«Стояночные огни» советских автомобилей


29 posts / 0 new
Last post
Dominique's picture
Dominique
«Стояночные огни» советских автомобилей

Давно хотел обсудить эту тему, интересовавшую меня с детства. Заметил тогда, что новые (на тот момент) машины имели занятные дополнительные огоньки, на первый взгляд не имеющие особого практического смысла. Разумеется, этим они становились только привлекательнее Give heart

Вот, например, «Москвич-408»:

«Москвич-412»:

«Москвич-2140»:

«Волга ГАЗ-24»:

«Волга ГАЗ-24-02»:

и даже «Запорожец ЗАЗ-968»:

Да и у ранних РАФ-2203 они также присутствовали, ещё не превратившись в габариты (а передних габаритов и вовсе ещё не было):

Хорошо помню, как в начале 80-х любил стоять на обочине шоссе и заниматься «споттингом» машин с такими фонариками. Их тогда попадалось сравнительно много, но было несколько «но»: иногда они попадались на машинах, где не были предусмотрены изначально (колхозинг, например на «Москвичах-427»), и практически никогда они не встречались во включённом состоянии. А на «Жигулях» любых моделей они и вовсе никогда не появлялись.

Очень расстроило, когда выяснилось, что все «новые» модели автомобилей (начиная примерно с 1980 г.) шли уже без этого артефакта. Например, поздний «Москвич-2140», «Запорожец ЗАЗ-968», «Волга ГАЗ-24-10», не говоря уже о более новых моделях. То есть это явление было очень и очень краткосрочным (ориентировочно с середины по конец 1970-х).

Взрослые, далёкие от автолюбительства, на все мои расспросы ничего внятного ответить не могли. Да и даже сосед по даче, владелец шикарной тёмно-синей «Волги» с вожделенными фонариками на задних стойках кузова, не только не знал, для чего они предназначены, но и не смог найти, где и как они включаются. В общем, это было сплошное расстройство Cray 2.

Уже в зрелом возрасте, дорвавшись до интернета, удалось выяснить, что это некие «стояночные огни», вроде бы предназначенные для обозначения места выхода водителя или пассажиров. Управляться должны были, соответственно, вручную и раздельно для левой и правой сторон кузова. До сих пор неизвестно, насколько достоверна эта информация. В связи с этим ряд вопросов к (возможным) знатокам:

  • что это всё-таки за огонёчки и каков порядок пользования ими? Иногда попадались машинки, сиявшие ими как габаритами, но это всё же были очень редкие исключения.
  • какие ещё советские машины были оборудованы подобной светотехникой?
  • наверняка их внедрение было связано с неким международным (=западным) стандартом, с каким? И почему это так быстро стало неактуально?
  • известны ли иностранные машины с аналогичными огнями? Какие?
Edited by: Dominique on 30.12.2024 - 20:26