Сразу хочу пояснить смысл данной ветки, чтобы дальше она по возможности двигалась в том же ключе. Я люблю старые советские кинофильмы, действие которых происходит в те же годы, когда велась съёмка. Т.е. художественные фильмы про 50-е, снятые в 50-е, видовые короткометражки из 70-х, городские зарисовки 80-х и т.д. Люблю я их в основном за возможность погрузиться в атмосферу соответствующего времени, представить себя бродящим по тем улицам или живущим в тех квартирах, поностальгировать по детству, в общем за всё то, ради чего и снимается большинство фильмов – за те эмоции, которые они дарят.
Разумеется, мне далеко небезынтересно также то, что в числе прочего в кадр иногда попадает различная светотехника . Так как обычные, повседневные системы освещения для киношников представляют собой досадную помеху, в кадр они попадают достаточно редко (особое исключение – ночные съёмки без дополнительной подсветки, например виды праздничных улиц с иллюминацией и т.п.). Тем не менее, к счастью полностью "вычеркнуть" реальные светильники из кадра практически невозможно – в итоге мы и наблюдаем их время от времени. Что для нас, как посетителей Виртуального музея, особенно ценно – ведь мы видим их так сказать в родной обстановке, а не в виде вылизанного музейного образца, оторванного от окружающей действительности.
Начну, как водится, с себя. Уже какое-то время назад я организовал на другом сайте альбом "Из кинохроники et al(link is external)", где можно ознакомиться с общим смыслом затеи. Просмотрев очередной фильм и обнаружив в нём некие интересные кадры, я сохраняю этот видеофайл в специальной папочке, где и занимаюсь выдёргиванием отдельных картинок. Сегодня я в очередной раз проделывал эту операцию, и вот что накопал:
1. Жутко ностальгические на сегодняшний день светильники ШОД в школьном освещении. Именно такими они и запомнились: рядами воздушных пластинок-ламелей, подсвеченных отличающимися пастельными тонами разных люминесцентных ламп. Что-то воздушное было, когда смотришь на них с этого ракурса. Ну и обязательные "тёмные провалы", конечно же – ведь никто и никогда не следил за своевременной заменой... Что характерно, на этом кадре кажется, будто они и не освещают вовсе – т.к. основной свет создаётся спрятанными справа за кадром киношными прожекторами . А что поделать, чутьё у тогдашней киноплёнки было никакущее.
2. Светильники ТПБ01 в освещении кабин переговорного пункта. Похоже, что это было типовое решение! Хотя я, признаться, в детстве таких ни разу не встречал, хоть и бывал в переговорных пунктах приличное количество раз.
3. Светильники ЛПО16-40 в магазине одежды. В данном случае такое размещение вполне оправдано – люди рассматривают одежду, вывешенную на вешалках, поэтому свет должен падать сбоку. А вот чем было вызвано такое же размещение неимоверной кучи светильников ЛПО16-20 в одном из запомнившихся мне обувных магазинов – для меня до сих пор загадка.
4. Неизвестный торшерный светильник на пристани. К сожалению, его верхушка в кадр так и не попала. Сначала я подумал, что он разбитый, но выходит, что нет. Какие лампы там внутри – непонятно.
5. Занятный торшер-"гармошка" невыясненного пока типа. В 70-е такие частенько попадались в декоративном освещении курортных зон. Часто различные участки стекла были раскрашены в разный цвет. Что там внутри – опять же неясно, с такими размерами может быть что угодно, от ЛЛ соответствующей длины до гирлянды из ЛН или двух ДРЛ. Вот такой же светильник, установленный на газоне:
Решение красивое и интеллигентное, позаимствованное из западной практики. Но в наших азиатских условиях совершенно нежизнеспособное
Продолжение следует