Светодиодные светофоры на ЖД


7 posts / 0 new
Last post
Timoxa's picture
Timoxa
Светодиодные светофоры на ЖД

Сегодня светодиодные светофоры практически везде: они управляют движением автомобилей и пешеходов практически во всех городах. Железная дорога не осталась в сторонке, несмотря на то, что там подобные штуки в новинку. Сейчас там почти все светофоры ламповые: они известны многим поколениям работников службы автоматики, неприхотливы к обслуживанию, меняй лампу если сгорит основная спираль и включится резервная (или меняй по времени), да подкрашивай иногда. Встретить светодиодные светофоры можно далеко не везде, это объясняется их высокой ценой в сравнении с новыми ламповыми, а также жадности руководства, лучше опять построить виллу. Да и машинисты недолюбливают их из-за чрезмерной яркости, бьющей в глаза ясной ночью...

Но есть места, где новинка очень хорошо прижилась. Это железнодорожные переезды. Сегодня даже на частных железных дорогах переездные светофоры светодиодные, не говоря уж о РЖД. Именно о переездных светофорах далее пойдёт речь. Думаю не надо объяснять важность этих светофоров для безопасности дорожного движения и сохранности человеческих жизней. Из-за мигающего режима работы лампы в переездах склонны к быстрому износу нити накала. Поэтому, если контроль целостности остальных ламп на ЖД осуществляется только при горении лампы сигнала (ток есть - лампа исправна), то красных ламп (не только на переездах) всегда. Просто когда лампа не горит, через неё пропускается малый ток, недостаточный для накала нити, но достаточный для удержания огневого реле (включается катушкой последовательно с лампой для контроля) включенным. Ламповые (по научному линзовые) светофоры могли разбить вандалы или внезапно сгореть, в результате чего мигающий красный свет станет менее заметным. Светодиоды не боятся частых включений-выключений, а светодиодные светофоры умеют пропускать через себя малый ток для контроля. Всего производителя таких светофоров в России два: Транс-Сигнал и Армавировский электромеханический завод (АЭМЗ). Вот как выглядят светофорные головки производства Транс-Сигнала:

Корпус из крышки-рассеивателя с внутри установленными корпусными красными светодиодами (в новых вариантах светодиоды SMD). Любопытный факт: в головке белого цвета меньшее количество светодиодов, чем в красной, что связано с мощностью одного светодиода. Транс-Сигнал завоевал популярность почти на всех переездах и переходах: есть версия с человечком, прямо как на автомобильной дороге. Возможно, это объясняется меньшей ценой в сравнении с головками АЭМЗ, а также простой схемы управления. Вот схема переездной головки Транс-Сигнала, взятая из паспорта:

Входное напряжение выпрямляется диодным мостом, если напряжение достаточно, стабилитрон VD1 открывает транзистор VT1, тот в свою очередь закрывает VT2 подтягивая отрицательный потенциал к его базе, и ток через шунтирующее сопротивление R4 не идёт. Линейный стабилизатор напряжения на стобилитроне VT4 обеспечивает стабильную яркость горения. Если напряжение питания недостаточно, то на базе транзистора VT2 оказывается положительный потенциал через R3 (VT1 закрыт), VT2 открывается и подключает к линии питания мощный резистор R4, шунтирующий схему в режиме контроля целостности лампы. При низком напряжении питания в режиме контроля светодиодный модуль имеет низкое сопротивление, прямо как лампа накаливания...

А вот так выглядит светофорная головка производства АЭМЗ, который очень известен по обычным линзовым светофорам (фото из Ютуба):

Сразу бросается в глаза отсутствие рассеивателя, а также то, что прозрачной осталась только крышка. Если Транс-Сигнал выпускает переездную головку белого цвета, то АЭМЗ не стал заморачиваться этим, продолжая выпускать красные переездные светофоры. На переездах их можно встретить довольно редко, а в исполнении для поездов ещё реже. Всё потому что дорого обходится производство таких светофоров на заводе, привыкшем выпускать ламповые. Схема в них намного сложнее, в чём мы убедимся далее на обзоре головки АЭМЗ.


Продолжение следует...

Edited by: Dominique on 30.12.2024 - 20:29