Pollumajandus valgusti 75W 250V (ПСХ) (Эстопласт (Estoplast))
В древнем детстве - году так в 1980 - я помню сеансы кино. Тьма, экран, и зелёные огоньки где-то сзади с надписью ВЫХОД. И каждый раз, проходя мимо этих светильников-указателей, я не понимал, что с ними. Нет, я видел, что это светильник ПСХ (по нашему, народному - лодочка - именно так их будут называть все электрики Латвии до развала совка), что плафон у него вымазан тупо зелёной масляной краской, но что-то с этим самим плафоном было не так. Он был ровным, не создавал бликов. Я думал, что киношники туда какого-то материала внутрь добавили, чтобы так получилось...
Но в один солнечный день я его увидел на улице Риги - высоко-высоко, белый молочный плафон! Как я его искал! Сколько подвалов и чердаков перелопатил! И один раз мне улыбнулось счастье в виде светильника ПСХ с таким плафоном. Но я ещё не знал главного - что меня ждало внутри него. Кроме его самой первой и единственной лампы производства Риги 1962 года (горелой), я увидел патрон. Теперь я с уверенностью могу говорить, что мы имеем дело с самим ранним светильником ПСХ. Это 1962 год, когда на Эстопласте их, скорее всего, освоили. И именно с таким патроном, ибо я находил и другие остатки развандаленных светильников с таким патроном этого года, но те были в ужасном состоянии и некомплектные. Изделия ещё более старых лет мне не известны. Патрон алюминиевый, с керамическим резьбовым вкладышем и контактной группой с подпружиненным средним контактом. Ножки светильника тоже другие - более слабые - видно на фото. Светильник не имеет фирменной надписи на рефлекторе - железка ещё прямая и какая-то совсем консервная - не очень светоотражающая, хотя светильник находился в комплекте с плафоном в идеальных условиях - на чердаке так высоко, что туда никто и не подумал залезать после неизвестного электрика-установщика. И ещё одна особенность - ни один из мною найденных светильников не имел ничего уплотняющего в пазу под плафоном. Есть подозрение, что у ранних версий такового не было вовсе. Сам плафон изначально прозрачный, потом химический травлёный изнутри. И ещё - очень похожие светильники в те времена выпускались в ГДР, но те могли иметь ещё и решётку поверх стекла - я думаю, тут понятно, кто у кого что слизал. А зная традиции ГДР, допускаю, что корни нашего славного ПСХ растут из времён Адольфа Алоизовича.
На последнем фото светильник работает с лампой накаливания 60Вт.