Для тех, кто вдруг не знает, «гусаками» я называю семейство типовых железобетонных опор ("столбов") с бетонными же кронштейнами для светильников, типа вот таких:
«Гусаки» стали характерной малой архитектурной формой Москвы на период с конца 1950-х по конец 80-х годов, а кое-где их можно встретить в рабочем состоянии до сих пор. Хотя это большая редкость и они стремительно вымирают. Этой теме посвящён мой созданный в 2010 году альбом в фотогалерее ixbt, где запечатлено много уже не существующих сейчас экземпляров. Целью этой темы форума хочу поставить сбор и классификацию максимума информации об этой разновидности элементов уличного освещения – ведь на данный момент о них толком ничего не известно, даже официального наименования (которое наверняка у них было!).
Вначале немного о московских разновидностях. На фото выше представлена самая распространённая одиночная версия, которая встречалась чаще всего. Тем не менее, есть подозрение, что и у неё были вариации, отличающиеся длиной выноса кронштейна (но это пока не подтверждено). На втором месте – сдвоенная версия, отличавшаяся менее плавными формами:
Образец на этом фото малость поломанный, ну уж как говорится чем богаты, тем и рады . По крайней мере, в музее «Огни Москвы» он в ещё худшем состоянии:
Хотя при желании по городу ещё можно найти практически идеально сохранившиеся экземпляры.
Далее, существенно менее распространёнными были сдвоенные и счетверённые модели с чуть более вычурным дизайном:
Можно предположить, что это одни из первых вариантов такой конструкции, родом из 50-х или ещё более раннего периода.
Теперь немного об «ареале распространения» этих диковинных зверей. Первые два варианта одиночного и сдвоенного типов повсеместно встречались в Москве и городах Московской области, а также на отдельных территориях некоторых прилегающих областей (например, в Рязани). В прошлом году одиночные варианты «московского типа» были замечены участником масло в г. Орле, что было крайне удивительно.
«Гусаки» замечены также в Глазове, но они там, судя по всему, собственной разновидности, т.е. выпускались где-то по месту. Интересно, были ли у нас ещё места распространения и «вариации на тему» конструкции? Собственно, всё это и хотелось бы совместными усилиями выяснить.