ, стало быть, тоже. А если и не летом, а уже с весны - то зачем откладывать...?
В январе мне посчастливилось раздобыть на Авито практически комплектную ЕГ-24-220. Несмотря на то, что в целом гирлянда сохранилась хорошо, на просвет у фонариков пробивался свет сквозь потёртости "серебрянки", а лак заметно выгорел.
Вначале решил попробовать восстановить "серебрянку", для чего был приобретён соответствующий маркер. Закрашивание производилось при подключении фонарика к блоку питания на 12В, "на просвет". Опыт оказался удачным, однако, такой способ нанесения не обеспечивал равномерности. Хоть цвет и совпал с оригинальным полностью, местами случались потёки краски.
Вместе с тем, за минувший НГ-сезон был накоплен опыт работы с витражным лаком и было решено фонарики отреставрировать. Сложность заключалась в том, что оригинальный способ окраски воспроизвести не удалось бы: по всей видимости, вначале стеклянная лампочка-заготовка погружалась в цапонлак, а когда он высыхал, "переплёты" расписывались вручную "серебрянкой". Что вручную, заметно по не всегда ровным линиям нанесения: у жёлтых фонариков пара "заездов" "серебрянкой" на витраж была исправлена. Смыть оригинальную краску проблемы не было, но поскольку "фонарик" довольно большой по размеру, потребовалось бы много лака и расход его был бы неоправданно велик, с одной стороны. С другой - не факт, что удалось бы равномерно нанести "серебрянку". Поэтому, было решено очищать и перекрашивать витражи, а "серебрянку" по краям восстанавливать кистью, выдавливая краску из маркера в мелкую посуду типа крышечки от пластиковой бутылки.
Метод реставрации.
Для этого, нужно было очистить от лака витраж, "утопленный" относительно "переплёта", при этом, не особо затрагивая "серебрянку", после чего, в технике витража выполнить заливку поверхности лаком так, чтобы он полностью покрывал края и углы. Сложность была в нанесении лака кистью на заведомо неровную поверхность, имитирующую то ли старое стекло, изготовлявшееся стеклодувным способом, когда технологии были ещё очень далеки от современного способа получения оконного стекла, то ли, под слюдяные пластины (см. на фото слева: отреставрированный зелёный и оригинальный "фонарики"). А также, в подборе цвета: гирлянда сама по себе изначально неяркая, поэтому, залить всё тёмным лаком значило испортить дело. Оригинальный цапонлак был удалён растворителем 646, наносимым кистью. Остатки лака по краям убирались сложенным куском туалетной бумаги, оставшееся в углублениях по краям легко сковырнулось пинцетом. Далее, круглой кистью с синтетическим ворсом, как рекомендовано для витражных работ, лак наносился "от центра к периферии". После того, как поверхность была равномерно залита, а лак распределён, "фонарик" был оставлен в положении, когда окрашенная поверхность горизонтальна. После высыхания равномерность нанесения лака проверялась после просушки подключением к БП 12В (на фото слева). На фото справа - окрашенные и очищенный от старого лака (справа) "фонарики".
Здесь же выявилась первая проблема. По краям пробивается белый свет, хотя всё вроде бы прокрашено. Причина оказалась, по-видимому, в месте стыковки: там, где задета "серебрянка", вскрылся выгоревший старый лак и просвет шёл сквозь него. Или, вероятнее, "серебрянка" по краям сдиралась вместе со старым лаковым покрытием. Более того, "серебрянка" из маркера оказалась не особо укрывистой, из-за чего пришлось наносить её дважды. после этого проблема отступила и способ восстановления себя оправдал.
Вторая проблема - в неравномерности нанесения лака кистью по неровной поверхности. Лак скапливается в углублениях, откуда его приходится "выгонять". Если слой лака недостаточен, на просвет будет видна неравномерность нанесения. Если он избыточен, то сильнее скапливается в углублениях. Это не говоря уже об избыточности тона и о том, что толстый слой лака скрадывает рельеф стекла. Чтобы решить эту проблему, нужно концом кисти обводить периметр, держа обрабатываемый витраж "фонарика" наклонно под 45 градусов, углом уступа (перехода от горизонтали к вертикали) вниз, прокрашивая как край витража, так и вертикальный бортик и уделяя особое внимание углам. Это лучше всего делать под лупой "третья рука". Особо заботиться о защите слоя "серебрянки" не нужно, да и заклеить его скотчем полноценно не удастся. Такая попытка была сделана, но после того, как сквозь неплотности лак за счёт капиллярного эффекта заскочил на "серебрянку" до 2мм, эта идея была отброшена. Тем более, что витраж "фонарика" потом обводить "серебрянкой" нужно всё равно.
Третья проблема - выгоревший в области цоколя лак и не доведённое до цоколя покрытие "серебрянкой", сквозь которое пробивается много света. Почему в оригинале так было сделано - вопрос, ведь похожие фонарики от ЕГ-23 прокрашены "серебрянкой" донизу (Проблема совместимости ламп ёлочных гирлянд ЕГ-23 и ЕГ-24).
