ИТ-2 (Газосвет)
Этот внешне довольно неказистый и внутренне совсем несложный светильник я тем не менее считаю одним из наиболее ценных экземпляров в своей, так сказать, коллекции. Фактически я считаю его яркой частичкой облика Москвы из моего детства и юношества – 80-х годов прошлого века. Подобные домовые знаки, или «светящиеся номера домов», как их называли в обиходе, были установлены практически на каждом здании в черте города (каковой на тот момент считалась территория в пределах МКАД). Опыт путешествий по другим советским городам у меня был небольшой, но подобной практики – тотальной установки городских опознавательных знаков с подсветкой – я больше не встречал нигде. Знаю только, что это практиковалось в Ленинграде, но там домовые знаки были другого образца.
К сожалению, как это часто бывает, точная история этих световых указателей доподлинно неизвестна, поэтому изложу только известные мне сведения. Насколько я понимаю, тотальная подсветка номеров домов была принята в Москве задолго до появления таких светильников. Например, уже в первой половине 70-х практически все московские здания, включая новостройки, были оборудованы вот такими адресными табличками, верхняя часть которых (с лампочкой внутри) чем-то напоминала скворечник . Помню, как в начале 80-х я как-то набрался смелости сообщить управдому о том, что лампочка над номером нашей пятиэтажки в очередной раз перегорела и давно не работает. В ответ я услышал от него, что это не страшно: вместо старого номера дома скоро установят новое «электротабло». Как вы уже догадались, под таблом подразумевался именно такой светильник, как мы видим на этой странице
Изучение московской кинохроники позволяет прийти к выводу, что радикальная смена формата адресных указателей, как и многие другие городские улучшения, была приурочена к Олимпиаде-80, проводившейся в Москве. В первую очередь новыми табличками были оборудованы, конечно же, улицы в центре города и в районах размещения многочисленных олимпийских объектов. Насколько удалось установить, самое раннее появление новых домовых знаков датируется примерно 1978 годом. Таким образом, в эксплуатации они продержались более 20 лет – первые указатели нового (как его можно условно назвать, «лужковского») образца появились в Москве только в 1997 году. Соответственно производство «олимпийских» номеров домов продолжалось в течение практически всего этого периода.
Ну, довольно истории и совсем немного о конструкции. Как уже говорилось, она довольно примитивна: несущая часть корпуса выгнута из широкого (~10 см) алюминиевого профиля, образуя П-образную раму. К раме приклёпана задняя стенка из листового железа, на которой установлено два патрона Е27 (фото 2). С передней стороны на раме закреплены две направляющие в виде стальных уголков, совместо с краями самой рамы образующие пазы, в которые вдвигается рассеиватель – выпуклый лист молочного оргстекла с приклеенными к нему цифрами и/или буквами. Незамкнутый участок рамы стянут стальной поперечиной, на которой двумя винтами М6 крепится декоративная алюминиевая крышка (на фото она отсутствует, впрочем и в реальной эксплуатации эта деталь очень часто «терялась» ). Таким образом, в собранном виде светильник представляет собой замкнутый квадрат с алюминиевыми боковинами и светящейся выпуклой частью из оргстекла.
Насколько я понимаю, по первоначальной задумке оба патрона Е27 должны быть соединены параллельно для того, чтобы при перегорании одной из лампочек номер дома не погружался в полную темноту до её замены. Опять же, на практике чаще всего либо «в живых» оставался всего один из патронов, либо оба патрона включали в сеть последовательно, для увеличения срока службы ламп (остатки чего мы и наблюдаем на втором фото). За состоянием световых домовых знаков в советское время следили очень плохо: на многих домах они вообще не работали или вовсе были никуда не подключены. Там же, где они светились, внутри как правило была одна-единственная лампочка, нередко свободно висящая на проводках и включённая через диод. Ну что поделать, с культурой обслуживания у нас всегда были проблемы
Эти светильники (а у меня их имеется целых два, разных лет выпуска) не содержат ни намёка на заводской шильдик или прочую маркировку, что выдаёт их (полу)кустарное происхождение. Да и уровень исполнения вполне соответствует каким-нибудь не очень ответственным ремонтным мастерским. Однако в конструкции присутствуют детали, которые никак не изготовить «на коленке»: в первую очередь это рассеиватель и литые цифры из синего оргстекла. Причём эти элементы подозрительным образом унифицированы с аналогичными, использовавшимися в централизованном несветовом оформлении города тех же лет: аналогичное литьё из разноцветного оргстекла применялось для типовых вывесок магазинов, ателье и сберкасс. Этими вопросами занимался некий комбинат городской рекламы, что позволяет предположить, что и домовые знаки – его работа, навязанная городом «в нагрузку» к основному заказу. Впрочем, это всего лишь версия.
