«Хрустальная» 220/21 (МЭЛЗ)
Представитель знаменитого семейства "Хрустальных", одной из наиболее массовых гирлянд советского периода под специализированную "ёлочную" бесцокольную лампу Е13,5-0,06, родоначальницы многочисленных гирлянд с таким же патроном, но с различными плафонами.
Досталась с интернет-барахолки, в отличном состоянии. Даже было ощущение, что практически не использовалась, следы использования только на коробке. ЗиП также был на месте, и плафоны, и лампочки, завёрнутые в оригинальную бумагу. Лампочки тоже в бумажном пакетике, свёрнутом из листа бумаги, как раньше продавали в аптеках порошки. Следов старения пластика ни на плафонах, ни на патронах также нет, выглядят, как новые. Очевидно, гирлянда долго хранилась в комнатных условиях, без перепадов температур и влажности, за что спасибо прежним её владельцам.
В инструкции проштампована дата выпуска - 18.04.83г., дата упаковки на коробке - двумя днями позже.
Эта гирлянда отличается от своего первоначального варианта, "Хрустальной" 220/24. Здесь 21 плафон, благодаря чему она светит ярче, сами плафоны чуть длиннее, из-за чего "зубцы" более острые. Смотрится несколько изящнее даже, однако и оборачивается досадной проблемой: они более склонны обламываться при уборке гирлянды в коробку. Так и у меня получилось: как получил гирлянду и достал её в первый раз, увидел 2 или 3 обломанных "зубца" на дне коробки. Из-за более длинного плафона "носик" лампы не так высовывается из него наружу, как у 220/24.
На фото 3 - плафон 220/24, с более толстыми светло-зелёными проводами и 220/21 - сверху. На фото 4 - плафоны 220/24 (внизу) и 220/21. Цвета ламп те же: красный, розовый, жёлтый и синий, ЕК, ЕР, ЕЖ и ЕС соответственно. Зелёный для "Хрустальных" МЭЛЗа традиционно отсутствует, да и нет в нём необходимости: года 3 назад покрасил лампочку зелёным, но не сказать, что она вписалась в общую гамму этой гирлянды. В прошлом сезоне заменил на синюю, подобрав цвет лака, синих как раз не хватало. И жёлтых. Зато было засилье розовых. Тон синего несколько отличается от тех, что были в ЗиПе 220/24, там они имеют зеленоватый оттенок (крайняя справа на фото 8), да и старые лампы сами несколько длиннее. Расстояние между плафонами такое же, как и у 220/24 - около 22см. Очевидно, с учётом зачистки концов, провод нарезался по 25см. Сетевая вилка - разборная, что позволяет без проблем вешать гирлянду на карниз штор как неизменный уже несколько лет элемент новогоднего декора.
Конструкция патрона - на фото 5,6. Стоит отметить, что контакты здесь не припаяны, а зачищенный провод просто обёрнут вокруг. Так сделано и у "родоначальницы" (220/24), но там форма контакта другая, "с вырезом" (фото 5,6 - справа). Впрочем, проблем это не создало, контакт всюду надёжный. Отсутствие пайки сохраняет гибкость и подвижность проводов, они не обламываются в месте пайки, когда подвергаются изгибам в процессе эксплуатации. У 220/24 также патрон несколько длиннее. К слову, точно такой же патрон с контактами и у похожей гирлянды "Льдинка", которая, очевидно, имеет общее начало с "Хрустальными".
Поскольку запасных лампочек немного и все они были красными, поэкспериментировал с подбором цвета лака для неё. Оказалось, что оранжевый витражный лак Marabu GlasART (на неводной основе) практически идеально "попадает" в жёлтый (фото 7). Алый Glasart похож на красный, а вот синий получился случайно и это был не витражный лак, который неизменно даёт фиолетовое свечение на просвет. Долгое время пользовался цапонлаком из известного магазина радиодеталей, пока не прочитал про витражные лаки. Синий оттуда не нравился, не помог и эксперимент с разбавлением его бесцветным, пока в недрах рабочего стола не наткнулся на засохшую ручку "Pilot" с половиной синего стержня. Прежде, чем выбрасывать, решил поэкспериментировать с ним. Паста хоршо разошлась в растворителе 646, не "свернулась". После добавления бесцветного лак был готов, но это был ещё не тот лак. "Тот" получился, когда я слил остатки этой смеси с остатками синего: хуже ему уже не стало бы. Тон там был ослаблен и, чтобы покрасить лампочку наносить его приходилось в 3-4 приёма с просушками каждого слоя. Но, тон получался "самый тот", фото 8. Свечение такой лампочки не отличить от оригинальной у 220/21 (на последнем фото). На лампочках МН13,5 такой лак выгорает за 1-2 новогодних сезона, но Е13,5-0,06 греются куда как меньше и за 6 сезонов эксплуатации там ничего перекрашивать не пришлось. GlasART некоторых цветов более густой и вязкий, что, например, заметно на свежеокрашенной оранжевой лампочке и нуждается в разбавлении растворителем. Растворитель, к сожалению, у него свой, оригинальный и сейчас практически недоступен. Как и большинство интересных цветов этого лака. Пишут, что этот лак на алкидной основе, а для таких лаков характерно, что при загустевании они превращаются в гель, который крайне трудно размешать до гомогенного состояния даже на "родном" растворителе. Плёнка засохшего лака уже через несколько часов не "берётся "растворителем, как с цапонлаком, который легко удаляется хоть через 70 лет. Её придётся удалять смывкой для краски.
С розовым оказалось ещё тяжелее. Красный цапонлак тоже содержит мало красителя и к тому же более жидкий. При нанесении в 3-4 приёма последующий слой растворяет предыдущие и поверхностное натяжение стягивает лак с мест сопряжения цилиндрической и конических частей колбы. "Носик" её потом можно окунуть в лак ещё, но окраска получается всё равно неравномерной. Но, к счастью, в розовых лампочках недостатка нет. При окрашивании лампочку не стоит опускать в лак полностью, иначе, он может потечь по выводам, запачкать их и не только. Белый свет при этом будет "проскакивать", но строго вниз, что видно на фото 8 у синих лампочек. Этот свет уйдёт в патрон и картины не испортит.
Запасные лампочки к этим гирляндам на момент выхода этой статьи на барахолках не дефицит, хоть цена на них и завышена. Если есть возможность проверить это, стоит выбирать лампочки советского периода выпуска - их характеристики стабильнее. Неиспользованные легко отличить по отсутствию изгибов концов токовых вводов: при установке в плафон они разгибаются наружу и восстановить после этого их первозданную прямоту уже невозможно.