Для оптимизации процесса нанесения лака бралось 4 фонарика одного цвета. После очистки "окон" от старого лака наносился новый вышеописанным способом на одну грань, после чего, "фонарик" оставлялся на просушку в горизонтальном положении. После окраски по 1 грани всех 4-х фонариков, давалось 2-3ч. на просушку. Этого достаточно, чтобы лак затвердел, а кисть можно не мыть, но нужно плотно завернуть её в полиэтилен. Этого хватит, чтобы она не успела затвердеть за это время. После чего, окрашивается следующая грань каждого "фонарика" и т.д. Нужно иметь в виду, что полное высыхание лака - до 48ч. и случайное касание непросохшей поверхности ведёт к её повреждению.
"Заполнить" одну грань нужно за 1-2мин., после чего лок начинает загустевать. После нанесения рассматриваем поверхность под разными углами, на отражение - смотрим неравномерности нанесения, удаляем лишнее, добавляем при необходимости, где лака недостаточно. Поверхность должна быть покрыта равномерно, без мазков. Пузырьки воздуха, если они образуются, разбиваем кончиком кисти. Мелкие - "сгоняем" к самому краю.
После контроля качества "на просвет" от БП на 12 или 15В (две поверхности пришлось перекрасить, удаляя лак "родным" разбавителем, который, в отл. от 646, как оказалось, с лёгкостью снимает и родную "серебрянку") краской из маркера были обведены витражи.
После устранения всех указанных проблем получился такой результат (на фото слева).
На переднем плане - восстановленный "фонарик", на заднем - в оригинальной раскраске.
На фото справа - сушка в горизонтальном положении после нанесения лака.
Подбор цветов.
В оригинальной гирлянде преобладали зелёные фонарики, цвет лака для которых подбирать особо не пришлось. Подошёл светло-зелёный. Оригинальный, впрочем, был с синеватым оттенком, но за 60-65 лет цвет вполне мог измениться. Жёлтые фонарики, например, выцвели практически полностью. С жёлтым также проблем не было. Сложности возникли с фиолетовым и синим: имеющиеся цвета были слишком насыщенными. Их пришлось разбавить бесцветным лаком. Оригинальный синий примерно соответствовал цвету "Парижский синий", но и тот, и другой на просвет нити накала оказывались фиолетовыми. Поэтому, было решено разбавить синий ультрамарином, что, однако, принципиально мало что изменило, и цвет свечения остался близким к оригинальному. Фиолетовый был составлен из "бордо" и собственно фиолетового, после чего так же разбавлен бесцветным.
После того, как все грани "фонарика" окрашены, нужно восстановить покрытие "серебрянкой". Для этого, краска из маркера выдавливается в мелкую посуду типа крышечки от пластиковой бутылки и наносится плоской кистью. Наносить нужно аккуратно, для чего использовалась лупа "третья рука", упор запястья в край стола и запас терпения.
Итог.
Внешний вид удалось восстановить полностью.
Цвета хоть и не оригинальные, но весьма близкие к ним. В целом они получились темнее, что благоприятно сказывается на восприятии светящейся гирлянды, но когда она не включена, синий и зелёный слабо различимы. Однако, окончательно это будет ясно только после размещения гирлянды на ёлке.
Нанесение лака получается менее равномерным, чем при окунании заготовки в лак, но над этим можно работать.
Покрытие "серебрянкой" восстановлено полностью.
Крайние слева и справа на нижнем фото - "фонарики" в оригинальной заводской раскраске. Подновлено было лишь покрытие "серебрянкой".
Не минула реставрация и цоколей лампочек. Сразу было заметно, что от длительного пребывания в патронах центральные контакты цоколей оказались сплющенными, отчего при установке лампочки в гирлянду электрического контакта не было. У 3 из 15 лампочек контакты пришлось напаять. Очень похоже, что заводская пайка в то время осуществлялась обычным припоем, а он нетвёрдый и механичеси непрочный в сравнении с цоколями более поздних лампочек Е13-,5-016 и МН13-5-0,16. На фото ниже слева - цоколь в исходном состоянии, справа - после восстановления пайки.
Арматура гирлянды (т.е., провода и патроны) в реставрации особо не нуждалась. Была приклеена одна отломившаяся прищепка. "Родная" арматура использоваться не будет, вместо неё был приобретён старый "набор", остатки от ранней ЕГ-23 с металлическими прищепками на креплениях типа "шаровая опора" (более поздние, 58г.в., уже с такой же арматурой, на "негнущихся" втулках, соединяющих пластмассовую прищепку по типу бельевой с плафоном). Разобран (с трудом, т.к. патроны в плафонах посажены на краску - так же и у этой гирлянды) и пересобран на более тонких проводах НВ4 зелёного цвета с увеличенной до 50см. длиной между плафонами для удобства размещения на большой ёлке.
Небольшое добавление.
По результатам реставрации, по окончании сезона 2023-24г. несколько фонариков было решено перекрасить, т.к. тон получился слишком плотным. Витражи были смыты гелеобразной смывкой и сам собой нашёлся ответ на вопрос, а как же их красили на заводе? Предполагал, что окунанием в цапонлак и последующей раскраской серебрянкой. Но нет, после смывки разглядел внутреннюю поверхность и под серебрянкой даже следов лака не было видно. Выходит, витражи покрывали лаком плоской кистью в ширину витража, не задевая "переплётов". Действительно, широкая плоская, но вместе с тем тонкая кисть здесь подошла бы больше, чем обычная круглая, из-за которой приходилось долго "гонять" лак по поверхности, добиваясь его равномерного распределения.