Как уже говорилось, световые знаки этого типа выпускались в течение 20 с лишним лет. В целом за это время конструкция почти не претерпела изменений, хотя имели место и отдельные вариации. Например, у самых ранних образцов ширина алюминиевой рамы была уменьшена за счёт увеличенной выпуклости рассеивателя, а у поздних появились установочные отверстия в задней стенке, усиленные специальными приваренными к металлическому листу шайбами. Внутреннюю часть задней стенки довольно долго красили почему-то в бурый цвет «под ржавчину», и только затем догадались делать её белой или желтоватой. Наибольшее число вариаций касалось, конечно же, букв и цифр. Наиболее простой вариант домового знака содержал только одну, две или три большие округлые цифры с номером дома (причём в последнем случае первая цифра всегда была 1). Эти цифры всегда были только заводского изготовления. В случае, когда дом имел дробный номер или несколько корпусов, уместить всю информацию становилось проблематично и приходилось использовать «шрифты» разного размера. Например, на показанном тут моём образце ниже номера дома мелким шрифтом зачем-то указан весь диапазон номеров домов соседнего квартала, в направлении возрастания. Так вот, этот «мелкий шрифт» уже был стандартизован значительно хуже, чем крупный. Цифры и буквы встречались как заводского, так и явно кустарного изготовления в соотношении примерно 50:50 (причём в последнем случае они явно выпиливались вручную ножовкой из листа синего оргстекла ). Качество пластмассы и особенно её приклейки было очень разным, в итоге часто попадались домовые знаки с частично отсутствующими символами, либо с цифрами, испачканными изнутри или полностью выцветшими.
Пожалуй, не будет преувеличением считать, что этот светильник является частичкой эпохи «развитого социализма» в Москве. Аналогичную конструкцию имели также некоторые световые вывески и подсвечиваемые щиты с информацией – если допустить, что к их происхождению причастен комбинат городской рекламы, всё встаёт на свои места. Правда при «нецелевом» применении вместо красивых выпуклых букв из пластмассы обычно использовали более простой вариант нанесения краски через трафарет. В настоящее время ничего этого практически уже нельзя встретить в Москве. Тотальная замена надомной информации, начавшаяся в 1997 году, полностью завершилась где-то через пять лет (а в настоящий момент уже началась следующая). Тем не менее, чудом или за счёт каких-то ещё обстоятельств советские домовые знаки кое-где ещё уцелели, например совсем недавно я обнаружил целую забытую богом улицу, на которой они всё ещё в строю. Хотя конечно, давно уже не подсвечиваются, да и к этой улице давно уже подбирается «прогресс»...
Дополнение от 17.06.2016: добавил две фотографии «по теме», сохранившийся у меня набор цифр от аналогичных знаков (фото 4), который даёт представление о начертании цифр, и несколько букв от советских несветовых вывесок (фото 5), по которым очевидно «родство» происхождения с домовыми знаками. Кстати, фотография с цифрами даёт представление о том, что в разное время они изготавливались из оргстекла разной прозрачности и разных оттенков, чёткой стандартизации явно не было.
Дополнение от 01.11.2016: пришлось пойти на некоторое нарушение правил, загружая последнюю картинку – домовой знак во включённом виде. К сожалению, это архивный кадр из VHS съёмки, поэтому качество уж такое, как есть. Но всё же лучше, чем ничего. Как только будут кадры получше качеством, заменим.